От чего зависит выбор агрегата для культивации почвы
На выбор культиватора влияет и набор культур, которые произрастают на участке, и структура обрабатываемой почвы, и производительность и энергоёмкость оборудования. Например, если участок разбит на небольшие зоны (цветник, огород, ягодник, газон, сад), то самым подходящим вариантов станет приобретение культиватора лёгкого класса. Если участок имеет внушительные размеры, тогда подойдёт техника среднего класса.
Культиватор по своим эксплуатационным характеристикам должен соответствовать целям, для которых будет использован. Профессиональная техника на маленьком участке нанесёт только вред.
Особенности
Электрический мотоблок – небольшая сельскохозяйственная машина с электродвигателем, работающим от сети или аккумулятора. Электродвигатель передает усилие через редуктор на рабочий узел культиватора, непосредственно контактирующий с почвой. Регулировать степень воздействия на грунт, его рыхление или вспашку можно при помощи рукояток. Кроме того, агрегат имеет специальный регулятор глубины с регулировочными болтами. Для удобства управления машина снабжена одним или парой колес (в зависимости от модели).
Конечно, владельцам сельхозугодий, требующих осуществления работ в промышленных масштабах, электрический мотоблок покажется бесполезной игрушкой. Но для приведения в порядок огорода на даче этот агрегат прекрасно подходит. На небольшом участке легко обеспечить постоянное питание от электрической сети или подзарядку аккумулятора. Что касается функциональности и производительности такого агрегата, то на частной территории он способен быстро и эффективно выполнить необходимый объем работ. Мотоблок с набором навесных орудий и инструментов способен решать весьма широкий спектр задач.
Электрические варианты абсолютно безвредны, с экологической точки зрения. Еще один плюс заключается в том, что такие машины являются почти бесшумными. Отсутствие вибрации и легкая управляемость позволяют пользоваться агрегатом пожилым людям и женщинам. По сравнению с бензиновыми или дизельными, электрические устройства оказываются более экономичными. При этом аккумуляторные модели не уступают бензиновым и дизельным машинам по маневренности.
Что касается недостатков, малые габариты электрических мотоблоков сказываются на несколько меньшем диапазоне навесных приспособлений. Однако этот нюанс перекрывается многочисленными достоинствами, что побуждает покупателей делать выбор в пользу электрооборудования.
По возможностям и размерам электрические мотоблоки можно разделить на три группы.
- Легкие мотоблоки (культиваторы) имеют наиболее скромные габариты. Назначение таких машин – работа в закрытом грунте оранжерей и теплиц. Также они используются для рыхления грунта на клумбах. Имея вес не более 15 кг, такая самоходная машина оказывается легкой в управлении и доступной для использования женщинами.
- Среднюю весовую категорию составляют электрические мотоблоки весом до 35 кг. Такие машины могут быть полезными на дачном участке стандартной величины. Среди них есть модели, способные вспахать огород площадью 30 соток. Для этого нужен лишь большой удлинитель.
- Тяжелые электромотоблоки способны работать на участках от 50 соток. Это довольно тяжелые машины весом до 60 кг. С их помощью можно обрабатывать даже целину.
Изготовление мотоблока
Рисунок 1. Схема устройства мотоблока из старого мотоцикла.
Перед тем как приступить к изготовлению мотокультиватора, следует определиться с его мощностью. В зависимости от этого будем подбирать «доноров» для двигателя и остальных деталей. Неплохой вариант – использование двигателя из мотоцикла “Иж-Планета”. В силу своей большой распространенности, такой агрегат можно будет найти без труда, а его стоимость будет невысокой. Существуют варианты изготовления мотоблока на основе бензопилы типа “Дружба”, но мощности такого устройства может не хватить на проведение некоторых сложных операций.
Двигатель от мотоцикла развивает мощность порядка 16-18 лошадиных сил, в зависимости от общего состояния агрегатов. Этого полностью хватит для вскапывания почвы, уборки урожая, перевозки тяжестей и других операций.
Самодельный мотоблок при изготовлении требует наличия хотя бы минимальных знаний о внутреннем строении двигателей и ходовой части. Для изготовления мотоблока нужна схема. (рис.1) Весьма желательным был бы доступ к сварочному аппарату, так как некоторые элементы требуют надежного крепления.
Для оптимизации работы двигателя нужно провести несколько переделок. Переоборудование системы охлаждения на активную воздушную позволяет повысить технические показатели мотоблока. Для облегчения пуска, увеличения тяги и уменьшения расхода топлива клапан меняют на лепестковый.
Рисунок 2. Самодельный мотоблок можно изготовить из старого мотоцикла.
Редуктор и главную передачу можно использовать от мотоцикла “Муравей”. Рама мотоблока будет состоять из немного доработанной рамы мотоцикла, на основе которого изготавливается устройство. Для этого снимают переднее колесо, от рамы отрезают переднюю вилку и другие части, которые будут мешать установке навесного оборудования. К задней части приваривают узел для сцепки мотоблока с прицепом и оборудованием. (рис.2)
По причине того что мощность двигателя от мотоцикла может быть слишком большой, рекомендуется ввести в его конструкцию узел с понижающими передачами. Это сделает мотоблок более управляемым и безопасным.
Некоторые варианты исполнения предусматривают присоединение колес от легкового автомобиля, что значительно повышает проходимость мотоблока в условиях неровной дороги. (рис.3) Ось для колеса желательно изготовить из сплошного куска стали, так как сварная труба может не выдержать нагрузки. Вместо колес можно предусмотреть возможность установки специальных фрез для вскапывания грунта. Благодаря их наличию почва, по которой прошел мотоблок, не будет утрамбовываться. Лопасти фрезы поднимают ее, действуя по принципу лопаты.
Самодельный мотоблок по инструкции Архипова
Конструкция такого мотоблока выполнена в виде самоходного двухколесного агрегата, который поставляется с двигателем от мотороллера ВП-150М. Эта модель мотора обладает таким конструктивным характером, что при повышенных нагрузках происходит принудительное охлаждение головки цилиндра с помощью воздуха.
Если соблюдать инструкцию Архипова, то на следующем этапе придётся изготовить сваренную из труп П-образную раму, а затем выточить на токарном станке колесную ось. Для основной и регулирующих тяг следует создать 3 шарнира, которые будут выполнять роль соединяющих элементов между мотоблоком, рулем и плугом.
В свою очередь, раму агрегата оборудуют стальной трубой с осью, используя сварочный аппарат. Это позволит осуществить натяжение тросов, идущих к коробке переключения передач. Само натяжение обеспечивается с помощью качающего коромысла. Переключение передач осуществляется с помощью приваренного отрезка стальной трубы.
Что касается аналогов подобной разработки, то их действительно очень много, правда, оригинальная версия обладает некоторыми бесспорными достоинствами.
Преимущества мотоблока Архипова:
- Наличие шарнирного соединения. Не секрет, что большинство обрабатывающих приспособлений и тягачей оборудованы жестким соединением, что негативно сказывается на маневрировании агрегата, усложняя работу с ним. Все элементы разработки Архипова соединены между собой с помощью шарниров. За счёт такого параметра появляется возможность менять направление движения в процессе работы без вынимания плуга из борозды.
- Смещение оси к направлению движения. При обрабатывании почвы с помощью мотоблока у многих дачников возникает такая проблема, как постепенное смещение агрегата в сторону под воздействием сопротивления. Чтобы выравнивать борозду, приходится прикладывать много усилий. Для компенсации заноса мастер разместил ось плуга под небольшим углом в сторону движения. Выполняя работу, конструкция слегка смещается влево, а необходимое направление регулируется посредством шарниров тяги.
- Уровень глубины пахоты. В большинстве существующих моделей мотоблоков глубина погружения рабочего элемента обусловлена опусканием или подъёмом плуга. В случае с данной разновидностью её изменяют автоматическим образом. Для регулировки изменяется угол плуга по отношению к борозде. В свою очередь, конструкцию оборудуют полевой доской, выполняющей роль подъёмной силы при произвольном зарывании плуга в землю. Если же проблема проявляется противоположным образом, и лемех появляется над поверхностью земли, то угол атаки вновь погружается в землю на конкретную глубину.
Достоинства
Безусловным преимуществом электрических мотоблоков является их компактность. Агрегат легко хранить, он не займет много места. Не менее важным этот момент оказывается и при транспортировке. Большинство моделей можно перевозить в багажнике автомобиля, предварительно демонтировав ручки.
Управлять электрическими моделями значительно легче, чем бензиновыми или дизельными машинами. При этом, как уже отмечалось, агрегаты не загрязняют воздух и не шумят. Цена на большинство моделей значительно ниже стоимости машин с двигателем внутреннего сгорания или дизельной составляющей. Следует учесть и окупаемость агрегата. Электрический мотоблок более дешев в эксплуатации, не требует топлива и постоянного сложного обслуживания.
Недостатком таких сельскохозяйственных агрегатов является малый радиус работы. Кроме того, если по какой-то причине произойдет отключение электроэнергии или ее на участке нет вовсе, машина окажется бесполезной. Некоторое преимущество будут в таких случаях иметь аккумуляторные батареи, но и они требуют подзарядки.
Если участок небольшой (в пределах 10 соток) и при этом электрифицирован, выбор, кажется очевидным. Стоит приобрести электрический мотоблок. В большинстве случаев такой агрегат удовлетворит потребности дачника. А если на участке планируется возведение теплиц (или они уже присутствуют), то такая машина будет просто незаменимой.
Виды электротяпок
Существует несколько вариаций инструмента, каждая из которых имеет свои особенности. Классическая тяпка-рыхлитель – это прибор с металлическими пальцами, самый популярный и востребованный. Она имеет оптимальное соотношение возможностей, энергоэффективности и стоимости. Быстрое и эффективное вспахивание земли, поверхностная прополка и боронование – эта электротяпка умеет все. Но есть один существенный недостаток — привязка к розетке.
Аккумуляторная электротяпка – это разновидность аппарата, позволяющая не заботиться о кабеле-переноске. Достаточно нажать на кнопку и приступить к работе. Очень удобно в случаях, когда подразумевается эксплуатация в условиях, где просто некуда воткнуть вилку.
К тому же, отсутствие необходимости постоянного тока не освобождает от зарядки аккумулятора полностью. Рано или поздно, его тоже надо будет заряжать. И случается это, как правило, в самый не подходящий момент – в разгар работы.
Электротяпка с фрезой отличается от классической лишь наконечником. Здесь функциональным инструментом служит тройная фреза, на которую подается потенциал от моторчика, вследствие чего происходит рыхление. Преимущество данного вида тяпки заключается в более глубоком погружении в грунт. К тому же фрезы позволяют осуществлять более глубокую прополку, выдергивая сорняк с корнем. Недостатком можно назвать низкую эффективность: для обработки одного и того же участка тяпке с фрезой потребуется несколько больше времени, нежели аппарату с пальцами. В остальном, принцип действия остается неизменен.
Разновидности фрез для мотоблока
Фрезы на мотоблок могут отличаться друг от друга по форме и конструкции, количеству ножей и их расположению. Они устанавливаются в задней части мототехники и зависят от вала отбора мощности. Лучший результат почворезы дают при увеличении скорости движения.
Лезвия плавно и поочередно входят в почву, что благоприятно отражается на трансмиссии мотоблока.
Выделяют 2 разновидности фрез:
- активные, или саблевидные;
- гусиные лапки.
Активные саблевидные
В стандартный комплект мототехники входят саблевидные фрезы. Они эффективны и популярны среди фермеров.
Читать также: Как правильно установить электрощиток
Нож активной фрезы для мотоблока представляет собой изогнутую на концах полосу. Загибы направлены поочередно в разные стороны.
В заводских условиях лезвия производят из прочной легированной или высокоуглеродистой стали с обязательной термической закалкой и обработкой высокочастотными токами. При самостоятельном изготовлении насадки мастера рекомендуют использовать рессорную термообработанную и закаленную сталь 50ХГФА.
Гусиные лапки
Навесные механизмы под названием «гусиные лапки» используются сравнительно недавно. Высокая эффективность достигается за счет их специфической формы. Конструкция фрез — цельносварная и неразборная. Ножи выполнены в форме треугольника, расположенного на конце стойки.
Заводские стандартные фрезы имеют такие размеры:
- ширина ножей — 41 см;
- длина реза — 38 см;
- высота орудия — 38 см;
- вес — 16 кг;
- номинальная рабочая скорость культиватора с фрезами — 2-5 км/ч.
Для изготовления почвенного орудия выбирают низкоуглеродистую сталь. Ножи самозатачивающиеся, при аккуратной эксплуатации их можно не точить.
Как собрать фрезы для мотоблока
Заводская фреза устанавливается, согласно инструкции по сборке. Для удобства работы пользуются специальными Х-образными козелками высотой 50 см, выполненными из дерева. Мотоблок устанавливают на сошник. Угол наклона должен составлять не менее 45°. Под рукоятку руля подставляют козелки и снимают колесо.
При сборке фрезы необходимо помнить, что оборудование состоит из правой и левой частей, которые скрепляются так, чтобы при движении техники вперед ножи своими режущими кромками входили в землю. Поэтому этот блок крепится по ходу движения.
Перед установкой фрезы на мотоблок своими руками необходимо проверить, чтобы пазы и отверстия на лопастях и лепестках навески соответствовали друг другу по диаметру. При неправильной схеме сборки мотокультиватор во время эксплуатации будет отклоняться от выбранного направления, процесс фрезерования обрабатываемой поверхности станет затруднительным.
Особенности
Электрический мотоблок – небольшая сельскохозяйственная машина с электродвигателем, работающим от сети или аккумулятора. Электродвигатель передает усилие через редуктор на рабочий узел культиватора, непосредственно контактирующий с почвой. Регулировать степень воздействия на грунт, его рыхление или вспашку можно при помощи рукояток. Кроме того, агрегат имеет специальный регулятор глубины с регулировочными болтами. Для удобства управления машина снабжена одним или парой колес (в зависимости от модели).
Конечно, владельцам сельхозугодий, требующих осуществления работ в промышленных масштабах, электрический мотоблок покажется бесполезной игрушкой. Но для приведения в порядок огорода на даче этот агрегат прекрасно подходит. На небольшом участке легко обеспечить постоянное питание от электрической сети или подзарядку аккумулятора. Что касается функциональности и производительности такого агрегата, то на частной территории он способен быстро и эффективно выполнить необходимый объем работ. Мотоблок с набором навесных орудий и инструментов способен решать весьма широкий спектр задач.
Электрические варианты абсолютно безвредны, с экологической точки зрения. Еще один плюс заключается в том, что такие машины являются почти бесшумными. Отсутствие вибрации и легкая управляемость позволяют пользоваться агрегатом пожилым людям и женщинам. По сравнению с бензиновыми или дизельными, электрические устройства оказываются более экономичными. При этом аккумуляторные модели не уступают бензиновым и дизельным машинам по маневренности.
По возможностям и размерам электрические мотоблоки можно разделить на три группы.
- Легкие мотоблоки (культиваторы) имеют наиболее скромные габариты. Назначение таких машин – работа в закрытом грунте оранжерей и теплиц. Также они используются для рыхления грунта на клумбах. Имея вес не более 15 кг, такая самоходная машина оказывается легкой в управлении и доступной для использования женщинами.
- Среднюю весовую категорию составляют электрические мотоблоки весом до 35 кг. Такие машины могут быть полезными на дачном участке стандартной величины. Среди них есть модели, способные вспахать огород площадью 30 соток. Для этого нужен лишь большой удлинитель.
- Тяжелые электромотоблоки способны работать на участках от 50 соток. Это довольно тяжелые машины весом до 60 кг. С их помощью можно обрабатывать даже целину.
Культиватор своими руками с электроприводом
В качестве силовой установки использованы два электродвигателя мощностью 1500 Вт каждый. Они объединены в единую систему при помощи ремня и шкивов одного диаметра. На одном из моторов шкив двойной, и с помощью натяжного ролика крутящий момент подается на рабочий шкив, соединенный с первичным валом редуктора.
Задние колеса не являются ведущими, при установке на переднюю ось роторной насадки, они становятся опорной конструкцией. Если на ведущую ось поставить колеса – задний мост придает устойчивости конструкции. При такой компоновке можно навешивать различные приспособления, от культиватора плоскореза до копьеобразного рыхлителя.
Редуктор в этой конструкции использован готовый, от сломанного мотоблока «Нева». После замены износившихся шестерен – работоспособность восстановлена.
Преимущество такого редуктора в прочности кожуха. Поэтому он использован как конструктивный элемент культиватора. Передняя ведущая ось представляет собой расширение вторичного вала редуктора.
Рама собрана из подручных материалов, от мощной вентиляционной системы, со списанной военной техники. Оттуда же взяты алюминиевые трубы для стойки рукоятей управления. Кронштейн для навесного оборудования изготовлен из держателя плуга от выброшенной сельхозтехники. С нее же взяты колеса.
Единственный покупной элемент – силовой кабель питания. Длины 20 м. хватает для обработки земельного участка площадью 4 сотки, с розеткой, установленной в углу поля. Мотокультиватор с двигателем от мопеда.
Чертеж устройства представлен на иллюстрации:
В качестве силовой установки использован мопедный мотор Д8. Воздушное охлаждение на культиваторе не работает, из-за малой скорости. Поэтому вокруг цилиндра напаяна жестяная емкость, в которую наливается вода. Периодически подливая жидкость, вы не даете блоку цилиндра разогреться выше 100°С.
Редуктор цепной, двухступенчатый. Применены звездочки от велосипеда и мопеда. Кожухи сварены из листовой стали толщиной 3 мм. Нижняя ступень редуктора несет силовую функцию, поэтому выходной вал усилен стальными втулками, закрепленными на корпусе редуктора.
Вывод: Конструкции получились прочные и надежные, опробованы не одним десятком садоводов. В любую из них всегда можно внести изменения, исходя из имеющихся у вас материалов.
Мотокультиватор с двигателем от мопеда – видео. Самодельная рама сварена из уголка 40х40х5 и профильной трубы 20х20. Установлена коробка передач от ВАЗ 2101, передача от двигателя к коробке осуществляется через цепь. Все просто и со вкусом. Остальные подробности в видео ролике.
Самодельный электрический мотоблок
Для изготовления электрического мотоблока своими руками
понадобятся некоторые материалы, которые доступны владельцам приусадебных
участков. Процесс изготовления такого устройства можно разбить на несколько
технических операций:
1. Несущая рама является одним из основных элементов
оборудования. Для её изготовления понадобится швеллер и уголок. Ширина рамы
должна соответствовать габаритам двигателя и редуктора. В качестве ручек можно
использовать куски трубы нужных размеров. Трубы следует приварить к обеим
сторонам металлической рамы. После этого винтами к трубам нужно закрепить
бронзовую вставку, которая будет выполнять функцию оси.
2. Для эффекта скольжения можно использовать
шарикоподшипники, которые подбираются соответствующего диаметра. Для фиксации
рукояток к трубе нужно приварить специальные кронштейны. Для того чтобы
закрепить культиватор и держатель плуга, нужно приварить кронштейн в средней
части трубы. Используя винты, на тело рамы в специальные прорези в боковых
ребрах нужно установить площадку. Для крепления электродвигателя в площадке следует
сделать специальные отверстия.
3. Посредством ремня шкив на бронзовой оси соединяется с
таким же элементом на электродвигателе. При помощи цепи движение передаётся
звёздочке, находящейся несколько ниже. Для этих целей можно использовать
обычную велосипедную цепь.
4. Движение мотоблока будет осуществляться за счёт рабочего
приспособления, которое непосредственно обрабатывает почву. Изогнутые ножи
нужно закрепить на квадратной пластине, а удерживаться они будут благодаря
шпонке, находящейся на нижней оси. При вращении вала будет происходить рыхление
почвы и передвижение всего модуля. Редукция создаётся посредством соотношения
шкивов и звёздочек.
5. Управление движением осуществляется посредством
переключателя, который нужно разместить на ручке держателя. Подключить
двигатель к сети можно при помощи провода, намотанного на катушку.
В целом, изготовление самодельного электрического мотоблока
не требует специальной технической квалификации. При его изготовлении следует
соблюдать элементарные правила эргономики и безопасности для владельца такого
сельскохозяйственного оборудования.
Как сделать мотоблок и навесное оборудование к нему своими руками
Жители сельской местности, дачники, огородники, словом, все, кто трудится на земле, всегда мечтают о механизированном «помощнике». Они ожидают от него, наконец, чтобы он заменил лопату. Лучшим станет мотоблок. Мы пошагово расскажем для них о том, как в своем дворе из подручных материалов соорудить такой агрегат.
На что похожа механизированная конструкция?
Представим идеи из чего можно сделать простой мотоблок. Во-первых, главный узел – это двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Чаще одноцилиндровый, чтобы расход бензина был меньше. Во-вторых, конструкция должна позволить пахать, полоть и стать транспортным средством.
На мотоблок можно навесить ряд самодельных устройств, облегчающих работы на огороде. Наиболее необходимые: отвальный или безотвальный плуг, барабанный или лапчатый культиватор, косилка травы с минимальным захватом или насос для подачи воды из любого источника.
Сразу возникнет вопрос: какой расход бензина? На мотоблоке ставится бак на 4 литра. Его достаточно на полдня работы двигателя. Но только если это не целинный (уплотненный) участок, а часто обрабатываемый, пусть и лопатой.
Пошаговое конструирование
Определите мощность ДВС. Помните: ДВС с воздушным охлаждением перегреваются от длительной работы, им необходима и принудительная вентиляция. Поэтому отложите ДВС от бензопил, даже от «Урала 2Т Электрон» с 5 лошадиными силами (л.с).
Продуктивнее ДВС от мотоциклов марки «Планета» – одно- и двухцилиндровые (16-22 л.с). Подойдут и советские мотороллеры группы «Вятка» (прототип итальянской «Веспы»), а также «Тула» и ее прототипы, в том числе, грузовой «Муравей». Их мощность – от 5,5 до 8-11 л.с. Такие мотоциклы и мотороллеры еще стоят в гаражах и сараях, их можно за бесценок купить по объявлениям.
Техническая ценность «Иж-49» – в стальной головке двигателя, а не алюминиевой. Несмотря на мощность в 11,5 л.с, этот «Иж» даст фору в тяговой силе преемнику – «Иж-Планета П-5» с его двадцатью «лошадьми».
В селах еще сегодня им без переделок пашут огороды. А на прицепах возят до полутора-двух тонн сена. Они тихоходные, поэтому не греются.
Что необходимо для сборки:
- «донор», с которого снимаются некоторые запчасти;
- чертежи (из Интернета или паспорта заводского мотоблока);
- сварочный, желательно и мини-токарный агрегат (есть школьного типа);
- набор инструментов.
Особенности сборки
Главное в этом – чертежи и размеры мотоблоков своими руками. Начертите их даже от руки, проставив параметры, обозначив места сварки, крепления болтами.
Установите на раму главный редуктор от «Муравья». Рама – от старого мотоцикла, с которого убрано вилку переднего колеса. Сзади рамы прикрепите сцепку для навесного оборудования. Колеса от классики («жигули») прикрепите на трубу-ось.
Основные узлы
Про ДВС сказано основательно. На «Ижи», работающие с большими оборотами, необходим ходоуменьшитель. Его монтируют на многие мотоблоки, продается он в качестве обычной запасной детали.
Тележка-прицеп
Заводские агрегаты часто компонуются двухколесной тележкой с сиденьем для водителя. Не составит особого труда приставки для мотоблоков собрать своими руками. Одна из них – тележка-прицеп.
Что необходимо подготовить к работе:
- металлические трубы;
- колеса, предпочтительны десятидюймовые от старого советского мотороллера или мотоколяски;
- стальные листы толщиной 0,2 – 0,3 миллиметров;
- уголки, метизы, инструменты.
Сваривать раму желательно в одном месте. Так она получит прямоугольную форму без вертикальных изгибов.
Технология сборки
Из уголков делаете поперечины, которые будут устанавливаться сзади и спереди. Их соединяют вертикальными профилями с прямоугольным просветом. Получите решетку.
К продольным прицепите такие же четыре стойки – крепеж для бортов.
К решетке привариваете сталь 0,3 мм, борта делаете из 0,2 мм.
К поперечным балкам привариваете лонжероны. На них крепите рессоры от «москвича», «жигулей – классики». Середины рессор соедините с колесной балкой.
Приварите в передней части «дышло» для не жесткого сцепления с мотоблоком.
Гусеницы на мотоблоке
Крестьяне, дачники работают в поле, на огороде чуть ли не до первого снега без морозов. Въехать на такую почву или выехать на асфальт или грейдер мотоблоку с прицепом непросто. Для наглядности сделайте фото мотоблока своими руками.
Усовершенствуют тяговую силу установкой своеобразных гусениц из транспортерной ленты или старых покрышек. Но тут необходим некоторый опыт или подсказка умельцев.
Проще в такую погоду надевать на шины цепи для легковых автомашин. Выехали из грязи, снега на асфальт – снимите цепи, и домой без происшествий.
Об устройстве мотоблока
Далее вы узнаете какой мотоблок лучше выбрать.Чтобы было понятнее, в чем же состоит принцип самодельного изготовления мотоблока и его дополнительных комплектующих, надо детальным образом рассмотреть само устройство мотоблока как средство малой механизации. Итак, данный агрегат включает в себя несколько основных рабочих узлов:
- Основная движущая сила, т.е. двигатель.
- Трансмиссия.
- Ходовая часть.
- Основные элементы управления.
Двигатель
В качестве основной движущей силы в конструкции мотоблоков используется стандартный двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от типа и марки мотоблока, например Кайман Варио, Патриот Урал, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза применяемый двигатель может быть различным:
- Бензиновый 4-тактный двигатель. Этот движок используется для агрегатов, относящихся к легкому и среднему классу устройств.
- Дизельный 4-тактный двигатель. Подобного рода моторы используются на тяжелых и мощных мотоблоках, предназначенных для работы на самых сложных участках поверхности.
Видео: Лучший дизельный мотоблок
Более подробно о работе дизельного мотоблока смотрите на видео:
- Система, отвечающая за подачу горючего. Состоит из бака с горючим, карбюратора, воздушного фильтра и шланга для топлива.
- Смазочная система, осуществляющая процесс смазывания тех деталей, которые трутся между собой.
- Стартер, обеспечивающий раскрутку коленвала.
- Охлаждающая система, которая уводит тепло от блока цилиндра мотора при помощи воздушного потока.
- Система зажигания, которая производит искру на свече зажигания.
- Газораспределительная система, которая обеспечивает поступление топливовоздушной смеси в цилиндр мотора, а также отвечает за выход отработанных газов.
Трансмиссия
Основной функцией трансмиссии является передача крутящего момента от мотора к колесной базе, а также регулирование скоростей и смену движения агрегата. В её конструкцию входит несколько рабочих узлов: редуктора, сцепления, коробки передач и дифференциала (есть не во всех моделях).
Трансмиссия может быть нескольких типов:
- Шестеренчатая.
- Ременная.
- Цепная.
- Комбинированная.
В основном, классический тип шестеренчатой трансмиссии используется на тяжелых мотоблоках, а состоит он из конических и цилиндрических шестерен.
Остальные типы трансмиссии используются в легких и средних типах мотоблоков. При этом, вне зависимости от типа трансмиссии, в конструкции находится ВОМ – вал отбора мощности, который передает крутящий момент к рабочим узлам агрегата.
Что касается сцепления, то оно может быть различным:
- В виде клиноременной передачи. Суть процесса состоит в рычаге сцепления, которая натягивает или ослабляет ремень, чем передает, либо прекращает передачу крутящего момента от мотора к редуктору.
- Однодисковое или многодисковое сцепления сухого или мокрого типа.
- Коническая муфта.
В большинстве качественных мотоблоков Садко, Дон, Хутер, Профи, Пахарь, Чемпион, Карвер используется второй тип сцепления, который отличается наибольшей надежностью.
Ходовая часть
Ходовая часть включает в себя не только непосредственно саму колесную базу, но и рамную конструкцию, к которой эти колеса крепятся, и где располагаются основные рабочие узлы мотоблока.
На сегодняшний день, различают два вида колес – пневматические и металлические с грунтозацепами.
Основные элементы управления
Управление мотоблоком находится на рукоятке агрегата, отвечая за изменение скорости и направления движения устройства. Среди элементов управления находятся:
- Рычаги, руль и переключатели скоростей.
- Управление сцеплением.
- Рычаг или кнопка остановки двигателя.
- Подачи газа и т.д.
В конструкции мотоблока отсутствует сиденье для человека (как и в мотоблоке Салют), поэтому само управление производится человеком собственноручно.
Как сделать электрический мотоблок своими руками
Электрические мотоблоки можно использовать как в теплицах, так и на земельных участках, которые имеют ограниченную площадь. Такое ограничение вызвано необходимостью доступа к электросети.
Некоторые модели имеют аккумуляторные батареи, что позволит использовать такие устройства на пересечённой местности. При эксплуатации электромотоблока необходимо предотвращать перегрев двигателя, периодически позволяя ему охладиться. Для продления рабочего ресурса такие устройства также не рекомендуется применять на тяжёлых, не вспаханных почвах.
В качестве примера можно рассмотреть электрический мотоблок «Электрокрот», который был изготовлен своими руками на базе бензинового модуля. Оснащённая электрическим двигателем модель обладает весомыми преимуществами по сравнению с бензиновыми аналогами. А именно:
— удобство в эксплуатации;
— простота в техническом обслуживании;
— экономичность в работе, учитывая отсутствие расходов на приобретение топлива;
— отсутствие вредных выбросов;
— доступность запасных деталей;
— невысокая стоимость, учитывая сборку своими руками.
В качестве дополнительного достоинства можно выделить автоматическое отключение электродвигателя в случае его перегрева. Такая функция может существенно продлить рабочий ресурс электрооборудования. Благодаря регулируемой под рост оператора рукоятке повышается эргономичность мотоблока.