Литье из гипса

Как сделать форму из гипса: пошаговая инструкция

  • Шаг 1. Готовим емкость для заливки гипсом или делаем ящик из досок. При изготовлении деревянного ящика для заливки имейте в виду, что все стыки нужно проклеить. Для этого подойдет клеевой пистолет. Гипс легко найдет любую дырочку и трещинку, воспользуется лазейкой и будет вытекать. Можно сделать опалубку – ящик без дна. В этом случае деревянная заготовка ставится на лист фанеры или ДВП и понизу тщательно обмазывается пластилином, чтобы не было щелей.
  • Шаг 2. Перед тем как заливать гипс, емкость нужно смазать. Для этой цели вам и потребуется мыло, масло или жидкий воск. Лучший вариант – жидкое мыло. Мазать нужно обильно, чтобы после высыхания слепок легко отделился от стенок емкости. Для этого вам понадобится кисть.
  • Шаг 3. Заливаем первую половинку формы. Есть два варианта. В первом случае на дно емкости наливается тонкий слой гипса и оставляется до застывания. Естественно, придется заранее изготовить небольшую порцию раствора для этой цели. Когда смесь застыла, на нее помещают модель, тщательно смазывают ее мылом и заливают свежим гипсом до половины. Во втором случае вместо основы из гипса используют слой пластилина.

Шаг 4. Итак, после застывания форму извлекают, и аккуратно достают из нее модель. Если использовался пластилин, соприкасающиеся плоскости будут неровными. Для выравнивания можно использовать кусочек пильного полотна. Зубчиками нужно аккуратно снимать небольшие слои, после поработать наждачной бумагой. В конце работы нужно сделать так называемые «замки» по поверхности формы. Видели, как сцепляются детали конструктора «Лего»? Вот по этому принципу и будут совмещаться обе детали формы. На поверхности в нескольких местах делаются углубления – плавные ямки.

  • Шаг 5. Изготавливаем вторую часть формы. Теперь нужно пройтись по полуформе кистью, стряхнуть пыль и мелкие кусочки. Смазать емкость, и поместить заготовку в нее. Положить в форму модель, также все смазать. Залить гипсом так, чтобы смесь покрывала образец слоем, толщиной около двух сантиметров. После того, как гипс затвердел, можно извлекать прототип.
  • Шаг 6. Выпиливаем на обеих частях формы отверстие для заливки. Далее ей нужно дать просохнуть в течение суток. Потом форму нужно промыть теплой водой и снова просушить. Готово! Теперь вы знаете, как сделать форму для литья из гипса.

Необходимое оборудование и материалы

Для отливки изделий из гипса не требуется высокопрофессиональное оборудование. Процесс вполне доступен в любительской домашней мастерской.

Важно: подготовка, сам процесс литья и завершающие операции связаны с появлением большого количества пыли. Обязательно должна быть обеспечена качественная вентиляция и уборка помещения

Не стоит заниматься этим в жилых помещениях и в домах, где живут аллергики. Кроме того, смесь воздуха и пыли в определенной концентрации взрывоопасна. Избегайте использования открытого огня в мастерской.

Формы для отливки из гипса

Основным оборудование является форма для отливки. Для ее изготовления сначала следует подготовить модель изделия. Для этого подходит пластилин, полимерная глина, любой пластичный материал. Если делают копию, то моделью является сам оригинал. Обязательно нужно наметить на модели линию стыка половинок будущей формы.

Важно правильно подобрать материал для опоки. Если готовится маленькая формочка для литья кулона или деталей масштабной модели техники — подойдет жесткий картон

Для литья крупных отливок лучше взять многослойную фанеру — ее не разопрет большой массой гипса.

Опока из жесткого картона для литья из гипса

Понадобятся также:

  • Емкость для смешивания гипса с водой.
  • Стакан с носиком для заливки гипса.
  • Резинки для стягивания частей формы.
  • Кисточки для смазки.
  • Дрель для сверления отверстий.
  • Шпатели и ножи.
  • Картон и скотч.

Гипс для литья следует выбирать самый лучший. Строительный алебастр можно применять, в крайнем случае, его лучше просеять через сито 0.2 мм, убедиться в том, что он достиг «пуховой» консистенции, не содержит комочков и посторонних включений.

Смазка формы для литья из гипса

Смазку для формы можно приобрести готовую, а можно изготовить самостоятельно из натертого на терке детского мыла, воды и подсолнечного масла.

Гипсовый и алебастровый порошок – в чем отличия?

Нередко начинающие строители сталкиваются с ситуацией, когда консультант в магазине просит уточнить, что именно требуется для работ – алебастр или гипсовый порошок. Многие считают, что оба эти термина имеют один и тот же смыл, хотя на самом деле это не так. Существует несколько факторов, по которым оба эти материала отличаются между собой.

Во-первых, алебастр – это одна из разновидностей строительного гипсового порошка. Первый может использоваться исключительно в строительстве, в то время как второй нашел применение и в медицине.

Второе отличие заключается в том, что алебастровое «тесто» тверже, чем гипсовая смесь. Поэтому первый материал часто не используется там, где применяется второй.

Нанесенная и высохшая гипсовая смесь гораздо безопаснее для человека. Она не выделяет паров, которые может продуцировать алебастр. Кроме того, гипсовые покрытия реже подвергаются образованию грибка.

Если вы затеяли в своём жилище ремонт и решили делать его собственноручно, то вам не удастся обойтись без такого важного стройматериала, как алебастр. Что он собой представляет, в каких целях используется, его преимущества и недостатки, а также рекомендации по приготовлению раствора на основе алебастра – об этом мы расскажем сегодня

Заливка компаундом

Перед заливкой, компаунд нужно хорошо перемешать, т.к. на дне обычно имеется густой осадок. Перемешивать лучше деревянной палочкой, она не будет царапать банку и не будет полосок пластмассы в растворе. После перемешивания нужно добавить отвердитель и снова тщательно перемешать. Смесь получится более жидкой. Затем прямо из банки разливаем полученный раствор по матрице. Наливать нужно тонкой струйкой и в первую очередь нужно заполнить все углубления.

Вот , что получилось.

Заливка формы

В этот раз, то ли силикон плохой попался, то ли проблема в другом. Видно какие-то бугорки, которые не “рассасываются”. Почему так получилось – не пойму. Но это не принципиально, т.к. это тыльная сторона.

Вы здесь

Главная » Зубопротезная лаборатория » Съемное пластинчатое зубное протезирование

Отливка и получение гипсовых моделей

Для получения гипсовой модели необходимо собрать слепок, точно уложить его части в ложку, а затем склеить их между собой и с ложкой расплавленным воском.

К собиранию слепка приступают не ранее чем через 30—40 минут после извлечения его из полости рта, чтобы влага, находящаяся на поверхности слепка, могла испариться.

Перед укладкой частей слепка в ложку надо очень тщательно очистить их поверхность, прилегающую к ложке, а также внутреннюю поверхность ложки от мелких частиц гипса, мешающих точному составлению слепка.

Сначала укладывают наиболее крупные части слепка, а затем мелкие. Все части слепка должны быть точно уложены в ложку так, чтобы между ложкой и наружной поверхностью слепка нигде не было просвета. На внутренней же поверхности слепка, между его частями не должно быть щелей. Наружные края собранного слепка приклеивают к оттискной ложке горячим воском. Заливка воска в пределах протезного поля не допускается; малейшая неточность, допущенная во время склейки слепка, приводит к искажению модели.

Методика получения гипсовой модели заключается в заливке слепка или оттиска жидким гипсом, почему этот процесс и назван отливкой модели.

Для более легкого отделения слепка от модели его необходимо покрыть изолирующим веществом. В этих целях применяют ряд веществ, которые наносят на поверхность слепка. Для этого предложен мыльный спирт, керосин со стеарином и ряд других веществ. Однако практика показала, что любое изолирующее вещество оставляет на слепке слой, вследствие чего получается неточная модель. Поэтому склеенный слепок лучше опустить на 6—8 минут в холодную воду; она заполняет все поры, благодаря чему гипс модели не соединяется с гипсом слепка.

Для большей прочности модели гипс, которым заливают слепок, должен иметь консистенцию сметаны.

Слепок начинают заливать небольшими порциями гипса, причем наливают его сначала на самую выпуклую часть слепка. Слепок все время встряхивают для удаления пузырьков воздуха. Это повторяют до тех пор, пока весь слепок не будет заполнен гипсом.

Когда весь слепок заполнен, делают из остатков гипса холмик, который накладывают на слепок; последний переворачивают вниз и вместе с холмиком придавливают к гладкому предмету (стеклу, металлической пластинке и т. д.); в результате получаются модели с широким основанием-подставкой, удобной для работы. Таким образом, модель состоит из двух частей:

  • 1) рабочей части, соответствующей протезному полю, т. е. месту расположения будущего протеза,
  • 2) подставки, служащей для устойчивости модели.

Следует учесть, что высота подставки должна быть не менее 2—2,5 см; особенное значение это имеет при глубоком небе, так как утончение модели в этом месте может привести к тому, что сна продавится во время прессовки под давлением пресса.

Края модели после затвердевания гипса обрезают шпателем (рис. 14).

Отделение слепка от гипсовой модели. Слепок отделяют от гипсовой модели через 8—10 минут после отливки, т. е. когда гипс модели начинает выделять тепло. Это является наиболее благоприятным хмоментом для отделения частей слепка от модели

Отделение слепка производится очень осторожно во избежание порчи модели. Прежде всего следует освободить зубы, руководствуясь зубной формулой, в которой указано, где и какие зубы расположены

Для отделения пользуются зуботехническим шпателем, вводя его неглубоко по линии излома слепка, и рыча-гообразным движением отделяют части последнего от модели. Когда все зубы освобождены, роговым или металлическим молоточком поколачивают по слепку до тех пор, пока не появится специфический глухой звук пустоты, означающий, что между слепком и моделью образовалась щель; после этого модель полностью отделяется от слепка. Если при отделении слепка от модели отламывается зуб, который сохранил четкие контуры линии излома, можно склеить его с моделью при помощи специального жидкого клея (раствора целлулоида в ацетоне). Цементом склеивать не рекомендуется ввиду того, что он препятствует точному прилеганию зуба к модели.

При более серьезном повреждении модели, например, отрыве части альвеолярного отростка, переломе модели, царапинах в области протезного поля и др., слепок следует переснять.

Отделение оттискной массы от модели. При отливке модели по оттиску не требуется изолирующего вещества для того, чтобы оттиск легко отделился от гипсовой модели. После затвердевания гипса оттиск с моделью опускают на несколько минут в горячую воду; оттискная масса при этом размягчается и легко отделяется от модели.

Процесс литья из гипса

Процесс литья из гипса состоит из нескольких этапов. Само литье в гипсовые формы занимает минуты, гораздо больше времени уходит на подготовительные и завершающие операции. К подготовительным относятся:

  • Изготовление модели изделия.
  • Проектирование и изготовление формы, или опоки.
  • Подготовка материалов для литья смазывания формы.

Процесс литья из гипса

Проверьте, чтобы все необходимые материалы, оборудование и инструменты были под рукой, отмыты и очищены после прошлого раза. Счет при отливке идет на минуты.

Непосредственно перед литьем в гипс следует произвести смазывание опоки и смешивание раствора для литья. Заливать растров в отверстие следует тонкой струйкой, обязательно давая воздуху возможность выйти. После заливки форму надо повращать и слегка потрясти, чтобы добиться максимального прилегания раствора к мелким деталям рельефа.

Завершающие операции не менее важны. Они так же определяют качество изделия. К ним относятся

  • Сушка (при естественной температуре или на радиаторе). Слишком быстрая сушка может привести к растрескиванию отливки.
  • Разборка формы. Если она плохо отходит от изделия, можно легонько обстучать ее деревянным или резиновым молоточком.
  • Удаление литников и доработка деталей готового изделия.
  • Очистка опоки (если планируется еще одна или несколько отливок).

Литье в гипсовые формы немного отличается от литья в формы из силикона. Силикон не нуждается в смазке, он упруг и из него легче извлекать отливку, к тому же он дает больше возможностей для проработки деталей.

Изготовление форм для литья из гипса

Наиболее используемыми материалами являются сам гипс и силикон.

Формы из гипса являются традиционными и привычными для многих поколений мастеров. Они более требовательны к уровню мастерства при изготовлении. В последние десятилетия их все больше теснят формы из силикона.

Формы, которые сделаны из силикона, отличаются высокой точностью, возможностью проработки мелких деталей, легкостью изготовления и снятия ее с отливки. Несколько дороже обходится исходный состав, но это компенсируется повышенной технологичностью и долговечностью.

При проектировании и изготовлении формы важно обращать внимание на:

  • Тщательность проработки деталей.
  • Способ соединения половинок формы и их последующей разборки
  • Способ фиксации половинок друг относительно друга
  • Расположение отверстий для литья. Оно должно позволить жидкому гипсу проникать во все уголки формы и полностью заполнять ее.
  • Конфигурация опоки должна давать пузырькам воздуха свободный выход.

Для фиксации частей опоки друг относительно друга обычно используют резиновые ленты. Для маленьких изделий подходят резинки для денег, для более крупных их вырезают из велосипедных или автомобильных камер.

Характеристики и свойства гипсового материала

Строительный гипс — порошкообразное вещество белого или сероватого цвета. Получается из природного минерала (двуводного сульфата кальция), который высушивают и перемалывают. Бывает грубого, среднего и мелкого помола. Гипсовый порошок применяется в производстве штукатурок, шпаклевок и других строительных смесей, а также гипсокартона.

Характеристики гипса:

  1. Экологичность. Материал изготавливается из натурального сырья, относится к гипоаллергенным и не содержит вредных примесей, а его способность впитывать и отдавать влагу в зависимости от внешних условий благотворно влияет на микроклимат в помещении.
  2. Долговечность. Плитка из гипса, используемая для внутренней отделки, не подвергнется разрушению на протяжении 15-20 лет.
  3. Пожаробезопасность. Материал и сам по себе не горюч (длительное время выдерживает воздействие температуры в 600-700°C), а выделяющаяся при нагревании влага препятствует распространению огня.
  4. Легкость. Имеет низкую плотность: изделия из него весят меньше, чем такие же по размеру, но изготовленные из другого материала, поэтому гипсовой плиткой можно облицовывать стены с низкой несущей способностью.
  5. Низкая тепло- и шумопроводность. Используется для утепления и звукоизоляции помещений.
  6. Быстрое отвердевание. Раствор схватывается за 15-20 минут.
  7. Доступность. Гипсовый камень — распространенный минерал, который легко добывать и обрабатывать, что делает его стоимость невысокой.

Благодаря своей пористости гипс хорошо впитывает влагу, изделия из него нежелательно использовать в помещениях с повышенной влажностью (кухнях, ванных комнатах и туалетах): в результате намокания они быстро деформируются. Гигроскопичность понижают добавлением наполнителей (извести, лимонной или олеиновой кислоты и др.), а также нанесением на готовый продукт водоотталкивающих покрытий.

Этот материал не отличается прочностью — его легко поцарапать и нельзя чистить абразивными средствами.

Изготовление разрезной формы

Если для изготовления элемента декора форму достаточно залить за один раз, то для бюста потребуется разъемная форма из двух деталей или иначе разрезная форма.

Сделать ее можно двумя способами:

  1. Сразу залить модель полностью, а затем форму разрезать.
  2. Выполнить заливку в два-три приема.

Первый вариант, думаем, понятен. Модель заливается полностью, оказываясь внутри сплошного силиконового блока. После того как силикон схватился, разрезаем блок прямо на модели, приблизительно пополам. Затем удаляем модель и соединяем части слепка по разрезу, скрепляя шнуром или даже просто скотчем. Форма готова к заливке.

Второй способ заметно сложнее. По сути, мы снимаем с модели как минимум две формы, по одной с каждой стороны.

Начинаем с разметки границы раздела. Линию раздела рисуем прямо на модели карандашом или фломастером, стараясь, чтобы она проходила по середине выступающих элементов изделия. Так готовую форму будет проще снимать.

Теперь нам предстоит закрыть часть модели, оставив лишь ту сторону, с которой будем снимать слепок. Для этого используем пластилин, а еще лучше скульптурную глину.

Модель укладываем в опалубочную коробку. Заполняем коробку глиной или пластилином до намеченной линии раздела. В результате мы должны получить сплошную поверхность, из которой барельефом выступает половина модели.

Некоторые стараются, чтобы раздел представлял собой по возможности ровную плоскость. Этого вовсе не требуется. Линия раздела вряд ли будет находиться строго в одной плоскости, а значит, рельефной окажется и вся граница разделения формы.

Зальем модель силиконом. Дождемся, когда он наберет достаточную прочность (обычно это от 3 до 6 часов). Теперь не снимая

(!) форму с модели, разбираем опалубку, убираем глину (пластилин) и переворачиваем форму залитой стороной вниз. Перед нами окажется барельеф второй части модели, выступающий из силиконового блока.

Обрамляем модель опалубкой, смазываем поверхность и модели, и силиконовой «обоймы» разделительной смазкой. Заливаем очередную порцию жидкого силикона и дожидаемся, пока он схватится.

Рекомендую: Как выполнить расчет фундамента если делать его выше УГВ

Разбираем форму и убираем модель. Получим две половины, в одной из которых отпечаталась передняя, а в другой задняя сторона модели. Осталось их соединить, скрепить и заливать гипс.

Совет.

Чтобы части формы точно совпадали, вдавите несколько шариков, к примеру, от подшипника в разделительную поверхность. При заливке они образуют на слепке соответствующие впадинки и выпуклости, позволяющие точно совмещать части формы для заливки гипса.

Необходимое оборудование и материалы

Для отливки изделий из гипса не требуется высокопрофессиональное оборудование. Процесс вполне доступен в любительской домашней мастерской.

Важно: подготовка, сам процесс литья и завершающие операции связаны с появлением большого количества пыли. Обязательно должна быть обеспечена качественная вентиляция и уборка помещения

Не стоит заниматься этим в жилых помещениях и в домах, где живут аллергики. Кроме того, смесь воздуха и пыли в определенной концентрации взрывоопасна. Избегайте использования открытого огня в мастерской.

Формы для отливки из гипса

Основным оборудование является форма для отливки. Для ее изготовления сначала следует подготовить модель изделия. Для этого подходит пластилин, полимерная глина, любой пластичный материал. Если делают копию, то моделью является сам оригинал. Обязательно нужно наметить на модели линию стыка половинок будущей формы.

Важно правильно подобрать материал для опоки. Если готовится маленькая формочка для литья кулона или деталей масштабной модели техники — подойдет жесткий картон

Для литья крупных отливок лучше взять многослойную фанеру — ее не разопрет большой массой гипса.

Опока из жесткого картона для литья из гипса

Понадобятся также:

  • Емкость для смешивания гипса с водой.
  • Стакан с носиком для заливки гипса.
  • Резинки для стягивания частей формы.
  • Кисточки для смазки.
  • Дрель для сверления отверстий.
  • Шпатели и ножи.
  • Картон и скотч.

Гипс для литья следует выбирать самый лучший. Строительный алебастр можно применять, в крайнем случае, его лучше просеять через сито 0.2 мм, убедиться в том, что он достиг «пуховой» консистенции, не содержит комочков и посторонних включений.

Смазка формы для литья из гипса

Смазку для формы можно приобрести готовую, а можно изготовить самостоятельно из натертого на терке детского мыла, воды и подсолнечного масла.

Инструкция по изготовлению своими руками

Декоративный камень можно найти в любом строительном магазине или даже сделать на заказ, но многие, зная технологию его изготовления, предпочитают делать его своими руками.

  • Во-первых, процесс собственноручного изготовления материала экономит деньги. Иногда сумма уменьшается в 7 раз.
  • Во-вторых, можно создать камень с индивидуальным дизайном, самостоятельно выбрать текстуру, размер и оттенок блоков.

Материалы и инструменты

Необходимое оборудование нужно подготовить заранее, поэтому определить вид материала нужно заранее.

Для работы понадобятся:

  • материал для создания блоков (гипсовый или цементный состав);
  • форма-матрица из силикона или полиуретана;
  • 2 одинаковых листа ЛДСП, МДФ или фанеры, совпадающих по размеру с формой;
  • электрическая дрель с насадкой-миксером;
  • сосуд для замешивания состава (ведро или таз);
  • поддон для сушки блоков;
  • кисти и шпатели;
  • краситель.

Пошаговый алгоритм действий

Последовательность действий:

  1. Заранее оборудовать рабочую зону: балкон, гараж или комнату. Если основная работа будет осуществляться в квартире, предварительно мебель и полы нужно накрыть плёнкой или газетами. Ещё нужно приготовить рабочую одежду и резиновые перчатки.
  2. Позаботиться об идеально ровной рабочей поверхности — для этого нужен уровень.
  3. Приготовить формовочную смесь. Если это гипс, его нужно добавить в воду (а не наоборот) в соотношении, указанном производителем. Для прочности добавляется песок (примерно 100 г на 1 кг гипса), в качестве пластификатора используется клей ПВА. Последний шаг — добавление красителя.
  4. Положить матричную форму на ровную поверхность сверху на лист ЛДСП или МДФ. Промазать её разделителем (машинное масло, спирт, вазелин и пр.). При необходимости нанести на нижнюю поверхность краситель.
  5. Заполнить отсеки формы гипсовой смесью. Каждый отсек сначала заполняется отдельно. Затем нужно взять форму за один край и аккуратно её встряхнуть, и только после этого оставшаяся часть материала выливается в матрицу. Чтобы второй слой распределился равномерно, необходимо приподнять опору формы (лист ЛДСП или МДФ) и резко встряхнуть.
  6. Распределить смесь шпателем до получения ровной поверхности. Избытки гипса с формы, которая видна между блоками, нужно полностью удалить, чтобы заготовку можно было легко извлечь.
  7. Прикрыть матрицу вторым листом ЛДСП, фанеры или МДФ. Взять всю конструкцию и перевернуть так, чтобы подложка оказалась сверху.
  8. Аккуратно убрать верхний лист (подложку), форму.

Правильная сушка

  1. Сначала материал должен «закрепиться» на фанере после снятия формы-матрицы.
  2. Затем их перемещают в заранее оборудованный стеллаж или в специальную сушилку, где температура должна быть не менее 20 и не более 55 градусов. Лучше температуру постепенно повышать.
  3. Через двое суток камни перекладываются в ящик, а в сушилку можно помещать следующую партию.

Необходимое оборудование и материалы

Для отливки изделий из гипса не требуется высокопрофессиональное оборудование. Процесс вполне доступен в любительской домашней мастерской.

Важно: подготовка, сам процесс литья и завершающие операции связаны с появлением большого количества пыли. Обязательно должна быть обеспечена качественная вентиляция и уборка помещения

Не стоит заниматься этим в жилых помещениях и в домах, где живут аллергики. Кроме того, смесь воздуха и пыли в определенной концентрации взрывоопасна. Избегайте использования открытого огня в мастерской.

Формы для отливки из гипса

Основным оборудование является форма для отливки. Для ее изготовления сначала следует подготовить модель изделия. Для этого подходит пластилин, полимерная глина, любой пластичный материал. Если делают копию, то моделью является сам оригинал. Обязательно нужно наметить на модели линию стыка половинок будущей формы.

Важно правильно подобрать материал для опоки. Если готовится маленькая формочка для литья кулона или деталей масштабной модели техники — подойдет жесткий картон

Для литья крупных отливок лучше взять многослойную фанеру — ее не разопрет большой массой гипса.

Опока из жесткого картона для литья из гипса

  • Емкость для смешивания гипса с водой.
  • Стакан с носиком для заливки гипса.
  • Резинки для стягивания частей формы.
  • Кисточки для смазки.
  • Дрель для сверления отверстий.
  • Шпатели и ножи.
  • Картон и скотч.

Гипс для литья следует выбирать самый лучший. Строительный алебастр можно применять, в крайнем случае, его лучше просеять через сито 0.2 мм, убедиться в том, что он достиг «пуховой» консистенции, не содержит комочков и посторонних включений.

Смазка формы для литья из гипса

Смазку для формы можно приобрести готовую, а можно изготовить самостоятельно из натертого на терке детского мыла, воды и подсолнечного масла.

Изготовление гипсовых форм для литья

Литье в гипсовые формы требует определенного навыка, хорошего планирования и точной координации действий мастера. Как сделать форму для литья из гипса?

Сначала вокруг модели будущего изделия строится опока — ящичек из картона, обклеенного скотчем, или жесткого пластика. Щели между основанием и стенками помазываются пластилином. Модель покрывается смазкой и размещается внутри опоки на равных расстояниях от дна и стенок. В качестве подпорки используют кусочки пластика, картона. Иногда просто подвешивают модель на нитках.

Гипс разводят до консистенции сметаны

Гипс разводят до консистенции сметаны, кисточкой наносят на сложные элементы рельефа модели — углы, впадины и т.п. Все готово к литью. Потом заливают модель до линии стыка половинок опоки и оставляют гипс загустевать.

Гипсовая форма для литья

После загустевания проверяют, насколько хорошо модель отделяется от нижней половинки, смазывают ее и модель и заливают верхнюю половину формы. После загустевания верхней половинки по углам сверлят отверстия для штифтов, которые будут фиксировать половинки при отливке. После этого верхнюю половинку снимают, модель удаляют. Опока готова к отливке. Если вы начинающий мастер, запланируйте достаточно времени на приобретение опыта и наработку навыков. Литье в гипс может получиться не с первого раза.

Модельное дело, изготавливаем модель изделия

Первый и самый сложный шаг для получения гипсовой скульптуры — это модель.

Модель можно сделать самому, либо подобрать уже готовое изделие. К примеру, вы решили сделать 10 копий фигурных фризов и наклеить их по периметру комнаты под самым потолком. Покупаем один и далее по нему отливаем остальные.

Если учесть, что стоимость одного лепного украшения может составлять от тысячи рублей и выше, то выгода очевидна. При этом исходную форму можно несколько видоизменить по своему вкусу.

Если не желательно или невозможно работать с оригиналом, то изготовим его гипсовую копию (как именно это сделать мы рассмотрим дальше). Затем убираем на копии ненужные детали и (или) дополняем её деталями из пластилина. По готовому изделию сделать это гораздо проще чем «с нуля».

Сделать модель самостоятельно уже сложнее. Нужно обладать хотя бы минимумом пространственного мышления и некоторыми навыками скульптора.

В практическом опыте модельного дела можно использовать гипс для основы и пластилин для выделки мелких деталей. Такая методика особенно хороша для изделий, где есть крупные прямоугольные детали, например для барельефов, изразцов и пр.

Изразцы

Гипсовые заготовки отливаем из недорогого мягкого гипса в простейшей прямоугольной опалубке. Когда он схватился, разбираем опалубку и, вытащив деталь, обрабатываем её ножом или простейшими резцами из ножовочного полотна, стамесками. Это несложно, влажный гипс резать немногим труднее, чем кусок хозяйственного мыла.

Заготовку сушим и покрываем акриловой грунтовкой или спиртовым лаком, затем дополняем деталями из пластилина. Без грунтовки пластилин очень плохо «цепляется» на гипс.

Рекомендую: Секреты выбора пиломатериалов для строительства

Пластификация бетона самоделкиными

К сожалению стремление самоделкиных к чрезмерной экономии и упрощению при недостатке базовых знаний в области бетонных работ, а также свойств и характеристик применяемых компонентов, приводит частенько к плачевным результатам. Изделия, находящиеся круглый год в саду, со временем начинают разрушаться. Этому способствует рыхлость и гигроскопичность обычного бетона. Чтобы этого избежать приходится на зимний период их куда-то прятать или упаковывать для защиты от мороза и влаги. А отговорка, что на несколько лет хватит, не является оправданием неквалифицированных действий.

Использование в составе бетона клея ПВА

Первый пример. Приведу часто встречающуюся рекомендацию самоделкиных по использованию в составе бетона клея ПВА или его дисперсии ДПВА (клей ПВА получают путем разведения ДПВА в воде). Об этом уже говорилось в одной из статей и повторяться здесь не буду. Добавить можно следующее. Вот, что пишут сами разработчики о характеристиках поливинилацетатной дисперсии (ДПВА):

«Дисперсия ПВА — водный состав с равномерно распределенными в нем мелкими частицами (глобулами) полимера винилацетата или его производных. Глобулы полимера покрыты слоем стабилизирующего компонента. Поливинилацетатная дисперсия обладает высокими клеящими свойствами. ДПВА подразделяется на пластифицированные и непластифицированные.  По внешнему виду они практически не отличаются. Непластифицированная дисперсия выдерживает не менее четырех циклов замораживания-оттаивания при температуре -40гр.С. Пластифицированная дисперсия не морозостойкая и при замораживании необратимо разрушается.»

Сами делайте вывод: можно ли применять клей или дисперсию ПВА в бетонных растворах для изготовления и долговременного использования бетонных изделий для сада.

Использование штукатурки в бетонной смеси

Второй пример. Значительно реже, чем клей ПВА, самоделкины рекомендуют использовать в виде добавки сухую строительную смесь (ССС): плиточный клей или штукатурку для наружного применения.

Надо отметить, что в составе строительных смесей присутствуют необходимые для скульптурного бетона компоненты. Но тогда возникает вопрос: почему бы не использовать уже готовые смеси? Ответ, скорее всего, будет такой: «Дорого.» Ведь стоит задача сэкономить на исходных материалах.  Когда спрашивают:  «Сколько необходимо добавить ССС в бетонную смесь?»,  то отвечают: «Немного». Понятие «немного» обычно составляет 5-10% от веса цемента в составе бетонной смеси.

Теперь сделаем примерный расчет количества необходимых ингредиентов, которые будут присутствовать в новой смеси, определяющей скульптурный бетон. В рецептуре цементного клея среднего класса обычно присутствует редиспергируемый полимерный порошок (РПП) в количестве 1-3% и метилцеллюлоза — 0,2-0,3%.  Количество последней  в основном зависит от ее вязкости. Остальные составляющие: песок и цемент определяют основной объем смеси — 95-97%.

Теперь посчитаем. Если возьмем примерно 10% ССС (цементный клей среднего класса), то РПП будет иметь в составе новой смеси десятые доли процента, а метилцеллюлоза  — тысячные. Не проводя проверки  можно предугадать, как сильно будет отличаться новый скульптурный бетон от обычного без этих добавок. Могу отметить, что ранее при проведении экспериментов с этими компонентами наблюдалась значительная зависимость текучести раствора при изменении объема составляющей даже на 0,1%.

Клеевые формы

Клеевые формы делают из желатина или столярного клея открытым или закрытым способом. Сначала готовят клей. Желатин (7 кг) заливают теплой водой (0,5 л) и выдерживают 20-30 минут, пока он разбухнет. Плитку столярного клея разбивают молотком на мелкие куски и вымачивают их в течение суток в воде, меняя ее 2-3 раза, затем, добавив 1,5 л горячей воды, варят на водяной бане до готовности. Клееварка должна быть плотно закрыта крышкой. В конце варки добавляют 300 мл воды и 500 г технического глицерина.

Клеевую форму открытым способом готовят следующим образом. Модель раствором гипса прикрепляют к гипсовой плите, вокруг нее устанавливают деревянные бруски-бортики с небольшим наклоном внутрь. Модель, плиту и бортики покрывают 1-2 раза лаком. Когда лак подсохнет, смазывают смазкой и оставляют на 12 часов. Затем модель обливают клеем (посуду с ним держат над моделью в 10 мм).

Через сутки убирают бортики, с модели снимают клеевую форму. На форму слоем не более 3 см наносится гипсовый раствор – получится кожух, верх которого делают плоским, чтобы его можно было поставить на стол при изготовлении отливок.

Через час кожух снимают с формы. На нем останутся два «замка» в виде выпуклостей там, где были вырезаны предварительно углубления-метки на форме (как при изготовлении гипсовой формы). Затем кожух внутри 2-3 раза покрывают лаком, чтобы форма плотно лежала в нем. Саму форму обезжиривают тальком, квасцами или формалином.

Клеевая форма закрытым способом. Сначала подготавливается модель. Модель из мрамора, кости, дерева, бронзы предварительно следует покрыть густой мыльной пеной, хрупкое изделие, например, из терракоты, — обернуть фольгой, обычную модель накрывают кусочками влажной бумаги.

Подготовленную модель облепливают глиной слоем в 1 см, хорошо выравнивают ее поверхность, покрывают стеариновой смазкой и делают в глине углубления-метки для фиксации кожуха. Затем модель сверху заливается гипсовым раствором — это и будет кожух. Через час кожух можно снять, внутри его следует покрыть шеллачным лаком.

В самых высоких местах кожуха просверливают одно отверстие (суженное наружу) диаметром 4-5 мм для воронки, и второе диаметром 3-4 мм для выхода воздуха. Затем модель (уже без глины) накрывается кожухом и в пространство между кожухом и моделью через воронку заливается клей (при температуре 55°С).

Этот слой клея и образует форму. Через сутки кожух снимают, а форму разрезают специальным ножом (на конце лезвия ножа есть изгиб под углом 120°), на одной стороне формы получается углубление, на другой — выпуклость, что предохраняет части формы от сдвига при изготовлении уже самой копии модели.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий