Упругая втулочно-пальцевая муфта

/,»и,

ЛЛ» ИСПОЛНЕНИЙ

Чесш вращения Г1, не бои

Смешение валов, НЕ боЛЕЕ

ради-

ИЛЬНОЕ

УГЛО

ВОЕ

Масса, «г, Ktte

250.0

500.0

710.0

40

45

40

45

45

50

50

50

50

03

03

42

140

03

225

100

225

100

82

85

56

42

00

100

55

220

170

220

170

82

$5

50

55

00

220

05

280

210

280

210

140

105

107

72

70

в

70

250

218

21$

140

105

107

72

38

0,4

0,03

11,75

12,10

2,60

14.31

14.70

15.21

15,34

15.22

19,91

19,75

21,93

26,09

28,65

29,81

31,98

3164

34,65

ев

Октаниткцы 1

Номи

нальный

i

6

К!

1

Н8

i\

Н)

А

L, не более, для исполнений

(414,

m мощений

Частот

праще-

Смешение валов, не более

Масса, кг,

(футяшии

момент,

Н’М

Ряд 1

Ряд2

не

более

1

2

3

4

1

2

3

4

* I

НИЯ.С , не более

ради

альное

угло

вое

не более

71

ф

34,4!

75

35,06

2000,о

80

250

208

348

2(8

38

0,4

Г00′

36,07

85

348

38,45

90

40,03

80

170

130

135

95

(6,71

40000

85

320

350

270

350

270

30

0,5

69,01

tWvjV

90

71,61

95

74,11

1

Ф

132,68

8000 0

ПО

400

9)2

342

432

342

24

0,5

ОТО*

140,88

OvWjV

120

“W

210

105

170

125

145,58

Ш

ф

кв

142,98

120

435

345

43!

345

Щ1

ш

234,61

16000,0

130

500

515

415

515

415

250

200

205

155

19

0,6

264,31

но

#

264,61

150

356,31

100

(15

495

015

495

300

240

245

185

308,11

Примечание-Ряд! является предпочтительным.

€45-

3 Полумуфты должны изготавливаться из чугуна марки СЧ20 по ГОСТ 1412. Допускается изготовление полумуфт из других материалов с механическими свойствами не хуже, чем у чугуна марки СЧ20.

4 Антикоррозийные покрытия полумуфт в зависимости от условий эксплуатации муфт — по ГОСТ 9.301, ГОСТ 9.303 и ГОСТ 9.306.

5 Материал пальцев — сталь с механическими свойствами не хуже, чем у стали марки 45 по ГОСТ 1050.

6 Материал распорных втулок — сталь марки СтЗ по ГОСТ 380. Допускается изготовление втулок из неметаллических материалов, обеспечивающих необходимую механическую прочность.

7 Упругие втулки должны изготавливаться из резин со следующими физико-механическими свойствами:

предел прочности при разрыве, МПа, не менее 8

относительное удлинение при разрыве, определяемое по ГОСТ 270, %, не менее 300

относительное остаточное удлинение, определяемое по ГОСТ 270, %, не более 24

твердость, определяемая по ГОСТ 263,

условных единиц, в пределах 60—75

истирание (по Грассели), м3/(Вт * с), не более 2,8 х 10—10

Общие технические требования на упругие втулки для муфт, предназначенных для эксплуатации в условиях тропического климата, должны соответствовать ГОСТ 15152.

Допускается замена упругих втулок набором колец с наружным и внутренним диаметрами, равными диаметрам втулки.

8 Размеры шпоночных пазов и предельные отклонения — по ГОСТ 23360 для исполнений 1, 3 и ГОСТ 10748 для исполнений 2, 4.

Ширина шпоночных пазов для полумуфт исполнений 3, 4 — по ГОСТ 12081.

9 Допуски углов конусов отверстий — по 9 степени точности по ГОСТ 8908.

10 Допускается сочетание полумуфт разных исполнений с различными диаметрами посадочных отверстий в пределах одного номинального крутящего момента.

11 По заказу потребителя допускается посадочное отверстие в одной из полумуфт выполнять меньшего диаметра, установленного для других номинальных крутящих моментов.

12 Пример условного обозначения упругой втулочно-пальцевой муфты с номинальным крутящим моментом 250 Н • м, диаметром посадочного отверстия d = 40 мм, исполнения 1, климатического исполнения У и категории 3:

Муфта упругая втулочно-пальцевая 250—40—1 УЗ ГОСТ 21424—93

То же с номинальным крутящим моментом 250 Н м, одна из полумуфт диаметром d = 32 мм, исполнения 1, другая — диаметром d — 40 мм, исполнения 4, климатического исполнения Т и категории 2:

Муфта упругая втулочно-пальцевая 250—32—1—40—4 Т2 ГОСТ

21424—93

Примечание — В обозначении муфты после значения номинального крутящего момента указывают обозначение полумуфты с отверстиями для крепления пальцев.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка 1

Номер пункта

! ГОСТ 9.301—86

4

ГОСТ 9.303—84 ; 4

ГОСТ 9.306—85

4

ГОСТ 263—75

7

ГОСТ 270—75 1 7

ГОСТ 380—88

в

ГОСТ 1050—88

5

ГОСТ 1412—85

3

ГОСТ 8908—81

9

ГОСТ 10748-79

8

ГОСТ 12080-66

2

ГОСТ 12081-72

2, 8

ГОСТ 15150-69

Вводная часть

ГОСТ 15152—69

7

ГОСТ 23360-78

8

УДК 621.825.7:006.354 ОКС 21.060.60 Г15 ОКП 41 7119

Ключевые слова: муфта упругая втулочно-пальцевая, параметр, размер

Редактор АЛ. Владимиров Технический редактор Л.А. Кузнецова Корректор В. И. Кануркина Компьютерная верстка В. И. Грищенко

Иэд. лиц. № 021007 от 10.08.95.Сдано в набор 23.04.96. Подписано в печать 09.07.96. Уел, печ. л. 0,70. Уч.-изд. л. 0,55. Тираж 549 экз. С 3583. Зак. 313.

И ПК Издательство стандартов 107076, Москва, Колодезный пер., 14.

Набрано в Издательстве на ПЭВМ

Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. “Московский печатник”

Москва, Лялин пер., 6

Свойства МУВП

Данный вид эластичных муфт обладает высокой амортизирующей и отличной электроизоляционной способностями,они просты в изготовлении, недороги, надежны в работе и кроме этого:

  • Демпфируют сильные толчки и удары за счет накопления потенциальной энергии. Кинетическая энергия удара при этом частично расходуется в тепло, частично уходит в потенциальную энергию деформации;
  • Служат для защиты от высокочастотных резонирующих колебаний кручения, возникающих в оборудовании вследствие несоосности валов при вращении;
  • Имеют высокий параметр энергоемкости, так какони способны накапливать и отдавать энергию.

Наше предприятие имеет полный производственный цикл муфт МУВП и это позволяет сократить до минимума затраты на производство, поэтому сотрудничество снами экономически целесообразно для любогозаказчика.

Условия эксплуатации:

— работа длительная до 24 ч. в сутки или с периодическими остановками;

— частота вращения не более величины, указанной в таблице технических характеристик;

— вращение в любую сторону;

— климатические исполнения — У1, У2, УЗ, УХЛ-4, Т1, Т2, ТЗ и О4 по ГОСТ 15150.

Условные обозначения:

Ткр — номинальный крутящий момент, Н х м

d — диаметры посадочных отверстий втулок или отверстий втулок и фланцевых полумуфт

Исп — исполнения втулок:

1 — с цилиндрическим отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12080;

2 — с цилиндрическим отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12080;

3 — с коническими отверстиями для длинных концов валов по ГОСТ 12081;

4 — с коническими отверстиями для коротких концов валов по ГОСТ 12081.

Технические характеристики муфт МУВП

Номер муфты

Номинальный крутящий моментТкр, Нxм

dH8

d1H9

dH8

d1H9

D, не более

L, не более, для исполнений

l, h14, не более, для исполнений

Частота вращения, с-1,не более

Масса, кг

Ряд 1

Ряд 2

1

2

3

4

1

2

3

4

МУВП-1

6,3

9

71

43

43

20

13

147

0,58

10

49

43

49

23

20

16

0,60

11

0,59

МУВП-2

16,0

12

75

63

53

63

30

25

20

127

0,70

14

0,68

16

83

59

83

59

40

28

30

18

0,75

МУВП-3

31,5

16

90

84

60

84

60

106

1,52

18

1,40

19

1,38

МУВП-4

63,0

20

100

104

76

104

76

50

36

38

24

95

2,02

22

2,04

24

1,96

МУВП-5

125,0

25

120

125

89

125

89

60

42

44

26

77

3,97

28

4,13

30

165

121

165

121

80

58

60

38

4,37

МУВП-6

250,0

32

140

63

5,91

35

6,21

36

6,25

38

6,28

40

225

169

225

169

110

82

85

56

63

6,63

42

6,86

45

6,80

МУВП-7

500,0

40

170

60

11,75

42

12,10

45

12,60

МУВП-8

710,0

45

190

226

170

226

170

110

82

85

56

50

14,31

48

14,70

50

15,21

55

15,34

56

15,22

МУВП-9

1000,0

50

220

18,87

55

48

19,91

56

19,75

60

286

216

286

216

140

105

107

72

21,93

63

26,09

65

28,65

70

29,81

МУВП-10

2000,0

63

250

288

218

288

218

140

105

107

72

38

31,98

65

31,64

70

34,65

71

34,48

75

35,06

80

348

268

348

268

170

130

135

95

36,07

85

38,45

90

40,03

МУВП-11

4000,0

80

320

350

270

350

270

30

66,71

85

69,01

90

71,61

95

74,11

МУВП-12

8000,0

100

400

432

342

432

342

210

165

170

125

24

132,68

110

140,88

120

145,58

125

142,98

МУВП-13

16000,0

120

500

435

345

435

345

19

237,81

125

234,61

130

515

415

515

415

250

200

205

155

264,31

140

264,61

150

356,31

180

615

495

615

495

300

240

245

185

308,11

Пример обозначения : Муфта упругая втулочно-пальцевая МУВП — 7 — 500 — 40 — 1 — 45 — 4 У3:

муфта упругая втулочно-пальцевая с номинальным крутящим моментом 500 Н х м, одна втулка с диаметром посадочного отверстия 40 мм, исполнения 1, другая — диаметром 45 мм, исполнения 4, климатическим исполнением У и категорией размещения 3.

Вниманию покупателей! По заявкам потребителей изготавливаем специальные зубчатые муфты с диаметрами, отличными от стандартных. Также изготавливаем муфты МУВП совмещенные с тормозными барабанами.

Обгонные и центробежные муфты

Обгонные муфты, или муфты свободного хода, автоматически сцепляют и расцепляют валы в зависимости от соотношения угловых скоростей валов. Если скорость ведущего вала больше скорости ведомого вала, то муфта сцепляет валы. При меньшей скорости ведущего вала муфта расцепляет валы, не препятствуя ведомому валу свободно обгонять ведущий вал, откуда и происходит наименование муфт. Муфты свободного хода широко применяются в велосипедах, мотоциклах, коробках передач автомобилей, металлорежущих станках и других машинах.

По способу сцепления полумуфт различают храповые и фрикционные обгонные муфты. Наиболее распространены фрикционные обгонные муфты с роликами, так как у них почти полностью отсутствует мертвый ход и работают они бесшумно.

Обгонная фрикционная муфта с роликами (рис. 12) состоит из двух полумуфт – звездочки 1 и обоймы 2 – и роликов 3, расположенных в сужающихся в одном направлении пазах между звездочкой и обоймой.

Рис. 12. Обгонная фрикционная муфта с роликами

Каждый ролик отжимается пружиной 4 в сужающуюся часть паза. Если ведущая полумуфта – звездочка, то сцепление валов может происходить только при вращении ее по часовой стрелке, а если ведущая полумуфта – обойма, то сцепление валов может произойти при вращении ее против часовой стрелки. При указанном вращении ведущей полумуфты каждый ролик закатывается в сужающуюся часть паза и заклинивается между полумуфтами, в результате чего и происходит сцепление полумуфт и соединение валов. При обратном вращении ведущей полумуфты ролики выкатываются в более широкую часть пазов и полумуфты расцепляются. Полумуфты и ролики при передаче больших нагрузок изготовляют из стали ШХ15 с термообработкой 58…60 HRC, а при небольших нагрузках – из сталей 20Х и 40Х с термообработкой 50…54 HRC.

Диаметр и длину ролика можно выбрать по следующим соотношениям: dp ≈ 0,125D; l=1,5d, где D – диаметр рабочей поверхности обоймы.

Муфты свободного хода применяют для валов диаметром 10…90 мм, число роликов 3…5, диаметр рабочей поверхности обоймы 32…200 мм, момент, передаваемый муфтой, – 0,25…7,7 Н•м.

Центробежные муфты по способу сцепления полумуфт представляют собой фрикционные муфты, в которых в отличие от фрикционных управляемых муфт сцепления полумуфты сцепляются или расцепляются автоматически с помощью специальных грузов, находящихся под действием центробежных сил и пружин. При достижении ведущим валом определенной угловой скорости центробежные силы, действующие на грузы, связанные с одной из полумуфт, преодолевают силы пружин и прижимают (или отжимают) эти грузы к другой полумуфте, в результате чего полумуфты и соединяемые ими валы сцепляются (или расцепляются).

По устройству центробежные муфты представляют собой фрикционные муфты, у которых механизмом управления служат грузы-колодки 1 (рис. 13), находящиеся под действием центробежных сил. При достижении ведущим валом заданной угловой скорости центробежные силы, действуя на грузы, производят включение муфты. Передача вращающего момента осуществляется силой трения, пропорциональной квадрату угловой скорости.

Рис. 13. Центробежная колодочная муфта

В современном машиностроении применяются конструкции центробежных муфт, которые служат для разгона механизмов с большими маховыми массами при двигателе с малым пусковым моментом, для повышения плавности пуска, для предотвращения разноса машины и т. п. Размеры муфт принимают конструктивно. Рабочие поверхности трения грузов проверяют на износостойкость аналогично фрикционным муфтам.

Рекомендации по подбору размера и количества колец МУВП в сборе

     Для соединения вала электродвигателя с быстроходным валом редуктора используют кольца МУВП (или, устаревшее, упругую втулочно-пальцевую муфту МУВП). Типоразмер колец МУВП (K-1, K-2, K-3, K-4, K-5, K-6, K-7) выбираем по величине наибольшего диаметра соединяемых валов с учетом ограничения Ткр < [Ткр], где Ткр – крутящий момент на валу. [Ткр] – табличное значение (смотри рисунок и таблицу ниже) крутящего момента для требуемой муфты.
     Основные параметры упругих втулочно-пальцевых муфт по ГОСТ 21424-75:

Крутящий момент на валу Ткр, Н*мМаксимальное количество оборотов в минуту, nmax, мин-1Размеры, мм (для выбора кольца МУВП и их количества на пальце муфты)z
d (первый ряд)DLDпdпlпlк
Исполнение IИсполнение II
6,38809/10;117143/49143145813103
16760012; 14/167563/83531/5950813104
31,5635016; 18908460621019154
63570020; 2210010476721019156
125460025; 2812012589841433284
250380032; 36/40; 451401651211051433286
500360040; 451702251691301432288
710300040; 50/561902261701401842368
1000285050; 56/63220226/286170/21617018423610
2000230063; 71/80; 90250288/348218/26819024524510
4000180085; 9532035027024030605610
80001450100; 110; 12540043235230039847110
160001150125/140/160500435/515/615355/415/495380451038510

Область применения колец K5, K4, K3, K2, K1, K6, K7

     Кольца МУВП используются в механизмах кранов в конструкции компенсирующих муфт, уменьшающих влияние несоосности валов за счет подвижности деталей муфты. В кранах применяют в основном два типа муфт: втулочно-пальцевые и зубчатые. Муфта упругая втулочно-пальцевая (МУВП) ГОСТ 21424—75 повсеместно используется в приводах крановых механизмов с малыми и средними крутящими моментами на валах. МУВП в общем случае состоит из двух полумуфт, надетых на цилиндрические или конические концы соединяемых валов. В конических отверстиях одной из полумуфт при помощи гаек крепятся стальные пальцы, изготовленные из прочной стали, с насаженными на них резиновыми кольцами МУВП трапецеидального сечения (обычно 4 кольца) или втулками. Противоположные концы пальцев вместе со втулками заходят в цилиндрические отверстия другой полумуфты.
     Упругость резиновых колец МУВП и возможность их перемещения относительно оси ведомой полумуфты нивелирует, часто, все неточности в соединении валов. Предельное радиальное смещение валов при отсутствии перекоса от 0,2 мм до 0,6 мм при диаметре вала минимальном 38 мм и максимальном 120 мм, а угол перекоса без смещения валов не более чем 0,018 рад. Одна из полумуфт одновременно используется в то же время, как тормозной шкив и, обычно, эту полумуфту устанавливают на быстроходном валу редуктора.
     Следует отметить, что муфта упругая втулочно-пальцевая широко используется для соединения машин с электродвигателями средних мощностей при передаче малых и средних вращающих моментов. Муфта МУВП проста в её изготовлении и очень просто ремонтируется путём замены недорогих упругих резиновых колец МУВП. Обычно, это кольца К5, К4, K3, K2. Напомним, что наружная поверхность одной из полумуфт может использоваться в качестве тормозного барабана.

Применение соединительных муфт

По технологии соединительные муфты служат для обеспечения надежного крепежа узлов двигателя оборудования при механическом вращении на высоких обородах и под давлением стальных валов.

В промышленном применении соединительные муфты в ходе эксплуатации несут постоянные значительные физические нагрузки. Состояние муфт отражается на качестве работы оборудования после прохождения валов.

На производстве ООО «ЦПК» в Санкт-Петербурге изготовление комплектующих (соединительных муфт) выполняется в строгом соответствии требованиям ГОСТ.

На производстве ООО «ЦПК» изготовление соединительных муфт выполняется из нержавеющей стали марки 40Г и 45Г ГОСТ 1050.
Форма, размерность и допуски конструкции соединительных муфт выполняются по детализированным чертежам Заказчика на станке ЧПУ.

Расчет муфт

При проектировании должны учитываться самые различные параметры. Наиболее важными можно назвать следующее:

Диаметр посадочного отверстия упругой втулки. При расчетах могут использоваться исключительно стандартные показатели, которые можно взять с технической литературы.
Номинальный крутящий момент

Этот параметр свойственен самым различным устройствам, который считается вводным при проведении расчетов.
При изготовлении учитывается, что деталь может применяться для фиксации длинного или короткого концевого вала с цилиндрическими и коническими поверхностями.
При проектировании уделяется внимание свойствам материала, который применяется в качестве основного при изготовлении детали.

Сегодня разработкой занимаются исключительно инженеры, которые имеют большой опыт работы.

Доставки в регионы России

Город назначения (регион)Регион поставкиСроки поставки
АрхангельскАрхангельская область3-4 дня
АстраханьАстраханская область4-5 дней
БарнаулАлтайский край7-8 дней
БлаговещенскАмурская область24-25 дней
БрянскБрянская область2-3 дней
Великие ЛукиПсковская область2-3 дней
Великий НовгородНовгородская область2-3 дней
ВладивостокПриморский край23 дней
ВладимирВладимирская область1-2 дня
ВолгоградВолгоградская область3-4 дня
ВоронежВоронежская область2-3 дней
ДзержинскНижегородская область1-2 дня
ЕкатеринбургСвердловская область4-5 дней
ИжевскУдмуртская республика3-4 дня
Йошкар-ОлаРеспублика Марий Эл3-4 дня
КазаньРеспублика Татарстан2-3 дней
КалининградКалининградская область9-10 дней
КалугаКалужская область1-2 дня
КировКировская область3-4 дня
КостромаКостромская область1-2 дня
КраснодарКраснодарский край3-4 дня
КрасноярскКрасноярский край8-9 дней
ЛипецкЛипецкая область1-2 дня
МагнитогорскЧелябинская область5-6 дней
МурманскМурманская область3-4 дня
Набережные ЧелныРеспублика Татарстан3-4 дня
Нижний НовгородНижегородская область1-2 дня
Нижний ТагилСвердловская область5-6 дней
НовосибирскНовосибирская область6-7 дней
ОмскОмская область5-6 дней
ОрелОрловская область1-2 дня
ОренбургОренбургская область4-5 дней
ПензаПензенская область2-3 дня
ПермьПермский край4-5 дней
ПетрозаводскРеспублика Карелия3-4 дня
ПсковПсковская область3-4 дня
Ростов-на-ДонуРостовская область3-4 дня
РязаньРязанская область1-2 дня
СамараСамарская область3-4 дня
СаранскРеспублика Мордовия3-4 дня
СаратовСаратовская область2-3 дней
СеверодвинскАрхангельская область5-6 дней
СочиКраснодарский край4-5 дней
СтавропольСтавропольский край3-4 дня
СургутХанты-Мансийский АО6-7 дней
СызраньСамарская область3-4 дня
СыктывкарРеспублика Коми4-5 дней
ТамбовТамбовская область1-2 дня
ТверьТверская область1-2 дня
ТомскТомская область7-8 дней
ТулаТульская область1-2 дня
ТюменьТюменская область5-6 дней
Улан-УдэРеспублика Бурятия11-12 дней
УфаРеспублика Башкортостан4-5 дней
УхтаРеспублика Коми5-6 дней
ХабаровскХабаровский край12-13 дней
ЧебоксарыЧувашская Республика2-3 дней
ЧелябинскЧелябинская область4-5 дней
ЧереповецВологодская область2-3 дней
ЧитаЗабайкальский край11-12 дней
ЯрославльЯрославская область1-2 дня

Муфта со змеевидной пружиной.

Из муфт с металлическими упругими элементами наиболее распространена муфта со змеевидной пружиной (рис. 2). Она состоит из двух полумуфт с зубьями специальной формы, во впадинах между которыми помещается змееобразно изогнутая пружина, разделенная на несколько частей. Зубья и пружина закрываются снаружи кожухом, состоящим из двух половин, соединяемых между собой болтами (рис. 2, а) или резьбой (рис. 2, б). Кожух служит резервуаром для смазки и защищает муфту от пыли. Упругие муфты со змеевидной пружиной различают двух видов: линейные и нелинейные. Конструктивно муфты обоих этих видов различаются лишь очертаниями рабочих поверхностей боковых сторон зубьев. Рабочие поверхности зубьев линейных муфт очерчиваются двумя прямыми линиями, образующими тупой угол (рис. 2, в), вершина которого служит опорой для пружины. Расстояние 2а между точками контакта пружины с зубьями постоянно и не зависит от нагрузки пружины. Рабочие поверхности зубьев нелинейных муфт очерчиваются дугами окружностей, центры которых обычно располагаются в плоскости внешних торцов зубьев (рис. 2, г). С увеличением нагрузки пружина, изгибаясь, вступает в контакт с зубьями По всевозрастающей длине. При этом уменьшается длина 2а ее активной части и жесткость пружины увеличивается. Преимущественное применение имеют линейные муфты, как наиболее совершенные. При отсутствии колебаний применяют нелинейные муфты, так как зубья этих муфт более простые. Материал полумуфт — сталь 45 или стальное литье 45Л. Пружины изготовляют из пружинной стали 65Г, 60С2 и др. Половины кожуха отливают из чугуна СЧ15, СЧ18.


Рис. 2

Типы кабельных муфт

По предложенному примеру, можно четко выделить типы кабельных муфт.

  • По назначению (для оконцевания, для разветвления, для стыкового соединения, для перехода сечений);
  • Напряжение сети (до 1кВ, 6/10кВ, 20/35кВ);
  • Конструкция муфты;
  • Место применения (улица, помещение);
  • Сечение проводов (жил);
  • Кол-во жил;
  • Марка изоляции.

На самом деле классификация кабельных муфт очень разнообразная и местами запутанная. Частично зависит от производителя.

Деление муфт по назначению

Основное деление муфт по назначению.

Концевые муфты. Предназначены для быстрой и надежной установки на конец жилы наконечника для дальнейшего подключения его к электротехническому устройству.

Муфты разветвления. Позволяют сделать качественное разветвление кабеля на несколько жил для подключения.

Муфты соединительные. На самом деле все муфты являются соединительными, но можно выделить отдельный тип, соединительных муфт, или точнее, стыковое соединение кабелей с жилами одного сечения.

Муфты ответвления. Позволяют делать ответвления от магистральных линий.

Муфты переходные. Эти муфты позволяют соединять кабели различного типа.

Назначение зубчатых моделей

Зубчатые муфты необходимы для соединения валов в механизмах. Большинство устройств оснащаются одним барабаном. Если говорить про цепные модификации, то у них используется две стяжки. При этом стойки находятся в передней части устройства. Многие модели работают за счет дисков. Подшипники используются с отжимными пластинами. Стяжки у некоторых муфт устанавливаются с защитным кольцом.

Данные устройства замечательно подходят для узких валов. Большинство моделей обладают компактными размерами. Барабаны же применяются с нарезными выступами. Отжимные пластины устанавливаются под углом

Если говорить про преимущества таких устройств, то важно отметить, что муфта труба-труба способна долго проработать. Однако важно учитывать, что у моделей низкий параметр давления. Уплотнители у большинства муфт отсутствует

Также надо упомянуть о том, что модификации не выделяются своей защищенностью. Стяжки довольно часто могут вылетать

Уплотнители у большинства муфт отсутствует. Также надо упомянуть о том, что модификации не выделяются своей защищенностью. Стяжки довольно часто могут вылетать.

Фрикционная муфта (Фрикционный вал) главного привода радиально-сверлильного станка 2М55

Фрикционная муфта главного привода радиально-сверлильного станка 2м55 находится в сверлильной головке и плавно переключает вращение шпинделя на прямое или обратное.

Управление муфтой осуществляется гидравлическим цилиндром.

Расположение фрикционной муфты в сверлильной головке станка 2м55

Сверлильная головка радиально-сверлильного станка 2м55

Расположение фрикционной муфты в сверлильной головке станка 2м55

В цепи привода шпинделя между главным электродвигателем и коробкой скоростей расположена фрикционная муфта, которая предназначена для плавного пуска привода, реверсирования шпинделя, а также для предохранения элементов привода от перегрузки. Муфта является, кроме того, важным звеном системы преселективного управления переключением чисел оборотов и подач. Узел фрикционной муфты состоит из двух муфт — верхней, обеспечивающей прямое вращение шпинделя, и нижней — для вращения шпинделя в обратном направлении. Обе муфты собраны на Одном валу 25.

Вращение от двигателя через зубчатую муфту сообщается шестерне 5. Шестерня 5 находится в постоянном зацеплении с шестерней 6, сидящей на валу 25 фрикционной муфты. Опоры шестерни 5 размещены в отдельном корпусе 7. В этом же корпусе выполнена расточив под опору шестерни 6. Такая конструкция позволяет жестко выдерживать технические условия зацепления этой скоростной передачи. Наличие зубчатой муфты позволяет частично компенсировать неточность вращения вала двигателя относительно его посадочных мест, что способствует снижению шума работающей головки.

На шлицах вала 25 укреплены упорные шайбы 12 и 21 и ведущие элементы муфты 11 и 20, которые несут на себе ведущие диски. Особая конструкция элементов 11 и 20, а также ведущих дисков позволяет выдерживать в нейтральном положении муфты гарантированный зазор между каждой парой дисков.

Между ведущими дисками размещаются ведомые, имеющие специальные выступы, которые заходят в пазы ведомых чашек 13 и 23. Ведомые диски так же, как и ведущие, выполнены из закаленной легированной стали и шлифованы. Верхняя ведомая чашка 13 несет па себе шестерни 9 и 10, а нижняя ведомая чашка 23, являющаяся одновременно тормозным барабаном, неподвижно связана с шестерней обратного вращения 24.

На валу 25 перемещается нажимной элемент с чашками 14 и 17. При движении нажимного элемента вверх ведущие и ведомые диски сжимаются между чашками 12 и 14, вследствие чего ведомая чашка с шестернями 9 и 10 начинает вращаться со скоростью ведущего элемента. При движении, нажимного элемента вниз сжимаются диски между чашками 17 и 21 — шестерня 24 получает вращение со скоростью ведущего элемента.

Нажимной элемент приводится в движение вилкой гидроцилиндра через шарикоподшипник со сферической обоймой 16, которая служит для компенсации перекосов.

Вокруг чашек 13 и 23 установлены рубашки 15 и 19, которые создают масляную ванну для более благоприятной работы фрикционных дисков.

Чашку 23 охватывает разрезное тормозное кольцо 22 с капроновым вкладышем. Эффект торможения достигается за счет пружины 34, стягивающей тормозное кольцо. Растормаживание происходит гидравлически при поступлении масла в полость цилиндра тормоза. Управление тормозом и муфтой сблокировано таким образом, что в нейтральном положении муфты чашка 23 затормаживается, а в рабочем (включена верхняя либо нижняя муфта) чашка 23 расторможена.

Под фрикционной муфтой размещен гидронасос 27 сверлильной головки, получающий вращение от вала 25 через муфту 26.

Сверлильная головка радиально-сверлильного станка 2м55

Сцепные муфты

В приводных устройствах, часто включаемых и выключаемых, с переменным режимом работы, например в трансмиссиях тракторов и автомобилей, в передачах к металлообрабатывающим станкам, конвейерам, транспортерам и другим машинам, устанавливают управляемые сцепные муфты. Их конструктивное оформление отличается большим разнообразием, но применяют главным образом муфты сцепные кулачковые и фрикционные.

2.1. Кулачковые сцепные муфты

Наиболее простая конструкция муфты с прямоугольным профилем кулачков показана на рис. 8, а; соотношение размеров ее таково: наружный диаметр D ≈ 2,5d; длина ступицы неподвижной полумуфты l 1 ≈ 1,5d, то же подвижной l2 ≈ (2…2,5)d; осевой зазор е ≈ 5…10 мм; число кулачков z=3…5; высота кулачка h ≈ (0,3…0,5)d. Полумуфты должны строго центрироваться на валах, для точности расположения которых служит втулка в одной из полумуфт.

Эти муфты применяют для передачи значительных моментов, включение их возможно лишь при весьма малой относительной угловой скорости (порядка 1 рад/с) или же лучше при полной остановке механизма.

Муфты с треугольными и трапецеидальными кулачками допускают включение на ходу при разности окружных скоростей на среднем диаметре до 0,8 м/с:

  • треугольный профиль с углом α=30…40° пригоден для легких передач с небольшим значением Тном, так как при значительных нагрузках кулачки сминаются и изнашиваются за сравнительно короткий срок; число кулачков z≤60, что обеспечивает плавность включения;
  • трапецеидальный профиль считают оптимальным для средненагруженных муфт; угол α ≈ 3…10°, число кулачковz=5…12, высота кулачка h ≈ 0,1Dc; ширина кулачка в радиальном направлении b~(1,5…2)h.

На рис. 8, б представлены профили кулачков. Твердость рабочих поверхностей 50…60 HRC.

Рис. 8. Муфта сцепная (а) и применяемые формы кулачков (б)

2.2. Фрикционные сцепные муфты

Фрикционные муфты обеспечивают плавное безударное включение, так как в момент включения нагрузка возрастает с ростом тормозящего эффекта между дисками. Муфта передает вращающий момент за счет сил трения, создаваемых на трущихся поверхностях сцепляющихся звеньев муфты. Давление на трущиеся детали создается с помощью механизмов включения различного вида, которыми можно управлять режимом работы муфты. Наибольшее распространение получили пружинно-рычажные механизмы; для дистанционного управления муфтой удобны гидравлические, пневматические или электромагнитные устройства. Муфты работают как со смазкой, так и без нее.

Дисковая муфта с одной парой поверхностей трения (рис. 9) приводится в рабочее положение прижимной силой Fпp.

При малых вращающих моментах, передаваемых муфтой, оба диска изготовляют из металла; при больших моментах один из дисков облицовывают фрикционным материалом, что позволяет увеличить трение рабочих поверхностей и, следовательно, уменьшить силу прижатия Fпp.

Рис. 9. Фрикционная сцепная муфта

Многодисковая муфта. Для уменьшения силы Fпp и габаритных размеров муфты применяют конструкции не с одной, а со многими парами поверхностей трения – многодисковые муфты (рис. 10).

Рис. 10. Многодисковая муфта

В этих муфтах имеются две группы дисков: внутренние 2 и наружные 3. Наружные диски с D1 соединены с полумуфтой 1, а внутренние c D – с полумуфтой 5 посредством подвижного шлицевого соединения. Правый крайний внутренний диск опирается на регулировочные гайки 4; на левый крайний диск действуют силы нажатия от механизма управления. При этом сила нажатия будет передаваться на все поверхности трения.

Число ведущих дисков выбирают не более 11, так как действие прижимной силы Fпp на последние диски постепенно уменьшается вследствие трения выступов дисков в пазах полумуфт. Толщину стальных дисков принимают 1,5…2,5 мм для муфт со смазкой и 2,5…5 мм – для муфт без смазки. Зазор между дисками выключенной муфты – от 0,2 до 1 мм в зависимости от материала поверхностей трения. Все диски в муфте должны быть параллельными и соосными во избежание их местного повышенного изнашивания и нагрева.

Фрикционные сцепные муфты по форме рабочей поверхности могут быть конусные (рис. 11, а), цилиндрические с пневматическими или гидравлическими шинами (рис. 11, б), колодочные и ленточные, порошковые электромагнитные – когда между полумуфтами в корпусе помещается железный порошок. В зависимости от степени намагничивания порошка в муфте изменяется передаваемый крутящий момент.

Рис. 11. Фрикционные сцепные муфты

Угол α конусной части муфты, соединяющей полумуфты во избежание заклинивания, должен быть больше угла трения ; для чугунных муфт обычно принимают α=8…15°.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий