Замер под нагрузкой
Если батарея на холостом ходу показывает относительно нормальный результат, можно перейти к испытанию под нагрузкой. В качестве эквивалента двигателя можно использовать резистор. Его сопротивление выбирается из соображений номинального тока нагрузки бытового шуруповерта, который на холостом ходу составляет не более 2 ампер (скорее всего, 1..1,5 А), при средней нагрузке около 5 А, при максимальной – до 10 А. Поэтому для испытаний целесообразно выбрать резистор так, чтобы ток составлял 5..10 А. Вычисляется номинал по закону Ома: R=U/I. Так, для шуруповерта на 12 вольт сопротивление резистора должно лежать в пределах 1,2..2,4 Ома. Мощность должна быть от 60 до 120 Вт. Такой резистор найти трудно, поэтому можно соединить параллельно, например, 6 десятиваттных резисторов по 10 Ом и получить нагрузку мощностью 60 Вт и сопротивлением 1,6 Ом.
Резистор 10 ватт 10 Ом.
На этот эквивалент надо нагрузить заряженный аккумулятор и замерить напряжение под нагрузкой.
Проверка батареи на эквивалент нагрузки, состоящий из ламп накаливания (при наличии второго мультиметра желательно контролировать ток в цепи).
Другой вариант – составить эквивалент из ламп накаливания, при необходимости соединив их параллельно до достижения нужной мощности. Но тут следует иметь в виду, что сопротивление нити лампы зависит от протекающего через нее тока. Светодиодные приборы свободны от этого недостатка, но их потребление энергии намного ниже, чем у традиционных источников света. Чтобы набрать хотя бы 60 ватт мощности (потребляемой, а не эквивалентной!), потребуется достаточное количество LED-элементов.
Под нагрузкой напряжение несколько просядет относительно уровня холостого хода. Степень снижения зависит от состояния батареи. Четких критериев допустимого уровня снижения напряжение нет, но ориентировочно можно оценить состояние АКБ, сравнив ее с новой батареей.
Как найти поломку в зарядном блоке шуруповерта
Что нужно для того, чтобы найти поломку в зарядном блоке шуруповерта, знают немногие, поэтому подробно рассмотрим этот процесс. Начинать следует с разборки корпуса зарядного, но делается это исключительно на отключенном от сети устройстве. Убедитесь в том, что вилка прибора не подключена к розетке, и только после этого начинайте разбирать конструкцию корпуса.
Чтобы добраться до внутренности зарядки шуруповерта, ремонт которой выполняется, необходимо изначально выкрутить 3-4 или 6 винтов, фиксирующих крышку. Количество винтов зависит от модели шуруповерта и самого блока питания. Как только будет разобран корпус, перед глазами появится картина следующего вида, как показано на фото ниже.
Что со всем этим делать? Начинать ремонт зарядки шуруповёрта нужно с выявления неисправного элемента или узла. Для начала выполняются следующие действия:
- Проводится осмотр. Если имеются следы нагара, то поломка найдена, и можно приступать к ее устранению, однако не стоит торопиться. Ведь наличие нагара на одном элементе могло послужить выходом из строя других деталей. Чтобы их отыскать, нужно проделать следующие действия, поэтому читаем дальше
- Вооружаемся тестером, и, установив переключатель в режим прозвонки, прикасаемся щупами к выводам предохранителя. Как он выглядит, показано выше на фото. Если тестер пищит, значит, предохранитель исправен, и поломка в другом. Вспоминаем нашу первоначальную проверку устройства на исправность — если показания тестера были положительными (а не нулевыми), значит, предохранитель можно не проверять, и причина в другом. Если показания тестера нулевые, то предохранитель проверяется в первую очередь
- Следующим на очереди надо проверить конденсатор. Его неисправность можно выявить по форме — если он вздулся, то ремонт зарядки шуруповерта можно закончить, заменив сгоревший элемент. Перед тем как выпаивать, рекомендуется убедиться в том, что элемент действительно неисправен. В помощь снова берем мультиметр, только теперь переключатель устанавливаем в режим измерения сопротивления, и щупами прикасаемся к выводам устройства. Показывает «0», значит нужно заменить конденсатор и «дело в шляпе»
- Часто выход из строя конденсатора влечет за собой перегорание диодного моста. Из строя могут выйти все диоды или некоторые, но в любом случае, их стоит проверить. Ниже на фото показано, как выглядит конденсатор и диоды. Проверить исправность диодов можно путем постановки мультиметра в режим измерения постоянного напряжения. Для этого поочередно прикасаемся щупами к выводам диодов. В одном направлении диоды должны пропускать напряжение, и показывать соответствующее значение на приборе. После этого нужно поменять полярность, и снова прозвонить выводы. Если они пропускают в обратном направлении, значит следует заменить соответствующие элементы. Если ни один не пропускает, значит, они целые и не требуют замены
- Проверка дросселя или резистора также проверяется при помощи прозвонки или измерения сопротивления. Если прозвонка не пищит, значит, резистор неисправен, и требуется его замена. Все остальные элементы из строя выходят редко (если только это не удар молнии в электросети, после которого выгорает вся плата напрочь), поэтому обычно на этом мероприятия по поиску неисправных элементов завершаются
Найденные неисправные элементы нужно заменить, но как проводится ремонт зарядного устройства шуруповерта, в деталях описано ниже.
Нахождение причины поломки и её устранение
Перед тем как инструменту сломаться появляются следующие признаки:
- искрение;
- посторонние звуки;
- горелый запах;
- вибрация;
- батарея быстро разряжается.
Если на это моментально обратить внимание и принять соответствующие меры, можно не допустить возникновения серьезной поломки. В первую очередь шуруповерт разбирают, выясняют в каком узле появилась неисправность
Неисправности бывают механического и электрического характера, у каждого вида свои первоначальные специфические признаки. По ним вычисляют, какая деталь вышла из строя.
Если не работает аккумуляторная батарея, инструмент не будет запускаться. Можно купить новую или попытаться разобрать старую и поменять неисправный элемент. Для того чтобы разобрать АКБ, защелки выводят из пазов. Элементы с емкостью, которые соединены при помощи контактной сварки, установлены под кожухом. На каждой банке тестером меряют напряжение. Если значение не соответствует норме, то их убирают, откусывая в месте контакта кусачками. Вместо неисправных ставят новые. При отсутствии сварки используют паяльник. После аккумулятор собирают и проверяют шуруповерт.
Электроинструмент может не включаться, если повреждена схема не аккумулятора, а блок зарядного устройства. Его ремонт начинают с прозванивания радиоэлементов: сетевого предохранителя и выпрямительного моста. Вскрыв корпус зарядного устройства, можно увидеть почерневшую плату текстолита или радиоэлементы. Сразу становится понятно, что необходимо заменить. Очень часто ломается операционный усилитель и размещенные на радиаторах транзисторы.
Неполадки в механических узлах
Появление посторонних звуков и заклинивание устройства свидетельствует о том, что износились подшипники или втулки. Чтобы это выяснить, разбирают редуктор. Странные шумы появляются при деформации вала, а также биении патрона. При ослаблении затягивания, проверяют муфту на степень изнашивания. Во время работы шуруповерта постепенно изнашиваются зубья, это приводит к прокручиванию муфты.
Чтобы не допустить поломки редуктора, его надо регулярно обслуживать. Обслуживание заключается в смазывании всех трущихся механических частей, но перед этим обязательно убирают старую смазку. На обороты рабочего органа шуруповерта отрицательно влияет засорение. Посторонний шум появляеются и из-за неисправности в двигателе, износа втулок якоря, оторвавшегося магнита. Чтобы якорь начал хорошо работать, его рекомендуют смазать машинным маслом.
Изношенный подшипник шуруповерта
Повреждения электрической части
Неисправности в электрической части в основном выражаются в том, что становится невозможно включить шуруповерт, регулировать обороты или переключить в режим реверса. Если аккумулятор находится в исправном состоянии, а напряжение на его клеммах падает, то поломку надо искать в деталях двигателя. При невозможности включения при нормальном напряжении, проверяют пусковую кнопку. Для проверки работоспособности мультиметр переключают в режим прозвона, щупы устанавливают параллельно кнопки. Когда ее нажимают, тестер должен запищать, если этого не произошло, значит она вышла из строя. Можно попытаться восстановить кнопку. Для этого подчищают ее контакты.
Реверс также проверяют тестером. Одним щупом касаются входа кнопки, вторым – контакта электродвигателя. Если при переключении реверса нет сопротивления, значит повреждена проводка. Не работает регулировка оборотов двигателя – причина в кнопке или управляющем транзисторе.
Кнопка шуруповерта
Щетки электрического двигателя проверяют, осматривая их. Износ этих деталей не должен превышать 60%. Если выявить причину неисправности инструмента не удалось, измеряют сопротивление обмоток, отсоединив контакты мотора от остальной части схемы.
Обмотку перематывают при обнаружении:
- замыкания на корпус или между витками;
- обрыва.
Также проверяют сопротивление якоря. Щупы мультиметра устанавливают на пластинах коллектора. Он должен показывать ноль. Если обмотка не подлежит ремонту, ставят новый электродвигатель. Потрескивание и появление искр во время работы связано с тем, что в коллекторе образовался засор, которые привел к его медленному вращению.
Время зарядки аккумулятора шуруповерта
При покупке такого универсального и нужного инструмента, как шуруповерт, у его владельцев могут возникнуть разные вопросы в процессе эксплуатации
Поскольку любой электроинструмент такого типа оснащен аккумуляторным блоком, который позволяет работать с ним автономно, важно знать о том, как правильно заряжать АКБ и оптимальное время зарядки аккумулятора шуруповерта. Кроме того, существует еще ряд практических рекомендаций по его использованию, которые всегда могут оказаться полезными. Итак, наиболее частые вопросы, которые возникают у тех, кто только начинает пользоваться шуруповертом:
Итак, наиболее частые вопросы, которые возникают у тех, кто только начинает пользоваться шуруповертом:
- как правильно заряжать аккумулятор шуруповерта;
- что делать, если батарея не держит зарядку, не заряжается вовсе;
- как осуществить зарядку шуруповерта без зарядного устройства стандартного плана;
- и, конечно, каково оптимальное время зарядки АКБ.
Сколько времени нужно заряжать аккумуляторы шуруповерта?
Как правило, время зарядки аккумулятора шуруповерта указывается в инструкции к инструменту. Следует тщательно придерживаться этих рекомендаций. Часто зарядное устройство имеет специальную систему индикации, помогающую понять, как идет процесс зарядки. Благодаря этому можно легко определить с тем, сколько заряжать аккумулятор шуруповерта. Когда зарядка завершается, нужно вовремя прервать ее, чтобы не повредились батареи. В среднем устройство зарядное аккумулятор для шуруповерта может подзаряжать примерно от получаса до 7 часов. Практика показывает, что аккумулятор типа Ni-Cd емкостью 1,2 А·ч заряжается током 250 мА около семи часов. Ток зарядки поддерживается с помощью сетевого адаптера.
Следует учитывать, что существуют два вида зарядных устройств для аккумулятора – обычный и импульсный. Стандартное обычное зарядное устройство чаще используется в непрофессиональном инструменте, оно заряжает батарею примерно за 3-7 часов. Импульсное – больше подходит для профессиональных механизмов. Благодаря ему работоспособность аккумулятора может восстановиться максимум за час.
Полезные рекомендации
- Не утруждайте себя, если ваша батарея относится к литий-ионному типу. Вряд ли вам удастся ее восстановить.
- Традиционный никель-кадмиевый аккумулятор всегда можно «толкнуть» с помощью кратковременной подачи более высокого напряжения. Однако, прежде чем прибегнуть к столь радикальным мерам, необходимо более детально изучить данный электрический вопрос «реинкарнации».
- Возможно, вы не знаете, но традиционного типа АКБ, коей является никель-кадмиевая батарея, нельзя подключать к зарядке, если ее ёмкости имеют достаточный энергетический потенциал. Иначе разрушительных последствий «эффекта памяти» батареи просто не избежать.
Проверка по величине сопротивления
Схема устройства мультиметра.
Работоспособность каждой аккумуляторной банки можно оценить с большей вероятностью путем сравнения банок по их внутреннему электрическому сопротивлению. Этот параметр четко указывает на надежность батареи. Величина сопротивления определяется расчетным путем как результат деления рабочего напряжения на силу рабочего тока за вычетом нагрузочного сопротивления.
Рабочее напряжение обязательно измеряется под нагрузкой, причем в качестве нагрузки следует использовать резистор с точно определенной величиной собственного электрического сопротивления. Можно рекомендовать для создания нагрузки резистор с сопротивлением 10 Ом и мощностью 25 Вт. Проверка проводится по каждой банке в отдельности. Измеряется рабочее напряжение и сила тока.
Для примера можно рассмотреть усредненную проверку. Для новой аккумуляторной банки величина внутреннего сопротивления составляет 0,1 Ом. В целом, чем внутреннее сопротивление банки ниже, тем она качественнее. В реальных условиях получено рабочее напряжение под нагрузкой 1,19 В и сила тока 112 мА у одной банки и 1,18 В и 70 мА – у второй банки. Сопротивление составит, соответственно, 0,63 Ом и 5,71 Ом.
Первый этап тестирования
Проверка аккумулятора шуруповерта на первом этапе является самой простой, показатели тока и напряжения снимаются с АКБ в то время, когда она стоит на зарядке.
Снятие показаний осуществляется несколько раз, через определенные временные промежутки:
- через 30 минут после того, как началась зарядка, U будет около 13 вольт;
- еще спустя 30 минут U увеличится до 13,5 вольт;
- спустя два часа после начала процесса — 14 вольт;
- полностью заряженный аккумулятор выдаст напряжение в 17 вольт.
Что касается роста тока (ампеража) во время зарядки, если рабочее состояние АКБ в порядке, то сила тока стабильно возрастает в течение первого часа. Кроме вольтажа измерьте силу тока спустя час после начала процесса. Если показатель прошел «отметку» в 1 ампер, ваш аккумулятор находится в добром здравии и не нуждается в разборке и починке.
Нетрадиционные способы зарядки аккумуляторов
В некоторых случаях, когда зарядное устройство недоступно к использованию (сломалось, потерялось и т. д.), можно воспользоваться сторонними устройствами:
- ЗУ для автомобильной АКБ;
- универсальная зарядка;
- внешний источник электроэнергии.
Зарядка аккумулятора от внешнего источника электроэнергии
Необходимо учесть параметры самой батареи при подборе альтернативного ЗУ. Нужно, чтобы совпадали и емкость, и вольтаж. Иначе аккумулятор испортится либо придет в негодность.
Автомобильная зарядка
Рекомендуется использовать устройство, где можно регулировать показатели напряжения и тока. Главное не допустить перезаряда. Нужно правильно выставить значение — параметры тока должны составить 5-10 % от емкости батареи.
Самодельное устройство
Для зарядки аккумулятора шуруповерта подойдет и устройство, сделанное своими руками. Его можно создать из блока питания родного ЗУ или ноутбука (к примеру), главное чтобы были те же параметры. Само изделие включает следующие элементы:
- транзисторы;
- плавкий предохранитель;
- конденсаторный фильтр;
- электромагнитное реле;
- светодиоды (для индикации и выпрямителя);
- микросхемы (HCF4060BE, CD4060);
- стабилитрон 12 В.
Защитить от перегрева поможет термопара, а для охлаждения платы рационально использовать компактный радиатор.
Помощь USB-разъема
Поскольку литий-ионные аккумуляторы используются в большинстве случаев, то их можно зарядить через USB. Только необходима схема защиты и контроля АКБ. Ток не должен превышать 1 А, в противном случае плата начнет перегреваться. Яркий пример такого устройства — это USB блок, который оснащается предохранителем.
Внешний источник
Примером такого выбора является старый аккумулятор, который будет использоваться как power bank. Главное, чтобы он был в работоспособном состоянии и с идентичными параметрами. Однако для реализации идеи нужно обладать знаниями электротехники, поскольку нужно создать цепь из переходников-крокодильчиков. Также понадобиться предохранитель (10А) и провода с большим сечением.
Проверка элементов аккумулятора
После того как предварительная проверка установила наличие неисправностей в накопителе, необходимо вскрыть шуруповерт и извлечь аккумуляторную батарею, т.е. аккумуляторные элементы, соединенные последовательно между собой. В состав батареи включается от 10 до 12 элементов (банок), каждая имеет рабочее напряжение 1,2 В. Обычно в шуруповертах устанавливается батарея из 10 таких банок.
Проверка элементов начинается с визуального осмотра мест крепления. Нарушение в креплении (пайке, сварке) может стать причиной заниженных параметров. Затем измеряется напряжение на каждой банке. Напряжение не должно быть менее 1,2 В. Следует учитывать, что в современных конструкциях шуруповертов размещаются тепловые датчики для контроля за зарядкой аккумулятора. При измерениях их следует отсоединить, а прибор подключить к основным клеммам (полюсам банки). Выявленные банки с заниженным значением рабочего напряжения отсоединяются от батареи и подлежат замене. Если простое измерение напряжения не выявило наличия нерабочих элементов, то следует произвести измерения под нагрузкой по методике, аналогичной предварительной проверке накопителя.
Как устроен аккумулятор шуруповерта
АКБ представляет собой прибор, устроенный как источник постоянного тока, который передается от батареек. При зарядке аккумуляторного устройства энергия наоборот, накапливается в системе.
Строение акб в электрических приборах имеет одинаковые элементы:
- ряды батареек («банок»);
- термодатчик;
- 2 силовых, 1 управляющий и 1 сервисный контакты.
Энергия батарей накапливается и передается благодаря их последовательному соединению между собой. Характерная особенность «банок»: одинаковые размеры и напряжение отдельных элементов.
При поломке аккумулятора шуруповерта, как правило, из строя выходит только одна или несколько батарей.
Пользователю достаточно выяснить, в какой части цепи есть проблема и устранить ее.
Помимо батарей на работу аккумулятора влияет повреждение контактов. Силовые позволяют устройству получать заряд и отдавать энергию. Термодатчик защищает шуруповерт от перегревания. А сервисный провод выравнивает заряды во всех элементах.
Кроме этого, на работу прибора влияет тип батарей.
Какой аккумулятор лучше для шуруповёрта
Переделка шуруповерта на питание от сети
Каждый вид аккумуляторов имеет свои преимущества и недостатки. Вопрос выбора батареи для электроинструмента может возникнуть, когда оба блока питания вышли полностью из строя (все шуруповёрты поступают в продажу в комплекте с 2-мя аккумуляторами). Чтобы решить, какой лучше аккумулятор, нужно учитывать ряд обстоятельств:
- Выступ корпуса батареи должен совпадать с посадочным гнездом инструмента.
- Если шуруповёрт планируют иногда использовать как дрель, то надо выбирать блок питания напряжением 18 вольт.
- Для вкручивания небольших шурупов, винтов и прочих неэнергоёмких работ подойдёт 12 вольтовая батарея.
- На внутренних работах хорошо будут функционировать никель-металлгидридные и литий-ионные АКБ.
- Если инструмент будут эксплуатировать большей частью на улице, то надо выбирать никель-кадмиевые блоки питания.
- Никель-кадмиевые аккумуляторы долго прослужат, даже если они будут лежать без дела и редко использоваться.
Обратите внимание! При подборе нового силового блока нужно учитывать соответствие формы выступа батареи с гнездом зарядного устройства
Оживляем никель-кадмиевую АКБ
Шуруповерты, оснащенные никель-кадмиевыми аккумуляторами, практически ушли в прошлое. Но они еще продаются, встречаются и даже работают, поскольку Ni-Cd-элементы могут «жить» до 20-25 лет, хотя и выдерживают порядка 900 циклов «заряд/разряд». Еще одна особенность никель-кадмиевых аккумуляторов – они могут храниться в разряженном состоянии. Так что если вы нашли на чердаке дедушкин шуруповерт с Ni-Cd-батареей, то есть смысл попытаться его оживить.
Попытаемся зарядить батарею. Подойдет любое ЗУ, способное обеспечить нужное напряжение и ток, равный половине емкости батареи.
Включаем, пытаемся заряжать. Если АКБ берет зарядку, то продолжаем. Если нет и на ней полый ноль, переходим к плану «Ж» и «П» (см. ниже).
Как только напряжение на батарее достигнет значения 1.37 В, помноженного на количество аккумуляторов, процесс останавливаем. Но это не все. Не факт, что АКБ заряжена полностью. Никель-кадмиевые аккумуляторы страдают так называемым эффектом памяти. Если их постоянно разряжали, скажем, до 60%, а потом ставили на зарядку, то они к этому привыкнут и далее будут отказываться работать при разрядке на все те же 60%. Поэтому разряжаем нашу батарею примерно таким же током, каким и заряжали. Разряжаем до значения 1 В, помноженного на количество аккумуляторов. В качестве нагрузки можно использовать автомобильные лампы или сам шуруповерт.
После этого снова полностью заряжаем. Повторяем операцию «заряд/разряд» 3-4 раза. Полностью заряжаем и пробуем пользоваться шуруповертом. Если даже после всех этих манипуляций емкость АКБ существенно ниже заявленной, то, к сожалению, у нас на руках дряхлый, отживший свое старик. Реанимации он не подлежит.
План «Ж», толкательный
План «Ж» заключается в «толкании» аккумулятора короткими (0.2-0.3 сек) импульсами высокого тока. Причем ток должен быть намного (в десятки раз) больше ёмкости аккумулятора. «Толкать» лучше каждый аккумулятор отдельно. Поэтому вскрываем батарею, выясняем, где у каждого аккумулятора плюс и минус. В качестве толкателя будем использовать автомобильный аккумулятор, но подойдет и любой другой мощный источник напряжением 10-15 В.
Подключаем минус нашего элемента к минусу «толкателя», подключаем один конец провода к плюсу «толкателя», а вторым концом кратковременно касаемся плюсового вывода Ni-Cd-элемента. Частота касаний — 2-3 в секунду. В результате такого прожига устраняются дендриты, вызывавшие микрозамыкания, и батарейка оживает.
Операцию проводим в течение 5-6 секунд. Ставим на зарядку. Если процесс пошел, устраняем эффект памяти (см. выше). Пробуем пользоваться.
План «П», доливочный
Этот план эффективен при деградации электролита, ведь в ходе эксплуатации идет процесс окисления с расходом воды. А план таков:
- Микродрелью делаем в корпусе отверстие.
- В отверстие шприцем заливаем 1 кубик дистиллированной воды.
- Ждем час, затем «толкаем» элемент импульсами высокого тока.
- Ставим на зарядку. Ждем сутки, измеряем напряжение.
- Если напряжение в норме, герметизируем отверстие герметиком или пайкой.
- Если упало или элемент не захотел брать зарядку, переходим к пункту 2 и делаем так до тех пор, пока уже некуда будет лить воду.
Если не помогло, то можно почитать статьи “Как переделать аккумуляторный шуруповерт на 12 или 18 В в сетевой своими руками” и “Как сделать блок питания для шуруповерта“. Все же лучше, чем снова забрасывать рабочий инструмент на чердак.
Мы выяснили, как зарядить аккумулятор шуруповерта без родной “зарядки”. Теперь, даже если “зарядник” вашего шуруповерта сгорел, утонул, потерян или украден, вы найдете выход из положения.
Спасибо, помогло!5Не помогло
Сейчас читают:
Можно ли зарядить смартфон без зарядного устройства или без шнура
Как зарядить ноутбук без зарядного устройства в домашних условиях
Как и чем можно зарядить аккумулятор автомобиля если нет зарядника
Как переделать шуруповерт на литий ионные аккумуляторы
Как правильно заряжать гелевые аккумуляторы на 12 вольт