Замена щеток
По причине стирания, или сгорания контактов, щетки для лобзика очень часто становятся главными претендентами на замену. В некоторых моделях электроинструментов, такая операция не требует снятия корпуса и происходит банальным откручиванием пары ботов. К сожалению, функция быстрого доступа предусмотрена далеко не на всех моделях, поэтому рассмотрим более распространенный вариант.
В первую очередь, необходимо получить доступ к электродвигателю. Для этого разбираем корпус или снимаем его определенную часть. Далее, в области коллектора, ищем щетки и изучаем принцип их крепления. На разных моделях инструментов, крепления данных элементов может значительно различаться. Где-то они прижимаются металлическими пластинами, где-то защелкиваются специальными рычажками, а бывает и вовсе держаться за счет корпуса инструмента. Сам процесс замены, не представляет из себя какой-то невероятно сложный ремонт электролобзика своими руками. Достаточно аккуратно вытащить дефектные щетки и заменить их на новые, идентичные. Подобный процесс наглядно демонстрируется в следующем видео.
Ремонт редуктора и чем его смазывать
Задача редуктора электролобзика – преобразовать вращательное движение от электродвигателя в возвратно-поступательное и передать его на шток с пилкой. При этом на разных моделях разных брендов используются абсолютно разные технические решения.
Это могут быть миниатюрные коленчатые валы (по аналогии с коленвалом авто или привода колес паровоза), механизмы с ползунками, шестернями с эксцентричным отверстием или шипом, и т.д.
В свою очередь используется как одна зубчатая передача (шлицы на валу ротора электродвигателя), так и отдельные пластиковые или металлические шестерни. Поэтому, ремонт проводится в зависимости от поломки на конкретной модели.
Для редуктора электролобзика применяется самая обычная типовая смазка. Здесь нет высоких оборотов и температур, требующих специальных модифицированных смазок. Используется обычный отечественный солидол, литол и его зарубежные аналоги для смазки подшипников, шестерен и пр.
Единственный нюанс – механизмы с пластиковыми деталями требует смазок, нейтральных к пластику. Литол, солидол и другие смазки для металла нейтральны не ко всем типам пластика.
Некоторые пластики хорошо переносят такие смазки, другие становятся мягкими. Чтобы не рисковать, для пар металл/пластик рекомендуется отечественная смазка ЦИАТИМ 201 или специальные силиконовые смазки для пластиковых деталей.
Категорически запрещается излишняя смазка. Желание «напихать, как можно больше смазки» приводит к тому, что она начинает выдавливаться в обмотку электродвигателя, забивается пылью и мелкими опилками, образуя засыхающую твердую консистенцию, тем самым затрудняет работу механизма.
Смазка наносится только точечно на сопряженные трущиеся детали, в местах их соприкосновения и взаимного трения, по несколько граммов.
Замена щеток
По причине стирания, или сгорания контактов, щетки для лобзика очень часто становятся главными претендентами на замену. В некоторых моделях электроинструментов, такая операция не требует снятия корпуса и происходит банальным откручиванием пары ботов. К сожалению, функция быстрого доступа предусмотрена далеко не на всех моделях, поэтому рассмотрим более распространенный вариант.
В первую очередь, необходимо получить доступ к электродвигателю. Для этого разбираем корпус или снимаем его определенную часть. Далее, в области коллектора, ищем щетки и изучаем принцип их крепления. На разных моделях инструментов, крепления данных элементов может значительно различаться. Где-то они прижимаются металлическими пластинами, где-то защелкиваются специальными рычажками, а бывает и вовсе держаться за счет корпуса инструмента. Сам процесс замены, не представляет из себя какой-то невероятно сложный ремонт электролобзика своими руками. Достаточно аккуратно вытащить дефектные щетки и заменить их на новые, идентичные. Подобный процесс наглядно демонстрируется в следующем видео.
Диагностика электромотора или как выявить неисправность статора и ротора
Если возникают подозрения на неисправную работу электродвигателя, то выявить точную поломку можно при помощи проведения диагностических мероприятий. Для этого понадобится мультиметр, а также диагностируемый ротор и статор. Для начала выясним, как проверить на пригодность ротор (он же якорь):
- Провести визуальный осмотр. Если имеются признаки нагара и деформаций, то высока вероятность того, что деталь сгорела. Осмотреть также необходимо коллекторный узел, на котором недопустимо присутствие нагара, сколов и перекосов. Перекос возникает в случае неравномерного износа щеток
- Мультиметром измерить сопротивление обмотки якоря. Установить на приборе режим измерения сопротивления 200 Ом или прозвонки
- Одним щупом следует поочередно прикасаться к коллекторным пластинам, а вторым к стальному сердечнику. Наличие сопротивления говорит о нарушении изоляции. Для устранения неисправности понадобится произвести замену обмотки ротора
- Если пробой между обмоткой и корпусом исключается, тогда надо проверить ротор на наличие признаков нарушения изоляции. Для этого мультиметром в режиме измерения сопротивления следует произвести проверку качества изоляции между пластинами. Маркером ставится отметка от начала, и после этого проводится поочередная проверка сопротивления между пластинами
- Величина сопротивления при этом должна быть примерно одинаковой. Отличие величины сопротивления более 10% от стандартного значения говорит о нарушении изоляции. Понадобится перемотать обмотку ротора или заменить деталь полностью
- Межвитковое замыкание — еще причина поломки может заключаться в наличии межвиткового замыкания. Однако проверить наличие такого дефекта мультиметром невозможно. Для этого используется специальный прибор, которым необходимо вести по коллектору. Если межвитковое замыкание имеется, то прибор издаст соответствующий звук. Устранить дефект можно путем замены обмотки
Если установлено, что дефект с якорем, тогда его необходимо перемотать или заменить. Если же ротор исправен, тогда переходим к проверке исправности статора — неподвижного механизма, который также состоит из обмотки и стального сердечника из набора тонких пластин.
Алгоритм проверки исправности статора имеет следующий вид:
- Проверяется отсутствие пробоя обмотки на корпус. Для этого одним щупом надо прикоснуться к выводу обмотки, а вторым к стальному сердечнику. Прибор не должен показывать величину сопротивления, в противном случае уместно наличие пробоя, и требуется произвести перемотку статора
- Проверяется сопротивление в обмотках, прикасаясь поочередно к ее выводам. Величина сопротивления во всех обмотках должна быть примерно одинаковой величины, что говорит о ее исправности
- Проверить целостность металлических пластин стального сердечника. Недопустимо наличие их расслоения, поэтому понадобится заменить отдельный узел
Не имеет значения, какой марки лобзик — Интерскол, Макита, Бош, Скилл, Метабо и другие. При покупке нового мотора надо учитывать его параметры и габариты. На двигателях имеется маркировка, по которой необходимо ориентироваться при покупке нового электродвигателя для лобзика.
Это интересно! Отремонтировать электрический двигатель лобзика самостоятельно практически невозможно, так как для этого понадобится перемотать обмотку. Сделать это можно в сервисном центре, однако стоимость такой услуги практически идентична цене новой детали.
Электрические лобзики Интерскол
В 1992 году, на базе одного из крупнейших, в бывшем Советском Союзе, разработчика ручного электроинструмента было создано объединение Интерскол. Через несколько лет компания, совместно с Ижевским машиностроительным заводом, начала выпуск различной электро и бензомоторной техники под своим брендом.
Лобзики Интерскол
Выбранное направление принесло коммерческий успех и, в связи с возрастающим спросом. Концерн строит еще один завод в подмосковном городе Быково. С тех пор компания приобрела и построила еще несколько заводов. Сейчас производственные мощности концерна находятся в Испании, России и Китае. Необходимо отметить, что большинство моделей лобзиков Интерскол производится на российских предприятиях.
Особенности электрических лобзиков Интерскол:
- Надежный, выносливый электродвигатель;
- Система QuickFix, обеспечивающая быструю смену пильного полотна;
- Наличие опции «Маятниковый ход», для быстрых прямолинейных пропилов;
- Большинство моделей оснащено прозрачным защитным экраном;
- Литая платформа;
- Большинство моделей имеют литой алюминиевый корпус, увеличивающий производительность работы и предохраняющий двигатель от перегрева;
Как пользоваться: правила эксплуатации и техника безопасности
Если скорость разреза нужно увеличить, не нужно давить на ручку лобзика и «подгонять» его. Лучше отрегулировать режим вращения мотора и маятника
Немаловажное значение имеет и правильный подбор пилки.
Обрабатываемую деталь нужно надёжно закрепить на верстаке. Никогда не надо пилить, держа заготовку на весу в руках
Хороший крепёж даст хороший результат — точность среза, скорость и качество распиливаемых кромок.
Прямолинейные разрезы выполняются с использованием линейки, которая входит в комплект лобзика (линейный фиксатор).
Круглые отверстия и криволинейные линии на тонкой фанере или пластике лучше выпиливаются, когда лобзик закреплён лезвием вверх, а деталь подаётся к режущему инструменту. Ровные окружности можно делать при помощи кругореза.
Делать разрез на тонкой металлической поверхности гораздо удобнее, если под лист подкладывать фанеру. Это предотвратит деформацию краёв металла.
При заметном снижении скорости пиления, рекомендуется немедленно заменить пилку. Длительное использование затупившегося полотна вызовет перегрев двигателя со всеми вытекающими последствиями.
Если срез нужно сделать под углом, используется смещение опорной подошвы на нужное количество градусов.
При работе на морозе, желательно на 1–2 минуты запустить двигатель на холостом ходу. После этого можно работать в режиме нагрузок.
По мере возможности делать перерывы в работе. Каждые пол часа останавливаться на 5–10 минут.
Дополнительно: Купить лобзик Интерскол по доступной цене, с доставкой.
Перечислим также основные правила техники безопасности.
- Во время работы рекомендуется использовать рабочую одежду, в которой отсутствуют развевающиеся полы или свисающие рукава. Волосы должны быть убраны под головной убор. Положение тела — устойчивым.
- Нельзя тормозить движение пилки руками или зажимом.
- Недопустимо оставлять включённый и работающий инструмент без внимания.
- Использовать инструмент только по назначению. Не стоит забивать гвозди ударами пилкой.
- Обнаружив повреждения корпуса или другие функциональные поломки, нужно прекратить работу и устранить неполадку.
- Включение и выключение сетевого шнура производится только при выключенном двигателе.
- Не позволять несовершеннолетним детям играть с инструментом. Это опасно.
С практикой и опытом приходят знания. Но на первых порах начинающему пользователю пригодится информация о том, как и чем пилить разные детали.
- Древесина, фанера и ламинат — это основные материалы, для резки которых предназначен лобзик. Если разрез черновой — использовать можно высокие обороты и колебания маятника. Это повысит скорость, но снизит качество и точность. Точные отрезки, в зависимости от плотности материала, пропиливают на средних оборотах, с выключенным маятником. Особенно это касается ламината, если происходит его точная подгонка. По шестибалльной шкале — 5,6.
- Металлические детали, в том числе и трубы, режут на малых оборотах без включения маятника (или используют маятник на малом ходу). 1,2 скорость. Профнастил и листовое железо пилят на 1 скорости, следя за тем, чтобы края не заворачивались. Для алюминия и других цветных металлов скорость может подниматься до 3–4 уровня.
- Пластик и оргстекло можно резать на высоких оборотах, но нужно следить за тем, чтобы материал не плавился. 4–6 по шестибалльной шкале.
- Керамическую плитку, так же как и другие твёрдые виды каменной облицовки, обрабатывают на 4–5 скорости. Маятник устанавливают на начальных позициях.
- Гипсокартон можно резать на высокой скорости и с максимальной раскачкой маятника. Естественное ограничение — уровень пыли. Если распил происходит в закрытом помещении, запылённость от раскроя может быть очень высокой. И поэтому обороты снижают.
Ламинат режется на высокой скорости с выключенным маятниковым механизмом
Если двигатель лобзика работает нестабильно — искрит и запах гари как ремонтировать
Распространенной является ситуация, когда лобзик работает нестабильно. Причиной нестабильной работы электромотора лобзика являются такие факторы:
- Графитовые или угольные щетки стерты или изношены — посредством этих деталей происходит подача электрического тока на обмотку якорь, что заставляет его вращаться. Щетки контактируют с коллекторным узлом, представляющий собой набор медных ламелей или пластин. При износе щеток снижается контакт, поэтому инструмент при работе начинает искрить, появляется запах гари и даже не исключается оплавление корпуса. Устранить поломку можно путем замены щеток на новые
- Неисправность коллектора — если медные пластины имеют признаки почернения, а также дефекты в виде задиров, сколов и неравномерного износа, то это также является причиной возникновения нестабильной работы двигателя. Признаки нагара на пластинах устраняются при помощи спирта, а для устранения сколов, задиров и перекоса, понадобится воспользоваться мелкозернистой наждачкой
- Неисправность мотора — если сопротивление в одной из обмоток статора или ротора будет отличаться, то это приведет к нестабильному функционированию инструмента. Для устранения поломки понадобится провести диагностику электромотора, и выявить дефект. Для устранения неисправности понадобится перемотка электромотора или замена неисправной части — статора или ротора
- Неисправность кнопки — если мотор инструмента работает со сбоями, то не исключается, что причиной этого является выключатель. Чтобы убедиться, что дело не в кнопке, следует напрямую подключить мотор, и проверить работоспособность инструмента. Если признаки неисправностей будут повторяться, значит, причина поломки не в выключателе
Поиск неисправности в электрической части может затянуться, что связано с трудностью проведения диагностических работ. Кроме того, одной из самых дорогостоящих деталей рассматриваемого инструмента является двигатель. Если из строя выходит двигатель, а также имеется значительный износ редуктора, то имеет смысл приобрести новый электроинструмент.
Электролобзик Диолд: бюджетный вариант для домашнего хозяйства
Другим, не менее востребованным производителем отечественного электроинструмента, является смоленская компания Диолд. Электролобзики отличает низкая цена и довольно приличное качество. Для домашних работ это вполне подходящий бюджетный вариант.
Ремонт опорного ролика
В нем тоже есть моменты, которым стоит уделить внимание. Первое – это опорный ролик
Со временем, а это примерно год, он начинает терять круглую форму. Причина – материал ролика или технология его изготовления. Он обладает недостаточной твердостью.
Его ремонт заключается в замене. Все же лучше не изобретать велосипед, а приобрести оригинальный ролик от производителя или отнести инструмент в сервисный центр, особенно если он на гарантии.
Если такой вариант не подходит или невыполним, то можно реанимировать лобзик при помощи подручных средств. Для этого понадобится обычный болт М5 с гайкой. В данном случае болт будет служить осью, поэтому на нем нужно сточить резьбу, а гайка роликом, в ней по образующей необходимо прорезать паз по толщине пильного полотна.
Идеально это делать на токарном станке, но можно использовать и инструмент, который есть под рукой, например, дрель и диск угловой шлифмашинки. Диск нужно зажать в тиски, болт с гайкой – в дрель и нарезать паз. Вариант ремонта не идеальный, но имеет право на жизнь, так как проверен на практике.
Обслуживание пусковой кнопки
Еще один нюанс в использовании электролобзика Диолд – попадание древесной пыли в кнопку пуска. Происходит это по причине отсутствия герметичности, и пыль, попадая внутрь кнопки, препятствует прохождению тока. Решением проблемы будет периодическая, не реже одного раза в год, чистка контактов.
Электролобзик Bosch: высокая цена и дорогостоящий ремонт
И конечно же, Bosch. Электроинструмент этого производителя отличается высоким качеством комплектующих, сборки и длительным сроком эксплуатации при условии бережного отношения. Есть у него и недостаток – цена. Причем дорого стоит как изделие в целом, так и запчасти.
Следует отметить, что инструмент компании Bosch практически не ломается, но есть некоторые нюансы, которые появляются в ходе длительной эксплуатации. Например, износ щеток электродвигателя, выход со строя регулятора оборотов или устройства крепления пильного полотна. Бывают аварии и посложнее, выход со строя штока или якоря, но это, скорее, от некорректного обращения.
Как и в случае с Метабо, электролобзики Bosch лучше ремонтировать в сервисных центрах. Там установят оригинальные запчасти и дадут гарантию на выполненный ремонт. Но это дорогое удовольствие.
Ознакомившись со статьей, пользователь получил теоретические знания об отказах в работе электролобзиков. Теперь в случае поломки он сможет определить причину и принять правильное решение, а может, даже выполнить мелкий ремонт.
Замена пилкодержателя
Рисунок 6 – Пилкодержатель
Существует несколько видов пилкодержателей.
Менять их несложно, гораздо труднее отыскать такой же элемент на замену.
Процедура простая и не требует разборки лобзика, достаточно выдвинуть шток в крайнее нижнее положение.
Колодочные и винтовые держатели крепятся на двух винтах, поэтому замена не представляет сложности.
Если использован быстрозажимный пилкодержатель, придется потратить время и усилия на поиски замены.
Иногда отыскать ремонтный комплект можно только у производителя инструмента. Специалисты рекомендуют приобретать весь шток в сборе, так как перебирать быстрозажимный пилкодержатель своими руками сложно и нецелесообразно.
Устройство и принцип работы электролобзика
Рисунок 1 – Устройство электролобзика Электролобзик — это универсальный инструмент для резки разных, преимущественно листовых, материалов:
- фанера;
- МДФ, ДСП или ДВП;
- гипсокартон;
- пластик;
- массив дерева (толщиной до 9 см, в зависимости от рабочей длины пилки).
Кроме этих материалов, электролобзик способен резать алюминиевые или стальные листы, надо только установить специальную пилку с мелким зубом. В отличие от дисковых пил, лобзик выполняет криволинейный рез, позволяя мастеру вырезать контуры различных геометрических фигур. Устройство несколько сложнее, чем у других электроинструментов, поскольку для работы необходимо преобразовать осевое вращение электродвигателя в возвратно-поступательное движение в направлении, перпендикулярном оси вращения ротора. Эту задачу решает специальный механизм, расположенный в передней части инструмента. Он обеспечивает движение штока вверх-вниз.
Для удобства и безопасности работы имеется опорная плита, скользящая по поверхности обрабатываемого материала. Пилка крепится к нижней части штока с помощью зажимного винта. Все элементы установлены в пластиковый корпус, верхняя часть которого является рукояткой с нажимной кнопкой и регулятором частоты вращения. Кроме основных функций имеется регулятор маятникового движения пилки, облегчающий резку плотных и твердых материалов. Опилки частично сдуваются с помощью крыльчатки, установленной на валу двигателя и выполняющей функции вентилятора.
Устройство
Электролобзик – это инструмент, который подходит для работы с самыми разными материалами:
- цельное дерево;
- ДСП;
- фанера;
- оргалит;
- мягкий металл;
- ПВХ материалы.
Механизм лобзика также испытывает большие нагрузки. Если подобный агрегат используется регулярно, то следует знать его компоновку, как он работает.
Принцип устройства этого агрегата несложен, главными блоками его являются:
Воздушный кулер, регулировка скорости, узел маятникового движения – это все вспомогательные элементы удержания, которые обеспечивают продолжительность и производительность работы.
С точки зрения трансформации электрической энергии происходит такой процесс:
- электрический импульс, поступая в инструмент, переходит на щетки (они сделаны из графита), что обеспечивает появление вращательного момента на роторе;
- импульс вращения передается на редуктор – узел, который трансформирует крутящий момент в поступательное движение, которое направляется на шток.
В этой схеме особая роль отводится крепежному узлу, который обеспечивает надежное соединение штока с движущимся полотном.
Как видим, принцип устройства электролобзика един для всех моделей. Разница присутствует только в качестве сборки, подгонке узлов, материалах.
Профилактика инструмента
Чтобы электролобзик служил как можно дольше, за ним нужно следить и регулярно проводить профилактику
Своевременно смазывать детали конструкции, особое внимание уделять опорному ролику. Он обрабатывается специальной смазкой
Если таковой нет, можно использовать WD-40.
Детали заменять лучше оригинальными. Желательно отказываться от дешевой китайской подделки. Сильно затягивать пильное полотно не стоит. Изношенные пилки следует своевременно менять. Не подвергать электролобзик чрезмерной нагрузке.
Чистить инструмент нужно минимум раз в неделю. Больше всего подвержена засорам вентиляционная решетка, поэтому ее чистка является обязательным условием. Нельзя допускать падения электролобзика. При ударе может прийти в негодность несущий шток. При резке особо прочных материалов нужно применять дополнительные приспособления.
Диагностика электромотора или как выявить неисправность статора и ротора
Если возникают подозрения на неисправную работу электродвигателя, то выявить точную поломку можно при помощи проведения диагностических мероприятий. Для этого понадобится мультиметр, а также диагностируемый ротор и статор. Для начала выясним, как проверить на пригодность ротор (он же якорь):
- Провести визуальный осмотр. Если имеются признаки нагара и деформаций, то высока вероятность того, что деталь сгорела. Осмотреть также необходимо коллекторный узел, на котором недопустимо присутствие нагара, сколов и перекосов. Перекос возникает в случае неравномерного износа щеток
- Мультиметром измерить сопротивление обмотки якоря. Установить на приборе режим измерения сопротивления 200 Ом или прозвонки
- Одним щупом следует поочередно прикасаться к коллекторным пластинам, а вторым к стальному сердечнику. Наличие сопротивления говорит о нарушении изоляции. Для устранения неисправности понадобится произвести замену обмотки ротора
- Если пробой между обмоткой и корпусом исключается, тогда надо проверить ротор на наличие признаков нарушения изоляции. Для этого мультиметром в режиме измерения сопротивления следует произвести проверку качества изоляции между пластинами. Маркером ставится отметка от начала, и после этого проводится поочередная проверка сопротивления между пластинами
- Величина сопротивления при этом должна быть примерно одинаковой. Отличие величины сопротивления более 10% от стандартного значения говорит о нарушении изоляции. Понадобится перемотать обмотку ротора или заменить деталь полностью
- Межвитковое замыкание — еще причина поломки может заключаться в наличии межвиткового замыкания. Однако проверить наличие такого дефекта мультиметром невозможно. Для этого используется специальный прибор, которым необходимо вести по коллектору. Если межвитковое замыкание имеется, то прибор издаст соответствующий звук. Устранить дефект можно путем замены обмотки
Если установлено, что дефект с якорем, тогда его необходимо перемотать или заменить. Если же ротор исправен, тогда переходим к проверке исправности статора — неподвижного механизма, который также состоит из обмотки и стального сердечника из набора тонких пластин.
Алгоритм проверки исправности статора имеет следующий вид:
- Проверяется отсутствие пробоя обмотки на корпус. Для этого одним щупом надо прикоснуться к выводу обмотки, а вторым к стальному сердечнику. Прибор не должен показывать величину сопротивления, в противном случае уместно наличие пробоя, и требуется произвести перемотку статора
- Проверяется сопротивление в обмотках, прикасаясь поочередно к ее выводам. Величина сопротивления во всех обмотках должна быть примерно одинаковой величины, что говорит о ее исправности
- Проверить целостность металлических пластин стального сердечника. Недопустимо наличие их расслоения, поэтому понадобится заменить отдельный узел
Не имеет значения, какой марки лобзик — Интерскол, Макита, Бош, Скилл, Метабо и другие. При покупке нового мотора надо учитывать его параметры и габариты. На двигателях имеется маркировка, по которой необходимо ориентироваться при покупке нового электродвигателя для лобзика.
Это интересно! Отремонтировать электрический двигатель лобзика самостоятельно практически невозможно, так как для этого понадобится перемотать обмотку. Сделать это можно в сервисном центре, однако стоимость такой услуги практически идентична цене новой детали.