Как правильно распиливать дерево на чурки
Распиливать ствол поваленного дерева гораздо легче, нежели спиливать дерево на корню, но и тут есть определенный риск. Например, неправильная резка деревьев может привести к тому, что зажмет в шину в стволе и тогда придется применять домкрат или приподнимать ствол при помощи ломиков, на что уйдет много сил и времени. Для того чтобы избежать таких ситуаций необходимо заранее оценить положение ствола и сначала распилить его в тех местах, где имеется напряжение.
Пилить ствол лучше с макушки, постепенно перемещаясь в сторону комля.
Рез может быть как верхним, так и нижним. Верхний рез выполняется до тех пор, пока ствол не начнет опускаться и поджимать шину, после этого, если имеется возможность, необходимо допилить ствол снизу. Если возможности нет, то рядом с первым резом делаются еще несколько, до тех пор, пока шину перестанет поджимать.
После того как ствол разрезан на несколько больших частей которые можно перекатывать, их распиливают на чурки верхним резом.
Устройство и принцип работы двигателя бензопилы
Самый главный механизм бензопилы — это мотор. На рассматриваемых агрегатах применяются двигатели внутреннего сгорания бензинового типа. Такие ДВС состоят из одного цилиндра, и имеют двухтактную систему функционирования. Более подробно о том, как устроен и работает двухтактный двигатель бензопилы, описано в .
Именно к двигателю подсоединяются дополнительные механизмы, за счет которых получается готовый бензоинструмент. Устройство двухтактного двигателя бензопилы состоит из следующих элементов:
- Цилиндр — корпус, внутри него располагается круглое отверстие, по которому перемещается поршень. Цилиндр имеет ребристую конструкцию, что сделано для обеспечения отвода тепла
- Поршень — деталь, которая движется вверх и вниз, осуществляя при этом перемещение коленчатого вала
- Шатун — это часть, за счет которой соединяется поршень с коленвалом
- Коленчатый вал — деталь, которая при вращении создает полезную работу. Это вращательная энергия, использующаяся для привода в действие цепи бензопилы
В конструкции цилиндра имеются каналы, по которым осуществляется подача топливно-воздушной смеси для ее воспламенения, а также отведение образовавшихся выхлопных газов. Двигатель бензопилы работает на смеси бензина с маслом. Это нужно для того, чтобы обеспечить смазку кривошипно-шатунного механизма, а также стенок поршня и цилиндра. Для этого топливная смесь поступает сразу не в камеру сгорания, а в емкость кривошипно-шатунного механизма. Осуществив смазку деталей, смесь выталкивается в камеру сгорания, где и осуществляется ее сжатие с последующим сжиганием.
К двигателю подключены следующие механизмы:
- Маховик — располагается на одной части коленчатого вала, а служит он для обеспечения центробежной силы
- Муфта сцепления — это механизм, посредством которого происходит вращение цепи в зависимости от количества оборотов двигателя
- Глушитель — эта деталь, которая осуществляет не только уменьшение звука работы мотора, но еще и направляет выводимые выхлопные газы в направлении от пильщика
- Модуль зажигания и свеча — это устройства, отвечающие за сжигание ТВС
- Карбюратор с проставочной втулкой — отдельный элемент, который обеспечивает смешивание бензиномаслянной смеси с воздухом, и подачей готовой ТВС в цилиндр. Проставка является соединительной часть между карбюратором и цилиндром, исключающая перегрев первого механизма
Мощность двигателя бензопилы зависит от объема топливной камеры. Чем больше объем, тем выше мощность. На бензопилах используются не только двухтактные двигатели, но еще и моторы .
https://youtube.com/watch?v=bRP_CeJ__U8%3F
Это интересно! Главная особенность ДВС бензопилы в том, что скорость движения вала достигает максимального значения в 13600 оборотов в минуту. Развитие такой скорости коленчатым валом исключает необходимость использования редуктора на бензопиле. Редуктор понижающего типа используется преимущественно на электрических пилах.
Электрическая бензопила в разрезе
Двигатель бензопилы в разрезе представлен на фото ниже.
Далее рассмотрим устройство и принцип действия составляющих деталей и механизмов бензопил, что обязательно будет полезно в поиске разного рода неисправностей инструмента.
Ключевые принципы работы
Бензопилу всегда держат двумя руками, плотно сжимая рукоять всеми пальцами (большой палец левой руки должен располагаться под передней рукояткой). Располагать пилу следует ближе к корпусу — так мышцы рук будут уставать меньше (бояться близости пилы не нужно). К тому же в таком положении будет легче удерживать равновесие и сохранять полный контроль над процессом.
Ноги необходимо расставлять широко, согнув в коленях для устойчивости, а вот спину следует держать ровной. Если мастеру понадобится сменить положение, он сначала должен выключить двигатель, активировав тормоз. Если же нужно перенести бензопилу на значительное расстояние, рекомендуется шину накрыть кожухом.
Учиться пользоваться бензопилой вначале лучше на горизонтальных, не слишком толстых бревнах. Когда почувствуется уверенность и сила в руках, можно обучаться валке деревьев. Чтобы пилить бревна или брусья ровно, надо сделать отметки карандашом и затем постепенно двигаться вдоль этих отметок. Хорошо, если есть возможность посмотреть, как работают опытные пильщики.
Этап подготовки
Перед тем как спилить дерево, стоит точно убедиться в том, что в результате падения ствола не пострадают окружающие объекты (железнодорожные рельсы, здания, ЛЭП, автотрасса и так далее). На расстоянии в две длины спиливаемого дерева в любом направлении не должно находиться ничего лишнего. Кроме того, если место людное, то необходимо использовать предупреждающие знаки — это обязательное условие.
Обращают внимание на такие моменты:
- растёт дерево ровно или нет;
- есть ли уклон почвы;
- какова сила ветра и в какую сторону он дует.
От этого в конечном счёте зависит, в каком направлении упадёт ствол. Особенно осторожным надо быть с гнилым, сухим деревом. Оно может повести себя непредсказуемо для лесоруба и упасть не так, как планировалось. Определить поврежденное дерево можно по внешним признакам (сухим веткам, поврежденному стволу). Опытные вальщики определяют качество древесины постукиванием по стволу – здоровое дерево «звенит», у больного звук глухой или не слышен.
Землю вокруг дерева надо очистить от кустов и другой поросли — это ещё одно важное подготовительное действие. Нужно удалить всё, что может препятствовать безопасному отходу мастера с бензопилой в процессе валки
Как пилить
Сама процедура пиления обычно происходит так. Лесоруб встаёт справа от ствола и делает на стороне естественного наклона направляющий подпил под 45-градусным углом на глубину, равную примерно четверти диаметра дерева. Этот подпил должен находиться как можно ниже – так проще будет повалить ствол (да и пень не будет слишком высоким). Стоит также иметь в виду, что подпил как бы указывает, в каком направлении дерево впоследствии упадёт наземь.
С противоположной стороны дерева после этого делается горизонтальный подрез — главный валочный пропил. Между ним и наклонным подпилом должно остаться некоторое небольшое расстояние — этот зазор нужен, чтобы дерево не рухнуло раньше срока.
В ходе работ необходимо отслеживать, куда кренится ствол, чтобы успеть среагировать, если что-то пойдёт не так. Когда дерево начнёт падать, нужно оперативно извлечь бензопилу из разреза, выключить мотор и покинуть опасное место.
Если, зацепившись при валке за другой ствол, дерево не упало до конца, то потребуется профессиональная помощь. Оставлять его без присмотра, а также самостоятельно пытаться исправить ситуацию, запрещается.
Бывают случаи, когда шина бензопилы застревает в стволе. Не надо паниковать и резко вырывать её, особенно если инструмент находится в рабочем состоянии. В первую очередь надо остановить двигатель. А потом следует вручную понемногу наклонять ствол до тех пор, пока бензопила не выскользнет.
Подготовительный этап
Рассматривая, как пользоваться бензопилой, лучше взглянуть на рекомендации от производителя, все важные подробности можно изучить в паспорте на товар. Проверка натяжки цепи производится в первую очередь, хвостовик должен вытаскиваться из паза на определенное расстояние, нескольких миллиметров будет достаточно, а нижняя режущая часть при этом не провисать. Чрезмерное натяжение лучше не допускать, проверяя все важные моменты, стоит производить все манипуляции с цепью, взявшись за верхнее звено.
Основная ручка и рукоятка инерционного тормоза никогда не должны соприкасаться, иначе сцепление во время эксплуатации обязательно сместится. После осмотра движущей части стоит переходить к непосредственной заправке оборудования, чистая смесь не годится. Топливо приготавливают зачастую из нескольких компонентов, на один литр бензина необходимо добавить 20 граммов моторного масла. Качество заправочной жидкости также нужно учитывать, в отечественные образцы заливают марку А92, но для зарубежных производителей потребуется А95.
Совет! Если все элементарные проверки войдут в привычку, то вероятность поломки будет сводиться к минимуму.
Три класса устройств
В настоящее время на российском рынке можно найти большое количество бензопил, которые можно разделить на три класса:
- К первому классу относятся простые бытовые устройства, которые предназначены для несложных домашних нужд. Чаще всего такие бензопилы имеют небольшую мощность, но со всеми своими обязанностями они справляются очень хорошо. При помощи такой бензопилы можно спилить гнилое дерево или заготовить для бани дрова. Не смотря на то, что функционал таких пил минимальный, это легко компенсируется эргономичным управлением и их небольшим весом.
- Ко второму классу относятся так называемые полупрофессиональные модели, которые способны выполнять практически любые работы — от ремонтно-строительных задач и вплоть до валки деревьев. Но при этом такие модели имеют один существенный минус — они не предназначены для работы по 8-10 часов в сутки. Именно по этой причине они называются полупрофессиональными. Чаще всего лесорубы используют такие пилы в качестве сучкорезов.
- К третьему классу относятся профессиональные пилы, которые являются отличным решением для людей, которые специализируются на вырубке леса. Такие устройства могут использоваться по 10-15 часов в сутки, позволяя при этом работать без перерыва по 8-10 часов.
Как резать строительный лес
Без бензопилы не может обойтись ни одно строительство. При помощи этого инструмента можно легко и быстро нарезать доску нужного размера, а также торцевать края лаг, брусков и прочего строительного леса.
Цепной пильный инструмент позволяет делать пропилы по месту, при этом распиловку можно производить очень быстро, с минимальными затратами сил.
При условии, если нужно резать доску с высокой точностью, мастеру не обойтись без линейки, рулетки, уголка и простого карандашика. При непосредственной порезке размеченных досок нужно делать поправку на ширину пильной цепи. То есть линия реза должна проходить немного выше, примерно на 5 (мм), линии разметки.
Как обслуживать бензопилу
После работы убедитесь, что бензопила не повреждена, все компоненты в хорошем состоянии. При необходимости смазать цепь, пополнить запас топлива, чтобы инструмент можно было использовать в любое время
Обратите особое внимание на тормозные цепи, защелки и регулировочные рычаги, осмотрите инструмент на наличие повреждений, степень износа деталей и целостность механизмов. Убедитесь, что все гайки, болты и винты плотно прилегают, плотно затягиваются
Это зависит не только от успешности вашей работы, но и от вашей безопасности. Эти вопросы более подробно рассматриваются в руководстве, которое должно быть руководством для рабочего стола во время обучения.
Как резать строительный лес
Без бензопилы не может обойтись ни одно строительство. При помощи этого инструмента можно легко и быстро нарезать доску нужного размера, а также торцевать края лаг, брусков и прочего строительного леса.
Цепной пильный инструмент позволяет делать пропилы по месту, при этом распиловку можно производить очень быстро, с минимальными затратами сил.
При условии, если нужно резать доску с высокой точностью, мастеру не обойтись без линейки, рулетки, уголка и простого карандашика. При непосредственной порезке размеченных досок нужно делать поправку на ширину пильной цепи. То есть линия реза должна проходить немного выше, примерно на 5 (мм), линии разметки.
Приготовление горючей смеси
Независимо от статуса, мощности и назначения бензопила приводится в действие двухтактным двигателем внутреннего сгорания, работающим на смеси высокооктанового бензина и моторного масла.
Как правило, рекомендуется применение фирменных расходных материалов, но также не исключается выбор аналога с идентичными характеристиками из ассортиментов других ведущих производителей.
Заданная разработчиками пропорция указана в прилагаемом руководстве по эксплуатации. В большинстве случаев соотношение масла и бензина составляет 1:40 или 1:50. Готовая смесь длительному хранению не подлежит, поэтому готовится в количестве, достаточном для одноразового применения.
Последовательность запуска холодного двигателя
Технология предусматривает проверку заправки инструмента топливом и маслом, контроль натяжения цепи, включение тормоза аварийной остановки. В таком положении после запуска двигателя, блокируется работа гарнитуры.
- Для безопасного включения силового агрегата пилу необходимо установить на ровное основание, обогатить смесь прикрытием воздушной заслонки, зафиксировать инструмент захватом левой руки за переднюю рукоятку, и без рывка с плавным ускорением потянуть за ручку стартера.
- Считается нормой, если двигатель заработает со 2-3 попытки. Для запуска горячего карбюраторного привода, обогащать смесь воздушной заслонкой не обязательно.
- Убедившись в отсутствии под шиной посторонних предметов, можно отключить систему аварийной остановки и вернуть воздушную заслонку в исходное положение. Прогревать двигатель длительное время на холостом режиме, не рекомендуется из-за масляного голодания.
Как безопасно работать с бензопилой?
Не все знают как работать бензопилой, поэтому данный вопрос интересует каждого, кто приобрел себе это высокотехнологичное устройство. Некоторые считают, что им и так все понятно и даже не заглядывают в инструкцию. Но такие действия могут привести в дальнейшем или к серьезной травме, или к поломке бензопилы. Поэтому перед началом работы не поленитесь и хорошо изучите инструкцию.
Подготовка к работе
Для начала необходимо убедиться в том, что цепь устройства натянута правильно, для чего нужно чуть-чуть потянуть за верхние звенья — при этом из паза шины на несколько миллиметров должен выйти хвостовик. Также, нужно следить за тем, чтобы не провисали нижние звенья. После этого попробуйте потянуть цепь рукой — тянуться она должна легко. Если натяжение цепи очень сильное, то следует ее ослабить. Далее необходимо проверить в каком положении находится инерционный тормоз — его ручка и основная рукоятка не должны соприкасаться, так как при включении бензопилы со смещенным инерционным тормозом, может повредиться сцепление.
После проверки натяжения цепи, можно приступать к заправке инструмента. Для этого бензопилу необходимо установить на горизонтальной поверхности и залить в нее масло для смазывания цепи и топливную смесь. Лучшим вариантом считается топливная смесь из масла, предназначенного для двухтактных двигателей, и бензина марки А-92 или А-95. Соотношение бензина и масла должно составлять 1 к 40 или 1 к 50 (на один литр бензина примерно 20-25 грамм масла).
Для мотора и цепи следует выбирать специальную смазку, предназначенную для бензопил, так как такая смазка содержит компоненты, которые способны продлить жизнь режущему элементу и деталям двигателя. По окончанию проверки, проведя все описанные выше процедуры, можно производить запуск пилы.
Помните, что перед тем, как запускать двигатель, необходимо убрать пилу с того места, где производилась ее заправка, чтобы при запуске не возникло возгорания. Установите ее на устойчивое твердое основание.
Первый запуск
Убедившись, что цепь не соприкасается ни с какими поверхностями, необходимо включить тормоз цепи, перемещая от себя рукоятку тормоза, чтобы цепь не начала свое вращение раньше времени. Так как изначально двигатель холодный, необходимо полностью вытянуть рычаг, которым производится управление воздушной заслонкой. Далее следует продеть в заднюю рукоятку носок ноги, придерживая при этом рукой переднюю рукоятку, и дернуть несколько раз за рукоятку, пока двигатель не «чихнет». Затем необходимо перевести в рабочее положение воздушную заслонку и завести пилу, нажимая кратковременно на дроссель и переводя пилу на холостой ход. После этого нужно перевести рукоятку тормоза в положение на себя и ваша бензопила готова к работе.
https://youtube.com/watch?v=1AmdT7-Ov1I
Помните:
- перед началом работ нужно обязательно проверить тормоз бензопилы, для чего нужно установить ее на какую-нибудь ровную поверхность и нажать дроссель. Далее необходимо активировать тормоз нажатием на рукоятку. Тормоз считается рабочим в том случае, если цепь остановится.
- помимо прочего, перед началом работ нужно проверить механизм смазки. Для этого необходимо найти любую светлую поверхность, запустить инструмент и, удерживая его над этой поверхностью, увеличить скорость цепи простым нажатием на дроссель. Если на поверхности появится небольшая полоска масла, значит с механизмом смазки все в порядке.
Как пилить бензопилой: шина и цепь и все, что о них нужно знать
Цепь и шина – это режущий инструмент бензопилы. Именно от них в полной мере зависит то, насколько хорошо будет пилить бензопила. Существует масса нюансов касательно этих частей инструмента, знание которых обеспечивает длительную эксплуатацию инструмента.
- Шина. Образно говоря, это направляющая, по которой движется цепь – со временем она срабатывается и при неправильной эксплуатации делает это неравномерно. Чтобы износ шины происходил равномерно (это необходимо для того, чтобы продлить ее срок службы), в процессе производства работ ее необходимо переворачивать. К примеру, сегодня работает так, как есть, а завтра снимаете и переворачиваете шину другой стороной. Второй момент, касающийся шины бензопилы, это натяжка цепи – именно цепь в ответе за этот процесс. Перед работой натяжение цепи необходимо проверять и в случае необходимости производить ее подтяжку.
Цепь. В идеале их должно быть три штуки – это необходимо для того, чтобы уровнять степень износа цепи и ведущей шестерни. Дело в том, что цепь изнашивается быстрее, но за тот промежуток времени, когда она выходит из строя, на ведущей шестерне образуется канавка (цепь ее делает). Именно благодаря этой канавке новая цепь может не стать так, как положено, в результате чего износ шестеренки ускорится в несколько раз. Имея одновременно три цепи и пользуясь ими поочередно, как говорится, по мере затупления, вы уравновешиваете срок эксплуатации этих двух элементов бензопилы – пока износятся три цепи, придет время и для замены ведущей шестерни.
Относительно цепи имеется еще пара важных моментов. Во-первых, пилить тупой цепью нельзя – это и увеличенная нагрузка на инструмент, и время работы большое, и самое главное – это не очень безопасно. Определить, насколько острая цепь, можно по одному фактору – по качеству пиления. Пила режет либо плохо, либо криво. Так что, если перед вами стал вопрос, почему бензопила пилит криво, знайте – это тупая цепь. Во-вторых, откладывая инструмент в сторону на длительное время, цепь следует ослаблять.
Первый запуск бензопилы
Новую бензопилу нельзя сразу эксплуатировать под максимальной нагрузкой. Все вращающиеся части инструмента должны сначала притереться друг к другу. Рекомендуется при первом запуске сработать полный бензобак, не прилагая к пиле высоких усилий. Если такое испытание прошло успешно, можно в последующем пилить бензопилой без дополнительных ограничений.
Запуск бензопилы производят на ровной горизонтальной площадке. Порядок пуска на примере пилы Stihl должен быть следующим.
- Протянуть вручную цепь вдоль шины, убедившись в плавности хода и отсутствии избыточного сопротивления.
- Включить тормоз цепи, отведя его рукоятку от себя.
- Открыть декомпрессионный клапан цилиндра.
- Несколькими нажатиями на праймер подать топливную смесь в карбюратор.
- Чтобы правильно заводить пилу, надо прижать заднюю ручку правой ногой к земле. Удерживая левой рукой переднюю рукоятку, правой зафиксировать в рабочем положении рычаг подачи топлива.
- Комбинированный переключатель поставить в положение холодного пуска.
- Рывком ручки стартера запустить зажигание двигателя, который почти сразу должен заглохнуть.
- Открыть дроссельную заслонку до положения полугаза.
- Повторным рывком тросика стартера снова запустить двигатель, сразу же переключив рычаг подачи топлива в положение холостого хода.
- Потянуть на себя рукоятку цепного тормоза, переведя его в рабочее положение.
- Поднеся дальний конец направляющей шины к чистой и светлой поверхности, убедиться в работе системы смазки цепи по разбрызгиванию мелких капель масла.
Убедившись в том, что все узлы и механизмы пилы исправны и на холостом ходу не издают посторонних шумов, можно переходить к работе под нагрузкой.
Преимущества традиционных технологий
При валке больших деревьев рекомендуется использовать простые и проверенные временем способы, в частности, выполнение диагональных и горизонтальных пропилов ¼ и 9/10 диаметра ствола.
Такой способ пригоден для целевой укладки ствола в заданном направлении. Для предотвращения зажима шины в пропиле используются деревянные клинья, не повреждающие пильную цепь при случайном контакте.
- Очищать ствол от толстых веток и пилить бревна расположенные на наклонной поверхности можно только после их надежной фиксации. Захват пильной шиной грунта исключается укладкой ствола на подложенные обрезки древесины, диаметром от 100 мм.
- Обрезать ветки и пилить дрова инструментом с затупленной цепью экономически невыгодно из-за снижения производительности и перерасхода топлива.
- Вырезать посадочные гнезда в строительной древесине и пилить доски удобнее бензопилой с короткой шиной.
Основные неисправности агрегатов марки Штиль и способы их устранения
- Бензопила Штиль отказывается заводиться. Причина: засорился топливный, воздушный фильтр, недостаточно топливной смеси. Устранение: очистите фильтры, добавьте топливной смеси, следите за качеством топлива, это способствует более качественной работе устройства.
- Бензопила работает не на полную мощность, издает посторонние звуки, например, стук или дребезжание. Причина: требуется регулировка карбюратора. Устранение: проведите регулировку карбюратора в сервисе, если пила на гарантии.
- Бензопила перестала набирать мощность. Причина: проблемы с поршневой группой, требуется отрегулировать карбюратор. Устранение: проверьте состояние двигателя, карбюратора и топливного фильтра, а также системы зажигания.
Подготовка к работе
Первое с чего начинается работа с бензопилой, это её сборка. Схема сборки различных моделей практически не отличается. На пилу устанавливается пильная шина и цепь, производится натяжение цепи.
Далее необходимо проконтролировать заточку цепи, для этого визуально осматривается режущая кромка каждого рабочего зуба. Кромки должны быть ровные без вмятин и зазубрин.
Следующий этап – заправка бензопилы. Топливная смесь приготавливается в определенной пропорции, узнать которую можно прочитав руководство пользователя, поставляемое с пилой. В основном топливная смесь разводится в пропорции 1:50, то есть на один литр бензина марки АИ – 92 необходимо добавлять 20 грамм масла для двухтактных двигателей.
Важно: при заливке топлива и масла для смазки цепи в баки нужно быть предельно внимательным и не перепутать. Если залить масло в бак для топливной смеси, то бензопила не будет работать
Для восстановления работоспособности потребуется промыть топливный бак бензином, а также почистить топливную магистраль и карбюратор, что достаточно сложно.
Использование бензопилы – подготовка к работе
Перед началом эксплуатацией хозяйственной цепной пилы нужно тщательно подготовить инструмент.
Этапы подготовки включают:
- В первую очередь оператор должен приготовить топливную смесь, которая включает в себя бензин, марки не ниже АИ-92, и моторное масло, предназначенное для работы 2-тактных двигателей. Важную роль играет пропорция, в которой готовиться горючее – о нем подробно расскажет штатное руководство по работе с бензопилой;
- Кроме заправки топливом бензопила нуждается в смазке пильных органов. Для масла в устройстве инструмента предусмотрен отдельный резервуар;
- После заправки горючим и смазкой для гарнитуры оператор должен проверить уровень натяжения используемой цепи. Для ее регулировки в конструкции пилы предусмотрен отдельный винт. Он расположен в правой части инструмента, под защитной пластиковой накладкой;
- На следующем этапе оператор должен проверить состояние крепежных винтов. Во время работы пилы под высокими нагрузками они поддаются сильной вибрации. Это приводит к постепенному ослаблению крепежей. Результатом этому становиться деформация пластикового корпуса или другие, более серьезные поломки.
Перед каждым началом работ с бензопилой ее владелец должен тщательно проверять состояние воздушного и топливного фильтром. Они должны быть чистыми, в противном случае двигатель инструмента будет работать с перебоями.