Как выставить плуг на мотоблоке

Наклон полевой доски

Для тех, кто уже имеет опыт вспашки земли мотоблоком, объяснять, что и как делать на этом этапе нет необходимости. Ниже дана информация для ознакомления тем, кто столкнулся с этим занятием впервые.

Наклон полевой доски, или как его еще называют угол атаки, – наклон уровня плоскости вспашки относительно поверхности. Регулировка происходит посредством винтовой рукояти.

Порядок действий следующий:

  1. Установите мотоблок с плугом на подставки, которые упоминались в начале статьи.
  2. Выкрутите рукоять регулировки на максимум так, чтобы полевая доска полностью легла на землю, без зазоров.
  3. Начните крутить ручку в обратную сторону до того момента, пока задняя часть не будет находиться над землей на 2-3 сантиметра.

Если допустить ошибку здесь, то будут последствия:

  • При большом угле атаки плуг превратиться в якорь – мотоблок будет постоянно буксовать и с трудом продвигаться вперед;
  • Если угол будет малым – не будет сниматься нужный слой почвы.

Проверить, все ли верно, можно будет на этапе распашки – мотоблок не должен упираться или идти слишком легко.

Виды плугов для мотоблоков

Используемые для вспашки плуги делятся на несколько видов. К ним относятся:

однокорпусные конструкции – эти изделия наиболее просты в применении. Они обладают минимальным весом и состоят из небольшого количества деталей;

оборотные или поворотные плуги – верхняя часть таких конструкций оборудована загнутым пером, предназначенным для переворачивания почвы непосредственно в процессе ее вспашки. Реверсивный плуг наиболее эффективен при обработке тяжелого грунта;

  • роторные плуги – навесное оборудование этого типа обладает самой сложной конструкцией. В продаже можно встретить двухкорпусный плуг, состоящий из двух, и трехкорпусной, состоящий из трех лемехов;
  • дисковые плуги – конструкции этого типа используются преимущественно для вспашки мокрой почвы. Глубина обработки грунта такими плугами немного меньше, чем в навесном оборудовании предыдущих видов.

Каждый из перечисленных типов плугов нашел применение при вспашке того или иного вида почвы. Тем не менее, самым универсальным принято считать двухсторонний плуг оборотного типа – он показывает высокую эффективность при обработке грунта любого типа.

Регулировка плуга на мотоблоке

Регулировка плуга на мотоблоке должна проводиться с максимальным соблюдением правил, ведь от нее прямо зависит качество вспашки. Она осуществляется следующими этапами.

Сначала колеса мотоблока ставятся на специально для этого подготовленные подставки и проводится его балансировка. Высота этих подставок прямо определяет глубину вспахивания (высота подставок для вспахивания мерзлого грунта должна быть не более 20-25см, для весеннего грунта – 15-20 см).

После этого регулировочными болтами выставляется угол наклона плуга так, чтобы его «пятка» была расположена параллельно поверхности земли.

После закрепления плуга, мотоблок снимают с подставок и ставят на грунт. Руль его выставляют таким образом, чтобы ручки управления находились на высоте пояса пахаря.

Последний этап регулировки плуга состоит в оценке правильности его настройки. Для этого проводят контрольную вспашку в виде двух – трех борозд с измерением глубины среза и качества отвала грунта, а также расстояния между бороздами. В случае, если расстояние между бороздами превышает 10 см, или они перекрывают друг-друга, регулировку требуется выполнять повторно.

Двухсторонний плуг для мотоблока

Двухсторонняя модель, называемая окучником, используется для уничтожения сорняков, нарезания аккуратных борозд, высаживания и засыпки культурных растений, в частности, картофеля. Подобное приспособление от однокорпусной модификации отличается только шириной захвата, которая регулируется подвижными стальными крыльями. Эта конструкция включает в себя 12-миллиметровые стоечные опоры, предохраняющие мотокультиватор от перегрузки.

Такие навесные приспособления рассчитаны на работу с двигателями, имеющими показатель мощности не менее 4 л.с. Они оснащаются специальным подплужником малого размера, который следует перед ведущей рабочей частью и слегка подрезает почву. Это облегчает дальнейший процесс вспахивания. Перед тем как изготовить плуг данного типа, необходимо составить соответствующий чертеж с учетом особенностей его конструкции.

Плуг от российского конструктора – особенности и преимущества

Чтобы иметь возможность эффективнее вспахать землю, эксперты советуют использовать плуг Зыкова.

Он быстро кроит и переворачивает грунт, благодаря чему владелец участка может избавиться от большого количества сорняков. Такой плуг состоит из следующих элементов:

  • Опорной части;
  • Лемеха, закрепленного на корпусе;
  • Стойки, предназначенной для крепления агрегата на мотоблоке;
  • Полевой доски для устойчивости;
  • Перо для переворачивания грунта, с целью получения равномерно обработанного участка.

Для окучивания различных культур необходимо использовать окучник или плуг, имеющий две рабочие стороны. Он обладает большими габаритами и дает возможность полностью избавиться от вредных сорняков, засыпать ряд грунтом, нарезать траншеи для посадки. Такой плуг может иметь фиксированную и переменную ширину захвата. Основная разница между ними заключается в использовании движущихся крыльев, которые позволяют отрегулировать ширину захвата.

Сцепки

Плуги и окучники соединяются с мотоблоком Салют через грядиль С-13 и кронштейн С-20 с помощью универсальной сцепки. Регулировку выполнять лучше через сцепку.

Для оптимальной настройки плуга без сцепки вначале целесообразно выровнять минимальные параметры глубины и ширины вспашки.

Регулировка плуга без сцепки:

В дальнейшем глубину вспашки, в зависимости от почвы, можно отрегулировать правильно с помощью специальных отверстий на стойке плуга или изменением угла наклона корпуса.

Настройка плуга на тяжелых мотоблоках

В статье рассматривались так называемые легкие мотоблоки, которые в большинстве своем используются на дачах. Но также имеются тяжелые разновидности. Главные их отличия в том, что последние в разы мощнее и более громоздкие. Также на них устанавливаются дизельные двигатели. Такой выбор обусловлен тем, что при одинаковом объеме в рабочем числе оборотов дизель имеет больший крутящий момент, нежели бензиновый двигатель.

Установка и настройка плуга на данный тип техники ничем не отличается от того, что был описан выше. Единственное, что стоит отметить – настройку лучше совершать двум работникам, потому что вес тяжелых мотоблоков порой превышает 200 килограмм.

Установка и регулировка

После окончания работ по сооружению плуга его следует зафиксировать на мотоблоке. Но перед этим проводятся подготовительные мероприятия:

  • перемещение мотоблока в то место, где планируют его эксплуатировать;
  • демонтаж колесного хода – его надо заменить специальными грунтозацепами (если их не поставить, то для посадки того же картофеля плуг не подойдет – оборудование будет буксовать и может «закопаться» в грунте).

После этого этапа переходят к установке плуга.

  • Прикрепляют плуг на сцепке сельхозтехники с применением гаек. Благодаря этому появится возможность самостоятельно выставлять его рабочие характеристики.
  • Подготавливают 2 крепящих штыря. С их помощью присоединяют сцепки и сам плуг к серьге.

Завершив подготовку, приступают к регулировке установленного плуга. Именно от этого этапа будет зависеть, насколько работоспособным окажется и плуг, и сам мотоблок

Для правильной установки конструкции надо обратить внимание на:

  • ширину;
  • глубину вспашки;
  • наклон.

Настройка происходит пошагово.

  • На крайних участках выставляется ширина. С этой целью край ни в коем случае не должен перемещаться ниже или выше зацепа.
  • Максимально устойчиво технику размещают на специальных подставках, чтобы появилась возможность выставить необходимую для вспашки глубину. Нельзя забывать про то, что этот параметр может варьироваться, исходя из времени года.
  • Нужно аккуратно отрегулировать само крепление плуга к технике.
  • Крепление болтами осуществляют таким образом, чтобы задняя половина плуга была расположена на единой косильной лески с почвой.
  • Теперь сельхозтехнику можно снимать с подставки.

После этого технику можно считать настроенной и отрегулированной в том случае, если руль оборудования расположен на одном уровне с поясом работающего.

Фрезы к мотоблоку Нева

Фрезы к мотоблоку Нева. Рассмотрим, как собрать фрезу. У мотоблока «Нева» в комплекте предусмотрено наличие 8 фрез, диаметр которых составляет 36 см, что позволяет им рыхлить почву до 1,2 м в ширину и 20 см в глубину.

Фрезы для культиватора Нева бывают следующих видов:

  1. С саблевидными ножками, предназначенными для целиной почвы (активная фреза). Наиболее популярная и востребованная фреза на мотоблок Нева, направленная на обработку целины или вязких грунтов.
  2. Фреза «гусиные лапки» для мотоблока Нева, которая позволит обрабатывать более твердый грунт, поскольку имеет сплошную конструкцию.

Для увеличения обрабатываемой почвы за один проход с мотоблоком, а соответственно и сокращения времени на культивирование всей площади, можно приобретать дополнительные фрезы.

Плоскорез для мотоблока Нева МБ. Данный вид навесного оборудования предназначен для борьбы с сорняками с одновременным рыхлением почвы. Плоскорез имеет несколько отверстий для его регулировки для работы на определенной глубине.

https://youtube.com/watch?v=dRwPf1Q-RjM

Виды плугов для мотоблока

Благодаря мотоблоку могут выполняться разные работы на земельном участке: покос травы, вспахивание земли, выкапывание и посадка картофеля, посев различных культур и т. п. Для каждой работы предназначен специальный дополнительный «гаджет». При необходимости выполнения вспахивания земли возникает вопрос от том, купить инструмент заводского производства или сделать мотоплуг своими руками.

«Лопаты для мотоблоков» бывают нескольких видов, каждый из которых имеет специфическую конструкцию. Плуг можно даже сделать из газового баллона. В основном распространены такие виды плугов для вспахивания земли:

  • роторные;
  • однокорпусные (плуг Зыкова);
  • поворотные.

Однокорпусные конструкции

Такие агрегаты имеют самую простую конфигурацию среди их «коллег». Подобные плуги оборудованы только одним лемехом, а использовать их можно исключительно на лёгких грунтах садовых участков. Для того чтобы вспахивать твёрдые почвы, эти плуги не подойдут, так как могут сломаться, а нужны будут более мощные конструкции.

Двухкорпусные ковши состоят из двух рам, каждая из которых имеет свой лемех. Предназначены для вспахивания более твёрдых грунтов, включая первичное вспахивание земли. При работе подобным агрегатом, кроме вспашки, грунт боронуется. Это обеспечивает очень хорошее качество обработки почвы.

Роторные аппараты

Такие конструкции существенно отличаются от своих «собратьев». Они оборудованы набором изогнутых лемехов. Эти детали размещены на оси, которая движется за счёт вращения колёс агрегата. А соединены валом. Земля при этом вспахивается на 25−30 сантиметров, что не является трудоёмким процессом.

Подобный аппарат позволяет вспахивать землю, меняя направление действия, что очень важно для участков с наиболее сложной проходимостью и твёрдой землёй. Роторные плуги предназначены для обработки почвы с наличием корней растений и других усложняющих процесс вспахивания предметов

Такие конструкции применяют вмести с тяжёлыми и средней тяжести мотоблоками.

Также плуги можно разделить ещё на два подвида: отвальные и безотвальные. Первые позволяют вспахивать землю, переворачивать её и разрыхлять. Безотвальные плуги предназначены для твёрдой почвы в засушливых регионах с ветреной погодой.

Плуг поворотный для мотоблока, самодельный

Поворотный плуг — универсален, применяется на мотоблоках, содержит на стандартной одинарной сцепке ручной поворотный механизм. Как известно, при пахоте почвы обычным плугом за один проход пласт земли переворачивается лемехом в одну сторону. Чтобы земля следующего ряда переворачивалась в ту же сторону приходится возвращаться к началу предыдущего ряда и начинать с той же стороны участка.

Поворотный плуг позволит вам выполнять пахоту гораздо быстрее — в конце ряда вы после разворота мотоблока просто разворачиваете лемех в другую сторону и продолжаете обработку почвы.

Это интересно: Обзор плугов для мотоблоков Нева — разбираем тщательно

Предварительные регулировки плуга – моменты, которые необходимо учитывать при работе

Выполнять предварительную регулировку нужно ещё до выезда трактора в поле, соблюдая при этом такую очередность действий:

  • Посредством винтового механизма на опорном колесе слегка опускают его вниз, вплоть до контакта с прокладкой;
  • По поперечной плоскости плуг выравнивают посредством правого раскоса, смонтированного на тракторной навеске, а по его продольной плоскости – за счёт тяги центрального типа. Главное требование – рама должна быть параллельна основанию по обеим плоскостям;
  • Раскосы навески выставляют в соответствии с передним отверстиями в продольных тягах, при этом верхняя тяга крепится к рамке автосцепливания исключительно через отверстие. Недопустимо соединение через паз, поскольку это вызывает некоторые проблемы и неустойчивое перемещение плуга при его движении на глубине;
  • Цепи ограничительного типа, установленные на навеске, выставляют за счёт вращения винтовых стяжек вплоть до их небольшого провисания. Это позволяет добиться малого раскачивания плуга в положении транспортировки – порядка 20 мм, не более;
  • Устанавливают левый раскос на навесном комплекте таким образом, чтобы промежуток между шарнирными осями составлял 515 мм. В процессе работы не допустима смена длины левого раскоса, данное значение должно быть фиксированным.

Это интересно: Как сделать тяпку своими руками?

Конструкция плуга для мотоблока

Лемех — правильной геометрической формы, а конструкция пятки прекрасно подходит для вспашки твердой земли. Изготовленный из прочного материала агрегат разборной конструкции. Материалы для производства агрегата выбирается не случайно, так как при работе деталь подвергается большой нагрузке. После работы навесного оборудования, земля подвергается обработки культиватором.

Для каждого вида мотоблока, к примеру, Каскад, Салют, Нева или Фаворит, используется соответствующий вид техники. На сегодняшний день существуют также и универсальные модели, которые совместимы с любыми видами техники.

Настройки плуга на мотоблоке, советы: 

Плуги для мотоблоков бывают трех типов:

  1. Однокорпусные. Имеет только один лемех. Они подходят в основном для легкой почвы.
  2. Реверсивные или оборотные. Почва переворачивается с помощью загнутых к верху лемехов, в форме пера. Данное устройство позволяет работать значительно более твердой почве. После подобной обработки земля становится более рассыпчатой и дальнейшая её обработка упрощается. К тому же, сорняки в дальнейшем практически не растут.
  3. Роторные. Оснащены несколькими лопастями.

Самые популярные модели:

При подборе марки необходимо учитывать особенности почвы на участке, а также мощность агрегата и модели. Не стоит забывать и о том, что очень много чего зависит от правильности установки и настройки агрегата перед работой. Рассмотрим наиболее популярные устройства для распашки земли. Расположим модели по возрастанию их стоимости.

  1. Крот. Агрегат однокорпусного типа, весом в 8,59 кг. Он может обрабатывать почву глубиной 15-20 см. Для работы подойдут такие мотоблоки как Нева, Агат, МБ-2, Пахарь, Каскад, Hitachi S169, МБ-1 Ока, НМБ-1 Угра и т.д. Стоимость составит 1000- 1200 рублей.
  2. П1-20/2. Однокорпусная модель. Обрабатывает такую же глубину почвы, как предыдущее устройство. Весит 8,5 кг. Работает на таких аппаратах как: Луч, МБ-2 Нева, Мобил К G85, Hitachi S169, Агат и т.д. Стоимость колеблется от 1200 до 1300 рублей.
  3. П1-20/3. Оборотная модель, весом 13 кг и глубиной обработки почвы в 20-25 см. Для работы используются мотоблоки МТЗ Беларус, Ghepard, Мобил К G85 и Агрос. Цена составляет 1300-1500 рублей.
  4. Салют. Однокорпусный агрегат. Весит 8 кг и распахивает 15-20 см почвы. Стоимость колеблется от 1500-1600 рублей.
  5. Плуг Зыкова. Весит 9 кг и обрабатывает почву глубиной 20-25 см. Рассчитан на марки: Салют, Нева, Фаварит, Ока. Цена составляет 1700-1800 рублей.
  6. Оборотный для моделей: GS 81, GS 101, GS 12. Вес составляет 18 кг, а глубина обрабатываемой почву 20-25 см. Находится в ценовой категории 3300 -3500 рублей.
  7. Двухоборотный . Вес – 15 кг. Глубина обрабатываемой почвы – 15-20 см. Стоимость – 4050-4150 рублей.
  8. Роторный. Он состоит из нескольких лопастей, весит – 40 кг и обрабатывает почву на глубину 30 см. Совместим практически с любыми типами техники. Стоимость может колебаться от 70 000 до 78 000 рублей.

При сравнении цен на оборудование для распашки земли на территории России  можно заметить, что стоимость колеблется от 1000 до 5000 рублей. Безусловно, без учета роторной модели, которая отличается от остальных. Проанализировав стоимость подобных товаров, необходимо подробнее рассмотреть некоторые из них, у которых есть свои отличительные особенности.

Это интересно: Как легко сделать и отрегулировать плуг для мотоблока своими руками — познаем по пунктам

Плуг для мотоблока Нева МБ-2 своими руками

Существует несколько видов плугов для мотоблока, однако сделать своими руками легче всего однокорпусный плуг, чертежи и размеры которого легко найти в Интернете.

На первом этапе необходимо выбрать материал для изготовления. Режущая часть – лемех – должна изготавливаться из твердой закаленной стали марки 45 с показателем по шкале прочности HRC 50-55. Также подойдет углеродистая сталь, при условии, что режущая кромка будет отбита на наковальне и хорошо заточена. Для отвала плуга – части, отводящей и переворачивающей землю – подойдет практически любой материал, можно использовать с меньшей жесткостью.

Изготовить отвал можно разными способами, наиболее простым является работа с металлической заготовкой толщиной 3-5 мм. Этот способ требует дополнительного оборудования в виде металлогибочного станка, на котором придается форма будущего изделия – изгиб должен быть 20-22°. Еще один вариант – использовать в качестве заготовки трубу с диаметром 600-650 мм, из которой вырезается деталь с помощью сварки.

Лучшим вариантом конструкции будет плуг со съемным лемехом, который всегда можно заточить без сложностей. Также возможен вариант изготовления плуга с использованием сварки: отвал приваривается к лемеху и щитку сзади. Такая конструкция обладает большей прочностью, но возникают трудности с заточкой режущей части.

Подробные инструкции по сборке плуга и его установке можно найти в многочисленных статьях и видео от умельцев.

Какой вид плугов для мотоблока Нева МБ-2 Вы предпочитаете?

Обработка грунта в зиму и преимущества

Пахать землю мотоблоком можно и в зиму, в этом нет ничего страшного и техника средней мощности спокойно справляется даже слегка с подмерзшей землей. Вспашку земли разделяют на зяблевую (зябь) под зиму и весеннюю. В зависимости от времени проведения, вспашка дает разные результаты.

Преимущества зяби:

  • до весенних посадок успевает перегнить большинство зеленой массы сорняков и мочковатых (мелких) корней сорняков, внесенная органика и сидераты, запаханные в землю;
  • зябь не боронуют, не культивируют. Крупные комья земли за зиму разрывает внутренними кристаллами льда, дождями и к весне они рассыпаются. Земля становится мягче и рыхлее. Весенняя культивация разбивает оставшиеся после зяби комки и уничтожает волосяные всходы сорняков, которые успели взойти, и закрывает запасы влаги;
  • все насекомые вредители, их личинки, приготовившиеся зимовать в пахотном слое, а также большинство патогенных грибков оказываются поднятыми на поверхность и зимой вымерзают.

Остальные плюсы общие для зяблевой и весенних вспашек – общая аэрация и рыхление почвы, подавление многолетних сорняков корневого размножения, заделка в плодородный слой удобрений, если они вносились.

Изготовление своими руками

Самодельный плуг — это конструкция, созданная специально под имеющийся мотоблок. Она оптимальным образом подходит для имеющихся условий работы:

  • тип почвы;
  • особенности сельскохозяйственных культур;
  • ширина борозды;
  • глубина вспашки;
  • мощность мотоблока.

С учетом этих факторов можно получить максимально производительный и функциональный плуг.


Самодельный плуг для мотоблока

Однако для этого необходимо обладать определенным опытом работы с данным мотоблоком, знать его особенности и эксплуатационные параметры. Кроме этого, необходимо знание конфигурации рабочего органа, а также — наличие подходящих материалов. Наконец, потребуются сборочные чертежи, которые не каждый пользователь может создать самостоятельно.


Размеры разных видов плуга могут различаться

Выбор конструкции

Выбор наиболее подходящей конструкции — это первый и самый важный этап. Его целью является создание сборочного чертежа со спецификацией — полным списком необходимых деталей с указанием количества материалов для них. Это поможет ускорить работу и избежать ошибок. Если приближается пахотный сезон, исправлять недочеты некогда, поэтому, надо сделать все за один раз.

Если собственных вариантов нет, можно выбрать готовый чертеж из сети. Их немало, что дает возможность подобрать наиболее подходящий вариант и модифицировать его под имеющиеся условия. Необходимо учесть тип сцепного устройства, предусмотреть возможность изменения глубины вспашки.

Кроме этого, надо разработать форму и размеры лемеха. Это самая ответственная деталь плуга, выполняющая всю основную работу. Необходимо подобрать параметры, соответствующие особенностям почвы, размеру пахотного участка и прочим эксплуатационным требованиям.

Инструменты и материалы

Для изготовления плуга потребуются:

  • листовой металл для изготовления отвала;
  • полоса твердосплавного металла для лемеха;
  • полоса стали для сборки стойки (толщиной 10 мм);
  • отрезок профильной трубы для сборки сцепного узла;
  • регулировочные винты, резьбовые соединения, шкворни для соединения плуга с мотоблоком;
  • болгарка с отрезным и шлифовальным кругами;
  • электродрель (лучше сверлильный станок) с набором сверл;
  • сварочный инвертер с электродами;
  • средства индивидуальной защиты, используемые при проведении сварочных работ;
  • инструменты для измерения и разметки.

Перечислены только самые необходимые принадлежности. В процессе работ могут потребоваться дополнительные инструменты или материалы (в зависимости от особенностей конструкции).

Порядок изготовления

Порядок изготовления плуга во многом определяется в процессе выбора конструкции и составления сборочного чертежа.


Есть возможность собрать собственноручно и дисковый плуг для техники

Необходимо выполнить следующие действия:

  • отрезать отвал и согнуть его нужным образом;
  • отрезать полосу твердосплавного металла и соединить его с отвалом, образуя лемех с заданным углом атаки. Чем он больше, тем легче плуг входит в грунт;
  • рабочий орган прикрепляют к стойке с помощью сварочного инвертера. На стойке делаются отверстия для настройки глубины вспашки. Кроме этого, изготавливают опорный элемент с упором для отвала;
  • изготавливается горизонтальный узел соединения с мотоблоком. Отрезается кусок профильной трубы, с одной стороны приваривают соединительные площадки с отверстиями для крепления к стойке, с другой — соединительный элемент с мотоблоком;
  • производится пробная установка плуга на мотоблок. Если никаких замечаний нет, окончательно обваривают и шлифуют все соединения.

Приведенная схема сборки используется при изготовлении простого однокорпусного плуга без опорных колес. Если выбрана другая конструкция, вносятся соответствующие изменения.

Установка и настройка плуга

После завершения сборки плуга его необходимо установить и настроить глубину вспашки. Для этого существует один простой и действенный метод:

  • изготавливается площадка, высота которой соответствует требуемой глубине вспашки;
  • мотоблок ставится на площадку, а плуг ставится на землю так, чтобы его нижняя часть плотно опиралась на грунт. Пятка плуга обязательно должна соприкасаться с почвой, никаких наклонов быть не должно;
  • в этом положении производится соединение стойки со сцепным узлом.


Установка и регулировка

Мнение эксперта
Кузнецов Василий Степанович

В результате возникает положение плуга, при котором он не может войти в почву слишком глубоко, но и не будет выскакивать на поверхность. Останется только опробовать его на практике и выполнить дополнительные настройки, если в них возникнет необходимость.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий