Основные характеристики фрикционной передачи
Для расчета фрикционной передачи необходимо учитывать следующие критерии
- Передаточное число – величина, равная отношению числа зубьев ведомого и ведущего валов. Оно оказывает воздействие на скорость передачи крутящегося момента от мотора к приводу узла. Эта характеристика равна отношению угловых скоростей катков. Также передаточное количество можно выразить при помощи отношения частот вращения или диаметров катков. В большинстве фрикционных механизмов его значение меньше или равно 7.
- КПД: указывает количество утраченных мощностей. Зависит от числа потерь во время качения и скольжения. Величина этого параметра рассчитывается экспериментальным методом, при помощи сравнения мощностей ведущего и ведомого валов. Средний КПД фрикционных механизмов равняется 90%.
- Контактная прочность: характеризует способность передачи выдерживать крупные нагрузки. Оценивается при помощи контактного напряжения, возникающего в месте соприкосновения катков. Чем ниже контактная прочность конструкции, тем сильнее изменяется форма основных деталей во время соприкосновения. Рассчитать эту характеристику можно при помощи формулы Герца, где учитываются коэффициент нагрузки, приведенный радиус кривизны, модуль упругости и сила сжатия катков.
- Тип движения катков: характеризует траекторию движения рабочих тел вращения. Оно может быть реверсивным и нереверсивным. При реверсивном движении рабочие тела вращения перемещаются в противоположных направлениях, что позволяет осуществлять передачу 2 путями. При нереверсивном движении катки движутся в 1 направлении. Передача производится только 1 единственным способом.
- Материал тел качения – характеристика, влияющая на износостойкость устройство, контактную прочность, коэффициент трения и модуль упругости. Чаще всего при изготовлении деталей кинематической пары используется металлокерамика или сочетание стандартной и закаленной стали (закалка до 60 HRC). Эти материалы уменьшают габариты механизма и увеличивают величину КПД. При использовании чугуна катки смогут работать без использования смазки. Наиболее дешевым материалом являются фрикционные пластмассы и текстолит. Но они обладают низким КПД: 50%. Высокими показателями трения обладают валы с кожаным или деревянным покрытием. Минусом этих материалов является низкая контактная прочность.
В следующей таблице указана величина коэффициента трения для фрикционных передач из разных материалов:
Покрытая смазкой сталь | 0,04 – 0,05 |
Сталь с сухой поверхностью | 0,14 – 0,19 |
Фрикционная пластмасса с высушенной поверхностью | 0,36 – 0,46 |
Текстолит с высушенной поверхностью | 0,31 – 0,36 |
Металлокерамика с сухой поверхностью | 0,29 – 0,34 |
Эти факторы и характеристики учитываются при изображении фрикционной передачи на кинематических схемах.
Режимы работы
Для работы перфоратора в его конструкции предусмотрено три режима. Каждый из них необходим для выполнения собственной функции.
Сверление
Для выполнения задач в этом режиме переключатель устройства устанавливают в положение «сверло». Надавливать на него сильно не нужно, достаточной будет сила нажатия в 5 кг. Если перфоратор используется для сверления отверстий, нельзя включать на нём реверс или ударный режим, иначе это приведёт к поломке. Для предотвращения возникновения такой ситуации в инструменте предусмотрена кнопка «блокировка удара».
Сверление с ударом
Для работы в этом режиме переключатель устанавливается в положение, рядом с которым изображён молоток со сверлом. Затем инструмент подносят к рабочей поверхности. Необходимо следить за тем, чтобы не было перекоса бура или его скольжения по материалу. Давить на устройство при этом нужно очень легко.
Режим удара
Для работы с этим режимом переключатель устанавливается в положение, рядом с которым изображён молоток. При штроблении инструмент крепко держат двумя руками без сильного давления.
Работа с перфоратором не так сложна, как кажется на первый взгляд
При его использовании необходимо лишь чётко следовать инструкции, обратив внимание на индивидуальных конструктивных нюансах устройства. Чтобы не получить травмы и не поломать инструмент, следует заранее изучить принцип его работы и быть осторожным
Функции и назначение муфт:
1) Соединение валов
2) Смягчение ударов, колебаний, демпфирование вибраций
3) Компенсация осевых, угловых и продольных смещений
4) Сцепеление и расцепление валов при заданных параметрах.
5) Управление включением исполнительного элемента машины без
остановки двигателя (без отключения питания), ауткально для предохранительных муфт.
6) Передача определенного вида движения, например однонаправленного как в обгонных муфтах.
7) Ограничение параметров передаваемого движения — скорости или крутящего момента.
Рассмотрим подробнее основные разновидности муфт:
Глухие муфты
Как уже сказано, они не обеспечивают никакого сглаживания погрешностей.
Соединяют нагрухо и 2 вала, две части оборудования работают как единое целое
Жесткие муфты
похожи на глухие, фактически это — синонимы. Однако жесткие муфты могут быть не только втулочной или фланцевой коснтрукции, они могут состоять из полумуфт.
К тому же она может быть жесткой на кручение, но эластичной на смещение валов, или возможны иные комбинации свойств.
Упругие муфты
сейчас наиболее распространены, постоянно разрабатываются новые конструкции, совершенствуется. У них разный принцип компенсации несоосностей — но обычно в основе их действия — упругие элементы, с использование резины, полиамида, нейлона и др., они наилучшим образом справляются со своей задачей.
Существуют также металлические упругие элементы, например — пружины и пакеты пружин, пластины, стержни и т.п. Они работают на кручение или на изгиб. Их применяют только при очень больших моментах, так как при малых и средних гораздо эффективнее использовать неметаллические.
Различают постоянной и переменной жесткости.
Переменная степень жесткости у тех, что с неметаллическими элементами. (они не подчиняются закону Гука). А также — с металлическими, степень деформирования которых ограничивается конструкцией.
Зубчатые муфты
Механически компенсируют все виды смещений за счет боковых зазоров в зацеплении и специальной обточки зубьев.
Простая зубчатая муфта состоит из двух полумуфт с наружными зубьями и разъемной обоймой с двумя рядами внутренних зубьев.
Допускаемые смещения валов определяют из условия, чтобы углы между осью обоймы и осью одного или другого вала были не больше 1° 30′
Также при активной работе данного устройства происходит скольжение при соприкосновении зубьев и их износ.
Применяют в широком диапазоне моментов.
Предохранительные муфты
Защищают оборудование от поломок и перегрузок, срабатывают, когда превышается момент. Мы предлагаем предохранительные фрикционные муфты. Принцип ее работы в том, что звездочка, установленная между двумя фрикционными дисками, при достижении критического момента начинает проскальзывать. Сам предельным момент настраивается поджатием пружины.
Также есть множество прочих видом муфт, не столь растпростарненных, как эти большие группы.
Предохранительная фрикционная муфта
Предохранительная муфта
Муфты этого типа служат для безопасного соединения или разъединения валов в том случае, если механизм работает под высокими нагрузками. Такие элементы способны автоматически восстанавливать функциональность агрегата после того, как пиковая перегрузка завершилась
Но важно иметь в виду, что из-за различий в коэффициентах трения дисков тонность работы предохранительной муфты достаточно невелика. Поэтому ее чаще используют при регулярных, но кратковременных перегрузках, когда работа механизма выходит за рамки нормативной частоты крутящего момента. Компенсация поглощаемой энергии обеспечивается пружиной, демпферными элементами устройства или теплоотводящими материалами, из которых может быть выполнена и основа конструкции
Компенсация поглощаемой энергии обеспечивается пружиной, демпферными элементами устройства или теплоотводящими материалами, из которых может быть выполнена и основа конструкции.
Классификация электромуфт
В большинстве случаев электромуфты классифицируются по тому, в какой области они применяются. Чаще всего применяется электромагнитная фрикционная муфта. Она обладает следующими свойствами:
- Устройство может применяться для снижения вероятности воздействия импульсных нагрузок.
- На холостом ходу конструктивные особенности определяют незначительные потери. Этот момент определяет то, что основные элементы не нагреваются при эксплуатации.
- Есть возможность провести быстрый пуск механизма даже в случае, если оно находится под большой нагрузкой.
Рассматриваемый тип механизма делится на несколько основных типов:
Довольно част встречается муфта электромагнитная тормозная, которая может снизить количество оборотов при работе.
Вариант исполнения кондиционерного компрессора представлена в виде узла, который состоит из следующих элементов:
- Катушки электромагнитного типа. Она изготавливается при применении специальных сплавов, которые характеризуются определенными свойствами. Катушка требуется для непосредственной генерации электромагнитного поля.
- Пластин прижимного типа. Этот элемент конструкции должен характеризоваться высокой прочностью.
- Шкива, который передает усилие от электрического двигателя. Привод подобного типа получил довольно широкое распространение, так как он обеспечивает защиту устройства от перегрева при большой нагрузке. За счет смены шкивов есть возможность регулировать количество оборотов на выходе.
В рассматриваемом случае на катушку подается электричество, которое образует электромагнитное поле. За счет этого происходит притягивание прижимной пластины к шкиву. Подобное перемещение дает свободу валу, и механизм начинает работать.
Компрессорные установки получили весьма широкое распространение
Именно поэтому нужно уделять внимание следующим дефектам:
- Довольно часто встречается ситуация, когда подшипник шкива деформируется. В этом случае достаточно провести замену элемента.
- Прижимная пластина изготавливается из тонкого метала, поэтому на момент эксплуатации она может деформироваться. Кроме этого, проблема возникает в случае неправильной установки зазора.
- Встречается ситуация сгорания самой муфты. Она чаще всего связана с высоким напряжением, которое подается на катушку.
Развитие современных технологий определило то, что в автомобилях проводится установка электромагнитной муфты сцепления. Она делиться на несколько различных типов в зависимости от привода:
- Гидравлический. Этот вариант исполнения характеризуется тем, что передача усилия осуществляется за счет жидкости в системе. Масло и вода хорошо подходят для передачи усилия. Однако, гидравлический привод на сегодняшний день характеризуется относительно низкой надежностью.
- Механический. Подобное устройство характеризуется тем, что передача усилия проводится за счет сочетания различных элементов. Примером можно назвать звездочки, шестерни и другие детали.
- Муфта сцепления электромагнитная.
Наиболее распространен последний тип механизма. При этом он также классифицируется на несколько основных типов:
- По показателю трения выделяют мокрые и сухие. В последнее время большое распространение получили варианты исполнения, которые могут работать только при добавлении масла.
- Классификация проводится и по режиму включения: непостоянные и постоянные.
- Выделяют муфты с одним или несколькими ведомыми дисками. Выбор проводится в зависимости от того, какие требуются эксплуатационные характеристики.
- По виду управления также выделяют несколько основных видов механизма. Примером можно назвать механический, гидравлический и комбинированный.
Этот современный вариант исполнения встречается в случае, когда нужно обеспечить смещение соединяемых элементов относительно друг друга на момент эксплуатации.
Общие сведения о муфтах
Муфты — устройства, соединяющие валы механизмов и оборудования. Основная их задача — непосредственно соединение и передача крутящего момента, осуществление кинематической и силовой связи между частями оборудования, также у муфт есть несколько дополнительных свойств и задач.
Большинство видов сложного промышленного оборудования компонуют из отдельных частей, и используются несколько видов муфт.
Муфты подразделяются по различным признакам.
Прежде всего есть две большие группы:
- Глухие (жесткие нерасцепные муфты)- с ними 2 вала работают как единый
- Компенсирующие — для исправления несоосностей.
По принципу работы:
- Постоянные (нерасцепляемые, глухие);
- Управляемые (срабатывающие);
- Самоуправляемые (срабатывающие при определенных условиях)
В зависимости от восприятия нагрузок:
- жесткие (соединяют вал глухо, не компенсируют случайные удары и помехи),
- упругие (компенструют несовпадения осей и колебания)
По виду используемой энергии:
Это основная классификация муфт по конкретным параметрам.
Классификация муфт
Выделяют много различных подобных изделий, при помощи которых проводится передача вращения. Классификация по предназначению выглядит следующим образом:
- Постоянные или соединительные.
- Сцепные и управляемые.
Приводные модели устанавливаются в самых различных конструкциях. Ни требуются для непосредственной передачи усилия.
Изделия соединительные для валов применяются для постоянной передачи вращения. Делятся они на несколько основных групп:
- Жесткие.
- Глухие.
- Соединительные.
- Подвижные или гибкие.
Самым простым вариантом исполнения можно назвать глухие муфты. При изготовлении втулок и других элементов могут применяться самые различные материалы, большая часть которых характеризуется высокой степенью защиты от воздействия окружающей среды.
Довольно большое распространение получили конусные переходные муфты, так как они просты в изготовлении и могут прослужить в течение длительного периода. Могут устанавливаться и шлицевые варианты исполнения, которые могут передавать большое усилие в случае эксплуатации.
Классификация гибких вариантов исполнения также проводится по большому количеству различных признаков. Большое распространение получили следующие:
- Расширительные. Они характеризуются тем, что могут компенсировать осевое смещение деталей относительно друг друга.
- Крестовые. Подобные механизмы устанавливаются в случае, когда есть вероятность радиального смещения.
- Мембранные и поводковые, которые рассчитаны на радиальное и осевое смещение. Поводковые имеют специальный элемент, который обеспечивает фиксацию положения обоих элементов.
Выбор наиболее подходящего соединительного элемента проводится по диаметральным размерам. Полумуфты компенсируют смещение оси, однако для повышения показателя КПД проводится добавление масла. В большинстве случаев при изготовлении применяется сталь, которая характеризуется повышенной устойчивостью к износу. При необходимости защиты механизма от воздействия электричества применяются специальные материалы, обладающие определенными свойствами.
В некоторых случаях применяется поводковый вариант исполнения, который также характеризуется определенными достоинствами и недостатками.
Безопасность эксплуатации
Перфоратор – электромеханический инструмент, поэтому пользоваться им нужно, соблюдая меры безопасности.
- Перед началом работы нужно убедиться в целостности электрического шнура. Поврежденная вилка или изоляция на шнуре могут привести к поражению электрическим током. Трещины на корпусе также могут послужить источником опасности.
- Сменные насадки должны надежно крепиться, в противном случае во время работы они могут выскочить из патрона и нанести травму.
- Сверлить материал нужно, не прикасаясь к вращающейся части инструмента: острые кромки легко повреждают руки и другие части тела.
- Насадки при вращении сильно нагреваются, поэтому после окончания работы нельзя прикасаться к ним голыми руками во избежание ожогов.
Правильно работать электроинструментом — значит сохранить здоровье. Обязательно следуйте правилам безопасности и одевайте средства индивидуальной защиты: перчатки, маску или очки, специальную рабочую одежду.
Муфта соединительная для арматуры
Такая конструкция используется на стройках, где применяется монолитное бетонирование. Арматура применяется для усиления жесткости конструкции возводимого здания. Участки стыкуются методом дуговой электросварки. Такой монтаж предполагает соединение внахлест. Расход арматуры увеличивается. Производить электросварку на высоте проблематично. Нужны квалифицированные специалисты. Кроме того, при неблагоприятных погодных условиях электросварка не производится.
Обжимка для арматуры дает возможность упростить процесс стыковки строительных конструкций и сэкономить материал. Она изготавливается из бесшовной стальной трубы. Высокие прочностные характеристики материала, постоянный контроль качества продукции дают гарантию надежности армирующих конструкций. Таким способом можно стыковать прутья диаметром от 20 до 40 мм.
Муфта соединительная для труб
Чтобы объединить в магистраль трубопроводы из армированного пластика, используют фитинги. Они представлены в различной конфигурации: традиционная прямая и угловая, тройник для примыкания боковой ветви или разводки на несколько источников.
Муфты соединительные из полиэтилена предназначены для монтажа трубопроводов методом термической сварки. Стыкуются сопряженные детали в раструб. На место соединения накладывается нагревательный элемент, точно повторяющий его конфигурацию. Под действием электричества он расплавляет материал, стык сваривается и надежно герметизируется. Такое соединение применяют при снабжении холодной и горячей водой жилых помещений, административных и хозяйственных зданий и построек. Его еще используют в пневмопроводах и магистралях при транспортировке веществ не агрессивных к полиэтилену.
Также выпускаются переходные и разнообразные комбинированные муфты. Это необходимо при состыковке разнородных материалов, участков магистрали с несовпадающими диаметрами или запорной арматуры с другим типом резьбы.
Разновидности фитингов
Кроме материалов изготовления, муфты отличаются по своим техническим характеристикам, но основным различием является способ монтажа. По этому показателю они бывают:
- компрессионные;
- обжимные;
- приварные пластиковые;
- резьбовые.
Рассмотрим каждый из этих видов несколько подробнее.
Муфта компрессионная соединительная. Удобство использования – вот основное достоинство такой детали. Она фиксируется за счёт запрессовки специальной втулкой обжимного кольца. Такое техническое решение исключает вероятность раскручивания при вибрациях разного вида, а также гидроударах. Из преимуществ можно выделить:
- универсальность;
- лёгкость установки своими руками. Провести монтажные работы может человек, обладающий лишь начальными сантехническими навыками;
- возможность повторной эксплуатации;
- нет необходимости использовать сварочный аппарат;
- невысокая стоимость.
Компрессионная муфта — это простая конструкция, в которой герметичность обеспечивается уплотнительными кольцами и гайками
Монтаж выполняется следующим образом:
- детали крепёжного элемента – цанговое кольцо, гайка и проч. – надеваются на трубу;
- затем труба насаживается на штуцер либо вставляется в патрубок соединительного компонента;
- далее цанговое кольцо надвигается, а гайка затягивается.
Муфта обжимная. Сфера применения такого изделия – металлопластиковые системы водоснабжения. Необходимо отметить, что потребность в муфте соединительной обжимной возникает нечасто. Обусловлено это тем, что продажа «металлопластика» осуществляется многометровыми бухтами. Когда же обжимная деталь всё-таки понадобится, её монтаж выполняйте в следующем порядке:
- обрежьте кромки трубок под прямым углом;
- вставьте трубки в гильзы;
- место соединения обжимайте специальным инструментом.
Муфта приварная пластиковая. Вид пластика привносит отличия в процесс сборки водопровода. Коротко они формулируются так:
- ПНД. Монтаж ПНД водопровода, как правило, осуществляется с помощью электросварной муфты, имеющей электрические спирали. Состыковав все детали, подключите к муфте такого типа специальный аппарат. После его включения на спираль начнет поступать электроток, из-за чего та будут разогреваться до температуры плавления полиэтилена. В результате материал компонентов смешивается, а после остывания образуется очень прочное соединение.
- ПВХ. Метод монтажа такого трубопровода больше схож со склеиванием, а не со сваркой. И здесь соединяемые поверхности расплавляются, но не из-за высокой температуры, а под воздействием специального химического состава – клея. Тем не менее, такой способ принято называть муфтовой сваркой.
Трубы ПВХ можно соединять клеевым методом, но в этом случае соединительная муфта все равно называется сварной
Монтаж предполагает такую последовательность действий:
- соединяемую трубу обрежьте и вставьте её в соединительную деталь;
- на поверхности трубы поставьте отметку, показывающую глубину вхождения;
- размеченный участок обмажьте с помощью кисточки тонким слоем вышеуказанного клея;
- соедините элементы. Сделав это, обязательно проверните их на четверть оборота;
- вторую трубу приклейте спустя несколько минут таким же образом.
Полипропилен. Сварка фитинга выглядит так:
- соединительная деталь и труба вставляются в предварительно нагретые насадки специального паяльника;
- после того как пластиковые поверхности размягчатся, вытащите детали из паяльника и соедините друг с другом;
- дав пластику остынуть, вторую трубу соедините с фитингом точно так же.
Муфта резьбовая. Такие фитинги применяются, как правило, для стальных трубопроводов. Инструкция по монтажу муфты резьбовой соединительной представлена ниже.
- обрежьте предполагаемые к соединению трубы строго перпендикулярно продольной оси;
- нарежьте на них резьбу;
- далее накрутите поджимающие гайки;
- затем по очереди вкрутите трубы в соединительную деталь.
Резьбовые муфты разных типов используют при монтаже металлических трубопроводов
Электрический привод перфоратора
В роли двигателя в конструкции инструмента выступает электрический привод. В перфораторах применяют электроприводы коллекторного типа.
Этапы смазки перфоратора.
Легкие перфораторы, используемые в подсобном хозяйстве, имеют горизонтальное размещение электродвигателя. В отличие от них модели среднего и тяжелого класса, используемые в профессиональной деятельности, обычно собираются с вертикальным размещением силового привода. Однако из правила имеются исключения. Так, например, перфоратор производства фирмы Metabo модель Metabo KHE 96 массой 12 кг, относящийся к классу тяжелых, имеет горизонтальную систему размещения электропривода.
Инструмент, имеющий горизонтальную схему монтажа силового привода, является компактным и удобным для применения в труднодоступных и узких местах. У этой схемы компоновки перфоратора имеется несколько недостатков, среди которых основными являются наличие высокой нагрузки на силовой компонент и плохие условия охлаждения электропривода.
Перфоратор с вертикальной схемой монтажа электросилового компонента предоставляет более комфортные условия его использования. Дело в том, что вертикальное размещение электродвигателя позволяет снизить уровень ударной вибрации и обеспечивает более качественное охлаждение электродвигателя. Кроме того, вертикальная компоновка позволяет придать поршню широкую амплитуду движения, что увеличивает амплитуду движения бойка. Это преимущество достигается тем, что в конструкции с вертикальной схемой компоновки электродвигателя применен кривошипно-шатунный механизм вместо подшипника качения, установленного в инструменте с горизонтальной схемой монтажа электромотора.
Перфораторы с вертикальной схемой способны выдерживать продолжительный режим работы, что недоступно инструменту с электродвигателем, установленным в горизонтальном положении.
Особенности эксплуатации пружинно-кулачкового устройства
Защитный элемент обеспечивает следующие способы восстановления валов:
- Автоматическое при прекращении перегрузок. Вращение продолжается.
- Вручную или специальным механизмом. Такой метод применяется, если дополнительно был установлен запорный механизм. Его монтируют между подвижным диском и пружинным блоком.
- Непрерывная передача вращения. Задействуется, когда остановить работу механизма нельзя. В оборудование дополнительно устанавливают ограничитель хода диска и сигнализацию. При критической ситуации диск перемещается до упора, активирует сигнализацию.
Использование пружинно-кулачковых муфт способствует снижению стоимости и уменьшению размеров машин. Расходы на эксплуатацию тоже снижаются, т.к. растет надежность оборудования.
Классификация электромуфт
В большинстве случаев электромуфты классифицируются по тому, в какой области они применяются. Чаще всего применяется электромагнитная фрикционная муфта. Она обладает следующими свойствами:
- Устройство может применяться для снижения вероятности воздействия импульсных нагрузок.
- На холостом ходу конструктивные особенности определяют незначительные потери. Этот момент определяет то, что основные элементы не нагреваются при эксплуатации.
- Есть возможность провести быстрый пуск механизма даже в случае, если оно находится под большой нагрузкой.
Рассматриваемый тип механизма делится на несколько основных типов:
- Контактные.
- Тормозные.
- Бесконтактные.
Довольно част встречается муфта электромагнитная тормозная, которая может снизить количество оборотов при работе.
- Катушки электромагнитного типа. Она изготавливается при применении специальных сплавов, которые характеризуются определенными свойствами. Катушка требуется для непосредственной генерации электромагнитного поля.
- Пластин прижимного типа. Этот элемент конструкции должен характеризоваться высокой прочностью.
- Шкива, который передает усилие от электрического двигателя. Привод подобного типа получил довольно широкое распространение, так как он обеспечивает защиту устройства от перегрева при большой нагрузке. За счет смены шкивов есть возможность регулировать количество оборотов на выходе.
В рассматриваемом случае на катушку подается электричество, которое образует электромагнитное поле. За счет этого происходит притягивание прижимной пластины к шкиву. Подобное перемещение дает свободу валу, и механизм начинает работать.
Компрессорные установки получили весьма широкое распространение
Именно поэтому нужно уделять внимание следующим дефектам:
- Довольно часто встречается ситуация, когда подшипник шкива деформируется. В этом случае достаточно провести замену элемента.
- Прижимная пластина изготавливается из тонкого метала, поэтому на момент эксплуатации она может деформироваться. Кроме этого, проблема возникает в случае неправильной установки зазора.
- Встречается ситуация сгорания самой муфты. Она чаще всего связана с высоким напряжением, которое подается на катушку.
Развитие современных технологий определило то, что в автомобилях проводится установка электромагнитной муфты сцепления. Она делиться на несколько различных типов в зависимости от привода:
- Гидравлический. Этот вариант исполнения характеризуется тем, что передача усилия осуществляется за счет жидкости в системе. Масло и вода хорошо подходят для передачи усилия. Однако, гидравлический привод на сегодняшний день характеризуется относительно низкой надежностью.
- Механический. Подобное устройство характеризуется тем, что передача усилия проводится за счет сочетания различных элементов. Примером можно назвать звездочки, шестерни и другие детали.
- Муфта сцепления электромагнитная.
Наиболее распространен последний тип механизма. При этом он также классифицируется на несколько основных типов:
- По показателю трения выделяют мокрые и сухие. В последнее время большое распространение получили варианты исполнения, которые могут работать только при добавлении масла.
- Классификация проводится и по режиму включения: непостоянные и постоянные.
- Выделяют муфты с одним или несколькими ведомыми дисками. Выбор проводится в зависимости от того, какие требуются эксплуатационные характеристики.
- По виду управления также выделяют несколько основных видов механизма. Примером можно назвать механический, гидравлический и комбинированный.
Этот современный вариант исполнения встречается в случае, когда нужно обеспечить смещение соединяемых элементов относительно друг друга на момент эксплуатации.
Сцепные или управляемые муфты
Если в процессе работы насосного агрегата возникает необходимость останавливать перекачку при работающем двигателе, сделать это можно с помощью сцепной или управляемой муфты. Существует несколько разновидностей муфт с управляемым соединением, а самыми распространенными являются муфты жесткого сцепления и фрикционные. Жесткие муфтовые сцепления обеспечиваются кулачковыми и зубчатыми полумуфтами.
В первом случае полумуфты валов имеют на соприкасающихся поверхностях кулачки, которые при сближении входят в прочное соединение и передают вращение. Между полумуфтами устанавливается эластичный элемент — «звездочка» которая гасит толчки и делает запуск более плавным. Упругие звездочки бывают разных цветов в зависимости от ее жесткости и рабочей температуры.
Зубчатые муфты работают по такому же принципу, но в зацепление входят внутренние зубы одной полумуфты и наружные другой. Для жестких соединений характерно резкое зацепление. Такое соединение при большой частоте вращения ведущего вала невозможно. Для смягчения процесса зацепления устройства оборудуют синхронизаторами.
Максимально плавные включение и выключение зацепления валов обеспечивают фрикционные муфты. Принцип их действия основан на использовании силы трения. Соприкасающиеся поверхности двух полумуфт имеют покрытие, которое позволяет им проскальзывать. Чем сильнее полумуфты приживаются друг к другу, тем прочнее соединение. Это позволяет валу насоса плавно набрать частоту вращения. Фрикционные муфты в зависимости от конструкции могут быть однодисковыми, многодисковыми, конусными.
Перейти в каталог муфт
Общие сведения о муфтах
Муфты — устройства, соединяющие валы механизмов и оборудования. Основная их задача — непосредственно соединение и передача крутящего момента, осуществление кинематической и силовой связи между частями оборудования, также у муфт есть несколько дополнительных свойств и задач.
Большинство видов сложного промышленного оборудования компонуют из отдельных частей, и используются несколько видов муфт.
Муфты подразделяются по различным признакам.
Прежде всего есть две большие группы:
- Глухие (жесткие нерасцепные муфты)- с ними 2 вала работают как единый
- Компенсирующие — для исправления несоосностей.
По принципу работы:
- Постоянные (нерасцепляемые, глухие);
- Управляемые (срабатывающие);
- Самоуправляемые (срабатывающие при определенных условиях)
В зависимости от восприятия нагрузок:
- жесткие (соединяют вал глухо, не компенсируют случайные удары и помехи),
- упругие (компенструют несовпадения осей и колебания)
По виду используемой энергии:
Это основная классификация муфт по конкретным параметрам.
Жесткие компенсирующие муфты двигателя насоса
Обеспечить работоспособность насосных агрегатов при условии незначительной несоосности или при наличии угла между осями мотора и насоса помогают жесткие компенсирующие муфты. Жесткими такие соединения называют лишь потому, что между рабочими частями элементов не имеется мягких пружинящих прокладок. Само по себе соединение жестким назвать нельзя, т.к. его элементы подвижны друг относительно друга.
Одна из разновидностей муфт – кулачково-дисковая. Между двумя жестко закреплёнными полумуфтами вставляется промежуточный диск. Передача крутящего момента от одного диска к другому обеспечивается наличием соединения типа «паз-гребень». При наличии небольшого осевого смещения свободно передвигающийся промежуточный диск компенсирует его.
Другая муфта привода насоса с жесткой компенсацией, предназначенная для передачи вращения между валами с угловым смещением — зубчатая. Конструкция муфты предусматривает:
- две полумуфты с наружными зубьями;
- обойма с внутренними зубьями.
Обладая возможностью изменения угла наклона оси полумуфты, по отношению к обойме, такой механизм может обеспечить передачу крутящего момента при наличии угла между валами.
Устройство и принцип действия
Рассмотрим устройство и работу механизма на примере отечественного ВАЗ 2107. Сцепление на ВАЗах, как на большинстве легковых машин, однодисковое, сухое, замкнутое. Устанавливается на маховике под алюминиевым картером, который болтами прикреплен к блоку цилиндров. Ведомый диск установлен на ступице вала коробки передач. Крутящий момент от него передается на ступицу через пружинно-фрикционный демпфер.
Выключение осуществляется гидроприводом. Главный гидроцилиндр располагается в моторном отсеке и закреплен с помощью двух гаек на шпильках педального узла. Рабочий цилиндр двумя болтами крепится к картеру сцепления. Трубопроводом они соединены между собой и с бачком для жидкости с гофрированным резиновым успокоителем.
вилку выключения сцепления
Он в свою очередь давит на диафрагменную пружину корзины. Корзина сцепления, прогибаясь на опорных кольцах, отводит от ведомого диска нажимной. В результате первичный вал КПП и коленчатый вал двигателя рассоединяются. Прекращается передача крутящего момента. При отпускании педали муфты, пружины возвращают диски в состояние плотного соприкосновения, и трение возобновляет передачу крутящего момента.