Требования, предъявляемые к деталям талрепа
Из-за закрытости периметра талреп кольцо-кольцо можно использовать не только для фиксацииу груза, но также и для его перемещения в пространстве. Поэтому кольцевой захват отвечает следующим требованиям:
Соотношения размеров должны отвечать требованиям ГОСТ 4751. Опорная плоскость подголовка кольца имеет плоское основание, перпендикулярное оси захвата. Длина резьбовой части хвостовика должна не менее, чем в 2,5 раза превышать диаметр резьбы муфты. Поверхность кольца должна иметь противокоррозионное покрытие (чаще кольцевые захваты подвергают цинкованию, но ГОСТ допускает и хромированные захваты).
Ввиду концентрации рабочих нагрузок на сравнительно небольшой дуге внутреннего диаметра кольца, для изготовления грузовых болтов талрепов кольцо-кольцо используют только качественные конструкционные стали. Если в процессе своей эксплуатации такелаж постоянно испытывает знакопеременные нагрузки (это, в основном, касается внешних конструкций – опор, мачт, антенн), то кольцевые захваты штампуются из низкоуглеродистых конструкционных сталей, например, из стали 20 ГОСТ 1050.
После горячей деформации заготовки подвергают цементации, обеспечивая в результате оптимальное сочетание высокой поверхностной твёрдости с достаточно вязкой сердцевиной, которая хорошо сопротивляется циклически возникающим напряжениям изгиба. Если для кольцевого захвата важнее предельное усилие удержания (что чаще требуется для фиксации предметов внутри помещений), то данную деталь штампуют из стали типа Сталь 40 и выше, и после деформирования подвергают нормализации.
Требования к муфте талрепа ушко-ушко не отличаются от прочих исполнений подобных такелажных узлов. Муфту чаще всего изготавливают штамповкой, что, при открытой конструкции не связано с большим перерасходом металла. Литые и сварные исполнения муфт встречаются значительно реже. Главным образом, для талрепов малой несущей способности.
Инструкция по применению
Когда наконец-то стало понятно, что же за зверь такой – талреп, выясним, как правильно его устанавливать:
- возьмите бензин и протрите им натяжитель. Это необходимо для того, чтобы смазать части и детали.
- Отполируйте войлоком, чтобы убрать пыль и грязь.
- Нанесите смазку, которая продается в любом строительном магазине. Она нужна, чтобы талреп лучше растянулся.
- Опробуйте детали на работоспособность – хорошо ли двигаются винты, закручиваются ли гайки?
- Если в ходе установки на натяжитель попала жидкость, отличная от пресной воды, талреп нужно промыть проточной чистой водой, чтобы детали не слиплись между собой.
- Установка талрепа осуществляется путем вращения винтов в противоположные стороны до тех пор, пока не удастся добиться требуемой фиксации.
- Нельзя перетягивать трос – он быстро придет в негодность. Если это произошло, ослабьте талреп.
- Если некоторые элементы конструкции были повреждены – устанавливать натяжитель нельзя.
- Проверять устройство специалисты рекомендуют раз в полгода или чаще при необходимости (если есть сомнения в правильности монтажа).
Конструкция
Главная эксплуатационная особенность такого талрепа заключается в том, что фиксирование происходит при помощи специального подузла – вилки, которая плотно охватывает смежный крепёжный элемент со всех сторон. Поэтому выскальзывание удерживаемого груза может произойти лишь в результате разрушения самой вилки. Исполнение муфты при этом аналогично другим исполнениям талрепов.
Вилка закрытого талрепа представляет собой стержневой элемент с U-образным разветвлением на одном из торцов (хвостовик второго торца при этом имеет резьбу, соответствующую резьбе в отверстии муфты). Хвостовик одной вилки имеет правую резьбу, второй – левую: это предотвращает самоотвинчивание вилки в процессе натяжения талрепа.
Вилка изготавливается методом горячей объёмной штамповки из прутковой заготовки, материалом которой служит качественная конструкционная сталь марки 20 и выше по ГОСТ 1050. Выбор материала обуславливается несущей способностью вилки: для талрепов повышенной нагружающей способности вилку штампуют из стали 35 или 45, а для талрепов вилка-вилка меньших типоразмеров можно использовать и сталь 20. После штамповки вилку подвергают термообработке: нормализации – для среднеуглеродистых сталей, либо цементации – для низкоуглеродистых.
Выбор технологии получения вилки весьма существенен. Сварной вариант вилки не может гарантировать прочность фиксации смежного крепёжного элемента (крюка или кольца), а литая вилка, ввиду неблагоприятной макроструктуры металла станет источником концентраторов напряжений.
В вилке пробивкой получают два отверстия, куда вводится закалённый палец – гладкий стержень с головкой. На стержне пальца имеется отверстие, для последующей установки фиксирующего шплинта. Все детали вилки стандартизованы: палец изготавливается по ГОСТ 9650, а шплинт – по ГОСТ 397. Таким образом, все детали вилки имеют должный уровень качества.
ГОСТ 9650 и DIN 1478 предусматривают также и упрощённый, открытый вариант талрепа вилка-вилка, который состоит из:
- Резьбовой шпильки, в средней части которой имеется шестигранная неподвижная гайка.
- Двух круглых гаек, резьба на которых соответствует резьбе на шпильке (на одном конце – левая, а на противоположном – правая).
- Двух U-образных дуг, изготавливаемых из калиброванного прутка.
Последовательность производства такого талрепа такова. Смежные концы обеих шпилек соединяют особо прочной гайкой по ГОСТ 5931, которую затем тщательно обваривают по всему периметру. Класс прочности гайки должен соответствовать эксплуатационному усилию, прикладываемому к талрепу. U-образные дуги приваривают к одной или к обеим круглым гайкам, после чего сварочные швы тщательно зачищают.
3 Виды современных талрепов кольцо-кольцо и их назначение
Талреп кольцо-кольцо изготавливают по разным стандартам – ГОСТам и DINам. Все приспособления делятся на три основных вида:
- с открытой (в виде вытянутой рамы) штампованной муфтой;
- с открытой сварной муфтой;
- с закрытой сварной (в форме цилиндра) муфтой.
Основное назначение всех этих приспособлений – натяжение любых гибких протяженных изделий (тросов, канатов, цепей, веревок, кабелей и так далее) или крепление с помощью последних каких-либо объектов или грузов. Нередко с помощью стяжек ликвидируют обрыв тросовых и подобных соединений. Все талрепы комплектуются контргайками, которые предотвращают самопроизвольное раскручивание винтов, приводящее к ослаблению натяжения прикрепленных растяжек, оснастки.
Талрепы с открыто-штампованной муфтой по ОСТ 5.2314-79.
Талреп ОШ-ВВ
Талреп ОШ-ВУ
Талреп ОШ-УУ
Талреп ОШ-ГГ
Талреп ОШ-ВГ
Талреп ОШ-ГУ
Обозначение | Допускаемая нагрузка кН (тс) | Ход талрепа | L | L1 | L2 | Масса, кг |
1-ОШ-ВВ | 1 (0,1) | 75 | 230 | 155 | 185 | 0,14 |
2-ОШ-ВВ | 2 (0,2) | 112 | 324 | 212 | 252 | 0,37 |
3-ОШ-ВВ | 3 (0,3) | 112 | 341 | 229 | 279 | 0,50 |
5-ОШ-ВВ | 5 (0,5) | 140 | 421 | 281 | 341 | 0,92 |
8-ОШ-ВВ | 8 (0,8) | 140 | 434 | 294 | 364 | 1,10 |
12-ОШ-ВВ | 12 (1,2) | 168 | 524 | 256 | 436 | 1,90 |
16-ОШ-ВВ | 16 (1,6) | 168 | 542 | 374 | 464 | 2,26 |
20-ОШ-ВВ | 20 (2,0) | 185 | 603 | 418 | 518 | 3,00 |
25-ОШ-ВВ | 25 (2,5) | 185 | 629 | 444 | 554 | 3,80 |
Обозначение | Допускаемая нагрузка кН (тс) | Ход талрепа | L | L1 | L2 | Масса, кг |
1-ОШ-ВГ | 1 (0,1) | 75 | 233 | 158 | 179 | 0,14 |
2-ОШ-ВГ | 2 (0,2) | 112 | 342 | 230 | 264 | 0,45 |
3-ОШ-ВГ | 3 (0,3) | 112 | 362 | 250 | 290 | 0,60 |
5-ОШ-ВГ | 5 (0,5) | 140 | 441 | 301 | 350 | 1,10 |
8-ОШ-ВГ | 8 (0,8) | 140 | 453 | 313 | 372 | 1,26 |
12-ОШ-ВГ | 12 (1,2) | 168 | 541 | 373 | 439 | 2,15 |
Обозначение | Допускаемая нагрузка кН (тс) | Ход талрепа | L | L1 | L2 | Масса, кг |
1-ОШ-ВУ | 1 (0,1) | 75 | 237 | 162 | 182 | 0,13 |
2-ОШ-ВУ | 2 (0,2) | 112 | 334 | 222 | 248 | 0,35 |
3-ОШ-ВУ | 3 (0,3) | 112 | 353 | 241 | 275 | 0,45 |
5-ОШ-ВУ | 5 (0,5) | 140 | 435 | 295 | 335 | 0,90 |
8-ОШ-ВУ | 8 (0,8) | 140 | 450 | 310 | 356 | 1,00 |
12-ОШ-ВУ | 12 (1,2) | 168 | 541 | 373 | 427 | 1,85 |
16-ОШ-ВУ | 16 (1,6) | 168 | 562 | 394 | 454 | 2,10 |
20-ОШ-ВУ | 20 (2,0) | 185 | 628 | 443 | 511 | 2,80 |
25-ОШ-ВУ | 25 (2,5) | 185 | 655 | 470 | 545 | 3,60 |
Обозначение | Допускаемая нагрузка кН (тс) | Ход талрепа | L | L1 | L2 | Масса, кг |
1-ОШ-ГГ | 1 (0,1) | 75 | 236 | 161 | 175 | 0,15 |
2-ОШ-ГГ | 2 (0,2) | 112 | 360 | 248 | 276 | 0,50 |
3-ОШ-ГГ | 3 (0,3) | 112 | 383 | 271 | 301 | 0,70 |
5-ОШ-ГГ | 5 (0,5) | 140 | 461 | 321 | 359 | 1,28 |
8-ОШ-ГГ | 8 (0,8) | 140 | 472 | 332 | 380 | 1,45 |
12-ОШ-ГГ | 12 (1,2) | 168 | 558 | 390 | 442 | 2,40 |
Обозначение | Допускаемая нагрузка кН (тс) | Ход талрепа | L | L1 | L2 | Масса, кг |
1-ОШ-ГУ | 1 (0,1) | 75 | 240 | 165 | 177 | 0,13 |
2-ОШ-ГУ | 2 (0,2) | 112 | 352 | 240 | 260 | 0,42 |
3-ОШ-ГУ | 3 (0,3) | 112 | 374 | 262 | 286 | 0,56 |
5-ОШ-ГУ | 5 (0,5) | 140 | 455 | 315 | 344 | 1,10 |
8-ОШ-ГУ | 8 (0,8) | 140 | 469 | 329 | 364 | 1,20 |
12-ОШ-ГУ | 12 (1,2) | 168 | 558 | 390 | 430 | 2,10 |
Обозначение | Допускаемая нагрузка кН (тс) | Ход талрепа | L | L1 | L2 | Масса, кг |
1-ОШ-УУ | 1 (0,1) | 75 | 244 | 169 | 179 | 0,12 |
2-ОШ-УУ | 2 (0,2) | 112 | 344 | 232 | 244 | 0,33 |
3-ОШ-УУ | 3 (0,3) | 112 | 365 | 253 | 271 | 0,42 |
5-ОШ-УУ | 5 (0,5) | 140 | 449 | 309 | 329 | 0,85 |
8-ОШ-УУ | 8 (0,8) | 140 | 466 | 326 | 348 | 0,95 |
12-ОШ-УУ | 12 (1,2) | 168 | 558 | 390 | 418 | 1,80 |
16-ОШ-УУ | 16 (1,6) | 168 | 582 | 414 | 444 | 2,00 |
20-ОШ-УУ | 20 (2,0) | 185 | 653 | 468 | 504 | 2,70 |
25-ОШ-УУ | 25 (2,5) | 185 | 681 | 496 | 536 | 3,40 |
3 Талреп DIN 1480 – конструкция
Внешне натяжитель троса кажется сложным, но на самом деле все предельно просто, и лишнего там действительно ничего нет. Если взглянуть на чертеж или фото, талреп (DIN 1480) имеет корпус в виде продолговатого цилиндра или кольца, с противоположных концов его вы найдете по отверстию с резьбой, причем направление закручивания в них будет противоположное. Именно сюда вставляется винт с одной и другой стороны, резьба которого соответствует той, что нанесена в корпусе. На свободном конце винта имеется приспособление для крепления стального троса или чего-нибудь подобного. Это может быть кольцо, крюк или вилка.
Сам корпус, если он выполнен в виде цилиндра, может быть открытый или закрытый. В первом случае вы увидите сходящиеся к центру при натяжении резьбовые концы винтов, а во втором случае этого будет не доступно. Закрытым талрепом уместно пользоваться на незамкнутых площадках, так исключается попадание губительной влаги и различного мусора внутрь, где можно повредить или застопорить резьбу. Разберемся еще в оголовках, которые имеет натяжитель троса – ведь для чего-то же придумали кольца, крюки и вилки, причем комбинации их бывают различные, как два одинаковых приспособления (вилка-вилка), так и нет (кольцо-крюк).
Встречный крепеж для вилки (за который она будет цепляться) должен иметь соответствующие размеры и отверстие для закрепляющего болтика. Например, при размещении между лапками каната в нем вполне можно сделать дыру прямо на месте, чтобы закрепить в вилке, главное, его диаметр должен зайти правильно (впритирку, свободный вариант с запасом тут неуместен).
Требования, предъявляемые к деталям талрепа
Из-за закрытости периметра талреп кольцо-кольцо можно использовать не только для фиксацииу груза, но также и для его перемещения в пространстве. Поэтому кольцевой захват отвечает следующим требованиям:
- Соотношения размеров должны отвечать требованиям ГОСТ 4751.
- Опорная плоскость подголовка кольца имеет плоское основание, перпендикулярное оси захвата.
- Длина резьбовой части хвостовика должна не менее, чем в 2,5 раза превышать диаметр резьбы муфты.
- Поверхность кольца должна иметь противокоррозионное покрытие (чаще кольцевые захваты подвергают цинкованию, но ГОСТ допускает и хромированные захваты).
Ввиду концентрации рабочих нагрузок на сравнительно небольшой дуге внутреннего диаметра кольца, для изготовления грузовых болтов талрепов кольцо-кольцо используют только качественные конструкционные стали. Если в процессе своей эксплуатации такелаж постоянно испытывает знакопеременные нагрузки (это, в основном, касается внешних конструкций – опор, мачт, антенн), то кольцевые захваты штампуются из низкоуглеродистых конструкционных сталей, например, из стали 20 ГОСТ 1050.
После горячей деформации заготовки подвергают цементации, обеспечивая в результате оптимальное сочетание высокой поверхностной твёрдости с достаточно вязкой сердцевиной, которая хорошо сопротивляется циклически возникающим напряжениям изгиба. Если для кольцевого захвата важнее предельное усилие удержания (что чаще требуется для фиксации предметов внутри помещений), то данную деталь штампуют из стали типа Сталь 40 и выше, и после деформирования подвергают нормализации.
Требования к муфте талрепа ушко-ушко не отличаются от прочих исполнений подобных такелажных узлов. Муфту чаще всего изготавливают штамповкой, что, при открытой конструкции не связано с большим перерасходом металла. Литые и сварные исполнения муфт встречаются значительно реже. Главным образом, для талрепов малой несущей способности.
Для чего применяется этот замысловатый инструмент?
Так как грузовой талреп имеет особую конструкцию, это позволяет ему выдерживать большие напряжения и усилия, даже если работать с довольно тяжелыми грузами. Изначально это приспособление использовалось для того, чтобы соединять деревянные и металлические конструкции самых различных типов. Зачастую его используют при такелажных работах, когда необходимо закрепить перевозимое или монтируемое оборудование, или же любой другой увесистый груз. Если нужно сделать монтаж металлической мачты или же антенны, то именно данный инструмент поможет с этим справиться.
Металлическим приборам свойственно ржаветь, если они некоторое время находятся под влиянием влаги. Но нержавеющий талреп от этого недуга защищен, так как он сделан из специальной стали или же обработан цинковым покрытием. Эта мера разработана по той причине, что данный элемент очень часто находится именно снаружи закрепленной конструкции, а значит, всегда подвержен влиянию атмосферы.
Выбирать это приспособление необходимо, отталкиваясь от длины и толщины канатов или антенн, и, несмотря на внушительные задачи, решают их такие малютки, как талрепы, их размеры варьируются от 5 до 20 мм. От выбора монтажного приспособления зависит общий успех любого строительного процесса. В первую очередь, надо определиться, для чего он необходим. Чаще всего, такой элемент используется именно для того, чтобы соединить и натянуть тросы или же канаты, на которые будет крепиться тяжелый груз.
Устройство и характеристики
Талреп – разновидность винтовых стяжек.
Его конструкция состоит из следующих элементов:
• Муфта – корпус с двумя отверстиями, в которых нарезана разнонаправленная резьба с противоположных сторон.
• Пара грузозахватных элементов.
Каждый из них является стержнем с нарезанной резьбой, с противоположной стороны которого расположен крепежный зацеп – оголовок.
Оголовок может быть разной формы формы: в виде вилки, крюка (гака) или кольца (петли).
• Подкладные шайбы – предназначены для равномерного распределения нагрузки.
• Стопорные гайки – предотвращают самостоятельное ослабление натяжителя. Они вместе с шайбами входят в комплект этого инструмента.
Принцип работы устройства заключается во встречном движении оголовков при вращении корпуса.
Если стяжку необходимо ослабить, вращение муфты выполняется в противоположную сторону.
Выборка слабины каната, при небольшом диаметре стержней и невысокой нагрузке, может выполнятся вручную.
Стягивание осуществляется при помощи различных рычажных приспособлений, например, стальных стержней.
Использование талрепов в работе обосновано:
• Надежностью конструкции;
• Простотой использования;
• Компактностью.
Требования к характеристикам регламентированы следующими стандартами:
• ГОСТ 9690-71 – отечественная стандартизация
• DIN 1748 и DIN 1480 европейская стандартизация
• ASTM F1145-05 –стандарт США
• ОСТ 5.2314-79 – отечественный стандарт для судовых талрепов
Муфты
Согласно ГОСТ 9690-71, муфты производят тремя способами:
• Штампованные;
• Литые;
• Сварные.
Кроме этого, их делают закрытого и открытого типа.
Последние имеют несущую способность до 6,3 тонн.
Для закрытого корпуса — до 20 т.
При этом для сварных изделий любой конструкции этот показатель не превышает 1,5т.
Материал
При изготовлении используются следующие стали:
• Марки 35 высокого качества, согласно ГОСТУ 1050.
Степень прочности на растяжение достигает 540 МПа.
Самый распространенный вариант.
• Модификации Ст. 3, Ст. 3кп, согласно ГОСТу 380.
Сталь подвергается термической обработке, после чего ее прочность на растяжение достигает 450 МПа.
Используется там, где нет больших нагрузок.
Защитные покрытия:
• Цинк-ламельное;
• По методу горячего цинкования;
• Гальваническое.
Изделия, на которые предполагается воздействие агрессивных сред, изготавливаются из нержавеющей стали типа 10Х17Н13М2Т (аустенитная с устойчивостью к кислотной среде).
Такие кислостойкие талрепы используются в местах с повышенными требованиями.
Размеры и вес
Параметры талрепов:
• Ход: 75 – 308 мм.
• Диаметр резьбы: M6 – M56.
• Допустимая нагрузка: 0,1 – 20 тс (тонн силы).
• Общая длина типовых изделий: 230 – 603 мм.
• Вес типовых изделий (зависит от конструкции и материала изготовления): 0,05 – 60 кг и более.
Рабочие параметры талрепов
Для рассматриваемых приспособлений с муфтами основными эксплуатационными характеристиками являются:
- Допускаемая нагрузка.
- Длина муфты (реже – её поперечные размеры).
- Длина самого талрепа при вывинченных захватах (резьбовая часть не выходит из тела муфты, но полностью заполняет его).
Стандарт определяет однозначную связь между диаметром резьбового отверстия в муфте талрепа и его несущей способностью. В частности, для штампованных муфт существуют следующие соотношения:
- при нагрузке до 200 кг – М8;
- при нагрузке до 300 кг – М10;
- при нагрузке до 500 кг – М12;
- при нагрузке до 1200 кг – М16;
- при нагрузке до 2000 кг – М20;
- при нагрузке до 3150 кг – М24 и т. д.
Предельная несущая способность стандартного грузового талрепа с открытой муфтой составляет 6300 кг; если требуются более высокие значения эксплуатационных нагрузок, такелаж проектируют и изготавливают по индивидуальным заказам. Закрытые талрепы рассчитываются на грузоподъёмность до 20000 кг (за исключением сварных конструкций муфт, нагрузки на которые не должны превышать 1500 кг).
Грузоподъёмность талрепа определяется и видом грузового захвата. Наименьшими допустимыми значениями обладают захваты типа «крюк-крюк», а наибольшими – захваты типа «вилка-вилка». Конструкция всех составляющих талрепа не должна иметь концентраторов напряжений, поэтому при переходе от одной части муфты, вилки, крюка и т. п. предусматриваются максимально возможные радиусные переходы.
В конструкциях стандартных талрепов применяются следующие обязательные требования:
- Категория прочности после штамповки – не ниже КП25 по ГОСТ 8479;
- Стопорные гайки должны изготавливаться по ГОСТ 5919 методами холодной высадки. Проточки резьбы не допускаются;
- Метрическая резьба на всех деталях должна соответствовать требованиям ГОСТ 24705;
- В литых деталях не должно быть внутренних и внешних дефектов макроструктуры (выборочный контроль качества должен соответствовать требованиям РД 34.17.402);
- Сварные варианты муфт выполняют с применением электродов марки Э42А при обязательной зачистке готовых швов.
- Стальные талрепы имеют поверхностное антикоррозионное покрытие.
Конструкция
Внутренности детали не скрываются, так удобней регулировать натяжение. Корпус изготовлен с помощью литья, ковки или сварки. А отверстия для винтов фрезеруются, они регулируют усилие. Для сложных погодных условий используют талреп закрытого типа, который состоит из трёх частей:
- Корпус.
- Два винта (с левой и правой резьбой).
- Оголовки винта (крюк, вилка и кольцо).
Каждая часть устройства, точно выверена и исполнят определённую функцию, которая отвечает стандартам. Международные документы регламентирующие технические характеристики и производство талрепов — DIN 1480, DIN 1478. На территории бывшего СССР — ГОСТ 9690-71.
Талрепы ПТР 7-1 (как раньше назывались эти устройства) помогали держать в постоянном напряжение стальные канаты и тросы. Но они не имели такого большого количества оголовков в отличие от современных моделей. На концах были продолговатые петли. Нагрузка, на которую рассчитан талреп указывалась в названии, из показателя тонны-силы. Новые модели обозначаются по параметру в кН. Т 30-01, выдерживает 3 тс или 30 кН.
Это интересно: Cварка чугуна электродами – технология, виды стержней
Конструкция
Рассматриваемые типы талрепов производятся согласно техническим требованиям ГОСТ 9690 и европейского стандарта DIN 1480. Состоит талреп крюк-кольцо из следующих деталей:
Соединительной муфты, в противоположных частях которой имеются резьбовые отверстия. Грузового рым-болта (или кольцевого захвата), снабжённого удлинённым хвостовиком с резьбой, размеры которого соответствуют резьбе в муфте. Грузового крюка, который может быть с фиксирующей защёлкой, либо без неё.
Для того, чтобы обеспечить натяжение удерживаемого устройства с опорой, талрепная муфта имеет на одном конце левую резьбу, а на другом – правую. Соответственно, и резьбы крюка и кольца также должны быть различными. Особенность состоит в том, что выбор типа резьбы определяется условиями эксплуатации удерживаемого элемента
Если при транспортировке грузов это не имеет особого значения, то для устойчивого расположения антенн, мачт, кабельных опор очень важно к чему она будет присоединяться. Например, крюковой захват без защёлки безопасен лишь тогда, когда предельное отклонение смежного захвата от продольной оси талрепа не превышает 30…40º. Поэтому талреп крюк-кольцо необходимо заказывать и приобретать только с учётом конкретных предметов и грузов, для фиксации которых он будет использован
Поэтому талреп крюк-кольцо необходимо заказывать и приобретать только с учётом конкретных предметов и грузов, для фиксации которых он будет использован.
Муфта талрепов для удобства её вращения должна иметь шестигранную часть на одном из торцов. Обычно её предусматривают со стороны кольцевого захвата, конструкция которого исключает самопроизвольное соскакивание смежного захвата при регулировке натяжения.
Наиболее удачной конструкцией талрепа крюк-кольцо считается такая, где к крюковому захвату поставляется также защёлка для крюка, либо зажим для троса. Они изготавливаются по DIN 741, и гарантируют надёжное удержание смежного захвата в крюке во время проворота муфты.
Применение различных видов талрепов
Многообразие зацепных приспособлений призвано значительно расширить использование винтовых стяжек. Выбор того или иного зацепа напрямую зависит от условий работы и назначения конкретной пары винтов.
В случае наличия на конце закрепляемого троса крюка могут быть применены все варианты зацепов. При наличии петли наиболее удобны крюк или вилка со съемной перемычкой. Во избежание выскальзывания рабочего стержня из гнезда он дополнительно оснащается проволочной чекой, которую необходимо фиксировать до начала натяжения.
Чаще условия крепления требуют использования разноименных зацепов в одном талрепе. Исходя из этого, следует приобретать новое приспособление при изменении условий работы, а не приспосабливать имеющееся под все виды работ.
Талреп кольцо-крюк
talrep-koltsokoltso-15
talrep-koltsokoltso-3
talrep-koltsokoltso-12
Все талрепы выпускают в коррозионностойком варианте с металлическим покрытием. Корпус может изготавливаться как открытым, так и закрытым.
Второй вариант более приемлем в местах возможного контакта приспособления с различными металлическими деталями и инструментами, способными привести к деформации резьбы на стержнях.
Требования к деталям талрепа
ГОСТ 9690-71 предусматривает следующие варианты исполнения муфт талрепов:
- Штампованные закрытые муфты.
- Штампованные открытые муфты.
- Литые муфты.
- Сварные закрытые муфты.
- Сварные открытые муфты.
В талрепах закрытого типа резьбовая часть грузового элемента полностью находится в корпусе муфты. Это считается более безопасным, поскольку при внезапном разрушении захватного приспособления (которое чаще всего случается именно по резьбе) его остатки не разлетаются в стороны. Поэтому предельно допустимое усилие натяжения для закрытых талрепов всегда больше, чем для открытых.
Технология изготовления муфт также во многом определяет возможности талрепа. Так, штампованные муфты (заготовками для которых служат качественные конструкционные стали по ГОСТ 1050 марок стали 20 и выше) являются прочными и надёжными. Это объясняется тем, что макроструктура штампованных изделий не имеет перерезанных волокон, и, следовательно, концентраторы напряжений отсутствуют. То же характерно и для литых муфт, однако структура литого металла – более крупнозернистая, поэтому при прочих равных условиях излом корпуса литой муфты произойдёт быстрее, чем штампованной.
Наихудшей несущей способностью обладают сварные муфты: в зоне сварного шва прочность металла снижается на 20…25% (по этой же причине категорически не допускается восстанавливать разрушенные талрепы сваркой).
Стандарт допускает два исполнения стяжных круглых муфт: со сквозным отверстием посередине корпуса, и без него. В первом случае улучшаются условия для вращения корпуса при затяжке, однако ослабляется сечение муфты. В качестве исходного материала таких муфт используется цельнотянутые стальные трубы по ГОСТ 8734 из стали 25 (в малоответственных талрепах может применяться также дюралюминий и сталь обыкновенного качества Ст.3 по ГОСТ 380).
Для компактности муфтовых талрепов имеет значение диаметр грузовых захватов. В закрытых муфтах он не превышает М42, иначе муфта становится тяжёлой и труднорегулируемой. Муфты открытого типа таких ограничений не имеют.
Талрепные муфты изготавливаются под захваты следующих типов:
- ВВ (вилка-вилка).
- ВУ (вилка-кольцо).
- УУ (кольцо-кольцо).
- ГГ (крюк-крюк).
- ВГ (вилка-крюк).
- ГУ (крюк-кольцо).
1 Назначение, конструкция и принцип действия талрепа
Талреп пришел в повседневную жизнь человека из судового дела. Когда-то он использовался только на парусных кораблях, где был деталью стоячего такелажа – оснастки, предназначенной для крепления неподвижных элементов рангоута (мачт и их оснащения, используемого для постановки и удержания парусов). На парусниках с помощью талрепа натягивают такелаж (систему тросов и канатов).
В настоящее время различные виды талрепов используют как на воде, так и на суше, в воздухе, и не только для натягивания оснастки. Основное назначение и принцип использования остались неизменными – талреп позволяет регулировать натяжение и выбирать оптимальную слабину тросов и канатов. Он фиксирует в нужном положении что-либо и удерживает нагрузку, создаваемую закрепленным объектом.
Видимо, из-за использования талрепа для обтягивания такелажа некоторые приписывают ему также применение в одноименных работах – такелажных, то есть погрузочно-разгрузочных. Для этих целей устройство не предназначено.
Талрепы для обтягивания такелажа
Это становится очевидным при рассмотрении конструкции талрепа. Он состоит из муфты (узкого продолговатого корпуса), в обоих торцах которой есть по одному отверстию с резьбой, и двух винтов. У последних имеются оголовки. В зависимости от типа стяжки они бывают в виде крюка, вилки или кольца (ушка – как обозначают в техдокументации и стандартах). Резьба на одном торце муфты правая, а на другом левая. И винты тоже с разными резьбами. Они у собранной стяжки вкручены в муфту. Если талреп использовать при такелажных работах, то резьбы будут постоянно подвергаться поперечным воздействиям на излом и очень быстро износятся. В результате винты попросту вырвет из муфты при очередной погрузке.
ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
6.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие талрепов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации и хранения, установленных стандартом.
Замена |
ГОСТ 1050-74 введен взамен ГОСТ 1050-60 в части углеродистых сталей группы 1 и сталей марок 60Г, 65Г и 70Г группы 2.
ГОСТ 3002-70 введен взамен ГОСТ 3003-58.
ГОСТ 7505-74 введен взамен ГОСТ 7505-55.
ГОСТ 8734-75 введен взамен ГОСТ 8734-58.
ГОСТ 9467-75 введен взамен ГОСТ 9467-60.
ГОСТ 9650-71 введен взамен ГОСТ 9650-66.
ГОСТ 10607-72 введен взамен ГОСТ 10607-63.
ГОСТ 16093-70 введен взамен ГОСТ 9253-59.
1. Типы, основные параметры и размеры.. 1 2. Технические требования. 8 3. Правила приемки. 9 4. Методы испытания. 9 5. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение. 9 6. Гарантии изготовителя. 10 |