Как проверить батарею шуруповерта мультиметром

Подготовка к проверке

Все аккумуляторы, независимо от модели электроинструмента, имеют аналогичную конструкцию. Это корпус, внутри которого последовательно соединены элементы – батареи с «банками». Напряжение последних суммируется.

Обычно в шуруповертах встречаются никель-кадмиевые накопители напряжением 1.2 В. Они доступны, устойчивы к низким температурам и могут долго храниться полностью разряженными. В то же время их емкость сравнительно мала, они быстро разряжаются и мало служат (циклы зарядки-разрядки).

Прежде чем проверить аккумулятор шуруповерта мультиметром, надо его полностью зарядить. Только под нагрузкой получится узнать максимально точные показатели. Большинству источников питания свойственен «эффект памяти», и от него надо избавиться – хотя бы трижды полностью зарядить и разрядить АКБ.

Также для проверки понадобятся:

  • мультиметр или вольтметр;
  • нож или что-то острое, чтобы разобрать корпус батареи;
  • резисторы или лампы накаливания на напряжение 12 В;
  • провода с зажимами типа «крокодил».

По ходу дела могут использоваться и другие инструменты: паяльник, отвертки, плоскогубцы. Желательно подготовить все заранее.

Виды накопителей в аккумуляторах и их свойства

Батарейки устроены на основе процесса электролиза. Он основан на преобразовании энергии при помощи реакций восстановления и распада. Происходит при помощи анода и катода.

В зависимости от основных составляющих выделяют три типа батареек:

  • никелевые;
  • свинцовые;
  • литий-ионные.

Никелевые

Популярны в шуруповертах, бытовой технике, мобильных телефонах, как замена накопителей типа АА или ААА. Обладают большой емкостью и способностью к саморазряду. Среди них в шуруповертах применяют 2 варианта «начинки»: никель в сочетании с кадмием Ni-cd) или металлгидридные (Ni-mh).

Никель-кадмиевые акб. Наиболее распространенный вид. Удельная электроэнергия каждой батареи — 65 кВтч/кг. Быстро заряжаются. Надежны и долговечны (число циклов заряда—разряда — 3500). Напряжение обычно 1,2 В. Среди минусов Ni-cd: «эффект памяти».

Свинцовые

Используются в ИБП, автомобильных системах с напряжением в 12.7В. Имеют меньшую емкость, в 2-4 раза меньше, чем никелевые аналоги. Служат дольше, чем все остальные. Способны выдерживать большие нагрузки.

Недостаток: токсичность.

Литиевые

Самые дорогостоящие варианты. Применяются в шуруповертах марок makita, bosch. Основные принципом работы является процесс распада вещества на ионы, поэтому акб носят название как литий—ионные и имеют маркировку Li-lon.

Один из распространенных типов литиевых акб — имеющий маркировку 18650. Название этой батарейки указывает на ее размеры (18×65 mm). Емкость 1,6—3,6 А/ч. Напряжение — 3,7В.

Прежде чем проверить аккумулятор, нужно устранить «эффект памяти», который появляется у акб при неправильной зарядке и саморазряде. Это свойство батарей накапливать кристаллы, которые мешают полностью заряжаться.

Эффект саморазряда у Ni-cd достигает 20%, Ni-mh — 30%, Li-lon — 8%.

Для устранения «памяти» аккумулятора нужно провести 3—4 цикла разряд—заряд. Делать это можно через нагрузку. Она обеспечивается при помощи обычной лампы накаливания в 12В, подсоединенной к мультиметру и акб (инструкция правильного подсоединения описана ниже).

При многократном повторении операции аккумулятор восстанавливает первоначальную работоспособность, если причина была в недостаточной емкости и «эффекте памяти».

Проверяем показатели под нагрузкой

Это значит, что мы будем проверять, в течение какого промежутка времени АКБ шуруповерта разрядится полностью при условии подсоединения к ней дополнительной нагрузки — например, электрической лампочки.

Уровень нагрузки нужно выбрать, ориентируясь на мощность аккумуляторной батареи. Если же в инструкции по эксплуатации она не указана, ее следует рассчитать самостоятельно. Она будет равняться половине силы тока, отдаваемой батареей во время работы, умноженной на U источника тока. Обычно этот показатель составляет от 35 до 40 Ватт, а это значит, что нагрузкой может послужить фара от автомобиля от 35 Ватт, либо 12-вольтовая лампочка.

Для снятия показаний АКБ нужно подключить к лампе через амперметр, а сами показания снять вольтметром. Время подключения — две-три минуты, после чего замеряем U. Если оно меньше 12,4 вольт, какая-то «банка» точно вышла из строя. Также о неисправности аккумулятора может свидетельствовать и значительное снижение яркости лампочки. Если она быстро гаснет за две-три минуты, аккумулятор явно не в порядке, и его емкость очень мала.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром?

Емкостью аккумулятора называется количество накопленной энергии, которую способна отдать батарея за конкретный период времени. Величина измеряется в ампер-часах. Определить ее значение можно двумя способами: проверка под нагрузкой и метод контрольного разряда.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром под нагрузкой?

Каждая заводская батарея имеет нанесенную на корпус маркировку, где указано значение емкости. Со временем оно начинает уменьшаться и реальные цифры становятся ниже заявленных показателей. Чтобы определить целесообразность дальнейшего использования оборудования, необходима нагрузка. В качестве нагрузки могут выступить фары автомобиля или даже обыкновенная лампочка на 35–40 Вт.

Поэтапно рассмотрим, как проверить мультиметром заряд аккумулятора:

  • Батарея отсоединяется от генератора;
  • Присоединяете к ней лампочку и в течение двух-трех минут наблюдаете за работой электрической цепи;
  • Разъединяете элементы и мультиметром снимаете показания с аккумулятора, предварительно включив режим измерения напряжения.

Если показатели на экране прибора превышают 12,4 единицы, то батарея исправна. Значение в 12–12,3 указывает на необходимость скорой замены оборудования.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром, применяя контрольный разряд?

Для этого вида определения емкости понадобится полностью зарядить батарею и присоединить ее к электрической цепи, которая имеет нагрузку, равную или близкую по значению к заявленным в техническом паспорте показателям. Дополнительно присоединяется мультиметр, работающий в режиме амперметра.

Понадобится немного подождать, чтобы сила тока снизилась наполовину, отметить, сколько прошло времени, и сравнить с указанными в паспорте значениями. Если показатель отличается на незначительную величину, то емкость оборудования снизилась не сильно и его можно использовать дальше. Большая разница в числах означает, что пора подыскивать новую батарею.

Мнение эксперта Стребиж Виктор Павлович, эксперт по освещению и электрике Любые вопросы задавайте мне, я помогу!

Тип аккумулятора Напряжение холостого хода, В Пределы напряжения исправного элемента, В Литий-ионный 3,7 2,7 4,2 Никель-кадмиевый 1,2 1. Если же вам что-то непонятно, пишите мне!

Определение силы тока

Этот метод обычно используется для определения мощности силового элемента. Его также можно использовать для проверки работоспособности батареи, которая использовалась. Мультиметр сначала необходимо настроить так, чтобы устройство отображало показания постоянного тока.

Алгоритм проверки стандартный. Щупы мультиметра подключаются к «плюсу» и «минусу» аккумуляторной батареи. Измерение занимает 2-3 секунды. Оптимальный показатель по амплитуде тока – 4-6 ампер. Если при оценке с помощью мультиметра оценка ниже, это означает, что заряд аккумулятора низкий. На 3–3,9 ампер аккумулятор можно использовать для нетребовательных электроприборов.

Можно ли измерить емкость АКБ

Проверить емкость аккумулятора шуруповерта вполне реально, имея лишь мультиметр и известную нагрузку. Для этого надо провести цикл заряда-разряда. Полностью заряженную батарею подключают к эквиваленту шуруповерта и контролируют напряжение на ней и время разрядки до нижнего уровня.


Разряд батареи на резистивную нагрузку (ток контролировать обязательно).

Важно! Для этой процедуры использовать лампочки накаливания или нихромовый провод нельзя – ток разряда должен быть постоянным. В противном случае достоверность измерения значительно снизится

Например, никель-кадмиевая батарея номинальной емкостью 1500 мА*ч (1,5 А*ч) разрядилась током 1 А с напряжения 1,25 В до 1,1 В за 1 час. Значит, ее фактическая емкость – 1000 мА*ч (1 А*Ч). Если разряд производить током 0,5 А, то при такой емкости разряд до нижнего предела будет происходить в течение 2 часов, но надо помнить, что емкость зависит от тока разряда.


Проверка емкости одной ячейки АКБ.

Таким способом можно проверить не только АКБ в целом, но и каждый элемент отдельно. Так выявляют отстающие банки, и если одна или несколько ячеек выбиваются из общего ряда по емкости, надо принимать решение об их выбраковке и замене. Если емкость упала у всех элементов (следовательно, у всей батареи), надо менять АКБ полностью.

В следующих роликах можно визуально ознакомиться с примерами диагностики шуруповерта.

Имея из измерительных приборов один мультиметр, можно провести предварительную (и даже более глубокую) диагностику состояния АКБ шуруповерта, а не просто прозвонить элементы цепи на целостность. Для этого надо всего лишь знать приемы тестирования, изложенные в обзоре.

Методика определения неисправности батареи шуруповерта + (Видео)

Если разобрать аккумуляторный корпус шуруповерта, то внутри можно обнаружить последовательно соединенные питающие элементы. В большинстве ситуаций рабочим напряжением электродвигателя является 18 вольт, которые складываются из 15 баночных батареек в корпусе аккумулятора. Как правило, каких-то внешних признаков поломки не обнаруживается. Поэтому перед мастером встает задача правильного определения звена в имеющейся цепи, которая утратила свою энергоемкость.

Работоспособность всего аккумулятора утратит свою эффективность даже в той ситуации, если в системе имеется хоть один элемент, который потерял свою емкость. Впрочем, все питающие элементы выйти из строя не могут. Следовательно, правильно обнаружив неэффективные элементы, их можно будет либо заменить, либо вернуть работоспособность б/у батареям. Иными словами, существуют методы, чтобы оживить элементы питания.

Как правило, чтобы безошибочно определить неисправность аккумулятора, практическое применение нашли два основных метода:

  • Идентификация неисправных блоков при использовании тестера (мультиметра);
  • Выявление неисправных питающих элементов в системе при помощи нагрузки

Рассмотрим, как эти методы работают на практике.

Из чего состоит аккумулятор

Внутреннее устройство АКБ любого шуруповерта, независимо от страны-производителя, абсолютно идентично. Если разобрать пластмассовый блок, внутри всегда находятся «банки», собранные в определенной последовательности. Показатель напряжения аккумулятора в целом складывается, исходя из уровня U, который имеет каждая батарейка в отдельности. Также у батареи есть четыре контакта, два из которых обеспечивают циклы заряда-разряда, третий соединен с термодатчиком, а четвертый, имеющий сервисное назначение, отвечает за выравнивание потенциала заряда во всех элементах питания.

Итак, соединенные между собой «банки» аккумулятора электроинструмента — это не что иное, как источник тока с постоянной величиной, в котором постоянно происходит преобразование химических реакций в электроэнергию. Именно таким образом аккумулятор отдает накопленную энергию в цепь. А когда он заряжается, процесс происходит в обратном направлении: АКБ просто забирает энергию из сети.

Тест на напряжение

Менее опасный метод проверки аккумуляторов – это проверка напряжением. При проверке важных портативных источников питания необходимо проверять как напряжение, так и силу тока. Чтобы узнать необходимое напряжение:

  1. Подключите щупы мультиметра к соответствующим гнездам: красный – в отверстие с меткой Ω, U, Hz, черный – в гнездо с меткой COM$
  2. Установите режим измерения постоянного напряжения;
  3. Выберите предел измерения – до 20В;
  4. Подключите измерительные провода к клеммам питания. Полярность на самом деле не имеет значения, так как значения все равно будут отображаться правильно, только с противоположным знаком;

Например, для аккумулятора 18650, если все сделано правильно, счетчик будет отображать значения от 0 до 3,7 В. Если получены числа выше 3,5 В, аккумулятор полностью исправен. При значениях от 3,0 до 3,5 В ресурс элемента небольшой, но его можно разряжать в устройства меньшей мощности. Если напряжение ниже 2,9 В, необходимо зарядить блок питания. Минимально допустимое напряжение для таких аккумуляторов составляет 2,4 В, меньшее значение будет способствовать деградации электролита аккумулятора.

Замкнули банки аккумулятора — симптомы

Перед вами классический свинцовый кислотный аккумулятор, состоящий из 6 банок. Каждая из них наьрана из пар разнополярных пластин. Их контакты собираются в общий коллектор, соединяются последовательно и двумя клеммами выводятся на крышку. Современные банки имеют другую конструкцию, но схема комплектации банок, ячеек, прежняя.

При последовательном соединении, напряжения ячеек суммируются, а емкость определяется по самой забитой банке. Для зарядки аккумулятора напряжение подается на клеммы, и ток растекается по хранилищам. Почему замыкают банки в свинцовом аккумуляторе? Если по каким-либо причинам пластины в банке сблизились, стенки вздулись, получается перемычка, замкнула ячейка. Бывает, контактный мостик создает кусочек обсыпавшейся замазки или окалина.

Как можно проверить, не замкнута ли в аккумуляторе банка? При замере напряжения на клеммах обнаружится провал. Например, аккумулятор 12 В состоит из 6 банок общим напряжением 2,16=12,6 В. Напряжение провалилось до 10,5-11,0 В – ищи замкнутую банку.

Одна из пластин внутри банки свинцовая, а на другую нанесен слой активного вещества. При нарушении уровня электролита, перезаряде, масса может осыпаться и замкнуть пластины.

Механические повреждения извне могут привести к деформации. Возможно, корпус аккумулятора раздулся, и тогда не исключены внутренние замыкания пластин в банках. Это может произойти при перемораживании электролита и от перезаряда необслуживаемого аккумулятора.

Симптомы замкнутой банки аккумулятора – потеря напряжения, разогрев корпуса АКБ. Батарея не заряжается до 12 вольт, неспособна провернуть стартер, требуется замена. Иногда при зарядке слышен запах тухлых яиц — выделяется газ сероводород.

Нахождение причины поломки и её устранение

Типичные признаки, указывающие на факт поломки:

  • вибрация;
  • быстрый разряд батареи;
  • искрение и горелый запах.

Батарея заряжается не полностью? Проблема решается покупкой нового аккумулятора или починкой старого. По поводу никель-кадмиевых АКБ было написано выше, однако литиевые и никель-металлгидридные батареи отремонтировать нельзя. Причина выхода батарейки из строя кроется в разложении лития.

Для разбора аккумулятора нужно вывести защёлки из пазов. Напряжение каждой банки измеряется тестером по отдельности. Если его значение ниже нормы, батарейку убирают, отсоединяя от контактной платы при помощи кусачек. На место неисправных батареек ставят новые при помощи паяльника. По окончании сборки аккумулятор проверяется на работоспособность.

Возможно, повреждено зарядное устройство. Тогда для начала потребуется прозвонить выпрямительный мост и сетевой предохранитель. Если один из перечисленных элементов или же текстолит почернел, деталь нуждается в замене.

Неполадки в механических узлах

Ваш шуруповёрт издаёт посторонние звуки или его заклинило? Причина кроется в износе втулок якоря или подшипников, деформации вала.

Если затягивание патрона ослаблено — причина в износе зубьев муфты. Для проверки последней необходимо произвести разбор шуруповёрта. Алгоритм действий для ремонта или замены патрона:

  1. Разведите кулачки патрона в сторону, открутив внешнюю вращающуюся часть патрона.
  2. Головка патрона крепится к шпинделю посредством особого винта. Его необходимо открутить при помощи крестообразной отвёртки, вращая ею по часовой стрелке.
  3. Далее вставьте в патрон газовый ключ и резко поверните его против часовой стрелки.
  4. Теперь можно открутить неисправный патрон.

Разборка шуруповерта

Во избежание поломок редуктора следует смазывать механические детали, наиболее часто подвергающиеся трению. Перед этим настоятельно рекомендуется убрать старую смазку. Якорь также рекомендуется смазывать машинным маслом. Алгоритм разбора редуктора:

  1. Электрическая «начинка» шуруповёрта отделяется от нижней части корпуса.
  2. Далее откручиваются винты, соединяющие двигатель с редуктором.
  3. Вы увидите разграничительную шайбу, закрывающую шестерни редуктора. Снимите её. Если некоторые шестерни — пластиковые, возможно, они подлежат замене.

Если двигатель коллекторный, частой причиной проблем в его функционировании является стирание щёток. В данном случае их необходимо заменить. Производители сетевых шуруповёртов включают в комплект некоторых моделей дополнительную пару угольных щёток. При обнаружении обрыва в обмотках якоря следует заменить его на новый.

Повреждения электрической части

От электроники зависит работоспособность шуруповёрта в целом. Электрической платой управляются двигатель, регулятор электрических оборотов и реверсивный механизм.

Возможно, аккумулятор исправен, но напряжение на его клеммах падает. Скорее всего, причина кроется в дефектах двигателя. Проверьте пусковой курок. Для этого включите мультиметр и активируйте режим прозвона, затем установите щупы параллельно кнопке. Далее нажмите пусковой курок. Если тестер не издал звука, это означает выход курка из строя.

Разборка кнопки

Частой причиной поломки пусковой клавиши служит окисление контактов или наличие пыли. Разберите и почистите шуруповёрт для устранения проблемы. Алгоритм действий:

  1. Аккуратно снимите нажимной механизм кнопки с посадочного места.
  2. Далее следует снять крышку «коробочки» с электрической платой. Понадобится нож и отвёртка, чтобы вытолкнуть защёлки.
  3. Затем потребуется паяльник для отсоединения металлической пластины. После чего снимите крышку, закрывающую отсек с механизмом включения прибора.
  4. Достаньте механизм из корпуса, придерживая возвратную пружину.
  5. Если вы увидели стёртые контактные площадки, смочите ватный диск в спирте и аккуратно протрите их, удалив металлическую пыль, или соскоблите её ножом.

Также среди типичных повреждений встречается обрыв или замыкание обмотки статора. В таком случае её перематывают, а при невозможности ремонта — меняют электродвигатель на новый.

Искрение двигателя во время работы инструмента связано с засором в коллекторе. Решение проблемы кроется в разборе и чистке двигателя или его замене. Алгоритм действий:

  1. На торце корпуса расположены «усики». Отодвиньте их.
  2. Далее следует выбить ротор из корпуса, ударяя молотком по валу двигателя.
  3. После того, как вы выбили ротор, откроется крышка, где и находятся угольные щётки.

Восстановление аккумулятора шуруповерта

Сейчас у каждого настоящего хозяина, имеется шуроповерт.

С течением времени выходят их строя аккумуляторы ,

купить новый аккумулятор проблемно, продавцы не очень

хотят возиться с запасными частями , лучше продать

дорогой комплект и получить комиссионные побольше.

любой может сделать восстановление аккумулятора шуруповерта если есть желание

Если заказать аккумулятор, то его цена почти соизмерима со

стоимостью нового шуруповерта. Получается парадокс

(навязчивого сервиса) вам постоянно продают новые шуруповерты.

Старые ,без аккумуляторов , в рабочем состоянии остаются

для коллекции. Восстановление аккумулятора шуруповерта ,

не такая уж и сложная проблема , ее может решить почти

любой кто отличает (+) от (-) .

Итак, начинаем ремонт или восстановление аккумулятора шуруповерта

для этого необходимо приготовить инструмент и прибор.

Нам понадобится отвертка , флюс для пайки алюминия ,

припой, тестер или светодиод, зарядное устройство для

шуроповерта, кусачки, пинцет и паяльник, надфиль или

Приступим — Отверткой откручиваем четыре шурупа в

нижней крышке аккумулятора ,осторожно вынимаем

элементы из корпуса , не разрывая соединений.

Теперь необходимо проверить каждый элемент отдельно,

под нагрузкой , подключить, если есть тестер установленный

на 300 mа , к элементу соблюдая полярность исправный элемент

покажет ток короткого замыкания .Вначале стрелка отклониться до

конечного деления шкалы , затем начнет медленно падать в начало шкалы, элемент будет разряжаться . Если элемент неисправный , стрелка

откланяется совсем немного или вообще не отклоняется.

Эту процедуру можно проделать с помощью лампочки на 1,5 В

или светодиода , если горит значит элемент исправен не нужно восстанавливать.

Если нет , то попытаемся восстановить , в случае неудачной

Тот неисправный элемент, который мы вычислили, будем восстанавливать с помощью зарядного устройства

На выходе провода сетевого адаптера имеется штекер у которого центральный провод плюсовой , внешний цилиндр минусовой ,необходимо к ним подключить провода разных цветов чтобы знать, где плюс , где минус это важно

Чтобы неисправный элемент заработал его необходимо

«толкнуть» током большим чем предусмотрено .

Но эту процедуру необходимо делать кратковременно

несколько раз , держать (соблюдая полярность) провода

на контактах элемента необходимо несколько секунд

не давая , нагреваться элементу иначе он может взорваться.

После этой процедуры проверить элемент тестером или

светодиодом , если он ожил . Значит, аккумулятор можно

заряжать. Если аккумулятор после зарядки заработал,

то будет вам счасте .

Если нет , то придется элемент выкусывать , и заменять на

исправный . Можно из двух аккумуляторов сделать один,

это лучше чем ничего. Элемент выкусываем так чтобы у него оставались

соединительные пластины , которые потом можно припаять.

При пайке лучше припаивать пластинки друг с другом ,

тогда мы не будем перегревать корпус элемента ,

иначе он может от перегрева паяльником выйти из строя.

прежде чем паять пластины ,их необходимо зачистить

и залудить с помощью флюса и припоя.

Вставляем элемент исправный ,соблюдая полярность,

вместо неисправного элемента и припаиваем пластинки друг к

другу .Проверяем батарею целиком тестером ,затем заряжаем

и все , можно пользоваться шуруповертом.

В ролике можно посмотреть , УДАЧИ .

Неисправности блока аккумуляторов, это самая частая проблема у владельцев ручного электроинструмента. Механика ломается реже. В результате спешки и небрежности при использовании инструмента нарушается режим заряда и разряда аккумуляторов. В результате получается снижение срока эксплуатации батарей в два-три раза. Приходится покупать новую. Но перед покупкой стоит проверить состояние батареи, чтобы убедиться, что неисправность действительно в ней.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий