Как сделать косилку для мотоблока

Как сделать косилку для трактора своими руками?

Самодельное навесное оборудование для трактора – бюджетная альтернатива заводским приспособлениям. Имея хорошую сноровку и запас качественных материалов, их, как и другие самоделки – дровокол на трактор или сеялку, можно сделать своими руками.

Ход работ для самодельной роторной сенокосилки:

  • 0,4 м отрезки металлического уголка свариваем каркас – раму;
  • Из толстостенного металла вырезаем две окружности с сечением 40 см или берем дно от старых металлических бочек;
  • Из стали делаем заготовки для пильной гарнитуры. Для упрощения задачи можно взять ножи от старой косилки с мотоблока или минитрактора;
  • Инсталлируем ножи на круги;
  • Приспосабливаем осевые валы из трубы с d=3 см. на них ставим по 1-му подшипнику;
  • Насаживаем диски с режущими накладками на центральный вал;
  • К осевой трубе привариваем шкив, предварительно снабдив его подшипником.

Более полный процесс сборки можно увидеть в видео инструкции.

Сделать сегментную косилку с кривошипно-шатунным механизмом самостоятельно будет сложнее:

  • Делаем подробный чертеж;
  • Исправный редуктор инсталлируем на опорную площадку;
  • На вал крепим ступицу, чтобы смещение составило 32 см, и связываем с осью;
  • Агрегируем шкив, предварительно одев на ведущий палец чашевидную крестовину с подшипником;
  • Делаем на ноже засечки под чашу;
  • Варим раму по обозначениям чертежа, на которую приспосабливаем колесо от тачки или детского самоката;
  • Соединяем раму с редуктором и ножами.

Сегментные

Сегментная косилка для мотоблока представляет собой раму, установленную на колесной базе и снабженную режущим элементом из множества ножей, совершающих во время работы возвратно-поступательные движения. Регулировка высоты скоса осуществляется с помощью боковых салазок.

Сегментные косилки не только производительнее, но и безопаснее роторных аналогов благодаря защитному кожуху, расположенному над рабочей частью. Мотоблок, оснащенный такой косилкой, равномерно скашивает траву вне зависимости от рельефа и плотности зарослей.

Под конкретные спецификации мотоблоков  разработаны сегментные косилки с функцией аккуратной укладки травы рядами для удобства последующей уборки.

Ниже приведены технические характеристики косилок сегментного типа КН 1,1 для мотоблоков «Нева». На сегодняшний день они выпускаются только в России. Весят такие косилки около 45 килограммов, скашивают траву полосами шириной в 110 сантиметров, высота скоса – от 40 миллиметров. За час эксплуатации удается обработать площадь около 0,35 гектара со средней скоростью продвижения в 5 км/ч. Стоимость – от 11 тысяч рублей.

Сегодня в открытом доступе есть немало инструкций, описывающих процесс изготовления косилки для мотоблока своими руками. Как правило, главным мотивом для самостоятельного изготовления косилки является желание сэкономить. Подобное стремление нормально, но целесообразно лишь при наличии необходимых материалов и сварочного оборудования.

Если вам понадобится купить или арендовать что-либо из этого, смысл мастерить косилку своими руками теряется. И потратить 10-15 тысяч на надежное устройство, созданное для работы практически в любых условиях, кажется уже не таким опрометчивым решением. Следует учесть и тот факт, что самодельное устройство в несколько раз опаснее агрегата заводского изготовления – даже по той простой причине, что для его сборки обычно используются старые детали от сельхозтехники.

(Visited 15 755 times, 3 visits today)

Особенности и устройство

Этот вид навесного оборудования отличается от других вариантов не только по назначению, но и по способу скашивания травы. Более того – есть разные типы косилок, но все они выполняют схожие функции, имеют одинаковые узлы в конструкции. Что касается главных особенностей, они такие:

Косить можно траву или же сорняки с толстыми твердыми стеблями, мелкую поросль

Важно подобрать вариант, который справится с нагрузкой, не выйдет из строя через короткий срок. Производительность у разных видов различается. Подбирать следует под площадь участка, если она небольшая, лучше всего применять самые простые системы

Для больших участков следует использовать более сложные и производительные системы. Привод, от которого работает навесное оборудование, зависит от типа мотоблока, места крепления. Чаще всего его присоединяют через ременную передачу, гораздо реже – с помощью вала отбора мощности. На раме закрепляются основные узлы, поэтому она должна быть прочной, выдерживать нагрузки. Важным элементом является соединение с мотоблоком, если нет специальноого соединительного узла, понадобится использовать дополнительную сцепку, ее можно купить в готовом виде. Рабочий узел может иметь разную конфигурацию, все зависит от того, для чего надо косить траву или другие растения. Если для заготовки сена, то выбирать стоит сегментный либо дисковый варианты, они аккуратно срезают стебли. Когда нужно просто убрать сорняки, больше подойдет тележка-мульчер, после которой остается измельченная зеленая масса. Производительность у разных моделей отличается. Поэтому подбирать стоит исходя их того, какие площади придется косить

Подбирать следует под площадь участка, если она небольшая, лучше всего применять самые простые системы. Для больших участков следует использовать более сложные и производительные системы. Привод, от которого работает навесное оборудование, зависит от типа мотоблока, места крепления. Чаще всего его присоединяют через ременную передачу, гораздо реже – с помощью вала отбора мощности. На раме закрепляются основные узлы, поэтому она должна быть прочной, выдерживать нагрузки. Важным элементом является соединение с мотоблоком, если нет специальноого соединительного узла, понадобится использовать дополнительную сцепку, ее можно купить в готовом виде. Рабочий узел может иметь разную конфигурацию, все зависит от того, для чего надо косить траву или другие растения. Если для заготовки сена, то выбирать стоит сегментный либо дисковый варианты, они аккуратно срезают стебли. Когда нужно просто убрать сорняки, больше подойдет тележка-мульчер, после которой остается измельченная зеленая масса. Производительность у разных моделей отличается. Поэтому подбирать стоит исходя их того, какие площади придется косить.

При изготовлении самодельной косилки для мотоблока лучше предварительно посмотреть готовые варианты, увидеть их в реальности. Тогда будет намного проще собирать конструкцию, плюс легче разобраться в устройстве некоторых узлов, чтобы реализовать их самостоятельно.

Разновидности косилок

Для выбора подходящего оборудования необходимо определить его потребности и объем работ. Затем, исходя из технических данных, выберите подходящий тип косилки. Тип, подходящий для энтузиастов-сделай сам, — это тип с передней установкой, у которого дека косилки находится спереди.

Существует два основных типа газонокосилок. Они отличаются не только внешним видом, но и функциями и назначением.

Роторная

Косилка роторная используется не только для скашивания травы и кустарников, но и другой растительности в поле. Он может выполнять свои задачи как на больших, так и на малых участках земли, на ферме и в сельской местности. Его второе название – круглый щит. Он соединяется с румпелем несколькими способами:

  • смонтированный;
  • полусобранный;
  • последовал.

Ножи навесной косилки располагаются спереди, сбоку или сзади.

Конструкция проста – на раму вместе с опорным колесом крепятся несколько дисков с острой режущей поверхностью. Колесо приводит в движение ножевые диски, срезающие растительность.

Чем больше дисков прикреплено к раме оси, тем больше площадь поверхности, которую можно обрабатывать одновременно.

Основным недостатком роторной косилки является риск получения травмы. Щиты обеспечивают защиту сверху. Но если лопасти по какой-либо причине скрутятся, то при высокой скорости вращения они полетят вбок и нанесут травму.

Сегментная

Сегментная косилка, прицепляемая к механическому культиватору, выполнена в виде рамы с брусьями, к которым крепятся ножи. Лезвия срезают траву возвратно-поступательными движениями. Косилочные агрегаты мобильны и повторяют неровности рельефа независимо от их сложности, благодаря чему растительность срезается «до земли». Преимущества секционной косилки по сравнению с роторной:

  1. Он хорошо работает как с сорняками, так и с высокой растительностью с толстыми стеблями.
  2. Может использоваться как косилка для сена.
  3. Прост в использовании, ремонт требуется редко.
  4. Можно прикрепить сбоку или сзади косилки, чтобы не тревожить уже скошенную траву.
  5. Лопасти установлены как можно ближе к балансу, поэтому вибрация очень низкая, а устройство легко держать и управлять им.

Недостатком является его размер и вес. Их трудно контролировать и они не подходят для небольших участков.

Техническое обслуживание

По стандарту состояние работы оборудование проверяется через каждые 5 часов работы. Если интенсивность выше, то проверять также требуется чаще. Сроки обслуживания при различных вариантах:

  • при обкатке мотоблока косилка устанавливается и проверяется на исправную работу;
  • при длительном простое оборудования;
  • при замене любых деталей (чаще всего проблемными зонами являются диски с ножами и ремни, реже редукторная система);
  • ежегодная проверка и полное ТО.

Если происходила смена в мотоблоке важных элементов, то придется присоединять косилку и смотреть на исправность весь процесс с работой. В таком случае необходимо не использовать интенсивную эксплуатацию или длительную работу.

При обычном техническом осмотре проверяется затяжка крепления, рама на отсутствие трещин и сколов, состояние и натяжка всех типов ремней, а также заточка ножей и свободность их вращения.

Не забываем о техническом обслуживании данной косилки

Через каждые 50 часов обычной работы проверяется масло и производится его замена. Если эксплуатация производится в тяжелых или сложных условиях, то проверять масло желательно через каждые 25-30 часов.

Часто в качестве смазки используется Литол-24. Редуктор роторного типа имеет необходимость в 100 кубических сантиметрах, а верхний и нижний редукторы на углах по 50 на каждого.

Смазка в угловых редукторах меняется с полным снятием их в совокупности с приводной системой от ведомого шкива. После заливки они устанавливаются обратно. Роторный редуктор имеет необходимость в отворачивании корончатой гайки. После этого потребуется снять закрытие и ротор. Далее отворачивается четверка болтов, и снимаются шайбы пружинного типа. Только после проведенной процедуры снимается крышка редуктора, и заливается масло. После заливки производится обратная сборка.

Это интересно: косилка для мотоблока Салют 5.

Основными поломками считается износ ремней. Это происходит из-за неправильного натяжения. При отсутствии требуемого опыта лучшим вариантом считается обращение к специалисту или в сервисный центр.

Для Фаворита используется роторный вариант косилки из серии КР. Наиболее продвинутым вариантом считается КР 3, который обладает всеми качествами, позволяющими выполнять любой объем работы при правильном обслуживании. Требуется помнить, что технический осмотр и замена масла должны производиться регулярно, так как это позволит не беспокоиться о неполадках. После любого ремонта на оборудовании снова должны быть установлены все настройки, которые соответствуют характеристикам, указанным в инструкции.

Грамотная установка косилки на мотоблок

Новоприобретенное изделие должно быть грамотно установлено на технику, чтобы обеспечивать нужную производительность и качество выполнения. Рассмотрим примерный порядок сборки и монтажа на примере роторной версии:

  1. Проверяем комплектацию поставки (от модели к модели набор может отличаться, но, как правило, это приводный ремень, рама, штуцер, крепеж, роторная крышка, гидрошланг, опорные салазки, гидроцилиндр, система приводного ременного натяжения, роторы с ножами, ЗИП);

       2. К креплениям мотоблока монтируем раму таким образом, чтобы она составляла с вертикальной плоскостью 45 градусов и так, чтобы шлицевые детали смотрели вверх;

       3. Роторы устанавливаем на раму, чтобы их ножи расположились снизу

Важно, чтобы они полностью насадились на шлиц;

      4. Присоединяем роторную крышку на тот же шлиц;

      5. Производим фиксацию приложенными шплинтами и гайками;

      6. Монтируем систему натяжения, вытаскивая шплинт и откручивая контргайку на шкиве. Следующим шагом аккуратно выбиваем шкив, чтобы не потерялась шпонка. При правильно установленной системе, ее рукоять будет направлена вверх и зафиксирована болтами из ЗИП;

      7. Далее на раме болтами из ЗИП закрепляем салазки так, чтобы их вогнутая часть смотрела внутрь;

       8. Рассовываем кольца рамы – они должны расположиться снаружи рамы мотоблока. После этого окончательно подсоединяем ко второй косилку;

       9. Приводной ремень закидываем на шкив по ходу движения

Важно, чтобы мотоблок и косилка сохраняли соосность;

       10. Монтируем систему гидроцилиндр – гидрошланг (если подключение таковой предусмотрено на мотоблоке).

По окончанию сборки изделие необходимо подготовить к работе:

  • активировать реверс на мототехнике;
  • убрать грузы с колес (если были);
  • поставить мотор на небольшие обороты;
  • сделать тестовый запуск на ровном участке без помех, проверяя качество результата и, если это необходимо, регулируя ножи и скорость.

Конструктивные особенности

Устройства, производимые разными компаниями, могут различаться по внешним и некоторым техническим данным. Принцип же функционирования таких агрегатов идентичен и диктует неотъемлемый перечень узловых блоков, включаемых в конструкцию.

Стандартная роторная коса изготовлена из:

  • рамы;
  • подрамника;
  • механизма уравновешивания;
  • режущего аппарата;
  • полевого делителя;
  • тягового предохранителя;
  • стойки;
  • защиты режущего аппарата.

Рама – элемент, предназначенный для прикрепления насадки к мотоблоку. Имеет две оси, обращенные в стороны. Одна из них служит для закрепления рамы на нижние тяги ведущего аппарата. На вторую крепится предохранитель от перегрузки тяги, держащийся за счет болтов и двух гаек. К раме присоединятся элемент с кронштейном, который позволяет установить подрамник.

Подрамник – сварная часть, связывающая раму и режущий элемент. Он состоит из прямоугольного корпуса. С одной стороны приварена трубка с внедренными в нее втулками. Посередине находятся «уши», предназначенные для крепления транспортной тяги и устройства, регулирующего высоту. Сбоку выступает кронштейн, на который крепится тяговый предохранитель. На подрамнике фиксируется сам привод и защита ременной передачи.

Механизм уравновешивания предназначен для того, чтобы режущий аппарат повторял рельеф местности. Таким образом, достигается наилучшее скашивание растительности. При помощи данного механизма косилка также переводится в режим транспортировки. Его регулировка осуществляется специальными болтами натяжения.

Режущий аппарат производит скашивание. Его корпусом служит цельносварной картер. Режущие элементы опираются о почву посредством специального поддона, установленного снизу. Режущий аппарат может иметь на своем корпусе насколько роторов. В мотоблочной модификации их обычно два. Роторы оснащены двумя ножами. Передача механического усилия от мотора к ножам происходит посредством ременной тяги, редукторных узлов, ряда валов и шестерней.

Полевой делитель помогает разделять скошенную и нескошенную траву. Он состоит их щитка, пружины и болтовых креплений. Пружинный механизм позволяет делителю отодвигаться назад в момент переполнения срезанной растительностью.

В процессе скашивания режущий механизм может натолкнуться на препятствие. Во избежание поломки в данной ситуации, роторная косилка оснащается тяговым предохранителем. При помощи этого узла коса может отклоняться от рабочего положения до момента, установленного пользователем.

Стойка помогает удерживать навесной агрегат в удобном положении в момент его присоединения к мотоблоку.

Ножи агрегата вращаются на высокой скорости. Для безопасности человека, использующего оборудование, они помещаются в защитный кожух. Он может быть сделан из легкого металла или брезентовой ткани.

Различные модификации роторных косилок могут различаться наличием тех или иных деталей. Некоторые из них можно докупить, а другие изготовить самостоятельно.

Особенности механизма с повозкой

Косилка с повозкой многофункциональная — с её помощью летом косят траву, зимой отчищают тротуары от снежных заносов. Подобные агрегаты довольно сложной конструкции.

Мотоблок с телегой, снегоуборщиком и косилкой

В состав комплектации входят:

  • барабаны – 4 шт
  • их соединяет рама и транспортировочная лента
  • на ленте стоят зацепы
  • станина из сварных труб
  • к ней прикрепляют колеса, площадка может быть фанерной или жестяной
  • барабанами послужат консервные банки с вырезанным дном
  • в образованные отверстия ставят круги из дерева
  • к барабанам крепят режущие части с обязательным 1 мм зазором

Сборку из барабанов присоединяют к станине, лентой послужит кусок резины.

2 Какие косилки можно сделать своими руками?

Заводской мотокультиватор будет стоить гораздо дороже. Например, даже сравнительно недорогая чешская сенокосилка бензиновая мф 70 стоит не менее 20 000 рублей, и это мы говорим о б/у. Если вы захотите приобрести новую, смело увеличивайте цену минимум на 60%.

Самодельная роторная косилка

2.1 Как сделать роторную сенокосилку?

Роторная (дисковая) сенокосилка бензиновая (ручная)представляет собой, пожалуй, сенокосилку с самой простой конструкцией. Вы можете повторить ее сами даже в домашних условиях, причем затратив на это не так много времени. Такие бензиновые самодельные сенокосилки используют для мотоблока Нева, поскольку они недостаточно велики для трактора или другой сельскохозяйственной самоходной техники.

Чтобы сделать такие бензиновые сенокосилки самостоятельно, потребуется:

  1. Сварить или найти подходящую раму из надежного металлического угла (4×4).
  2. Взять диски от сеялки, которая давно уже не используется.
  3. Закрепить на них по 4 лезвия, для чего просверлить в них такое же количество отверстий (в диаметре 0,6 см).
  4. Прикрепить их на диски, причем сделать так, чтобы расстояние между креплением и лезвием было на 1 мм шире толщины самого лезвия.

Вторая роторная сенокосилка бензиновая для мотоблока Нева будет немного сложнее и делаться несколько дольше. Такие бензиновые сенокосилки отличается диском, который расправляет ножи, вращающиеся вокруг своей оси, центробежной силой. Чтобы сделать такую косилку, необходимы:

  1. Надежная металлическая ось в диаметре около (8 мм);
  2. Цепи для пилы (можно снять с ненужной бензопилы, еще один способ – найти редукторную цепь на авторынке).

Оснастите мотоблок представленным устройством, и можете наслаждаться полученным результатом: роторная сенокосилка не только будет косить, но еще и измельчать накошенное.

2.3 Как сделать сегментную косилку?

Сегментная косилка для мотоблоковявляется еще более сложной конструкцией, но также может быть сделана своими руками. Что вам потребуется, чтобы собрать бензиновые сегментные сенокосилки такого типа:

  1. Брус металла 15×50х120 мм.
  2. Просверлить в нем 12 диаметра, равному диаметру болта М8 (к нему будут крепиться лезвия).
  3. Убедитесь, что каждое лезвие обладает сегментом на спинке и обойму для приводного рычага.
  4. Закрепите ножи с двух сторон бруса.
  5. Напоследних с двух сторон закрепите прижимы и полозья.
  6. Снабдите основную раму конструкции колесом (например, от старой детской коляски).

Вал мотоблока будет приводить в движение сделанный механизм, который будет вращать ножи особым образом – не только вращательным движением, но и обратно-поступательным. Благодаря этому стебли травы легко срезаются, правда, не измельчаются, как в случае использования роторной сенокосилки.

2.4 Как сделать косилку-повозку?

Конструкция косилки-повозки (самоходная косилка) для мотоблока Нева обладает гораздо большей силой скашивания, благодаря которой можно удалять траву с широким стеблем.

Косилка — повозка

Чтобы была изготовлена надежная конная сенокосилка, используйте следующие рекомендации:

  1. Подберите прочную раму из металлических углов.
  2. Найдите 4 колеса (можно с ненужной тачки или детской коляски).
  3. Положите на раму металлический лист, размерами 80×40 (можно использовать и фанеру, но получите не такую прочную конструкцию).
  4. Установите на раму 2 большие консервные банки, предварительно вырезав у них крышку и днище и заменив их двумя деревянными кругами соответствующего размера (если есть металлические диски – идеально, их можно использовать вместо банок, тогда получится почти заводская сенокосилка).
  5. Учтите, что дисков должно быть 8 – поровну внешних, диаметром около 20 см и поровну внутренних, диаметром около 17 см.
  6. Соедините все диски попарно (большой+маленький), закрепите болтами.
  7. Закрепите 4 лезвия на каждом диске так, чтобы они находились на одинаковом расстоянии друг от друга и свободно вращались (это возможно, если между дисками останется зазор 1 мм).
  8. Далее потребуется вставить втулку в барабан и надежно закрепить его на раме.
  9. На раме установите поперечный лист из стального уголка 35×35 мм, со срезанными боковыми частями на 35 мм.
  10. Соедините барабаны транспортной лентой (она может быть из толстой резины), предварительно снабдив уголки пазами шириной 13 мм.
  11. Закрепите нижнюю втулку барабана, а к барабанам сверху прикрепите натяжные уголки.

Косилка-повозка к мотоблоку

Чтобы полученную конструкцию установить на мотоблок, проверьте, чтобы на лезвиях был установлен защитный кожух, снимите с колес грузы, если таковые имеются. Скашивайте траву, используя бензиновые сенокосилки, на небольших оборотах, включив муфту сцепления, не делая резких движений, и конная сенокосилка порадует вас своей функциональностью.

Рекомендации по работе с сенокосилкой для мотоблока

Во время работы обязательно делать технические перерывы для осмотра состояния крепежей и правильности положения ременного натяжения; При необходимости замены рабочего инструмента, его вначале следует обесточить; Обязательно использовать защитную одежду и очки; Обходить работающую косилку можно только сзади; Следует строго придерживаться рекомендаций по рабочей скорости, иначе о качестве можно забыть; Следует избегать даже в выключенном состоянии прикосновений к режущим кромкам; Транспортировать и хранить изделие важно всегда при отключенном питании. Собственноручно изготовленная косилка хорошо будет сочетаться с любыми марками мотоблоков, в частности с Невой, МТЗ, Салютом, Зарей и МБ 2. Аналогичные аппараты только уже роторного типа можно устанавливать не только на упомянутые модели, но и на Агат, Оку, Агро, Зубр, Кентавр, Урал и Патриот

Аналогичные аппараты только уже роторного типа можно устанавливать не только на упомянутые модели, но и на Агат, Оку, Агро, Зубр, Кентавр, Урал и Патриот

Собственноручно изготовленная косилка хорошо будет сочетаться с любыми марками мотоблоков, в частности с Невой, МТЗ, Салютом, Зарей и МБ 2. Аналогичные аппараты только уже роторного типа можно устанавливать не только на упомянутые модели, но и на Агат, Оку, Агро, Зубр, Кентавр, Урал и Патриот.

Косилка роторного типа

Данное оборудование может применяться для подстригания лужаек, а также для срезания свежего травяного покрова на сено

Основными рабочими элементами устройства являются ножи, которые посредством шинки устанавливаются на рабочих дисках. Косилка приводится в действие посредством вала отбора мощности, а скольжение осуществляется за счет вращения нижних дисков.

Чтобы изготовить раму роторной косилки своими руками можно использовать старые металлические уголки или металлолом, который наверняка имеется в хозяйстве у каждого умельца. В целях экономии времени для ножей можно воспользоваться тракторным ротором. Однако, в таком случае, для улучшения тяги и эффективности желательно уменьшить длину ротора от двух до четырех сантиметров, в зависимости от мощности используемого агрегата.

Для изготовления ротора нужно из листа металла сделать 2 круглых пластины диаметром 390 мм или воспользоваться для этих целей дном от ненужной жестяной бочки от машинного масла. Ровно посередине этих кругов приварить ножки, с помощью которых будет происходить вращение. Сварное соединение необходимо делать прочным.

Роторная косилка своими руками

Для нижней опоры можно взять диск от лущильника, но его диаметр не должен быть более 450 мм. Для осевого вала может быть использована труба диаметром не превышающим 30 мм, и еще понадобятся подшипники №180, 106. На ней сделать отверстие для крепления нижнего подшипника, а второй подшипник устанавливается на шкиве. На ось надеть приспособление с ножами, после чего сваркой прикрепить шкив к валу. Вращение рабочих дисков будет осуществляться при помощи двух подшипников.

Такая модификация имеет захват 1100-1150 мм и скорость вращения 1500 об./мин. Всю конструкцию косилки требуется смонтировать на шасси, сваренное из стального уголка. Для безопасности работы обязательно нужно установить на самодельное устройство защитный кожух. Для упрощения конструкции можно сваркой закрепить нижние диски роторной косилки на раме.

Эта самодельная косилка в состоянии срезать растительный покров со скоростью 8-12 км/ч. При высокой скорости трава получается более измельченной, а при низкой – целостней. Подобное оборудование роторного типа может срезать растительность 60-80мм и применяется не только для скашивания травы, но и для уборки приусадебного участка от сорняков.

Инструмент и материалы

  1. сварочный аппарат;
  2. крепеж;
  3. металлический уголок;
  4. дно старой металлической бочки;
  5. восемь режущих пластин;
  6. колесная ось;
  7. два колеса.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий