Конвейер: типы, назначение, устройство

Особенности и преимущества

Прежде чем остановить свой выбор на определенной модели винтового конвейера, стоит проанализировать его рабочие параметры, которые имеют непосредственную связь с эффективностью агрегата.

  1. Направление винта. Плоскость, в которой будет перемещаться сырье должна максимально соответствовать требованиям производственного процесса. Направление может быть горизонтальным или вертикальным.
  2. Корпус. Он может иметь форму желоба или закрытой трубы. Во многом, от этой детали зависит способность устройства доставлять материалы на нужную высоту.
  3. Длина. Она может быть совсем незначительной (всего несколько метров), а может достигать 40 м.
  4. Производительность. Ее показатель зависит не только от мощности конкретной модели, но и от материала, который вы предполагаете перемещать.
  5. Механизм. Исполнение устройства может быть как стационарным, так и мобильным. Во втором случае, конвейер устанавливается на колесную базу. Это позволяет перемещать его по цеху или транспортировать к месту погрузки сырья.

Классификация конвейеров

В ос­но­ву клас­си­фи­ка­ции К. по­ло­жен ряд при­зна­ков: прин­цип дей­ст­вия, вид тя­го­во­го (тя­ну­ще­го) ор­га­на, вид гру­зо­не­су­ще­го ра­бо­че­го ор­га­на, ко­то­рый мо­жет од­но­вре­мен­но вы­пол­нять функ­цию тя­го­во­го, на­зна­че­ние (для оп­ре­де­лён­но­го гру­за или уни­вер­саль­ный), ус­ло­вия экс­плуа­та­ции, рас­по­ло­же­ние трас­сы и др. По прин­ци­пу дей­ст­вия К. мо­гут быть с гру­зо­не­су­щим и тя­го­вым ор­га­на­ми (лен­та, цепь, ка­нат) и без тя­го­во­го ор­га­на (инер­ци­он­ные, гра­ви­та­ци­он­ные, вин­то­вые). В К. при­ме­ня­ют­ся разл. гру­зо­не­су­щие ор­га­ны (сплош­ная замк­ну­тая лен­та, скре­п­лён­ные ме­ж­ду со­бой пла­сти­ны, на­стил, плат­фор­ма, ков­ши, под­вес­ные те­ле­ж­ки, жё­лоб, тру­ба с тол­каю­щи­ми скреб­ка­ми и др.), на ко­то­рых раз­ме­щает­ся и вме­сте с ко­то­ры­ми дви­жет­ся груз. На К. без тя­го­вых ор­га­нов осу­ще­ст­в­ля­ет­ся раз­дель­ное пе­ре­ме­ще­ние гру­за и ра­бо­чих ор­га­нов (в ро­ли­ко­вых, вин­то­вых, инер­ци­он­ных, гра­ви­та­ци­он­ных и др.), груз транс­пор­ти­ру­ет­ся, напр., под дей­ст­ви­ем си­лы тя­же­сти, виб­ра­ции. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния К. мо­гут быть ста­цио­нар­ны­ми и пе­ре­движ­ны­ми, под­вес­ны­ми и на­поль­ны­ми, ис­поль­зуе­мы­ми для разл. на­сып­ных, штуч­ных гру­зов и спе­циа­ли­зи­ро­ван­ными (напр., для го­ря­чих от­ли­вок, хи­ми­че­ски ак­тив­ных ве­ществ, ма­те­риа­лов, при­ме­няе­мых в разл. сре­дах). К. под­раз­деля­ют на ма­ши­ны об­ще­го на­зна­че­ния, ко­то­рые слу­жат гл. обр. для по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных ра­бот в ком­плек­се с до­рож­ны­ми, строи­тель­ны­ми, пу­те­вы­ми ма­ши­на­ми и др., и спе­ци­аль­ные, напр. эс­ка­ла­то­ры, дви­жу­щие­ся тро­туа­ры, эле­ва­то­ры, ста­ке­ры. К. мо­жет иметь вер­ти­каль­но или го­ри­зон­таль­но рас­по­ло­жен­ную замк­ну­тую про­стран­ст­вен­ную трас­су, по ко­то­рой в за­ви­си­мо­сти от ус­ло­вий экс­плуа­та­ции мо­гут пе­ре­ме­щать­ся под­вес­ные или на­поль­ные гру­зо­не­су­щие ор­га­ны с воз­мож­но­стью об­слу­жи­ва­ния раз­ных зон ра­бот. К. име­ют элек­трич. или пнев­ма­тич. ма­шин­ный при­вод, обес­пе­чи­ваю­щий вра­ще­ние при­вод­но­го ме­ха­низ­ма гру­зо­не­су­ще­го или тя­ну­ще­го ор­га­на, а так­же слу­жа­щий для пе­ре­ме­ще­ния К. с од­ной по­зи­ции на дру­гую.

Разновидности

Транспортерные ленты бывают многих видов. Их принято делить по области применения, материалам изготовления и форме.

Начнем с материала и формы, они бывают:

резинотканевые

Большинство транспортерных лент, изготовленных из резинотехнической смеси включают в себя два вида конструкционных особенностей. Чаще всего резинотканевую ленту применяют в промышленности, в ее состав входит текстильный корд. Сам корд производится из небольшого количества прокладок, включающий хлопчатобумажную ткань. Количество таких прослоек может включать до 12 штук.

резинотросовые

Она в отличие от изделий с тканевым кордом имеет хорошую прочность. Этот вид транспортирует уголь, руду, а также соль, глину и множество других видов полезных ископаемых пород.

шевронные

Эти ленты принято использовать, чтобы доставлять грузы под углом не более 45 градусов. Эффективность эксплуатации этого типа, достигается благодаря тому, что на их поверхности установлен шеврон, который противостоит рассыпанию груза.

Лента конвейера по области применения делится на шесть видов:

  1. общего назначения
  2. шахтного типа
  3. теплостойкие
  4. морозостойкие
  5. маслобензостойкие
  6. пищевые

Общего назначения

Она применяется тогда, когда на производстве необходимо транспортировать несколько видов груза. Транспортерная лента этого вида может быть изготовлена из трех марок резины, и иметь отличие в количестве и типе прослоек.

Шахтного типа

Данный тип ленты включает в себя обыкновенную ткань и резину. Такие материалы применяют на большой глубине, где суровые условия. Они также постоянно загружены различными предметами.

Теплостойкие

Теплостойкая лента чаще всего применяется в металлургической отрасли. Это можно объяснить тем, что в этой сфере нужно использовать такие изделия, которые выдерживают высокие показатели температур.

Морозостойкие

Морозостойкая конвейерная лента необходима для работы при низких температурах, до — 60°С. Само изделие может подразделяться на несколько режимов работы: легкий, средний, тяжелый.

Маслобензостойкие

Лента МБС устойчива в работе с различными маслами и топливом. Она предназначена для химической промышленности и эксплуатируется в агрессивной среде.

Устройство цепных транспортеров

Назначение и конструкция цепных конвейеров предполагает их разделение на пластинчатые и скребковые. Пластинчатые конвейеры применяют для транспортирования материалов, нагретых до высокой температуры, большой массы и обладающих абразивными свойствами, а скребковые — для транспортирования сыпучих, зернистых и кусковых материалов. Cкребковsq конвейер состоит из шарнирно-пластинчатой цепи . К ней крепятся стальные скребки, предназначенные для транспортировки груза вдоль желоба. Ролики соединены с цепью и опираются на направляющие. Они необходимы для поддержания цепи. Привод питается от электродвигателя через редуктор и звёздочки.

Цепные транспортеры, которые устанавливают в горячих цехах, изготавливают из тугоплавкой стали, устанавливают термостойкий редуктор и электрооборудование. Есть возможность размещать материал сверху и снизу ветви (на крюках или магнитных подвесах).

Устройство скребкового конвейера представлено комплексом рабочих элементов, обеспечивающим необходимые рабочие характеристики транспортёра. Рассмотрим его основные элементы:

  • Рештак (жёлоб). Этот элемент состоит из боковин и днища, на котором закреплены амортизирующие опоры. Желоба бывают штампованными или сварными. Также на рештаке установлено приспособление для колебаний днища.
  • Став. Его конструкция собирается из рештаков, длина которых варьируется от 1 до 2,5 метров.
  • Скребковая цепь конвейера. Деталь транспортёра служит для соединения скребков с приводом. Также Цепью принимается нагрузка от скребка.
  • Скребки ─ пластины, прикреплённые к цепи и усиленные рёбрами жёсткости. Они транспортируют продукт, посредством передачи ему механического воздействия.
  • Приводная станция представляет собой электрический двигатель и привод, передающий вращение. Привод состоит из шестерён или клиноременной передачи.
  • Натяжная станция оснащена звёздочкой и состоит из автоматических нажимных пружин или ходового винта.
  • Концевая головка также передаёт усилие на основной элемент агрегата.

В основном для изготовления комплектующих частей скребкового конвейера применяется нержавеющая сталь, так как этот материал устойчив и долговечен.

Типы цепных конвейеров

Варианты исполнения цепных транспортёров отличаются способом перемещения груза и тарой для этого процесса:

  • скребковые (транспортировка сыпучих грузов);
  • тележечные (секции для перемещения отдельных партий продукции);
  • уборочные (для зернистых и мелкокусковых товаров);
  • пластинчатые (горизонтальное перемещение и транспортировка под заданным углом или по сложной траектории).

Типы скребковых конвейеров

Встречаются различные типы скребковых конвейеров, поэтому их классифицируют по многим признакам. Основным признаком можно назвать назначение этого оборудования. Согласно назначению цепной транспортер может быть:

  • подземным и использоваться на угольных и рудных шахтах.
  • общего назначения и являться универсальным механизмом для работы в различных условиях
  • специальным устройством. Такой вариант проектируется и монтируется в зависимости от эксплуатационных характеристик.

Проведём ещё одну классификацию: с учётом характера выполняемых функций:

  1. Транспортировка (доставка). Единственная функция агрегатов этого типа ─ перемещение груза на требуемое расстояние.
  2. Выемочные агрегаты.
  3. Тормозные устройства для спуска гуля с большой высоты при определенном угле наклона.

Устанавливаемый привод также является важной характеристикой производительности и качества работы механизма, поэтому отметим варианты исполнения привода:

  • электрический ─ наиболее распространённый вариант, характеризирующийся высокой эффективностью. Привод имеет небольшие габариты, что гораздо упрощает монтажные работы и последующее обслуживание. Но такой вариант перегревается при повышении нагрузки, поэтому есть необходимость укомплектовывать его предохранителями.
  • пневматический. Его работа заключается в подаче сжатого воздуха под давлением, поэтому агрегат передаёт значительное усилие. Недостатком является потеря мощности при появлении дефектах магистрали подачи воздуха и возникновение шума во время его работы.
  • гидравлический ─ это система, в которой жидкость перемещается под давлением и может передавать большое усилие.

По типу основного элемента ─ цепи, выделяются три возможных исполнения конвейера: с разборной, круглозвенной цепью и роликовтулочной цепью.

Преимущества и недостатки

На протяжении длительного периода применялись исключительно ленточные варианты исполнения. Пластинчатые устройства характеризуются довольно большим количество преимуществ и недостатков. К преимуществам можно отнести следующее:

  1. Высокая степень приспособленности к транспортировке горячих, острокромочных, крупнокусковых и других грузов, которые могут стать причиной повреждения поверхности. Этот момент определил широкое распространение устройства в промышленности и многих других областях. Металлическая секционная лента выдерживает воздействие окружающей среды, при падении грунта или другого сыпучего грунта на поверхности не возникает дефектов.
  2. Применение металла позволяет проводить транспортировку груза при высоких и низких температурах. Именно этот момент позволил применять конвейеры для транспортировки горячих заготовок в машиностроительной и другой промышленности.
  3. Конструктивные особенности позволяют создавать пластинчатые конвейеры наклонного и другого типа. Большое распространение получили именно горизонтальные устройства, но могут устанавливаться и наклонные, которые позволяют поднимать груз на определенную высоту.
  4. Высокая степень производительности также относится к основным преимуществом пластинчатого конвейера. Она достигается за счет установки электрического двигателя, редуктора и некоторых других механизмов.
  5. Есть возможность использовать настил со специальными элементами крепления для транспортировки различных грузов. Примером можно назвать бортики, а также поперечные пластины.
  6. Можно проводить загрузку непосредственно из бункера, за счет чего повышается эффективность.

Есть и несколько существенных недостатков, которые также должны учитываться. Примером можно назвать следующее:

Применение металла при производстве основных элементов определяет то, что вес конструкции существенно повышается. Именно поэтому приходится проводить установку механизма на специальном основании, которое будет рассчитано на высокую нагрузку

Кроме этого, уделяется внимание фиксации основания. Еще важным моментом можно назвать сложность в изготовлении. Это также определяет то, что процедура обслуживания требует существенных денежных вложений

Это также определяет то, что процедура обслуживания требует существенных денежных вложений

Некоторые детали нельзя найти в продаже, их изготовление проводится на заказ. Высокая стоимость ходовой части также связана с применение металла и других подобных материалов при изготовлении конструкции. Именно поэтому установка проводится в случае, когда требуются более высокие эксплуатационные характеристики. Невысокая скорость транспортировки. Это свойство одновременно можно назвать преимуществом и недостатком, так как существенно снижается показатель эффективности. Скорость перемещения снижается за счет снижения количества оборотов, для чего устанавливается редуктор. Он может снижать количество оборотов в несколько раз. Усложнение эксплуатации по причине установки большого количества шарнирных соединений. Подобные конструктивные элементы характеризуются относительно высокой сложностью. Слишком высокая нагрузка и эксплуатация без соответствующего обслуживания может привести к серьезным дефектам. За устройством нужно проводить постоянный уход и наблюдение, так как незначительные дефекты в течение длительного периода могут стать причиной выхода всего устройства из строя. Кроме этого, проводится периодическая проверка степени натяжения цепи, которая и отвечает за передачу усилия. Высокая сложность замены катков и других элементов. Именно поэтому обслуживание должен проводить исключительно специалист, который знает все особенности устройства. Из-за большой массы основных элементов возникает существенное сопротивление движению. Именно поэтому оказывается существенная нагрузка на электрический двигатель и промежуточный элемент.

При выборе пластинчатого конвейера следует уделять внимание всем преимуществам и недостаткам. Это связано с тем, что в некоторых случаях лучше провести установку ленточной конструкции

Кроме этого, конструкция для транспортировки характеризуется огромным количеством различных характеристик

Кроме этого, конструкция для транспортировки характеризуется огромным количеством различных характеристик.

Классификация конвейеров

Как ранее было отмечено, выделяют довольно большое количество различных устройств, предназначенных для транспортировки грузов. Классификация конвейеров в большинстве случаев проводится по конструктивным признаком. Наибольшее распространение получили следующие варианты исполнения:

  1. Ленточные устройства встречаются чаще других по причине универсальности в применении и относительно невысокой стоимости. Их предназначение заключается в транспортировке кусковых и других материалов на достаточно большое расстояние. Ключевая особенность заключается в том, что рабочая поверхность представлена натянутой многослойной лентой, на которой и проводится размещение различных грузов. Сегодня эта группа по причине огромного количества положительных признаков встречается крайне часто, однако не считается универсальным вариантом.
  2. Винтовые устройства основаны на принципе применения архимедового винта, зачастую устанавливаются для транспортировки сыпучих материалов на достаточно большое расстояние. Эта группа также подразделена на несколько классов, основной отличительный признак заключается в типе устанавливаемого шнека. Шнековый винтовой конвейер также весьма распространен по причине высокой эффективности и относительно невысокой стоимости.
  3. Инерционная группа оборудования предназначена для перемещения сыпучих и в некоторых случаях штучных изделий на небольшое расстояние. При этом линия перемещения может быть исключительно горизонтальной или наклонной. Принцип действия заключается в создании вибрации, за счет которой легкие материалы смещают свое положение.
  4. Пластинчатое устройство чаще всего устанавливается в производственных цехах, так как основная рабочая поверхность может выдерживать существенное воздействие, к примеру, высокую температуру. Предназначение заключается в транспортировке острых, раскаленных или абразивных деталей. Подобный автомобильный конвейер может преодолевать достаточно резкие уклоны, так как на поверхности часто создаются специальные ребра, обеспечивающие надежную фиксацию. Однако у подобного предложения есть один существенный недостаток – скорость перемещения слишком мала.
  5. Скребковые конвейеры характеризуются тем, что перемещение материала обеспечивается за счет его волочения по специальному желобу. Подобный вариант исполнения большое распространение получил в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности. Установка этого варианта исполнения не возможна в том случае, если при волочении изделие будет терять свой привлекательный вид. Достоинством можно назвать достаточно высокую эффективность в применении, но есть и существенный недостаток, который связан со сложностью конструкции и отсутствием возможности ее применения в случае транспортировки хрупких грузов.
  6. Элеваторы являются отдельной группой конвейеров, предназначение которых заключается в непрерывной транспортировке грузов. Часто устройство применяется для вертикального перемещения материалов. Подобный ковшовой конвейер получил широкое распространение в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности, является достаточно сложным устройством, требующим своевременного и профессионального обслуживания.

Приведенная выше информация указывает на то, что существует просто огромное количество различных вариантов исполнения конвейеров, выбор проводится в зависимости от области применения и других моментов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий