Испытание страховочных привязей
Какого бы уровня профессионализма ни был человек, использующий страховочную систему, перед непосредственным применением страховочной привязи следует изучить инструкцию от производителя, произвести тщательный осмотр снаряжения, проверить характеристики, провести практические испытания.
Периодичность плановой проверки страховочной привязи регламентируется требованиями ГОСТ, перед каждым использованием она должна проходить визуальный осмотр. При наличии повреждённых участков, несовместимости узлов и элементов конструкции, потенциальной возможности саморазблокировки любой из пряжек эксплуатация страховочной привязи запрещена.
Испытание страховочных привязей
Как любое СИЗ, страховочная привязь должна эксплуатироваться в строгом соответствии с ГОСТами. Это касается регулярного использования и периодичности плановых проверок. Перед испытанием СП нужно изучить прилагаемую к ней инструкцию от производителя. В ней описывается порядок подготовки, проверки, применения изделия.
Вкратце общие правила испытаний выглядят так:
- перед каждым использованием СП нужно внимательно осмотреть на предмет повреждений или ослабления узлов;
- при надевании нужно следить, чтобы пояс находился на талии, ножные, плечевые лямки – на своих местах;
- следует отрегулировать спинную точку, затянуть плечевые лямки;
- далее плечевые лямки нужно соединить с поясом при помощи пряжек и карабинов.
После этого можно проводить испытания на прочность, соблюдая условия, установленные производителем, то есть в рекомендованном температурном режиме, вдали от химически активных веществ, колюще-режущих предметов. Изделие испытывается на статическую, динамическую нагрузки на специальных стендах с использованием стального манекена, который имитирует человека.
Хранение СП осуществляется по правилам: в сухом помещении, защищенном от прямых солнечных лучей. Нельзя хранить экипировку рядом с отопительными приборами, горючими или химически агрессивными веществами. После очистки возможна только естественная сушка изделия.
Важно помнить, что при любом повреждении или ослаблении конструкции использовать привязь нельзя, а по завершении гарантийного срока экипировку следует вывести из эксплуатации и уничтожить. К эксплуатации и хранению монтажных поясов применимы похожие стандарты, а вот детали испытаний отличаются. Раз в 6 месяцев пояса нужно тестировать на статическую нагрузку в 4 000Н
Раз в 6 месяцев пояса нужно тестировать на статическую нагрузку в 4 000Н
К эксплуатации и хранению монтажных поясов применимы похожие стандарты, а вот детали испытаний отличаются. Раз в 6 месяцев пояса нужно тестировать на статическую нагрузку в 4 000Н.
Это делается двумя способами:
- пояс для работы на высоте крепится пряжкой на жесткой цилиндрической балке, а к кольцу на поясном ремне на 5 минут подвешивается груз, дающий нагрузку 4 000Н;
- после закрепления пояса на балке кольцо на поясном страховочном ремне присоединяется к лебедке, развивающей нагрузку 4 000Н в течение 5 минут.
Если после тестирования металлические детали не деформировались, ткани и нити не разорвались, не появились другие дефекты, то испытание страховочного пояса считается успешно пройденным.
Какого бы уровня профессионализма ни был человек, использующий страховочную систему, перед непосредственным применением страховочной привязи следует изучить инструкцию от производителя, произвести тщательный осмотр снаряжения, проверить характеристики, провести практические испытания.
Периодичность плановой проверки страховочной привязи регламентируется требованиями ГОСТ, перед каждым использованием она должна проходить визуальный осмотр. При наличии повреждённых участков, несовместимости узлов и элементов конструкции, потенциальной возможности саморазблокировки любой из пряжек эксплуатация страховочной привязи запрещена.
К каждой единице страховочного изделия обязательно прилагается инструкция, определяющая порядок подготовки, проверки и использования привязи. Общие правила таковы:
Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела. Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок. Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу
Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами
Хранение страховочной экипировки осуществляется в сухих, защищённых от попадания прямых солнечных лучей помещениях с неагрессивным по составу и без явных пылевых загрязнений воздухом. При хранении следует исключить нахождение привязей вблизи отопительных приборов, горючих и химически агрессивных веществ (бензина, керосина, кислот и т.д.
Что относится к работам на высоте
Нормативным документом, в соответствии с которым регулируются правила работы на высоте, является ГОСТ Р 12.3.050-2017. Работы на высоте (в соответствии с ПОТРВ) выполняются на поверхности не менее 1,8 м над уровнем пола или уровня земли.
Работы на высоте имеют следующие характерные особенности:
- существует риск падения с высоты более 1,8 м;
- работы, которые выполняются на расстоянии ближе 2 м от неогороженных перепадов поверхности более 1,8 м по высоте;
- при работах необходимо осуществлять спуск (подъем) по лестнице на высоте более 5 м, угол наклона лестницы составляет от 75°.
Работа на высоте
К данным видам работ не относятся следующие ситуации:
- поверхность защищена со всех сторон до высоты ограждением не менее 1,8 м с полными стенами или стенами с остекленными окнами;
- оборудованы другие постоянные конструкции или устройства для защиты работника от того, чтобы он не смог падать (например, сетка).
К сведению! Работа на высоте означает деятельность на строительных лесах, строительных конструкциях, потолках, дымоходах, лестницах или других возвышениях, расположенных на высоте не менее 1,8 м над уровнем земли или уровнем пола.
Нормативным документом, в соответствии с которым регулируются правила работы на высоте, является ГОСТ Р 12.3.050-2017.
Работы на высоте (в соответствии с ПОТРВ) выполняются на поверхности не менее 1,8 м над уровнем пола или уровня земли.
Работы на высоте имеют следующие характерные особенности:
- существует риск падения с высоты более 1,8 м;
- работы, которые выполняются на расстоянии ближе 2 м от неогороженных перепадов поверхности более 1,8 м по высоте;
- при работах необходимо осуществлять спуск (подъем) по лестнице на высоте более 5 м, угол наклона лестницы составляет от 75°.
Работа на высоте
К данным видам работ не относятся следующие ситуации:
- поверхность защищена со всех сторон до высоты ограждением не менее 1,8 м с полными стенами или стенами с остекленными окнами;
- оборудованы другие постоянные конструкции или устройства для защиты работника от того, чтобы он не смог падать (например, сетка).
К сведению! Работа на высоте означает деятельность на строительных лесах, строительных конструкциях, потолках, дымоходах, лестницах или других возвышениях, расположенных на высоте не менее 1,8 м над уровнем земли или уровнем пола.
Работы на высоте классифицируются как особо опасный вид деятельности. Каждый работодатель обязан составлять и обновлять время от времени список работ, происходящих на его рабочей площадке, касающихся высоты.
Проверка страховочной привязи
Проверка страховочной привязи на пригодность включает в себя:
Визуальный осмотр – проверка в соответствии с инструкцией наличия всех элементов, целостности, правильности сборки, отсутствия механических повреждений и следов ремонта.
Проверка состояния лент – проверка отсутствия порезов, потертостей, выбившихся волокон, следов краски или масла, тепловых повреждений или повреждений в результате остановки падения. Также проверяется гибкость всех лент, которая должна быть одинакова по всей длине. Проверяются ленты и на предмет очагов изменения цвета, которое свидетельствует о тепловом, химическом или ультрафиолетовом воздействии. Признак задействования ленты привязи в остановке падения – это наличие очаговой ламинации, что также должно отсутствовать. Ширина ленты должна быть одинаковой по всей ее длине. И также очень важна тщательная проверка мест соединения лент с пряжками регулировки размера и соединительными кольцами.
Проверка швов – проверка отсутствия повреждений, таких как порезы, потертости, ожоги. Проверяется плотность шва и целостность нитей, износ которой не может быть более 30% от первоначального диаметра, а также наличие выбившейся нити в конце шва, которая не должна превышать больше двух проколов.
Проверка металлических элементов – проверка регулировочных, крепежных элементов на исправность и на отсутствие любой деформации, трещин, коррозии. Проверяются все металлические элементы на отсутствие коррозии в местах сшивки с лентой.
Применение страховочного тропа
При работе с перемещением на высоте всегда должна использоваться страховка. Она может включать в себя как стропу, так и канат, которые оснащены амортизатором рывка.
Важно! При падении дополнительный рывок тела может вызывать серьезные травмы. Двойная стропа слегка облегчает свободу передвижения, так как ее концы можно закрепить в разных точках. При кровельных работах или при нахождении на наклонной поверхности используют страховку ползункового типа
При кровельных работах или при нахождении на наклонной поверхности используют страховку ползункового типа
Двойная стропа слегка облегчает свободу передвижения, так как ее концы можно закрепить в разных точках. При кровельных работах или при нахождении на наклонной поверхности используют страховку ползункового типа.
С ее помощью человек может свободно перемещаться, но в случае падения, система остановится и зафиксирует тело в одной точке
Важно учитывать, что есть срок эксплуатации страховочной привязи и при его истечении снаряжение нельзя применять
Правила эксплуатации
Проверка устройств спасения.
Необходима регулярная проверка спасательных устройств, пожарной сигнализации на соответствие технической документации. Вносить конструктивные и иные изменения запрещается.
Нужно регулярно контролировать:
- наличие охранной упаковки (если она предусмотрена инструкцией);
- соответствие условиям хранения, обозначенным в технической документации;
- комплектность.
Во время эксплуатации необходимо:
- четко соблюдать правила применения устройства в соответствии с инструкцией;
- проверять надежность крепления приспособления, фиксации его движущихся частей;
- исключить возможность соприкосновения с линиями электропередач.
Запрещается:
- применение не прошедших проверку или имеющих повреждения средств;
- использование устройства с нагрузкой, превышающей допустимую.
Требования
Требования, предъявляемые к страховочным привязям для работы на высоте подробно излагаются в ГОСТах «РЕН 361-2008» и «РЕН 358-2008». В этих документах излагаются как общетехнические требования, так и сроки, методы проверки прочности СП. Кратко все изложенное в этих документах сводится к семи пунктам:
1. Используемые материалы (ткань лент, материал нитей, пряжек) должны быть совместимы.
2. Цвет нитей, лент должен быть выделяющимся на фоне рабочих поверхностей, контрастировать друг с другом. Это нужно для легкой идентификации работающего на высоте человека с одной стороны, для контроля качества соединения самих лент с другой стороны (в том смысле, что легко будут видны обрывы, потертости или размочаливания нитей).
3. В конструкции СП должна быть возможность подгонки к конкретному человеку. Это с одной стороны гарантирует невозможность выпадения тела человека из системы, а с другой — отсутствие у него травм при падении.
Во время примерки, подгонки СП концы лент должны выступать из пряжек не менее, чем на 10-15 см. Если это не так, то данный комплект использовать нельзя.
4. Страховочные привязи для работы на высоте обязательно предполагают крепление особыми лямками в области плеч, ног человека. Кроме этого на поясе есть особый широкий кушак, снимающий как статическую, так и динамическую нагрузку на позвоночник.
Не нужно путать СП с монтажным поясом. Оба эти устройства имеют пояс с кушаком, но СП более продвинут и обеспечивает как большую безопасность, так и удобство в работе, в том числе связанной с активным перемещением на высоте. Монтажный пояс этого дать не может.
5. Фиксирующие ленты элементы (пряжки и застежки) должны полностью исключать ослабление или саморасстегивание.
6. Ленты несущие основную нагрузку не должны быть уже 4 см, а вспомогательные — уже 2 см. Это требование объясняется тем, что более узкие ленты могут при рывке серьезно травмировать конечности человека.
7. СП должна быть способна выдержать вес многократно превышающий вес работника, но сама должна быть легка и не громоздка.
Противоречивое требование к СП — высокая прочность с одновременной легкостью объясняет то, что наиболее распространенным материалом для СП является такое синтетическое волокно как полиамид.
Испытание страховочных привязей
Какого бы уровня профессионализма ни был человек, использующий страховочную систему, перед непосредственным применением страховочной привязи следует изучить инструкцию от производителя, произвести тщательный осмотр снаряжения, проверить характеристики, провести практические испытания.
Периодичность плановой проверки страховочной привязи регламентируется требованиями ГОСТ, перед каждым использованием она должна проходить визуальный осмотр. При наличии повреждённых участков, несовместимости узлов и элементов конструкции, потенциальной возможности саморазблокировки любой из пряжек эксплуатация страховочной привязи запрещена.
К каждой единице страховочного изделия обязательно прилагается инструкция, определяющая порядок подготовки, проверки и использования привязи. Общие правила таковы:
Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела.
Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок.
Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу.
Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами.
Хранение страховочной экипировки осуществляется в сухих, защищённых от попадания прямых солнечных лучей помещениях с неагрессивным по составу и без явных пылевых загрязнений воздухом. При хранении следует исключить нахождение привязей вблизи отопительных приборов, горючих и химически агрессивных веществ (бензина, керосина, кислот и т.д.), способных привести к изменению свойств и характеристик материалов снаряжения. Допускается только естественная сушка очищенных от загрязнений изделий. После завершения гарантийного срока изделие выводится из эксплуатации и уничтожается, чтобы сторонние лица не могли ею случайно воспользоваться.
Страховочный, предохранительный строительный или монтажный пояс?!
В настоящее время существует только две категории изделий, которые можно назвать поясами для работы на высоте. Остальные эволюционировали в страховочную привязь.
Поясной ремень ГОСТ Р ЕН 358-2008 ССБТ
Поясной ремень – устройство, охватывающее тело за талию, предназначенное для организации удерживающей системы. То есть системы, при которой падение ИСКЛЮЧЕНО! Поясной ремень также может быть интегрирован в страховочную привязь. В таком случае поясной ремень применяется не только для удерживающей системы, но и системы позиционирования.
Подробнее данное изделие описано в ГОСТ Р ЕН 358-2008 ССБТ.
Предохранительный строительный пояс ГОСТ 32489-2013
Предохранительный строительный пояс – средство индивидуальной защиты, закрепляемое на теле пользователя и применяемое автономно или совместно с другими средствами для фиксации рабочей позы и защиты пользователя, в случае его падения с высоты. Согласно ГОСТ 32489-2013 предохранительный пояс применяется для работы на высоте в ЖКХ и строительной отрасли.
Использовать безлямочные предохранительные пояса для остановки падения запрещено п. 132 новых Правил охраны труда при работе на высоте:
Однако, предохранительный пояс, оснащенный надплечными и ножными лямками использовать для остановки падения с высоты допустимо. Подробнее данное изделие описано в ГОСТ 32489-2013.
На первый взгляд, оба определения одинаковы, однако разница есть:
Поясной ремень | Предохранительный пояс | |
Внешний вид | ||
Стандарт | ГОСТ Р ЕН 358-2008 ССБТ | ГОСТ 32489-2013 |
Особенности | Ширина не менее 43 мм Высота не менее 80 мм | Механизм регулировки пояса и фиксации на теле может быть выполнен только в одном виде |
Отрасли применения | Все | ЖКХ, строительство |
Прочность | Не менее 15 kN | Не менее 10 kN |
Предназначение | Недопущение падения | Недопущение падения и/или (если пояс оснащен лямками на плечах и ногах) безопасная остановка падения. |
В целом, на основе анализа представленных в межнациональных стандартов можно сделать вывод о том, что предохранительный пояс по ГОСТ 32489-2013 является «адаптацией» европейского подхода к поясным ремням от падения с высоты к условиям отечественных реалий. Напоминаем, что безлямочные варианты поясов разрешено применение только в качестве компонента удерживающей системы.
Что касается страховочного пояса! Изделия, выдаваемые за страховочный пояс, не имеют никакого отношения к страховочной системе. Так как страховочная система и пояс понятия взаимоисключающие.
Gigant СП 1
На двенадцатой позиции модель Gigant СП 1. Она производится в России. Самая недорогая в списке.
Изделие включает только одно крепление, которое располагается на спине в виде D-кольца. Используется в спасательных работах и при эвакуациях. Приспособление должно быть дополнено амортизаторами и стропами из ленты или каната длиной 2-50 м. Статическая разрывная нагрузка – не менее 15 кН. Вес изделия – 0,5 кг.
Плюсы:
- Низкая стоимость.
- Модель регулируется под фигуру высотника.
- Соответствует ГОСТу.
Минусы:
- Одна точка крепления.
- Не приспособлено для работы на большой высоте.
- Неудобная модель.
Как правильно выбрать
Для того чтобы система безопасности выполняла свое назначение в качестве страхующего и удерживающего устройства и обеспечивала правильное позиционирование в рабочем положении, необходимо обратить внимание на ряд критериев. Конструкция должна работать таким образом, чтобы исполнитель не испытывал какого-либо дискомфорта, если необходимо выполнять длительную по времени работу
Поэтому к страховочным привязям предъявляются жесткие требования
Конструкция должна работать таким образом, чтобы исполнитель не испытывал какого-либо дискомфорта, если необходимо выполнять длительную по времени работу. Поэтому к страховочным привязям предъявляются жесткие требования.
Модель соответствует требованиям, если:
- Материал, из которого изготовлена страховочная привязь, может выдерживать вес, значительно превышающий вес человека (хорошо зарекомендовали себя системы из полиамида);
- Привязь имеет небольшой вес;
- Система является простой и удобной в процессе эксплуатации;
- Размер соответствует индивидуальным особенностям работника;
- Пояс-кушак поддерживает спину, уменьшая при этом степень утомляемости;
- Плечевые лямки располагаются на достаточном расстоянии друг от друга, что позволит предотвратить любые травмы шеи;
- Пряжки самоблокирующиеся, не допускающие произвольного расстегивания ремней или лямок в процессе работы;
- Все характеристики страховочной привязи находятся в полном соответствии с требованиями ГОСТа.
Периодичность осмотра страховочных привязей должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТа. Правильно подобранная, изготовленная из высококачественных материалов страховочная привязь, должна проходить постоянную проверку перед каждым применением.
Прежде всего, снаряжение осматривают на предмет наличия поврежденных участков, правильной совместимости компонентов, отсутствия механических или химических повреждений, а также возможной вероятности самопроизвольного раскрытия пряжек.
Если присутствует хотя бы одна из указанных неполадок, страховочную привязь применять категорически запрещается.
Виды привязей
Страховочные привязи
Страховочная привязь – элемент страховочной системы, защищающий рабочего от падения с высоты путем удержания его тела обхватывающими лямками, то есть непредвиденный срыв с использованием страховочной привязи становится для работника относительно безопасным.
Все страховочные привязи имеют в своем составе наплечные и набедренные лямки, которые охватывают ноги и грудную часть соответственно. Кроме лямок, в конструкцию входит элемент крепления, находящийся в районе грудной клетки спереди или сзади, в зависимости от назначения привязи и вида проводимых работ.
Если страховочная привязь используется для позиционирования на рабочем месте, то в ее конструкцию дополнительно должен входить поясной кушак, к которому крепится страховочный строп.
Привязь для позиционирования
Привязь для позиционирование рабочего в фиксированном состоянии обычно представляет собой поясной страховочный ремень, снабженный прочными элементами крепления к страховочному стропу и пряжку для подгонки размера. Ремень имеет широкую подкладку для более комфортного использования. Такие привязи нельзя использовать при имеющемся риске срыва рабочего с высоты, так как одного поясного элемента недостаточно для безопасной остановки падения.
Удерживающие привязи
Удерживающая привязь (или страховочный пояс) предназначена для ограничения передвижения рабочего с целью предотвращения его попадания в опасную зону, может использоваться в качестве позиционирования и запрещена к применению в виде страховки от падения с высоты.
Основной элемент удерживающей привязи – широкий пояс с пряжкой, позволяющей регулировать его размер, и подкладкой (кушаком). Пояс с помощью двух элементов крепления надежно соединяется со страховочным стропом. Также, удерживающая привязь может иметь в своем составе наплечные и набедренные лямки.
Привязи для положения сидя
Привязи для положения сидя – это элементы, которые применяются для удобства работы в сидячей позиции в том числе в безопорном пространстве, а также для удобства работ в удерживающих системах с низкой точкой крепления. Такого рода привязи могут быть дополнены интегрированным сиденьем для более комфортной работы в режиме длительного зависания. Данная конструкция может иметь грудные лямки и быть частью страховочной привязи, но не является самостоятельным компонентом страховочной системы.
Специализированные привязи
В сложных и опасных условиях труда применяются специализированные страховочные привязи, которые имеют отличительные свойства, направленные для работы в конкретных условиях.
Огнеупорные страховочные привязи изготавливаются из ленты, стойкой к термическому воздействию и предназначены для работ в непосредственной близости от источника воспламенения, открытого огня, раскаленных брызг или искр. Такие модели могут использоваться при сварочных, электромонтажных работах, в металлургической отрасли и т.д. Некоторые модели могут иметь удлинитель страховочного элемента на спине, необходимый для использования совместно с привязью защитной экипировки.
Еще один пример специализированной привязи – искробезопасная страховочная привязь, применяющаяся при работе во взрывоопасных средах. Привязь пропитывается специальным масло-бензостойким раствором, предотвращающим возгорание. Такие привязи используются как на высоте, так и в замкнутых пространствах, и могут применяться в нефтяной, газовой, горнодобывающей промышленности.
Как выбрать страховочную привязь
— Определиться с периодичностью и интенсивностью использования
Для редкого, разового использования подойдут самые простые модели страховочных привязей
Если планируется постоянная эксплуатация, то стоит обратить внимание на страховочные привязи с дополнительными элементами комфорта
— Определиться с видами выполняемых работ
Некоторые виды работ, например, покрасочные, предполагают «одноразовость» использования привязи. После выполнения работ страховочную привязь списывают по причине загрязнения краской, воздействия растворителей и т.д. Как мы писали выше, для выполнения огневых работ требуются особые огнестойкие страховочные привязи.
— Размерная линейка
Большинство привязей выпускаются в двух размерах. Работник должен иметь возможность правильно отрегулировать привязь как на летнюю, так и на зимнюю спецодежду. Использование неотрегулированной привязи опасно. Плохая или неточная регулировка создает риск переворачивания работника при падении, а также увеличивает потенциальную глубину падения.
— Наличие пояса
Конструкцией многих страховочных привязей не предусмотрен пояс. Обычно пояс присутствует только в моделях, предназначенных для позиционирования на рабочем месте. Однако, даже если ваша работа не предполагает использование системы позиционирования, страховочная привязь с поясом может быть предпочтительна. На поясе можно разместить подсумки с инструментами и расходными материалами, которые используются при выполнении работ на высоте.
— Расположение и количество элементов крепления
На страховочных привязях предусмотрен 1 или два элемента крепления. В зависимости от вида выполняемых работ и применяемых СИЗ следует выбирать привязь. Грудной элемент крепления удобен при совместном использовании со страховочными стропами, средствами защиты ползункового типа, гибкими и жесткими вертикальными анкерными линиями.
Элемент крепления на спине обычно используется со средствами индивидуальной защиты втягивающего типа и иногда со страховочными стропами.
— Цветовая маркировка
Многие производители изготавливают страховочные привязи из лент разного цвета. Это позволяет работникам проще определить верх и низ привязи (ножные и плечевые лямки), а ответственным руководителям работ контролировать правильность использования СИЗ.
— Индикатор рывка
Как и другие элементы СИЗ, страховочные привязи должны проходить периодический осмотр. Привязи, которые участвовали в остановке падения, подлежат списанию и изъятию из оборота. Для упрощения визуального контроля производители устанавливают индикаторы срыва в элементы крепления. После срабатывания такой индикатор меняет цвет и наглядно показывает, что страховочная привязь подлежит утилизации.
Испытание страховочных привязей
СП перед каждым использованием должны тщательно осматриваться, а работа крепежей, застежек и пряжек — проверяться. В случае обнаружения потертостей, надрезов, оборванных нитей или непрочной фиксации, такая СП не допускается к эксплуатации.
Вообще же время плановые испытания и проверка страховочных привязей для работы на высоте регламентируются назваными ранее ГОСТами. В них приводится инструкция, которая прописывает порядок утилизации негодных страховочных привязей для работы на высоте. Все они должны обязательно уничтожаться. Так как в противном случае не исключено их случайное применение.
К каждой СП прилагается инструкция. В ней содержатся рекомендованные условия хранения и эксплуатации СП. В общих чертах, не зависимо от конкретной модели, все эти правила можно свести к следующим пунктам:
- Хранение в сухих помещениях.
- Защита СП от огня или едких химикатов.
- Мытье от загрязнений теплой водой и естественная сушка.
- Использование только в течении положенного срока. По истечении его — обязательная утилизация независимо от состояния СП.