Схема подключения электролебедок
Работа с электрической лебедкой сопряжена с определенными рисками и относится к категории опасных занятий
Эксплуатировать приспособление следует с максимальной осторожностью и внимательностью, с четким соблюдением требований инструкции по эксплуатации. Прежде чем приступить к использованию грузоподъемного устройства, следует внимательно изучить схему подключения, подсоединить все провода в указанной последовательности
Если планируется подключение к сети 220В, к монтажной колодке будет крепиться 3 провода (фаза, ноль, заземление). При подключении электрической лебедки для подъема к трехфазной системе, потребуется присоединение 4 проводов (3 фазы и ноль). Если после подключение механизма, вращение барабана происходит в другую сторону, это означает, что 2 крайних провода из имеющихся трех, на которых подключена фаза, нужно поменять местами. От правильности подключения механизма зависит корректность его работы.
Особое внимание следует уделить состоянию грузозахватных элементов, канатов, тросов. При наличии деформаций, трещин или признаков износа, тросы придется заменить
Крюк каната должен располагаться вертикально над грузом. Перед тем, как включить устройство, нужно убедиться в том, что в рабочей зоне нет посторонних, надежны точки крепления, рычаг включения приведен в нерабочее положение. Исправность тормозного устройства проверяют на холостом ходу. Запрещено изменить направление хода до полной остановки оборудования. Расстроповка груза должна выполняться после полного его опускания и закрепления.
Проводить ремонт и техническое обслуживание лебедки во время работы категорически запрещается. Нельзя оставлять включенную электрическую лебедку без присмотра. Если самостоятельно разобраться в подключении и особенностях использования грузоподъемного оборудования сложно, следует заручиться помощью более опытного специалиста.
Краткая историческая справка
Лебедки существуют с древнейших времен. На заре истории человечества механизм лебедки приводился в движение исключительно мускульной силой, но с развитием техники появились и лебедки с механическим приводом. Поначалу механический привод был паровым, затем на базе двигателей внутреннего сгорания и, наконец, совсем недавно (по историческим меркам) появились электрические лебедки, отличающиеся от предшественниц компактностью и удобством в применении. Правда и ручные лебедки не ушли окончательно в прошлое. Они модернизировались и продолжают активно использоваться и в наше время. Лебедка может использоваться как самостоятельно, так и в составе более сложных грузоподъемных механизмов. К примеру, возможно применение лебедки совместно с полиспастами для подъема и перемещения различных строительных конструкций. Или применение монтажной лебедки как комплектующей для мачтовых подъемников. Также лебедки входят и в конструкцию грузоподъемных кранов (козловых или башенных) и многих других подъемных механизмов.
Современные лебедки подразделяются на ручные (с ручным приводом) и электрические (с электрическим приводом). Для того чтобы поднять груз целесообразно применять электрическую лебедку с так называемой жесткой связью (то есть с зубчатыми передачами между двигателем лебедки, ее тормозом и барабаном). Существуют также и фрикционные лебедки. Так называют лебедки, у которых связь между канатом и барабаном фрикционная. Такой тип лебедок не применяется как самостоятельный механизм для грузоподъемных работ. В настоящее время электрические лебедки фрикционного типа сохраняются только как комплектующие кранов с групповым механическим приводом от одного двигателя.
Виды лебедок
На сегодняшний день производителями разработаны следующие виды лебёдок:
- ручные;
- электрические;
- тяговые;
- маневровые;
- скреперные;
- буровые;
- автомобильные.
Каждый из них обладает своими конструктивными особенностями. Они подразделяются на двух и многобарабанные лебёдки.
Первый вид обладает рычажным механизмом, который вручную приводит в движение барабан с намотанным канатом. Этот механизм имеет штангу или барабан с закреплённым рычагом. Принцип работы таких систем основан на протягивании каната через механизм с наматыванием его на барабан. На конце каната закреплен грузозахватывающий механизм (например, крюк).
В электрических устройствах весь механизм осуществляет движение с помощью электрического двигателя. Это значительно расширяет технические возможности, позволяет перемещать более тяжёлые грузы.
Тяговые агрегаты крепятся к горизонтальной или вертикальной поверхности и используются для проведения различного вида строительных и монтажных работ. С их помощью формируются строительные подъёмные устройства.
Маневровая лебёдка применяется на железнодорожном транспорте для перемещения вагонов на небольшие расстояния. Они бывают электрические или пневматические с одним или двумя барабанами.
Буровые лебёдки используются на буровых площадках при установке или снятии обсадных труб. Скреперные системы устанавливаются на карьерах для перемещения массивов горной породы при добыче полезных ископаемых.
Главным преимуществом применения подобных устройств является возможность замены сложных и дорогостоящих подъёмных и транспортных механизмов.
Основное предназначение механизма
Универсальность лебёдки в первую очередь нужна владельцам внедорожников, а также в строительстве и частном хозяйстве. Ни для кого не секрет, что многие экстремалы предпочитают ездить по дорогам, где нет и следа от городского комфорта и асфальта. Но сложные просёлочные дороги могут доставить множество хлопот неопытному водителю. Если в багажнике имеется лебёдка, то любая преграда на пути будет легко устранена. Стоит отметить, что некоторые машины с повышенной проходимостью изначально уже оснащены таким механизмом, который в основном установлен на переднем бампере.
Если же автомобиль не имеет такого приспособления, то его можно приобрести в специализированном магазине и самостоятельно установить на транспортное средство. Но можно сэкономить деньги и сделать самодельную ручную лебёдку, ведь многие профессионалы уже давно успешно эксплуатируют такой агрегат. Кроме того, можно создать автоматическую модель, которая будет работать за счёт обычного стартера. Те, кто уже успел опробовать заводские модели и перешёл на самодельное устройство, утверждают, что сделанная своими руками мотолебедка получается более надёжной, нежели хорошо разрекламированные аналоги.
Как выбрать ручную лебёдку
При выборе ручной лебёдки следует обратить внимание на следующие параметры:
- создаваемое тяговое усилие;
- длина каната или троса (канатоёмкость);
- материал корпуса;
- конструкция тормозного механизма;
- механизм привода (барабанный или тяговый);
- количество закреплённых крюков;
- собственный вес;
- надёжность производителя.
По первому показателю простые модели с рычажным приводом способны обеспечивать перемещение груза не более 600 кг. Более совершенные имеют величину этого показателя до 3000 кг. При выборе необходимого устройства (в том числе и ручного) необходимо задавать определённый запас тягового усилия.
Для большинства ручных конструкций длина намотанного каната варьируется от 2 м до 5 м. Отдельные модели имеют барабан с канатом до 15 м. При выборе ручной лебёдки целесообразно остановить свой выбор на агрегате с фрикционным тормозом или двухсторонним храповиком. Вес ручных конструкций достигает 15 кг. Если необходим подъём или перемещение небольших грузов лучше подобрать изделие полегче, например, от 3 кг до 7 кг. Облегчённые варианты изготовлены из алюминиевого сплава. Отдельные модификации ручных конструкций имеют не два, а три крюка. Это позволяет при использовании дополнительного блока с роликом создать двойную ветвь каната увеличив тяговое усилие.
После определения всех необходимых параметров следует внимательно изучить степень надёжности и отзывы о компании производители. Следует доверять только хорошо зарекомендовавшим себя компаниям, работающим длительное время на рынке производства и реализации подъёмного оборудования.
Лебедки с ручным приводом
Лебедки с ручным приводом применяют в основном как вспомогательное оборудование, когда осуществляется вертикальное, горизонтальное или наклонное перемещение грузов во время монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Они могут быть однобарабанными или рычажными (без барабана).
Рис.1 Барабанная лебедка с ручным приводом |
В корпусе барабанной лебедки (рис.1), состоящем из двух боковин, соединенных стяжными болтами, монтируются валы, на которых расположены гладкий грузовой барабан, передаточный механизм (зубчатые колеса) и грузоупорный автоматический тормоз. Подъем и опускание груза производятся вращением вручную одной или двух рукояток, насаженных на приводной вал. Для ускоренного подъема легких грузов ручные лебедки выполняют двухскоростными. Изменение скорости подъема производится перемещением вдоль оси приводного вала блока шестерен.
Автоматический грузоупорный тормоз, состоящий из храпового останова и дискового тормоза, обеспечивает торможение барабана при опускании груза и мгновенную остановку его, если рабочий отпустит рукоятку привода лебедки. Так как грузоупорный тормоз расположен на втором валу, переключение скоростей возможно при поднятом грузе.
Лебедки выполняются в напольном и настенном вариантах.
Рис.2 Ручная рычажная лебедка |
Сферой использования ручных рычажных лебедок (рис. 2) является перемещение грузов при монтажных и демонтажных работах, в складских помещениях, для буксировки автомобилей и т.п. Данные механизмы характеризует высокая надежность и простота в эксплуатации, возможность работы в любом пространственном положении, небольшие габариты и масса, полная автономность и универсальность. Они могут функционировать в любых условиях и не требуют каких-либо подготовительных работ.
Принцип работы лебедки основывается на протягивании каната через тяговый механизм с помощью специальных сжимов, поочередно зажимающих канат и продвигающих его таким образом в соответствующем направлении.
Электрическая лебедка: принцип действия и особенности подбора
Электрические лебедки являются одними из самых распространенных тяговых механизмов. Они нашли широкое применение в разных сферах, включая строительство и промышленность. Кроме того, без них не обойдется ни один автомобилист, который любит езду по труднопроходимым участкам дороги. Об особенностях такой техники мы и поговорим сейчас.
Из чего состоит электрическая лебедка
Из основных составляющих элементов устройства стоит выделить:
электромотор. Силовой агрегат приводит всю конструкцию в действие. Мощность двигателя напрямую влияет на грузоподъемность и скорость подъема устройства;
барабан. Во время работы механизма на барабан наматывается трос. От емкости барабана зависит, на какую высоту лебедка способна поднять груз;
понижающий редуктор. Отвечает за плавность намотки троса. С его помощью можно замедлять обороты мотора и регулировать плавность тяги;
раму. Выступает в роли опорной конструкции лебедки
Некоторые недооценивают важность этого элемента, в то же время, его прочность влияет на надежность работы всей системы;
тормоз электродвигателя. Рядом с мотором находятся тормозные диски, с помощью которых можно зафиксировать трос в нужном положении;
канат
Несмотря на простоту устройства каната, его прочность и диаметр влияют на способность механизма работать с разными грузами. Высокое качество каната существенно повышает уровень безопасности при работе с грузоподъемной техникой;
пульт управления. С его помощью можно запустить механизм, изменить скорость подъема, зафиксировать груз и т. д.
Принцип работы электрической лебедки достаточно простой: в моторе электрическая энергия преобразуется в силу тяги, затем канат начинает навиваться на барабан. Наличие тормозного устройства предотвращает обратное движение барабана, а также дает возможность зафиксировать груз.
Разновидности устройств
Классифицировать электролебедки можно по разным критериям:
- необходимое питание. Прежде всего, механизмы могут работать от бытовой сети и от электрической сети на 380 В. Кроме того, бывают и лебедки на 12 вольт, а также другие устройства, работающие от автомобильного аккумулятора;
- способ монтажа. Установки бывают переносными и стационарными. Первые весят до 40-50 кг, так что их легко переносить, в то время как вторые отличаются большей мощностью, в результате чего подходят для интенсивных работ;
- принцип действия (устройства могут быть гидравлическими, червячными и т. д.);
- конструктивные особенности (на одну или несколько скоростей, одно- и многобарабанные).
Важность инструкции по эксплуатации электрической лебедки
Независимо от того, вы собираетесь приобрести автомобильную лебедку, лебедку на 220 вольт, или же любое другое похожее устройство, до начала работ необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации такого механизма. В ней содержится информация о технике безопасности, правилах хранения, транспортировки и эксплуатации техники, а также другая полезная информация, которая поможет продлить срок службы механизма и избежать различных непредвиденных происшествий.
На что обращать внимание при выборе устройства
Перед тем, как выбрать электрическую лебедку, стоит обратить внимание на такие параметры:
- грузоподъемность;
- скорость подъема;
- длина и диаметр троса;
- мощность мотора;
- габариты и вес модели;
- необходимое рабочее напряжение.
Современный рынок предлагает достаточно большое количество разнообразных механизмов, так что вы сможете подобрать для себя оптимальный вариант.
На что следует обращать свое внимание, выбирая лебедку
Ответить на вопрос, какая лебедка лучше однозначно невозможно. У каждой из конструкций имеются свои достоинства, и недостатки. Механизм рычажных лебедок сложнее, точнее – они имеют более сложную конструкцию механизмов фиксации троса.
Кроме того, к раме, на которой монтируют рычажный механизм лебедок, предъявляются повышенные требования: на нее ложится вся нагрузка, она должна быть сделана особенно тщательно и из прочных сплавов.
Если вы выбираете лебедку для легкового автомобиля, то знайте, что тяговые характеристики должно быть порядка одной тонны – в этом случае у вас будет необходимый запас по мощности, что позволит вытаскивать грузы под некоторым углом.
Обращайте особое внимание на механизмы фиксации и укладки троса – от их качества будет зависеть ваша безопасность. Смотрите на устройство зацепа, оно должно быть удобным и качественным
Вообще, лучше отдать предпочтение конструкциям от известных производителей, которые дают гарантию на свою продукцию и обеспечивают их необходимыми сертификатами качества и надежности.
Использование ручной лебёдки
В основном ручные лебёдки изготавливаются следующих видов:
- барабанные;
- рычажные;
- монтажно-тяговые.
Ручные агрегаты применяется на строительных площадках, складских помещениях, автомобильных и домашних мастерских, загородных домах. Первый тип используется для подъёма, опускания, перемещения груза небольших габаритов с ограниченной массой Источником движения служит вращение барабана вручную. Корпус изделия должен быть жёстко закреплён к выбранной поверхности.
Монтажно-тяговые агрегаты конструктивно отличаются от барабанных и рычажных устройств. В них могут использоваться канаты или стропы любой длины. Принципом работы является протягивание каната через механизм в заданном направлении. Одним из вариантов такого устройства является так называемая червячная лебёдка. В ней используется зубчатая передача с оборотным усилием. Основным недостатком таких систем является повышенный коэффициент трения, создаваемый между зубчатым колесом и червячным винтом. Это обстоятельство приводит к быстрому износу всего механизма.
Все конструкции с ручным приводом применяются как вспомогательное (дополнительное) грузоподъёмное оборудование. Особенно в тех случаях, когда имеется ограничение свободного пространства.
Классификация ледок в зависимости от назначения
В зависимости от того, где применяются лебедки и для каких целей можно разделить их на несколько типов:
- Тяговые используются для перемещения различных грузов на предприятиях, складах или строительных объектах;
- Маневровые необходимы для перемещения железнодорожных вагонов на территории предприятий или участках разгрузки;
- Монтажные применяются для удержания и перемещения грузов при выполнении работ по сборке или разборке различного оборудования;
- Малогабаритные используются в быту или на стройплощадках при небольших объемах работ;
- Скреперные находят применение в местах разработки месторождений полезных ископаемых. Они используются для транспортировки добытой породы.
Сравнительная характеристика лифтовых лебедок различного конструктивного исполнения — часть 1
3.2.
Лебедки лифтов имеют конструкцию в значительной степени аналогичную конструкции электрореверсивных лебедок грузоподъемных машин производственного назначения. Их конструкция традиционно включает канатоведущий орган, редуктор, тормоз и электродвигатель, смонтированные на опорной раме. Однако конкретная реализация конструкции узлов лифтовой лебедки может иметь особенности, связанные со спецификой применения и назначением лифтового оборудования .
Конструкция лифтовой лебедки должна обеспечивать: безопасность применения, надежность и безотказность работы; бесшумность и низкую виброактивность; допустимый уровень ускорений и требуемую точность остановки кабины. В целях снижения трудоемкости технического обслуживания и ремонтных работ конструкция лебедки должна иметь минимальную массу и габариты.
Разнообразие условий применения и широкий диапазон параметров эксплуатационных характеристик лифтов предопределяет и значительное разнообразие конструктивных решений лебедок.
Лифтовые лебедки можно классифицировать по следующему ряду характерных признаков.
По типу канатоведущего органа: барабанные и с канатоведущими шкивами (КВШ).
По характеру кинематической связи приводного двигателя с канатоведущим органом: редукторные и безредукторные.
По типу применяемого редуктора: с глобоидными и цилиндрическими червячными передачами; с планетарными и волновыми передачами.
По наличию системы точной остановки: с системой точной остановки; без системы точной остановки.
По типу привода: с электроприводом переменного или постоянного тока; с приводом от гидродвигателя вращательного типа.
Характерные кинематические схемы лифтовых лебедок с КВШ приведены на рис.3.1.
Рис.3.1. Кинематические схемы лифтовых лебедок с КВШ а) с червячным редуктором; 1 — КВШ, 2 -редуктор червячный, 3 — соединительная муфта с тормозным шкивом, 4 — колодочный тормоз, 5 — электродвигатель; б) безредукторная лебедка скоростного лифта; 1 — КВШ, 2 — колодочный тормоз, 3 — тихоходный двигатель постоянного тока; в) лебедка с микроприводом; 1 -КВШ, 2 — редуктор червячный, 3 — соединительная муфта с тормозным шкивом, 4 — колодочный тормоз, 5 — основной двигатель привода лебедки, 6 -управляемая фрикционная муфта сцепления, 7 — электромагнит управления муфтой, 8 — редуктор микропривода, 9 -соединительная муфта, 10 — двигатель микропривода
Требования компактности делает целесообразным использование быстроходных электродвигателей в лебедках обыкновенных лифтов массового применения.
Для передачи движения от быстроходных двигателей к канатоведущим органам применяются зубчатые или более компактные червячные передачи.
Зубчатые передачи планетарного типа могут составить конкуренцию червячным по компактности и КПД, несомненно уступая им по уровню шума, виброактивности и стоимости изготовления.
В условиях применения, где не предъявляются жесткие требования по минимизации уровня шума, но необходима повышенная компактность и КПД, успешно используют лебедки с планетарными редукторами, встроенными в КВШ или выполненные в виде отдельного редуктора. Примером такой конструкции может служить лебедка отечественного производства с планетарным редуктором, встроенным в КВШ (рис.3.2). Приводной двигатель и колодочный тормоз на рис.3.2 не показаны.
Как выбрать ручную лебёдку
При выборе ручной лебёдки следует обратить внимание на следующие параметры:
- создаваемое тяговое усилие;
- длина каната или троса (канатоёмкость);
- материал корпуса;
- конструкция тормозного механизма;
- механизм привода (барабанный или тяговый);
- количество закреплённых крюков;
- собственный вес;
- надёжность производителя.
По первому показателю простые модели с рычажным приводом способны обеспечивать перемещение груза не более 600 кг. Более совершенные имеют величину этого показателя до 3000 кг. При выборе необходимого устройства (в том числе и ручного) необходимо задавать определённый запас тягового усилия.
Для большинства ручных конструкций длина намотанного каната варьируется от 2 м до 5 м. Отдельные модели имеют барабан с канатом до 15 м. При выборе ручной лебёдки целесообразно остановить свой выбор на агрегате с фрикционным тормозом или двухсторонним храповиком. Вес ручных конструкций достигает 15 кг. Если необходим подъём или перемещение небольших грузов лучше подобрать изделие полегче, например, от 3 кг до 7 кг. Облегчённые варианты изготовлены из алюминиевого сплава. Отдельные модификации ручных конструкций имеют не два, а три крюка. Это позволяет при использовании дополнительного блока с роликом создать двойную ветвь каната увеличив тяговое усилие.
После определения всех необходимых параметров следует внимательно изучить степень надёжности и отзывы о компании производители. Следует доверять только хорошо зарекомендовавшим себя компаниям, работающим длительное время на рынке производства и реализации подъёмного оборудования.
Типы лебедок
Во время монтажных, строительных или ремонтных работ используется различное оборудование для подъема грузов. Но очень часто приходится не просто поднимать груз вертикально, а перемещать его по горизонтали. В таких случаях на помощь приходят лебедки – механические устройства для вертикального и горизонтального перемещения грузов. Используя это приспособление, можно вытащить машину, застрявшую в грязи, подтянуть станок, пришвартовать судно или, к примеру, передвинуть тяжелые бетонные блоки.
Лебедки бывают ручные и электрические. Каждые типы лебедок имеют свои достоинства и недостатки.
Ручная лебедка рычажного типа используется в быту и при выполнении несложных монтажных работ. Она имеет небольшие габариты и функционирует без жесткого закрепления на поверхности. Ручную рычажную лебедку, благодаря маленьким размерам, легко установить в труднодоступном месте.
Ручная лебедка барабанного типа действует по принципу наматывания троса на барабан. Она состоит из корпуса, зубчатого барабана, двух подшипников и рукоятки. Устройство используется для выполнения простых работ, позволяет поднимать грузы на уровень роста человека и обеспечивает двойное тяговое усилие.
Ручная лебедка червячного типа имеет в конструкции «винт Архимеда» (червяк). Ее преимущество в миниатюрных размерах, многообразии способов крепления и надежности.
Монтажно-тяговый механизм является одним из типов лебедки. Он работает по принципу рычага и предусматривает в конструкции «кулачки». Трос натягивается в нужном направлении и проходит через кулачки, перемещая груз. Преимущество в том, что можно использовать трос любой длины.
Малогабаритная электрическая лебедка отличается небольшим весом (до 40 кг), легкой транспортировкой и работает от сети 220 В. В зависимости от конструкции, ее можно установить стационарно на балку или на подвижную каретку. Грузоподъемность малогабаритных лебедок ограничена полутора тоннами.
Малогабаритная планетарная лебедка имеет в конструкции редуктор планетарного типа (ведущее колесо и ведомые колеса). При небольших габаритах и весе она обеспечивает достаточную мощность для подъема автомобилей.
Монтажная лебедка, работающая от электричества, относится к промышленному оборудованию, применяется при строительстве и монтажных работах. Вес таких устройств — от 250 кг.
Тяговая лебедка выполняет подъемные и транспортные функции. Высокая мощность этого оборудования предназначена для обеспечения большого тягового усилия. К примеру, с их помощью можно перемещать тележки для строительных кранов.
Надежная и мощная электрическая лебедка обеспечивает большую скорость перемещения груза, а для ее использования не требуется физической силы.
Сравнительная характеристика лифтовых лебедок различного конструктивного исполнения — часть 2
3.2.
В мировой и отечественной практике лифтостроения наибольшее распространение получили конструкции лебедок с червячными передачами и КВШ.
КВШ может устанавливаться на тихоходном валу консольно (рис.3.1), на трехопорном или двухопорном валу с выносной опорной стойкой (вариант установки показан пунктиром на рис.3.1а).
Пролетная схема установка КВШ возможна в случае применения цилиндрической зубчатой передачи или червячного редуктора с цилиндрическим червяком.
При применении глобоидного червячного редуктора пролетная установка КВШ практически невозможна из-за чрезвычайно высокой чувствительности этого редуктора к, точности сборки.
Рис.3.2. Лебедка с планетарным редуктором, встроенным в КВШ 1 — опора, 2 — КВШ, 3 — приводной вал редуктора, 4 — планетарный редуктор
Характерным примером конструкции лифтовой лебедки с цилин-дрическрй червячной передачей и пролетной установкой КВШ может служить лебедка фирмы КОНЕ (Финляндия) для грузового лифта грузоподъемностью 2000 кГ (рис.3.3). При трехопорной схеме установки КВШ сборку лебедки целесообразно производить в заводских условиях с соответствующим контролем точности. Практика применения таких лебедок показала, что снижение точности сборки может приводить к преждевременному разрушению тихоходного вала с весьма серьезными последствиями.
Пролетная установка КВШ обеспечивает большую устойчивость конструкции лебедки и позволяет уменьшить габариты подшипниковых узлов тихоходного вала редуктора.
При использовании глобоидных червячных передач, консольная установка КВШ является единственно возможным решением.
В настоящее время отмечается устойчивая тенденция использования лебедок с отклоняющим блоком, позволяющим существенно уменьшить диаметр и массу КВШ.
Наличие отводного блока позволяет проще приспосабливать лебедку к лифтам с различным соотношением размеров кабины в плане.
Заметному снижению массы и габаритных размеров лебедки способствует применение высокооборотных электродвигателей и системы мотор — червяк.
Примером таких решений могут служить конструкция лебедок отечественного производства (АО КМЗ) (рис.3.4). Лебедки рассчитаны для работы с отводными блоками.
При нижнем расположении червяка обеспечиваются хорошие условия смазки, но возникают проблемы с утечкой масла через уплотнительные узлы червячного вала.
Заметному снижению массы и габаритных размеров лебедки способствует применение высокооборотных электродвигателей и системы мотор — червяк с верхним расположением червяка.
Верхнее расположение червяка исключает возможность утечки масла, но ухудшаются условия смазки в зацеплении при пуске после длительного бездействия лебедки. Этот недостаток частично компенсируется применением двигателя с повышенной частотой вращения ротора (рис.3.46).
Весьма компактную конструкцию имеет лебедка с вертикальным расположением червяка, которая применяется фирмой ОТИС и производится совместным предприятием Щербинка-ОТИС (рис.3.5).
Вертикальная установка червяка обеспечивает хорошие условия смазки и заметно снижает влияние колебаний, обусловленных эксцентриситетом центра масс ротора двигателя, так как они действуют на канатную подвеску кабины в поперечном направлении, а поперечный модуль упругости канатов существенно меньше продольного. Поэтому колебания практически не передаются кабине.
Рис.3.4. Лебедки с отводными блоком а) с нижним расположением цилиндрического червяка; б) с верхним расположением системы мотор-червяк; 1 — отводной блок, 2 — чашка, 3 — амортизатор, 4 — скоба, 5 — рама, 6 — КВШ, 7 — штурвал, 8 — тормоз, 9 — муфта, 10 — редуктор, 11 — электродвигатель, 12 — подрамник, 13 — вентилятор, 14 — опорная стойка
Рис.3.5. Лебедка с вертикальным червяком 1 — КВШ, 2 — подрамник, 3 — пол машинного помещения
Электропривод грузовых лебедок и кранов
Режим работы электропривода грузовых лебедок и кранов является повторно-кратковременным и характеризуется изменением нагрузки приводного двигателя в широких пределах вследствие изменения приемов и общей организации грузовых работ (подтаскивание груза, спаренная работа двух лебедок на один гак и т. п.).
Наиболее распространен привод грузовых лебедок с электрическим реверсированием двигателя и регулированием его скорости при подъеме и спуске груза с электрическим и механическим торможением. Судовые лебедки и подъемные механизмы кранов имеют следующие основные типы электроприводов:
а) с двигателями постоянного тока смешанного возбуждения при контроллерных или релейно-контакторных схемах управления;
б) по системе генератор-двигатель или с тиристорным управлением;
в) с асинхронными короткозамкнутыми многоскоростными двигателями;
г) асинхронными двигателями с фазным ротором.
В качестве примера рассмотрим схему электропривода грузовой лебедки, выполненной на базе асинхронного двигателя с фазным ротором с релейно-контакторным управлением (рис. 4).
Питание на привод подается автоматическим выключателем QF, который одновременно обеспечивает защиту от коротких замыканий. Для подключения к сети электродвигателя должен сработать один из контакторов КМ1 или КМ2. В роторную цепь электродвигателя включены пусковые резисторы R1 и R2, которые по мере разгона электродвигателя шунтируются силовыми контактами контакторов КМ3 и КМ4.
Выбор направления вращения осуществляется включением одного из контакторов КМ1 и КМ2 после нажатия кнопок SBВ или SBН соответственно. После этого двигатель разгоняется по искусственной механической характеристике, соответствующей включению в цепь ротора дополнительного сопротивления R1+R2 (рис. 2.5). Одновременно замыкается блок-контакт одного из контакторов КМ1 (КМ2) в цепи питания обмотки реле времени КТ1. Последнее запускает выдержку времени, по истечении которой замыкается контакт КТ1 в цепи обмотки контактора КМ3. Контактор срабатывает и замыкает свои силовые контакты в цепи ротора электродвигателя, шунтируются сопротивления R1, и двигатель переходит на вышерасположенную искусственную механическую характеристику. Кроме того, замыкается блок-контакт КМ3 в цепи обмотки реле времени КТ2. Последнее отсчитывает выдержку времени, по истечении которой замыкает свой контакт в цепи обмотки контактора КМ4. Контактор срабатывает и замыкает свои силовые контакты в цепи ротора электродвигателя, переводя его на естественную механическую характеристику, по которой двигатель разгоняется до точки, соответствующей номинальному режиму.
Рис. 4. Схема электропривода грузовой лебедки
Рис. 5. Механические характеристики электропривода
Таким образом, разгон двигателя происходит по трем механическим характеристикам, последовательно проходя через точки 0–1–2–3–4–5.
Остановка электропривода производится нажатием кнопки стоп SBС.
Электроприводы вспомогательных механизмов энергетических установок и судовых систем
Назначение и принцип действия лебедки
Лебедку применяют во многих отраслях человеческой деятельности.
Это специальный механизм, предназначенный для поднятия груза по вертикали или его передвижения по горизонтали за счет передачи усилия от привода барабана до гибкого тягового элемента, например, троса или цепи.
В зависимости от вида лебедки, с ее помощью можно выполнять следующие задачи:
- Перемещать автомобиль. Тут механизм чаще всего используется, чтобы подтянуть транспортное средство к какому-либо статическому объекту, в случаях, когда машина не способна самостоятельно передвигаться, например, «села» в песок. При помощи лебедки машина может подтягиваться сама, либо подтягивать другие ТС. Вообще лебедка, установленная на любом транспорте, особенно предназначенном для езды по пересеченной местности, включая снегоход и квадроцикл, используется для высвобождения застрявшей техники.
- Подъем груза – самый очевидный способ использования механизма. Так лебедки представляют собой основу подъемных систем различных кранов, включая автомобильные и башенные. Также специальные ручные лебедки автолюбители и мастера покупают в гараж, как альтернативу тали. Кстати говоря, сами тали, равно как и кран-балки, которые встречаются почти в каждой крупной мастерской, также построены на основе лебедочного механизма.
- На воде лебедки используются в составе якорного, швартовного устройства как небольшой лодки, так и огромных судов.
Следует сразу отметить, что несмотря на схожий принцип работы, каждый вид лебедок предназначен для выполнения вполне конкретной, ограниченной работы.
Самый же простой вариант исполнения устанавливается на колодце, для спуска и подъема ведра с водой.
Это интересно: Регулятор мощности на симисторе и тиристоре — излагаем в общих чертах
Устройство лебедок
На практике, лебёдка может иметь разную конструкцию, выглядеть по-разному, совершенно по-разному работать. Но, какой бы тип лебёдки вы не выбрали, у неё всегда будут общие конструктивные элементы. Это, например, металлический трос, который рассчитан на определенный вес, имеет длину от 10 до 50 метров. Трос, в каком-то моменте, задаёт область эксплуатации механизма.
Трос наматывается на барабан. Здесь он укладывается специальным образом, не запутывается, что облегчает повторный процесс эксплуатации. За наматывание на трос отвечает втулка, которая подключена к двигателю. Двигатель, в зависимости от его мощности, задаёт область работы инструмента.
Чем мощнее лебедка барабанная, тем на больший вес она рассчитана. Что касается двигателя, то он возвращает барабан либо по часовой стрелке, либо против часовой стрелки. Все это зависит от того, какая задача стоит перед инструментом, опускать или поднимать груз. Последнему соответствует крутящий момент двигателя.
В зависимости от конфигурации инструмента, лебедка должна иметь корпус, состоящий из металла. Этот корпус должен быть надежно зафиксирован к неподвижной поверхности, которая в то же время, является еще и тяжелой. Если лебедка имеет подвесной принцип монтажа, то она крепится к металлической или деревянной балке.
За облегчение крутящего момента двигателя отвечает зубчатая передача. Она позволяет передавать нагрузку от поднимаемого веса, снимая её с двигателя и передавая на зубчатый механизм.
Все перечисленные компоненты, так или иначе, отвечают за конфигурацию работы системы. Современный рынок предлагает множество различных вариантов, в том числе есть и те, которые способны выдерживать более 10 тонн, некоторые даже более 15.
Выбирая лебёдку, смотрите на принцип ее установки, учитывайте максимально возможный подъемный вес, отдавайте предпочтение производителям, которые проверены временем, поскольку их тросы гарантированно выдержат указанную нагрузку.
Это интересно: Самодельная ручная сеялка — нюансы точного и простого высева