Как выбрать трансмиссионное масло для мотоблока?
При выборе смазки нужно учитывать следующие факторы:
- смазывающая способность – это главный параметр любого, в том числе и фирменного трансмиссионного масла для используемого мотоблока. Она необходима для защиты трущихся деталей редуктора – шестерней и подшипников от образования заусенцев, борозд и окрашивания. С повышением вязкости масла увеличивается его способность к смазке. Еще один способ улучшить этот параметр – добавлять в жидкость различные присадки. Вязкость используемой смазки напрямую влияет на его способность покрывать детали редуктора прочной маслянистой пленкой. Вместе с тем, вязкая жидкость быстро густеет при низких температурах, теряя способность защищать элементы механизма;
- стойкость к термическому окислению – это свойство масла отвечает за его стабильную работу в условиях очень высоких температур. Для этого в состав жидкости производители добавляют специальные антиокислительные присадки;
- антикоррозийная защита – составы многих фирменных смазок для мотоблоков содержат коррозийные ингибиторы. Их главная функция – предотвращение появления очагов ржавчины на движущихся деталях редуктора;
- стойкость к образованию пены – для этого в масла добавляются пеногасители, которые препятствуют вспениванию жидкостей в процессе их эксплуатации.
Долгий срок службы, (моторесурс) и возможные проблемы в используемой мототехнике, зависят не только от качества приобретаемого агрегата, но и его, правильно проводимого, обслуживания. И одним из таких видов обслуживания, является регулярная замена масла в моторе, необходимая для распространенных сегодня четырехтактных двигателей.
Перед хоть каким обладателем мотоблока в какой-то момент появляется вопрос о подмене масла в мотоблоке и, соблюдая правильную последовательность этого процесса, Вы ;сохраните собственный агрегат надолго, и сбережете его от вероятных поломок, чинить которые время от времени довольно затратно.
В новеньком мотоблоке, после 5 часов работы, масло в движке нужно поменять непременно. После сборки агрегата, в его движке остается маленький мусор и, попадая в масло, он способен заклинить мотор мотоблока после первых же часов работы, и привести к его поломке. Чтоб движок стопроцентно очистился по этой причине мусора, масло следует поменять несколько раз, через каждые 5, а дальше 10 часов работы аппарата.
После обкатки и чистки мотора, подмена масла в мотоблоке осуществляется во времени, обозначенному в аннотации, и обычно такую функцию нужно проводить после 25-50 часов работы аппарата. Если в аннотации четких данных о подмене масла нет, то нужно учесть условия работы агрегата и глядеть на цвет масла. Если оно почернело, поменять его необходимо в срочном порядке!
KEY-DOP
Для наилучшей подмены масла, двигатель в мотоблоке ожидается нагретым. Следует приготовить и тару с целью слить туда отработанное масло. Мотоблок с нагретым движком мало наклоняется, и к нему подставляется тара, далее следует открутить сливную пробку у мотора и подождать пока что остается сделать нашему клиенту масло не соединится в тару. Дальше, пробка закручивается и в движок заливается новое масло. Если в движке отсутствует сливная пробка, то масло соединяется через заливное отверстие.
Назначение
При покупке нового мотоблока в комплекте обязательно присутствуют сопроводительные документы, в которых имеются специальные разделы с рекомендациями по правильному уходу и эксплуатации. Там же указываются наименования идеально подходящих к агрегату масел.
В первую очередь, следует разобраться с основными функциями масляных жидкостей. Жидкости выполняют следующие действия:
- охлаждение системы;
- получение эффекта смазывания;
- чистка внутренней стороны двигателя;
- уплотнение.
В процессе работы мотоблока в двигателе с воздушным охлаждением масляная жидкость начинает пригорать, соответственно, подгоревшие частички остаются на цилиндре. Именно поэтому происходит образование задымленного выхлопа. Кроме того, смолистые отложения являются самым сильным загрязнителем для остальных частей мотоблока, за счет чего смазка деталей усложняется.
Масло для мотоблока предпочтительнее всего заливать вместе с противоокислительными жидкостями, которые являются очищающим средством для внутренней части агрегата.
Для правильного выбора масляной жидкости следует помнить, что каждый отдельный состав предназначен для определенного сезона и климатической температуры.
Говоря простыми словами, использовать масло летнего образца при температуре ниже 5 градусов нельзя – это может привести к отказу запуска двигателя.
- Летняя разновидность масляной жидкости используется исключительно в теплый сезон. Имеет высокий уровень вязкости. Буквенное обозначение отсутствует.
- Зимние разновидности масел применяются в период холодов. Имеют низкий уровень вязкости. Буквенное обозначение – W, что означает «зима» в переводе с английского. К этой разновидности относятся масла с указателем SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.
- Разновидность всесезонных масел в современном мире пользуется более высокой популярностью. Их универсальность позволяет заливать жидкость в двигатель при любом времени года. Именно эти смазочные материалы имеют особый указатель в общей классификации: 5W-30, 10W-40.
Помимо сезонности, масла делятся по составу. Они бывают:
- минеральными;
- синтетическими;
- полусинтетическими.
Кроме того, все масла различаются по эксплуатационным требованиям 2-тактного и 4-тактного двигателя.
В мотоблоках обычно используется 4-тактная система с воздушным охлаждением, соответственно, и масло
должно быть 4-тактным. В зимнее время года наиболее предпочтительным вариантом является трансмиссионное моторноемасло , например, 0W40.
Цена вопроса, конечно, высока, но реакция агрегата заключается в длительном сроке его службы.
В редукторе
Редуктор является самой важной деталью, ведь именно он отвечает за преобразование и передачу крутящего момента от коробки переключения. Тщательный уход и качественное масло. , используемое для устройства, значительно продляет срок его эксплуатации
, используемое для устройства, значительно продляет срок его эксплуатации.
Чтобы выполнить замену масляного состава в редукторе, необходимо выполнить ряд манипуляций.
- Мотоблок необходимо поставить на какую-либо возвышенность – лучше всего на яму.
- Затем откручивается отверстие для утилизации отработанного масла. Стопорная пробка обычно находится на самой коробке передач.
- После этого подставляется подготовленная емкость для слива испорченного смазочного материала.
- После полного слива отверстие необходимо плотно закрыть.
- Когда эти манипуляции проведены, в редуктор нужно залить чистое масло.
- Затем необходимо закрутить пробку отверстия.
Стоит отметить, что в некоторых моделях редукторов, например, в линейке Efco, имеются сквозные болты, определяющие количество масла, на которые можно ориентироваться при заливе жидкости. В других моделях присутствует специальный щуп, по которому можно рассмотреть общий объем залитого масляного состава.
Первичная замена масла производится после того, как проходит время обкатки. Например, у модели «Энергопром МБ-800» время обкатки составляет 10-15 часов, у агрегата «Пахарь ТСР-820» – 8 часов. А вот линейка мотоблоков «Ока» разработана с учетом обкатки 30 часов. В последующем достаточно сливать и заливать новое масло через каждые 100-200 часов полноценной работы.
Сколько масла требуется для мотора мотоблока?
Перед тем, как самостоятельно налить новое масло в мотоблок , владелец сельхозтехники должен узнать, сколько жидкости уже находится в ДВС. Вполне возможно, что в данный момент полная замена имеющейся смазки не требуется, и вместо нее можно просто долить недостающее количество технической жидкости.
Для самостоятельной проверки уровня содержимого в масляном баке, нужно:
- Отвернуть пробку штатной заливной дыры, предусмотренного в картере хозяйственного мотоблока;
- Сквозь предусмотренное производителем отверстие вставить в заводской моторный картер масляный щуп, вытащить его и проверить уровень содержащегося масла;
- На встроенном щупе есть специальные отметки, как правило, они представлены маркировками «MIN» и «MAX». После извлечения щупа нужно посмотреть, на какой отметке находится масляное пятно. Оно должно располагаться посредине между этими отметками. Если уровень жидкости находится ниже отметки «MIN», значит потребуется долить смазку;
- Если на используемом щупе нет заводских отметок, то оператору придется ориентироваться по длине приспособления. После измерения объема жидкости ее объем должен доходить до середины щупа;
- В некоторых случаях у оператора может не оказаться щупа. В таком случае количество смазки можно проверить визуально. Для этого нужно взглянуть сквозь заливную горловину – если уровень жидкости доходит практически до горловины, значит доливать моторное масло для мотоблока владельцу не нужно.
Масло в редуктор мотоблока – самостоятельная замена
Штатный редуктор любого мотоблока нуждается в смазке не меньше, чем его заводской двигатель. Редуктор изначально представляет собой сложную конструкцию, состоящую из нескольких шестерен, отвечающих за передачу усилия от двигателя на рабочие органы сельхозтехники. Во время работы редуктора шестерни постоянно контактируют между собой, что приводит к постепенному стиранию их зубцов. Чтобы замедлить этот процесс, нужно использовать качественную смазку.
Проверить уровень смазки, содержащейся в редукторе в определенный момент времени, можно следующим образом:
- Очистить 70-сантиметровый кусок проволоки, которая будет выполнять функции щупа;
- Согнуть самодельный щуп в дугу;
- Просунуть проволоку сквозь заливное отверстия в редукторе до конца и вытащить его наружу.
https://www.youtube.com/watch?v=-4G18v0a-L0
Если масляное пятно находится на расстоянии 30 см от нижнего края щупа, значит добавлять масло не потребуется. В противном случае оператор должен добавить недостающее количество жидкости.
Менять смазку в холодном редукторе мотоблока нужно исключительно в том случае, если было обнаружено, что она окрасилась в темный, почти черный цвет. Еще один показатель необходимости срочной замены – содержание в смазке большого количества посторонних вкраплений и твердых фракций.
Неисправности двигателя
Причины возникновения неисправностей в работе двигателя мотоблока Ока могут быть различными:
- уровень бензина или масла недостаточен;
- топливо низкого качества;
- засор фильтра (топливного или масляного);
- неполадки со свечами, сальниками (течет масло, требуется замена свечей);
- агрегат заводится под недопустимым углом наклона (рекомендуется заводить на ровной поверхности);
- повреждена электропроводка;
- повреждены ремни передачи;
- недостаточное давление в шинах плюс одна из вышеперечисленных неполадок;
- запуск мотора без предварительного прогрева;
- сильное охлаждение (рекомендуется хранить мотоблок в тепле; при температуре ниже нуля заливать в двигатель и редуктор подогретое масло);
Какое масло заливать в мотоблок?
Многие задаются вопросом «Какое масло заливать в двигатель мотоблока?» Нужно начать с того, что масло в двигатель мотоблока заливается непосредственно в картер и не в коем случае не смешивается с бензином, как в случае с двухтактными двигателями, применяемыми в основном в бензопилах, триммерах, кусторезах, мотобурах и прочей малой мототехнике. Для этого существует специальное масло для двухтактных двигателей. Таким образом, масло для двигателя мотоблока должно быть четырехтактным, соответствовать ГОСТ 10541-78, либо требованиям API: SF, SG, SH и SAE, тип масла двигателя мотоблока: минеральное 10W30, 15W30.
У нас масло для двигателя мотоблока можно купить здесь
Какое масло заливать в мотоблоки Нева
Качество смазочной жидкости в мотоблоке постепенно снижается и приходит в негодность. Вместе с этим процессом происходит износ двигателя. Чтобы предупредить процесс износа, нужно своевременно менять смазочные смеси. В инструкции написана рекомендуемая марка и указано его количество. При покупке необходимо учитывать уровень его вязкости, классификацию качества. Для мотоблока Нева нужно приобрести масло в редуктор и в двигатель.
Мотоблок Нева оборудуется разными моторами. Для них нужны смазочные материалы разных марок и производителей. В двигатель следует заливать их с учетом вязкости и категории. Например, мотоблок Нева МБ-2 комплектуется американским двигателем Бригс (Бридж), МБ-23 производится на базе моторов Хонда.
Если для земельного участка приобретен аппарат с двигателем Хонда, в него можно летом и зимой заливать марку SAE 10W-30. Для двигателя Lifan годится это же универсальное средство. Фирма Subaru для своей техники сама выпускает смазку. С двигателем Субару нужно покупать смазку этой же фирмы. Ее марка — Ow20. Она годится для зимних и летних условий эксплуатации мотора. Допустимо вместо него заливать 5w-30 этого же производителя.
В двигатель Briggs & Stratton заливают летнее моторное масло марки SAE 10W-30. Для зимних условий годится SAE 5W-30. Расход его больше, чем у других моторов, поэтому уровень нужно проверять чаще. При необходимости смазочный материал добавляется до нормы.
Редуктор — важная часть мотоблока. Для правильной работы необходимо заливать в редуктор мотоблока Нева масло хорошего качества, периодически его заменять. К таким маслам относятся ТЭП-15 и ТМ-5. Объем его — 2,2 л. Отработанную жидкость в горячем состоянии сливают через специальное отверстие и заливают свежую. Эти виды годятся для устройств МБ-1. При замене агрегат устанавливается в вертикальное положение, под него помещается емкость для слива отработки.
Если мотоблок используется для работы редко, замена делается не реже одного раза в два года. В агрегат Нева МБ-2 нужно заливать масло ТАП-15В, вместо него можно использовать марку ТАД-17И.
Нужно знать, когда меняется масло. В только что купленном агрегате необходимо проверить его уровень. Некоторые мотоблоки продаются без смазочных жидкостей. При необходимости можно залить масло и обкатать устройство в течение 20-25 часов. Затем замена производится через 100-250 часов. Сроки указаны в инструкции.
Устройство мотоблока, схема двигателя
Устройство карбюратора мотоблока «Каскад» показано на рисунке 2.
Настройка (регулировка) карбюратора мотоблока «Каскад» выполняется по стандартной схеме:
- двигатель должен прогреться;
- далее положение дроссельной заслонки изменяется с помощью регулировочного винта;
- после этого обороты холостого хода уменьшаются до минимума, оператор должен добиться равномерного звучания мотора;
- далее максимальные и минимальные обороты двигателя регулируются три-четыре раза, пока звук не будет ровным и устойчивым при выбранном положении заслонки.
Зажигание мотоблока «Каскад»
Иногда проблема запуска и функционирования мотоблока кроется в самом зажигании. Регулировка зажигания мотоблока «Каскад» выполняется, исходя из типа двигателя. На каждый двигатель дается инструкция по эксплуатации, потому её необходимо детально изучить.
- Механизм запуска двигателя – стартер – предназначен для раскрутки коленчатого вала.
- Электронная система зажигания обеспечивает бесперебойное иcкрообразование на свече зажигания.
Основные рекомендации по регулировке/работе зажигания мотоблока «Каскад»:
- используйте такие виды свечей зажигания BP6ЕS, BPR6ES(NGK) или NHSPLDF, так можно будет избежать появления нагара;
- проводите ТО искроуловителя каждые 100 моточасов (очистку от сажи на сетчатом фильтре);
- частота оборотов холостого хода для двигателей мотоблока «Каскад» составляет 1700 (+-150) оборотов в минуту.
Редуктор мотоблока «Каскад»
Редуктор механический, цепной. Сцепление и ступенчатая коробка передач относятся к базовым составляющим компонентам трансмиссии и нередко размещаются в специальном блоке.
Выходной вал усиленного редуктора располагается на подшипниках со значительным диаметром, которые устойчиво реагируют на механические повреждения и негативное влияние разного рода вибраций.
Рисунок 3. Схема редуктора «Каскад»
Сальники (манжеты) мотоблока «Каскад»
Сальники обеспечивают герметизацию двигателя, защищают от утечки моторного масла и устанавливаются в специальные места вращающихся частей мотора. Сальник устанавливается на вал и и рабочей кромкой плотно облегает рабочую поверхность вала. Сальник можно заменить самостоятельно.
Процесс замены очень прост:
- фрезы снимаются с вала и очищаются от грязи и пыли, затем снимаются болты крепления крышки, снимается сама крышка.
- После чего износившийся сальник снимается, на его место насаживается новый, а на разъем накладывается герметик.
- Размеры сальников «Каскад»: 42/28/7 (вал 30 мм).
- Подшипник редуктора мотоблока «Каскад» имеет размеры 941/20 (26*20*14 мм).
- Сцепление мотоблока «Каскад» сухого типа. Механизм сцепления работает за счет натяжения ремней клиноременной передачи.
Ремни мотоблока «Каскад» — натяжение, размеры, натяжные ролики
У агрегата «Каскад» есть два типа ремней: переднего хода и заднего хода. Тип ремней переднего хода: А-1180 или А-1213 ГОСТ 1284; тип ремней заднего хода: А-1400. Значение «А» составляет 13 мм. Диаметр натяжных роликов: внешний — 92 мм, внутренний — 12 мм.
Источник
Специфические требования
Большинство современных мотоблоков (рейтинг мотоблоков можно изучить в данной статье) оборудовано четырехтактными бензиновыми двигателями, не имеющими в своей конструкции масляного насоса.
Нижняя головка шатуна, представляющая собой подшипник скольжения, смазывается зачерпыванием масла специальным выступом на нижней крышке шатуна, коренные подшипники коленвала, газораспределительный механизм и цилиндропоршневая группа смазываются возникающими при этом брызгами.
Также эти двигатели имеют нестабильный температурный режим ввиду воздушного охлаждения.
Более подробно о 4-хтактном двигателе смотрите на видео:
Таким образом, моторное масло для 4-хтактных двигателей мотоблоков должно удовлетворять следующим требованиям:
- Низкая кинематическая вязкость в большом диапазоне температур необходима для избежания масляного голодания при прогреве двигателя до рабочей температуры.
- Применение вязких масел в двигателях, не имеющих смазки под давлением, способно привести к задиру на поверхности шатунной шейки с последующим наволакиванием металла на этом месте и заклиниванием двигателя.
- Стабильный состав пакета антифрикционных и противозадирных присадок позволит маслу долго сохранять свои свойства при регулярных циклах нагрева-охлаждения во время эксплуатации мотоблока.
- Высокая прочность масляной пленки необходима для защиты цилиндропоршневой группы от задиров при перегреве двигателя во время тяжелой работы в жаркую погоду.
- Моющие свойства, обеспечиваемые соответствующим пакетом присадок, должны противодействовать выпадению осадка и лаковым образованиям в поддоне двигателя и на смачиваемых маслом поверхностях.
- Низкая коксуемость актуальна для двигателей с воздушным охлаждением, так как масло, попадающее в зону поршневых колец, нагревается в этом месте до температуры в 270-300 градусов.
- Образование нагара приведет к потере подвижности поршневых колец и снижению компрессии с одновременным перерасходом масла.
На основе этих требований можно описать технические требования, которым должно соответствовать масло для 4-х тактных двигателей мотоблоков, так:
- Класс высокотемпературной вязкости по SAE не более 30 в умеренном климате, 40 – в жарком. Индекс низкотемпературной вязкости – не более 10W. Этим требованиям удовлетворяют распространенные масла типов 10W30, 5W30, 0W30, 5W40, 10W40 (последние два – при температурах в 30 и более градусов).
- Чисто летние варианты – SAE 30, SAE 40. Следует внимательно читать характеристики масел: ряд специализированных масел для садовой техники с вязкостью 5W30 предназначены исключительно для зимнего использования.
- Основа масла: синтетическая или полусинтетическая, так как в указанных диапазонах вязкостей минеральные масла практически не встречаются. Кроме того, они обладают значительно худшей стабильностью по сравнению с синтетикой и полусинтетикой.
- Ряд производителей смазочных материалов имеют специальные линейки масел для садовой техники на минеральной основе, в этом случае дешевизна имеет обратную сторону в виде необходимости частой замены.
- Класс качества по API (комплексный параметр, определяющий антифрикционные, противозадирные и моющие свойства моторного масла, а также многие другие параметры) не ниже SG.
Нужно понимать, что всем требованиям к моторным маслам для мотоблоков Кайман, Техас, Прораб, Викинг, Садко, Дон, Профи, Карвер и Хускварна отвечают распространенные автомобильные масла, единственным различием может стать его расход и количество образуемого нагара при длительной эксплуатации в двигателе воздушного охлаждения.
По этой причине, хотя данный материал и рассматривает специализированные смазочные материалы, при отсутствии возможности их приобретения всегда можно использовать соответствующие описанным требованиям автомобильные моторные масла.
Нужно ли добавлять масло в бензин для мотоблока?
Двигатели мотоблоков бывают двух видов: двухтактные и четырёхтактные
На чем работает движок устройства тоже важно – дизель или бензин. Вопрос о том, стоит ли заливать масло в бензин, у владельцев дизельных мотоблоков и не стоит
Плюс все четырехтактные мотоблоки дизельные, так что их откладываем, здесь масло в топливо не добавляется.
Для техники на бензине с двухтактным двигателем добавлять масло в бензин нужно. Делается это в следующих пропорциях – 1 часть масла и 4 части бензина. Так если движок рассчитан на объем 1000 л, то в него льют 200 мл масла и 800 мл бензина. Какое масло заливать, указывает производитель мотоблока в инструкции. Поэтому здесь нет четких ограничений, нужно лишь смотреть на погоду. Ведь есть масла трех типов – лето, зима и общее на все сезоны.
Технические характеристики мотоблока
В точки реализации техника поступает в упаковочной таре в разобранном виде. Сборка мотоблока осуществляется персоналом специализированных магазинов. После этого проводится проверка укомплектованности товара, наличие технической и финансовой документации. Для того чтобы убедиться в работоспособности изделия, осуществляется его пробное тестирование. Запускается двигатель, проверяется фара, сцепление, правильность и четкость переключения передач. Перед потенциальным покупателем техника выставляется уже в собранном виде.
Мотоблок Shtenli 1030 Pro имеет такие технические характеристики:
- марка двигателя — Honda AMS-192 FB, бензиновый, четырехтактный;
- рабочий объем — 425 см³;
- мощность — 18 л.с;
- частота оборотов — 3700 об/мин;
- охлаждение — воздушное, принудительного типа;
- запуск — ручной, с возможностью установки аккумулятора и электростартера;
- трансмиссия — чугунный шестеренчатый редуктор с дисковым сцеплением;
- вал отбора мощности — на фронтальной стороне агрегата;
- количество передач — 3 (2 передних и 1 задняя);
- максимальная скорость вперед/назад — 16/4 км/ч;
- емкость бака для топлива — 6,0 л;
- емкость бака для моторного масла — 1,3 л;
- расход топлива — 1,2-1,5 л/ч;
- колеса — резиновые пневматические 6.00-12 с мощным протектором;
- вес без дополнительных опций с полной заправкой — 182 кг;
- габариты (длина/высота/ширина) — 2300х1400х920 мм.
Мотоблок Shtenli 1100 способен рыхлить самый тяжелый грунт на глубину до 35 см. Глубина вспашки регулируется сошником с шагом в 50 мм. Ширина захвата составляет 80-110 см. При работе с пониженной передачей перегрев мотора исключен благодаря наличию специального датчика низкого уровня масла. При достижении критической температуры или снижении уровня масла автоматика отключает двигатель.
Нужно ли заливать масло в редуктор мотокультиватора
Редуктор отвечает за передачу крутящего момента в мотоблоке от мотора на колеса. Компоненты очень сильно подвержены износу, поэтому они нуждаются в постоянной качественной смазке. Не каждое масло можно использовать в таких целях.
Идеальным вариантом для смазки редуктора выделяют трансмиссионное масло. Оно прекрасно смазывает подвижные детали.
Чтобы не навредить устройству потребуется четко определить, сколько масла нужно заливать в редуктор. Проверяют необходимость пополнения вещества в редукторе с помощью длинной проволоки. Проволоку засовывают в заливное отверстие до упора. Потом ее вытягивают и смотрят, какая ее часть мокрая:
- если намокший участок составляет 30 см, то доливать смазку не нужно;
- если прут вымок менее, чем на 30 см, то вещество доливают до отметки в 30 см.
На заметку!Масло в редукторе приблизительно меняют 1 раз в 100 часов работы мотоблока. Периодичность смены смазочного вещества зависит и от рекомендаций производителя. Также частота смены масла зависит периодичности работы. Если мотокультиватор работает в день более 4 часов, то замену проводят каждые 50 часов работы.
Какое масло заливать в редуктор мотоблока
В базовой комплектации каждой сельскохозяйственной техники установлен редуктор. Для замены отработанной жидкости берут трансмиссионку, таким образом продлевая срок службы движка.
Какое и сколько масла заливать в редуктор мотоблока:
- Нева МБ-2 – летний состав ТЭП-15, который не теряет свои физические свойства даже при -5. Зимой заправляют ТМ-5, выдерживающее до -25. Заливаемый объем составляет 2,2 л.
- Нева МБ-1 – ТАП-15 и ТАД-17 емкостью 1 л.
- Беларус 08H-09H и Салют 5 – в летний сезон заливают М-10Г2 и М-10B2, зимой берут М-8Г2.
- Ока МБ-1Д1 – жидкость для трансмиссии ТАП-15 либо ТАД17И.
- Тарпан – ТАД17И или подходящие аналоги.