Компрессор для пневмогайковерта какой выбрать

Типа манометра и его расположение

Все автомобильные компрессоры оснащаются манометрами. Манометр предназначен для контроля давления в шине автомобиля.

Манометры устанавливаемые на автомобильные компрессоры могут быть:

  • аналоговые – имеют стрелку и отградуированную шкалу, дешевле цифровых и менее точные.
  • Цифровые – имеют дисплей на котором в виде цифр отображается значение давления в шине, стоят дороже, имеют большую точность.

Манометр может располагаться на корпусе компрессора или на воздушном шланге. Многие манометры завышают показания давления в шине. Для определения точного давления компрессор надо выключить.

Выбор масла для гайковерта

К смазке данного пневматического инструмента следует относиться с особой серьезностью. Если агрегат может проработать без очищенного воздуха какое-то время, то без смазки он выйдет из строя очень быстро. Масло, поступающее на движущиеся части аппарата, снижает трение между ними, а также удаляет продукты износа в виде мелкой пыли. Данная пыль способна заполнять зазоры между лопастями и ротором, чем затормаживается их движение. В результате мощность инструмента значительно снижается. Решается проблема установкой в систему лубрикатора. На фото ниже показан его линейный тип.

Но установка “масленки” поможет продлить срок службы гайковерта только в том случае, если в нее залить специальную смазку, предназначенную только для пневматического инструмента, имеющую нужную вязкость.

Старайтесь приобретать масло для гайковерта, которое рекомендует производитель инструмента. В крайнем случае, следует использовать только масло синтетического типа, которое обладает хорошими противоизносными и антикоррозийными качествами и не имеет в своем составе силикона.

Специальную смазку можно приобрести также в компаниях, предлагающих пневмоинструмент.

Нюансы при выборе типа инструмента

Помимо стандартных технических характеристик и индивидуальных предпочтений, при выборе разновидности инструмента нужно учитывать ряд нюансов. Тип гайковерта подбирается в зависимости от целей дальнейшего применения, условий эксплуатации и содержания, разновидности автомобильного транспорта при использовании для его ремонта.

Для грузового шиномонтажа

Грузовой транспорт отличается повышенной массой, утолщенным металлом в конструкции и постоянной высокой нагрузкой на основание. По причине данных особенностей гайки и болты на грузовиках закручиваются до предела и без специализированного оборудования их открутить невозможно.

Для работы с деталями грузовиков требуется приобрести инструмент ударного типа с максимальными показателями мощности и крутящего момента. За счет силового воздействия оборудование позволит открутить подвергнутые коррозии элементы с небольшими затратами времени и сил. Использование профессионального оборудование исключает риск повреждения резьбы, независимо от сложности проводимых работ.

Читать также: Стол верстак в гараж своими руками

Для легкового

При необходимости использовать гайковерт для ремонта легковых автомобилей предъявляемые требования не такие высокие, как для грузового транспорта. Минимальный показатель крутящего момента составляет 250 Нм. Для постоянного применения допускается приобрести инструмент с крутящим моментом 600 Нм и крепежом М600.

Если планируется проводить ремонт легкового автомобиля на открытой площадке или в гараже, где отсутствует возможность подключения к электросети, стоит выбрать автономную разновидность. Оборудование, функционирующее от перезаряжаемого аккумулятора, не имеет проводов, что обеспечивает мобильность проведения работ и упрощает повседневную эксплуатацию.

Поскольку стандартной емкости аккумулятора не хватает на продолжительное время, автономная разновидность не подходит для постоянной эксплуатации и выполнения работ, требующих больших временных затрат.

Для СТО

Для оснащения станций техобслуживания необходим производительный пневматический гайковерт, способный работать на постоянной основе в течение длительного срока. Профессиональное оборудование для автосервиса должно соответствовать определенным техническим показателям, включая следующие:

  1. Обороты холостого хода. Данный показатель напрямую влияет на мощность оборудования. Оптимальное количество оборотов составляет не менее 3000 оборотов в минуту.
  2. Крутящий момент. В зависимости от вида оборудования показатель варьируется в пределах от 200 до 6000 Нм. Для эксплуатации в автосервисе следует приобрести модель на 1500-2800 Нм.
  3. Расход воздуха. При стандартном показателе давления 6,5 бар расход составляет 500-700 л/мин.

Перечисленные технические показатели являются основными критериями выбора оборудования для автосервиса. Подбирая инструмент для постоянной эксплуатации, следует иметь запас мощности порядка 45%.

Параметры крутящего момента

Высокий уровень этой рабочей характеристики отражает способность инструмента работать с большими гайками и винтами, которые сильно заржавели. Если вы будете пытаться применять его при манипуляциях с маленькими винтами, то рискуете деформировать и удалить головку. Величина крутящего момента должна соответствовать диаметру гайки:

  • для гаек класса менее М12 достаточно инструмента с наибольшим моментом 100 Нм;
  • гайки, не превышающие М18, требуют параметра 250-300 Нм;
  • выкручивать или закручивать винты М20, а также проводить операции по шиномонтажу и выкручиванию заржавевших конструкций, целесообразно инструментом более 600 Нм.

Особо приветствуется возможность регулировки крутящего момента под конкретные цели и конструкции.

На какие моменты опираются при покупке гайковерта?

Прежде всего, все подобные аппараты можно разделить по сфере использования на три большие группы – бытовые, профессиональные и специализированные. Первая разновидность обладает компактными габаритными размерами, пользоваться ими рекомендуется от случая к случаю, так как они не рассчитаны на постоянные нагрузки. Профессиональные подойдут для интенсивного применения в условиях станции техобслуживания автомобилей, строительных площадок и так далее. Эти инструменты отличаются высоким уровнем мощности и производительности. Специализированные необходимы для решения определенных задач, например, для проведения шиномонтажа спецтехники, грузового транспорта и так далее.

По источнику питания гайковерты бывают сетевыми, аккумуляторными, пневматическими и гидравлическими, причем последний тип распространен менее всего. Удобнее всего пользоваться аккумуляторными гайковертами, так как они обладают мобильностью – ими можно работать даже в поле. Однако батарея у этих устройств зачастую обладает значительными габаритными размерами и приличной массой, поэтому работать подобным инструментом будет не очень удобно.

Сетевые работают от бытовой электросети, обладают хорошей производительностью, их мощность гораздо выше нежели у аккумуляторных. Пневматическими обычно пользуются на СТО. Эти гайковерты более мощные и надежные, так как в них отсутствует двигатель.

Немаловажным моментом является мощность аппарата – ее подбирают в зависимости от того, какие работы будут выполняться при помощи этого инструмента. Например, для того, чтобы снять колесо с легкового автомобиля будет достаточно аппарата мощностью 350 Вт, а для тяжелой техники не хватит и 1 000 Вт.

Выбор шланга

Следует знать, что шланг, которым комплектуется компрессор, особенно китайского производства, не подойдет для эффективной работы гайковерта. Чаще всего данные шланги имеют внутреннее сечение около 6 мм. Такой пропускной способности шланга будет недостаточно, чтобы подать необходимый объем воздуха на пневмоинструмент. Им, разве что, можно сдувать пыль, применять для краскопульта, но не более. Даже накачка шин с его помощью забирает много времени.

Поэтому необходимо обзавестись другим шлангом с большей пропускной способностью. В идеале, это может быть газовый шланг, который приобретают в магазине газового оборудования. На нем будет видна маркировка (Пропан-Бутан), а также указано максимальное давление, которое он выдерживает, значение внутреннего диаметра.

Как выбрать пневматический гайковерт для гаража

Любая модель пневмогайковерта работает по одному принципу. На инструмент через штуцер по шлангам подается сжатый воздух. Поступает он с компрессора или стационарной пневмолинии. Под высоким давлением воздух приводит в действие ротор гайковерта, который связан со шпинделем. Функция реверса предназначена, чтобы менять направление вращения.

Основные разновидности пневмогайковертов

Каждый гайковерт предназначен для выполнения определенных задач. Если правильно подобрать модель, то инструментом удобно будет добираться в сложные места, увеличится производительность. По исполнению пневмогайковерты делятся на два типа:

  1. Прямые. Внешне гайковерты напоминают форму пистолета. Ось шпинделя параллельна оси вращения ротора, за счет чего усиливается крутящий момент.
  2. Угловые модели гайковертов обладают малым крутящим моментом. Связано это с перпендикулярным расположением оси шпинделя относительно оси вращения ротора. Инструмент создает большее усилие, за счет которого поддаются откручиванию ржавые гайки.

Кроме исполнения, гайковерты отличаются принципом работы. Вернее, этот фактор можно назвать функцией, помогающей лучше справляться с проблемными болтами. По этому параметру инструмент делится на два вида:

  1. Безударные гайковерты обладают только крутящим моментом. Инструмент используют для сборок и разборок узлов с новыми болтами. Из-за небольшого усилия исключена вероятность срыва резьбы.
  2. По аналогичному принципу работает гайковерт пневматический ударный, но к крутящему моменту добавляется серия частых ударов. На разных стадиях затяжки крепежа они бывают длинные и короткие. Максимальный пик удара инструмент создает на завершающей стадии, за счет чего улучшается надежность соединения или поддается раскручиванию проблемный метиз.

Внимание! Для каждого вида гайковертов применяют свои головки. На ударный инструмент подходят насадки черного цвета, а простые ставить нельзя, так как от ударов их разорвет. При выборе инструмента с функцией удара нужно понимать, что не все они работают по одному принципу

При выборе инструмента с функцией удара нужно понимать, что не все они работают по одному принципу

Ударные механизмы отличаются у разных гайковертов. Самых распространенных выделяют три вида:

При выборе инструмента с функцией удара нужно понимать, что не все они работают по одному принципу. Ударные механизмы отличаются у разных гайковертов. Самых распространенных выделяют три вида:

  1. Twin hammer в переводе обозначает двойной молот. Инструмент на старте развивает высокий крутящий момент. За один оборот шпинделя происходит два удара. Механизм подходит для высоких нагрузок.
  2. Rocking Dog создает один удар за время оборота шпинделя. На старте инструмент развивает среднюю скорость. Механизм подходит для средних нагрузок.
  3. Single ratchet представляет собой систему храпового механизма. Используют ее в пневмогайковертах углового типа. Механизм подходит для малых нагрузок.

Использовать не по назначению пневмогайковерт не рекомендуется. Может выйти из строя рабочий механизм или оборвет резьбу крепежа.

Крутящий момент

Параметр считается основным, так как это и есть мощность пневмоинструмента. Измерение исчисляют в Ньютонах/метр. Чем больше крутящий момент, тем мощнее нужен компрессор. Параметр требует особого внимания. Если приобрести слабый гайковерт, он не справится с ржавыми гайками. Новый крепеж затянет слабо. В процессе он самопроизвольно разъединится. С большим запасом тоже нельзя выбирать инструмент. От перенапряжения он сорвет резьбы.

Важно! Для работы с крупными крепежами подходит гайковерт, обладающий крутящим моментом от 1,5 до 3 тыс. Нм. Чтобы снять и поставить колесные диски легкового авто хватит крутящего момента от 100 до 700 Нм

Чтобы снять и поставить колесные диски легкового авто хватит крутящего момента от 100 до 700 Нм.

Чтобы снять и поставить колесные диски легкового авто хватит крутящего момента от 100 до 700 Нм.

Размер шпинделя

Узел часто называют посадочным квадратом. На него насаживают рабочие головки. Чем мощнее инструмент, тем большего размера шпиндель. Подробнее параметры отображены в таблице.

Совместимость с компрессором

Каждый пневмогайковерт рассчитан на определенное потребление воздуха. Вдобавок инструменту требуется создать нужное рабочее давление. Совместимость с компрессором считается удачной, если он создает давление на 2 бара больше, чем того требует гайковерт. Производительность должна быть на 20-30% больше, иначе воздуха для работы не хватит.

Компрессор подбирают совместимый с гайковертом по производительности и давлению

Нюансы при выборе типа инструмента

Помимо стандартных технических характеристик и индивидуальных предпочтений, при выборе разновидности инструмента нужно учитывать ряд нюансов. Тип гайковерта подбирается в зависимости от целей дальнейшего применения, условий эксплуатации и содержания, разновидности автомобильного транспорта при использовании для его ремонта.

Для грузового шиномонтажа

Грузовой транспорт отличается повышенной массой, утолщенным металлом в конструкции и постоянной высокой нагрузкой на основание. По причине данных особенностей гайки и болты на грузовиках закручиваются до предела и без специализированного оборудования их открутить невозможно.

Для работы с деталями грузовиков требуется приобрести инструмент ударного типа с максимальными показателями мощности и крутящего момента. За счет силового воздействия оборудование позволит открутить подвергнутые коррозии элементы с небольшими затратами времени и сил. Использование профессионального оборудование исключает риск повреждения резьбы, независимо от сложности проводимых работ.

Читать также: Стол верстак в гараж своими руками

Для легкового

При необходимости использовать гайковерт для ремонта легковых автомобилей предъявляемые требования не такие высокие, как для грузового транспорта. Минимальный показатель крутящего момента составляет 250 Нм. Для постоянного применения допускается приобрести инструмент с крутящим моментом 600 Нм и крепежом М600.

Если планируется проводить ремонт легкового автомобиля на открытой площадке или в гараже, где отсутствует возможность подключения к электросети, стоит выбрать автономную разновидность. Оборудование, функционирующее от перезаряжаемого аккумулятора, не имеет проводов, что обеспечивает мобильность проведения работ и упрощает повседневную эксплуатацию.

Поскольку стандартной емкости аккумулятора не хватает на продолжительное время, автономная разновидность не подходит для постоянной эксплуатации и выполнения работ, требующих больших временных затрат.

Для СТО

Для оснащения станций техобслуживания необходим производительный пневматический гайковерт, способный работать на постоянной основе в течение длительного срока. Профессиональное оборудование для автосервиса должно соответствовать определенным техническим показателям, включая следующие:

  1. Обороты холостого хода. Данный показатель напрямую влияет на мощность оборудования. Оптимальное количество оборотов составляет не менее 3000 оборотов в минуту.
  2. Крутящий момент. В зависимости от вида оборудования показатель варьируется в пределах от 200 до 6000 Нм. Для эксплуатации в автосервисе следует приобрести модель на 1500-2800 Нм.
  3. Расход воздуха. При стандартном показателе давления 6,5 бар расход составляет 500-700 л/мин.

Перечисленные технические показатели являются основными критериями выбора оборудования для автосервиса. Подбирая инструмент для постоянной эксплуатации, следует иметь запас мощности порядка 45%.

Компрессор для гайковерта в гараж

Несмотря на разнообразие моделей, необязательно для условий гаража выбирать модель высокой производительности и думать о том, как бы его вместить в гараж. Если использование компрессора ограничивается нечастым ремонтом, то и строить свой выбор надо основываясь на этой информации.

Компрессорные устройства бывают:

– Масляными, поршневыми. Компактность модели устроит любого человека;

– Безмаслянные поршневые. Отличаются увеличенным моторерурсом, не загрязняют воздух парами масла;

– Ременные. Обладают возможностями для продолжительной работы. Наличие системы для охлаждения двигателя придает больший рабочий ресурс;

– Винтовые. Отличительная черта – высокая производительность.

Наличие непродолжительных ремонтов способствует выбору поршневых масляных компрессоров. Они являются самыми распространенными. Со своими обязанностями такие модели справляются полностью и цена здесь всегда соответствует качеству предлагаемого оборудования.

Устройство и принцип работы пневматического гайковерта

На рисунке ниже можно в деталях рассмотреть устройство пневматического гайковерта. Агрегат состоит из следующих элементов, помещенных в прочный металлический корпус.

  1. Высокопроизводительный пневмодвигатель.
  2. Ударный механизм.
  3. Патрон из легированной стали (упор).
  4. Регулятор крутящего момента, и реверс.
  5. Кнопка пуска.
  6. Штуцер, для подключения шланга от компрессора.
  7. Воздушный клапан.

Внутри агрегата можно выделить 2 основных силовых блока, каждый из которых предназначен для работы в разных режимах. Первый блок – это пневмодвигатель, передающий вращательное движение на головку инструмента. Второй блок – это узел, который создает ударные нагрузки. Пневмопривод вращается за счет прохождения через него сжатого воздуха, поступающего посредством шланга высокого давления от компрессора.

В корпусе аппарата имеются 2 канала. По каждому из них воздух направляется в разных направлениях относительно турбины. В первом случае воздух толкает турбину по ч. стрелке, то есть на закручивание, а во втором – против ч. стрелки, на откручивание крепежа. Распределяются потоки воздуха специальным переключателем.

Принцип работы пневматического гайковерта выглядит следующим образом.

  1. После нажатия на кнопку пуска открывается клапан, и поток воздуха из подсоединенного к корпусу аппарата шланга начинает движение через турбину, вращая ее.
  2. От турбины вращательное движение передается на ударный механизм, который по своему принципу действия напоминает муфту сцепления. В составе механизма имеются 2 кулачка сложной конфигурации. Ударное усилие формируется кулачками в тот момент, когда при отпуске крепежа не хватает крутящего момента.
  3. Далее, вращательное движение передается упору (патрону), на который одевается насадка под определенный размер гайки. В результате происходит закручивание либо откручивание крепежа. Некоторые воздушные гайковерты при закручивании не задействуют ударный механизм, процесс проходит в безударном режиме.
  4. Если гайка прикипела, то чтобы ее открутить, потребуется больше усилий, и в этот момент вращение упора прекращается.
  5. Молотки начинают отклоняться назад, одновременно проворачиваясь.
  6. На следующем этапе кулачки минуют зацепление с упором и, продолжая движение, набирают инерцию.
  7. Продолжая проворачиваться, кулачки снова вступают в зацепление с упором и наносят по нему удар (по направлению движения).
  8. Ударные импульсы продолжаются до тех пор, пока крепеж не “сорвется” с места.

Таким образом, с помощью ударного пневматического инструмента процесс откручивания тугих болтов и гаек происходит легко и быстро.

Критерии выбора

Чтобы гайковерт выполнял необходимый перечень бытовых задач, следует выбирать его с учетом ряда показателей. Основными требованиями к выбору являются технические характеристики, конструктивные особенности и удобство в повседневном использовании.

Технические параметры

Независимо от разновидности гайковерта, ему присущи определенные технические характеристики. В перечень важных параметров входят:

  • предельная мощность;
  • количество скоростей и возможность регулировки скорости вращения;
  • возможность автономного функционирования;
  • максимальное число оборотов и частота ударов в минуту.

Также при покупке оборудования необходимо обратить внимание на комплектацию. В дополнение могут прилагаться: аккумулятор, зарядное устройство, техническая документация, кейс для хранения и гарантийный талон

Особенности конструкции

В разных моделях оборудования имеются индивидуальные достоинства и конструктивные особенности. В частности:

  1. Наличие реверса, используемого для откручивания гаек. Большинство стандартных разновидностей обладают только возможностью закручивания по причине отсутствия функции обратного вращения.
  2. Регулятор затягивания, который автоматически определяет момент достаточного прикручивания элемента с минимальной погрешностью.
  3. Угловая головка, при наличии которой появляется возможность фиксировать болты и гайки на боковых поверхностях. Угловые модели отличаются компактными габаритами и минимальным моментом затяжки.

Удобство в эксплуатации

Для постоянного использования приобретенного инструмента в гараже следует заранее проверить, насколько он удобен. Чтобы эксплуатация не создавала сложностей, масса оборудования должна быть минимальной. На вес гайковерта влияет наличие дополнительных элементов, включая подвижные уплотнения, толкатель, шарниры и другие. Упрощенные конструкции с небольшим весом и достаточными ресурсами для выполнения повседневных бытовых задач предельно удобны в эксплуатации.

Дополнительные функции

Многие автомобильные компрессоры оснащены различными дополнительными функциями, которые делают пользование компрессором более удобным.

  • Дефлятор (спускной клапан) – предназначен для сброса избыточного давления. Дефлятор позволяет сначала создать давление в шине чуть больше необходимого, затем отключить компрессор, и с помощью дефлятора стравить его до нужного значения. Дефлятор особенно удобная вещь для джиперов, которые часто ездят по бездорожью и спускают давление в шинах для увеличения проходимости.
  • Система защиты от перегрева – защищает компрессор от перегрева при слишком продолжительном использовании, при отсутствии такой системы приходится делать частые перерывы для охлаждения компрессора.
  • Встроенный фонарик – удобен если колесо спустило в темное время суток где-нибудь за городом. Встроенный фонарик подсвечивает колесо и обеспечивает дополнительную безопасность, подсвечивая человека занимающегося колесом и делая его заметным другим водителям.
  • Сумка для хранения компрессора – удобна чтобы компрессор не болтался по багажнику автомобиля.
  • Набор переходников – предназначен для накачивания с помощью компрессора лодок, надувных матрасов, мячей.

Устройство и принцип работы пневматического гайковерта

На рисунке ниже можно в деталях рассмотреть устройство пневматического гайковерта. Агрегат состоит из следующих элементов, помещенных в прочный металлический корпус.

  1. Высокопроизводительный пневмодвигатель.
  2. Ударный механизм.
  3. Патрон из легированной стали (упор).
  4. Регулятор крутящего момента, и реверс.
  5. Кнопка пуска.
  6. Штуцер, для подключения шланга от компрессора.
  7. Воздушный клапан.

Внутри агрегата можно выделить 2 основных силовых блока, каждый из которых предназначен для работы в разных режимах. Первый блок – это пневмодвигатель, передающий вращательное движение на головку инструмента. Второй блок – это узел, который создает ударные нагрузки. Пневмопривод вращается за счет прохождения через него сжатого воздуха, поступающего посредством шланга высокого давления от компрессора.

В корпусе аппарата имеются 2 канала. По каждому из них воздух направляется в разных направлениях относительно турбины. В первом случае воздух толкает турбину по ч. стрелке, то есть на закручивание, а во втором – против ч. стрелки, на откручивание крепежа. Распределяются потоки воздуха специальным переключателем.

Принцип работы пневматического гайковерта выглядит следующим образом.

  1. После нажатия на кнопку пуска открывается клапан, и поток воздуха из подсоединенного к корпусу аппарата шланга начинает движение через турбину, вращая ее.
  2. От турбины вращательное движение передается на ударный механизм, который по своему принципу действия напоминает муфту сцепления. В составе механизма имеются 2 кулачка сложной конфигурации. Ударное усилие формируется кулачками в тот момент, когда при отпуске крепежа не хватает крутящего момента.
  3. Далее, вращательное движение передается упору (патрону), на который одевается насадка под определенный размер гайки. В результате происходит закручивание либо откручивание крепежа. Некоторые воздушные гайковерты при закручивании не задействуют ударный механизм, процесс проходит в безударном режиме.
  4. Если гайка прикипела, то чтобы ее открутить, потребуется больше усилий, и в этот момент вращение упора прекращается.
  5. Молотки начинают отклоняться назад, одновременно проворачиваясь.
  6. На следующем этапе кулачки минуют зацепление с упором и, продолжая движение, набирают инерцию.
  7. Продолжая проворачиваться, кулачки снова вступают в зацепление с упором и наносят по нему удар (по направлению движения).
  8. Ударные импульсы продолжаются до тех пор, пока крепеж не “сорвется” с места.

Таким образом, с помощью ударного пневматического инструмента процесс откручивания тугих болтов и гаек происходит легко и быстро.

Компрессор для гайковерта в гараж

Несмотря на разнообразие моделей, необязательно для условий гаража выбирать модель высокой производительности и думать о том, как бы его вместить в гараж. Если использование компрессора ограничивается нечастым ремонтом, то и строить свой выбор надо основываясь на этой информации.

Читать также: Принцип работы двухтактного дизеля

Компрессорные устройства бывают:

– Масляными, поршневыми. Компактность модели устроит любого человека;

– Безмаслянные поршневые. Отличаются увеличенным моторерурсом, не загрязняют воздух парами масла;

– Ременные. Обладают возможностями для продолжительной работы. Наличие системы для охлаждения двигателя придает больший рабочий ресурс;

– Винтовые. Отличительная черта – высокая производительность.

Наличие непродолжительных ремонтов способствует выбору поршневых масляных компрессоров. Они являются самыми распространенными. Со своими обязанностями такие модели справляются полностью и цена здесь всегда соответствует качеству предлагаемого оборудования.

Ударные головки для ударного гайковерта

Для работы с резьбовыми соединениями, гайками и болтами в инструменте используются торцевые головки. Они фиксируются в патроне или на шпинделе и передают крутящий момент к крепежу. Стандартные головки обладают цилиндрической формой с квадратной либо многогранной выемкой.

Главным отличием импульсной ударной головки от базовой является наличие сквозного отверстия под штифт. Наличие дополнительного отверстия необходимо для закрепления на ударной разновидности гайковерта, который используется в работе с повышенной нагрузкой и способен откручивать тугие крепежные соединения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий