Как вручную точить цепь бензопилы

Как наточить цепь бензопилы в домашних условиях напильником

Правильно заточить цепь бензопилы напильником поможет инструмент исключительно круглого сечения. Параметры напильника определяются размерами самой пилы

Важно знать шаг расположения зубьев. Одного круглого точила недостаточно

Для заточки и правки цепей, используются два вида инструмента. Первый, это напильник круглого сечения с диаметром, соответствующим диаметру закругления рабочей кромки пильного зуба. Для обработки ограничителя глубины пиления направляющего зуба нужен плоский напильник.

Заточку можно выполнять вручную, используя круглый напильник рабочим диаметром 4…5,5 мм

Крайне важно правильно устанавливать инструмент относительно затачиваемого зуба. Верхняя кромка рабочей части напильника располагается примерно на пятую часть выше верхней кромки обрабатываемой детали

Инструмент удерживают перпендикулярно оси цепи под углом в 25º…30º к верхней кромке зуба.

Для заточки пильных цепей бытового инструмента, применяются круглые напильники диаметром 4 и 4,8 мм, так как у них маленький зуб. Для профессиональных моделей используют более мощные цепи с большим зубом. Поэтому нужны напильники диаметром 5,2 и 5,5 мм.

Для заточки ограничителя потребуется плоский напильник, а для очистки места проведения работ – крючок, снимающий образующиеся опилки. В продаже имеются также специальные державки, на которых проградуированы линии направления движения напильника относительно оси цепи. Державка может быть установлена на зуб сверху, опираясь на его верхнюю кромку. Поскольку её высота адаптирована под определённый шаг цепи, то это приспособление следует выбирать применительно к бензопилам конкретных моделей и торговых марок. Минимально необходимый комплект для того, чтобы получить верный угол заточки цепи ручным способом, представлен на фото.

Комплект заточного инструмента и приспособлений ФОТО: proinstrumentinfo.ru

Ручная заточка экономит материальные средства, позволяет выполнять работу в полевых условиях. Сначала надо установить инструмент на ровную площадку. Если работа выполняется в лесу, для этого хорошо подойдёт обрезок бревна большого диаметра. Далее нужно провести осмотр пильной цепи на наличие каких-либо дефектов, это могут быть трещины, полностью отломленные зубья. После осмотра, нужно установить тормоз в рабочее состояние, тем самым заблокировав движение по шине цепи, которая во время заточки напильником должна быть натянута.

Напильник для заточки цепей бензопил: виды и советы по выбору

Диаметр круглого напильника выбирают по шагу пильной цепи. Показателям шага 1,3 и 1,6 мм соответствуют напильники диаметром 4 и 5,2 мм. Плоский инструмент потребуется для уменьшения высоты упоров режущих звеньев.

Как правильно заточить цепь бензопилы напильником

На обрабатываемом участке надо закрепить шаблоны и лекала. Они будут давать нужное направление напильнику, облегчая процесс. Когда все подготовительные работы проделаны, можно приступать непосредственно к заточке цепи.

По правилам, надо заточить зубья одного направления, затем – другого. Работа начинается с лёгких нажатий напильником в направлении от себя, давление постепенно увеличивается. Обратный ход напильника – без нажатия. Круглый инструмент надо непрерывно вращать вдоль своей оси. Заточка цепи производится движениями изнутри зуба наружу. При этом, напильник должен располагаться параллельно специальной метке на цепи, которая наносится изготовителем для указания стандартного угла заточки.

Затачиваемый зуб должен располагаться примерно посредине шины, это необходимо для удобства проведения работ. В процессе обработки нужно продвигать цепь по шине, не забывая каждый раз устанавливать тормоз в рабочее положение.

Угол наклона инструмента должен быть прямым, а угол заточки цепи бензопилы по горизонтали — острым, при этом, допускаются его изменения в диапазоне от 10º до 30º. За основу нужно брать наименьший зуб в ряду. Шину перевернуть и выполнить аналогичную работу для зубцов, которые идут в противоположном направлении. Недостатком этого способ заточки являются большие временные затраты.

Заточка цепи напильником ФОТО: proinstrumentinfo.ru Можно в патрон электродрели или шуруповёрта вставить круглый напильник с отломанной ручкой. Получится очень удобное механизированное устройство для заточки.

Заточка цепи дрелью с напильником ФОТО: youtube.com

Точим напильником

Первое что нужно для того, что бы наточить цепь, либо немного её подправить, это специальные напильники.

Напильник

Для заточки и правки цепей для пил, используются два вида напильников. Первый, это напильник круглого сечения с диаметром соответствующим диаметру закругления рабочей кромки пильного зуба.

Для заточки пильных цепей бытового инструмента, применяются круглые напильники диаметром 4, 4.8 мм, обусловлено это тем, что они имеют маленький зуб. Для профессиональных моделей используют более мощные цепи с большим зубом, и соответственно нужны напильники диаметром 5.2, 5.5 мм.

Для того чтобы правильно произвести заточку, не достаточно наточить только режущие кромки зуба, нужно еще произвести корректировку ограничителя глубины реза. Если этого не сделать, цепь не будет врезаться в распиливаемый материал на требуемую глубину, что заметно снизит скорость проведения работ и точно так же, как и в ситуации с тупой цепью может привести к перегреву двигателя пилы из-за не достаточной нагрузки на двигатель. Эта работа выполняется с помощью плоского напильника.

Описание процесса заточки с помощью напильников

Первое с чего начинается правка пильной цепи на пиле, это установка инструмента на ровную площадку или стол. В условиях леса, для этого хорошо подойдет чурка большого диаметра. Далее нужно провести осмотр пильной цепи на наличие каких – либо дефектов, это могут быть трещины, полностью отломленные зубья. После осмотра, нужно установить тормоз в рабочее состояние, тем самым заблокировав её движение по шине.

Под шину желательно подкладывать подставку, в качестве неё можно использовать полено, кусок ветки подходящего диаметра, либо у производителей инструментов для заточки имеются специальные струбцины для удержания шины в процессе заточки цепи.

Заточка цепи производится движениями напильника изнутри зуба наружу. При этом напильник должен располагаться параллельно специальной метке на цепи. Эта метка наносится изготовителем цепей для указания стандартного угла заточки.

Затачиваемый зуб, должен располагаться примерно посредине шины, это необходимо для удобства проведения работ, в процессе заточки нужно продвигать цепь по шине, не забывая при этом каждый раз устанавливать тормоз в рабочее положение.

В идеале, производители советуют проводить одинаковое количество движений напильником для каждого зуба, но на практике это не всегда возможно, т.к. зубья имеют разную степень повреждений рабочей кромки.

Для облегчения заточки пильной цепи с помощью напильника, могут применяться специальные держатели, с нанесенными на них разметками углов. Разметки сделаны не только для стандартного поперечного реза, но и для продольного.

Державки также удобно использовать, если вы не обладаете достаточным опытом заточки. Опытные мастера для заточки не применяют держатели, а могут использовать только специальные устройства, поддерживающие напильник.

Еще одно устройство, предназначенное для заточки, это ручной станок для правки пильных цепей. В качестве заточного инструмента в нем применяется обычный напильник, который можно самостоятельно заменить. Крепление станка производится непосредственно на шину, в нем также имеется возможность регулировки угла заточки зуба и специальный упор, удерживающий затачиваемый зуб.

Ручной станок для заточки, отлично подойдет для новичков. Наряду с электрическими моделями станков для заточки, ручной имеет свой неоспоримый плюс в виде низкой цены. В зависимости от производителя ручного станка их внешний вид может различаться, но принцип работы у всех один.

Корректировка глубины реза производится при помощи плоского напильника, таким образом, чтобы имелась разница между верхней режущей кромкой зуба и ограничителем высоты.

Как видно из рисунка ограничитель глубины стачивается таким образом, чтобы довести показатель зазора до заводского значения. Ниже приведена таблица, в которой указаны основные значения углов, а так же зазоров для наиболее распространенных типов цепей.

Технология ручной заточки

Выбор диаметра круглого напильника определяется шагом пильной цепи Показателям 1,3 и 1,6 мм соответствуют напильники диаметром 4 и 5,2 мм. Плоский напильник потребуется для уменьшения высоты упоров режущих звеньев.

  • Держателем цепи может служить приспособление любого вида, которое входит в перечень стандартного заточного комплекта. Для стабильности угла заточки необходимо использовать простой шаблон, лекало или специальный калибр.
  • Максимальное превышение напильника над спинкой зуба не более 1/5 своего диаметра.
  • Во избежание одностороннего износа напильник рекомендуется периодически проворачивать на 90 градусов, удерживать по отношению к вертикальной плоскости 90 градусов и 15-30 градусов — в горизонтальной.
  • Для заточки каждого звена желательно использовать одинаковое количество рабочих проходов.

Многие домашние умельцы предпочитают работать, зажав цепь в тиски. Со стороны экспертов возражений нет, при условии, что цепь не будет деформирована.

Последствия эксплуатации не заточенной цепи

Если не затачивать своевременно цепь цепной пилы, работать пользователю становится все тяжелее, а спил становится неровным. Такая эксплуатация приведет к таким негативным последствиям, как:

  • снижение КПД – распил требует больших физических усилий, соответственно, скорость работы падает;
  • повышение расхода топлива – перерасход может достигать 30%;
  • снижение срока службы пилы – быстро изнашивается цепная гарнитура, а также перегревается двигатель, что повышает вероятность выхода из строя инструмента;
  • риск получения травмы пользователем – при нестабильной работе пилы может порваться цепь.

Когда точить

Есть ряд факторов, которые подскажут, когда пришло время точить цепь бензопилы:

  1. Снизилась производительность. Увеличилось время распила.
  2. Чувствуется излишняя нагрузка на пилу.
  3. Повышенные вибрации.
  4. Мелкая стружка.

Для новичков тяжело заметить первые 3 момента, поэтому рекомендуется следить за тем, какая стружка вылетает из разреза.

Как определить, что цепь затупилась?

К сожалению, во многих случаях заточка осуществляется несвоевременно – пользователь просто не замечает признаков, указывающих на то, что цепь затупилась. Это, в свою очередь, приводит к падению производительности, разрушению шины и ведущей звездочки, уменьшению срока службы бензопилы

Чтобы таких проблем не возникало, во время работы обратите внимание, во-первых, на вид стружки: если она становится более темной и мелкой, это явный признак того, что цепь требует заточки

Во-вторых, стоит приглядеться к зубьям цепи – во многих случаях затупление можно увидеть невооруженным взглядом.

В-третьих, необходимость заточки можно определить по заметно сниженному уровню производительности – пилить становится заметно труднее, работа занимает больше времени.

Точим цепь на электрическом станке

Такой вид заточки используют сервисные центры или предприятия. На электрическом станке процесс существенно ускоряется. Станки могут иметь внешние различия в дизайне, но принцип заточки у них одинаковый: цепь устанавливается в специальный направляющий паз, который размещён на поворотной платформе и имеет специальный упор для фиксации затачиваемого зуба. Конструкция фиксатора оборудована регуляторами.

Заточка производится подвижным станком, который оснащён абразивным кругом и размещён под определённым углом. Устройство имеет регулировку глубины пропила (для неопытных пользователей). После включения оператор опускает абразив и затачивает зуб. При необходимости заточной круг можно поменять. После окончания одной стороны цепь необходимо перевернуть, и аналогично заточить зубья на другой.

Как работает система смазки цепи бензопилы

Чтобы подача смазки к звеньям пильной цепи была наиболее эффективной, на бензопилах устанавливается специальный насос. Его задача заключается в дозированной подаче смазывающих материалов на шину агрегата. Интенсивность подачи масла зависит от количества оборотов бензинового или электрического привода.

Устройство системы смазки

Детали и конструкция смазочной системы на агрегатах от разных производителей могут незначительно отличаться, но сам принцип ее работы не меняется.

Система смазки состоит из следующих компонентов.

  1. Бачка для смазочных материалов. Как правило, он размещен в картере двигателя.
  2. Элемента фильтрации, расположен внутри бака.
  3. Маслопровода. Представляет собой шланг, изготовленный из устойчивой к нефтепродуктам резины.
  4. Масляного насоса – основного компонента системы смазки.
  5. Шестерни червячной передачи. Основная ее функция — это передача вращательного движения от двигателя к насосу.

Шину агрегата также можно назвать частью смазочной системы, поскольку она имеет отверстия, через которые подается смазочный материал.

Принцип работы смазочной системы

Главным узлом системы является насос, и работает он по следующему принципу. Когда увеличиваются обороты двигателя, шестерня, закрепленная на главном валу, передает вращение на вал насоса посредством червячного механизма. При вращении вала насоса повышается давление в магистрали. Благодаря этому смазка начинает движение в ней по направлению к шине.

Масляный канал заканчивается в месте, где шина соприкасается с картером. Именно здесь находится проточка, с которой совмещается смазочный канал шины.

Данная проточка обеспечивает транспортировку смазки на шину, независимо от того, какое натяжение имеет цепь агрегата. Шина во время работы может иметь любое положение, но масло все равно будет поступать на нее сквозь эту проточку.

Затем в процесс смазки включается пильная цепь. На ее звеньях имеются либо отверстия, либо специальная проточка (зависит от модели цепи). Благодаря таким усовершенствованиям, смазочный материал разносится по всему периметру шины, и смазка цепи бензопилы происходит равномерно. Если обороты двигателя увеличивается, то соответственно, увеличивается интенсивность подачи масла.

На некоторых моделях агрегатов, устанавливаются насосы с возможностью регулировки подачи смазки.

В таких агрегатах, если возникает необходимость, можно увеличивать или снижать количество смазки, поступающей на шину.

Как понять, что пора затачивать бензопилу?

Есть несколько способов понять, что главный элемент бензопилы пора наточить, а именно:

  • вы прилагаете больше усилий для работы с пилой;
  • наблюдается обвисание цепи;
  • присутствует вибрация при распиле;
  • спил получается рваным.

Если в процессе осуществления каких-либо действий с инструментом вы наблюдаете хоть одну из этих причин, значит необходимо отдавать бензопилу на заточку, либо заточить цепь на бензопилу своими руками. Тем, кто занимается валкой леса или активно работает с древесиной, приходится часто заниматься заточкой бензопилы. В некоторых случаях пила нуждается в заточке по нескольку раз в течение дня.

Специфика зубьев бензопилы

У зубьев пилы есть своя специфика, поэтому, чтобы понимать, какая именно часть зубьев подлежит заточке, надо знать, как устроен процесс спила древесины. По сути, данный процесс можно сравнить с рубанком.

Режущее звено зубьев устроено следующим образом:

  • основание;
  • лопатка зуба;
  • ограничитель по глубине среза;
  • торцевая грань;
  • верхняя грань.

Во время проведения процедуры заточки вручную, необходимо осуществлять контроль над такими параметрами как, угол заточки и уровень высоты ограничителя. Эти параметры должны оставаться приближенными к тем, которые заявлены у производителя. Правильная заточка гарантирует работу инструмента на должном уровне.

Не рекомендуется слишком сильно стачивать звенья или менять их порядок. Правильность расположения отвечает за исправную работу инструмента, иначе возникает шанс повышения нагрузки на корпус и двигатель прибора. Возникает вероятность в разрыве звеньев, а также гарантия кривого среза.

Основное, на что следует обращать внимание, выполняя процесс в домашних условиях и своими руками, следующее: чем выше значение угла, тем сильнее повышается производительность пилы. Поэтому выполнять процесс приведения пилы в рабочее состояние необходимо под острым углом в промежутке от 25 до 35 градусов

К исключениям можно отнести случаи, когда необходимо выполнять продольный распил, тогда угол составляет 10 градусов.

Использование станка

Специалисты сходятся во мнении, что для заточки цепей от бензопил лучше пользоваться специальным электрическим станком. С его помощью можно добиться заводской точности.

Чтобы научиться правильно точить цепь от своей бензопилы на станке, нужно выполнять такие действия:

  • пилу следует установить в специальное отверстие;
  • ослабить зажимной винт цепы;
  • настроить уровень заточки, опираясь на таблицу или состояние самого тупого зубца;
  • последовательно обработать один зуб за другим, меняя полярность на станке;
  • либо обработать зубья через один (правый, затем левый), чтобы не менять полярность;
  • по завершении процедуры обработать бензопилу машинным маслом.

Всё, процедура завершена. Минимум времени и максимум точности.

Заточка цепи бензопилы на станке

Станок — это портативное приспособление для удобной заточки зубьев. В качестве абразивного инструмента в нём применяется всё тот же напильник, который можно менять в зависимости от калибра цепи. Приспособление крепится непосредственно на шину пилы. Как и в случае с державкой, на станке имеются метки для выдерживания нужного угла заточки, а также фиксатор затачиваемого зуба.

Станок для ручной правки отлично подойдёт для новичков. Неоспоримым плюсом такого приспособления является его низкая цена и то, что с ним можно добиться качественного результата, сравнимого с электрической заточкой. Внешне станки могут отличаться, всё зависит от производителя, но результат дают одинаково хороший.

Почему происходит затупление инструмента?

Заточка цепи требуется при её затуплении, поэтому для увеличения её срока службы требуется избегать следующих влияющих факторов:

  • использовать старые звёздочки и новые цепи или наоборот;
  • не применять смазку;
  • заливать в бензопилу некачественное масло;
  • не менять звёзды после стачивания их профиля и видимого износа;
  • не контролировать степень натяжения.

Если соблюдать правила эксплуатации инструмента, то он прослужит максимально долго. Точение требуется выполнять только при условии действительной необходимости данной процедуры, так как она снижает срок службы в среднем на 30%.

Особенности заточки цепи бензопилы

Параметры цепи (острие режущего угла, высота ограничителя) менять нельзя.

  • Однотипные участки всех звеньев подвергаются идентичной обработке. Излишняя выборка металла на одном из них приведет к изменению баланса, повышению нагрузки на механизм и в конечном итоге, разрыву цепи.
  • Для изготовления ее составных частей используется мягкий металл, поэтому заточка должна производиться крайне аккуратно, без особого нажима. Напильник при этом должен выдерживаться в строго определенном положении, по всем осям. Рисунок вверху это хорошо поясняет. Малейшее отклонение приведет к тому, что бензопила не сможет работать на прежнем режиме без снижения производительности. По большому счету, все придется переделывать заново.
  • В процессе заточки напильник необходимо постоянно проворачивать вокруг продольной оси. Иначе неизбежна односторонняя выработка металла его жала, и все дальнейшие обработки кромок этим инструментом будут приводить к тому, что погрешность станет расти. По сути, такая цепь довольно быстро придет в негодность, так как идентичность параметров звеньев нарушится.
  • Заточка всех зубьев производится в определенном порядке, последовательно, сначала с одной стороны (однотипных), потом с другой. При этом напильник прижимается лишь в направлении вперед. Задний ход – холостой.

Нередко бывает так, что одна или несколько режущих кромок стачиваются сильнее, чем остальные. Например, если бензопила попала на сучок. Как правило, это происходит при раскрое твердых пород дерева. В этом случае определяется зубчик с минимальной длиной, и все подгоняются под него. Разница в их параметрах приведет к неравномерности хода, рывкам при раскрое древесины, и разрыву на одном, а то и нескольких участках цепи бензопилы.

На заметку!
Углы заточки бывают разными. Они подбираются исходя из породы дерева, состояния материала (в первую очередь, его влажности), диаметра заготовок и ряда иных факторов. Именно поэтому при самостоятельной обработке граней зубьев, когда пила используется в быту при работе с разными образцами, рекомендуется ориентироваться на усредненное значение угла – 30º.

https://youtube.com/watch?v=qdfDaHVFSiw

Причины затупления зубьев цепи инструмента

Существует множество причин, почему происходит притупление режущих элементов бензиновых и электрических пил. Главная из них заключается в естественном процессе. Пиление древесины, которая имеет более мягкую структуру, чем металл, все равно приводит к постепенному притуплению режущих кромок зубьев. Избежать этого попросту невозможно, но скорость снижения уровня заточки можно снизить, если использовать качественные цепи, выпущенные добросовестными производителями.

К другим причинам ускоренного притупления бензопильных цепей принадлежат следующие факторы:

неправильно выставленное натяжение цепи;
использование низкокачественного масла, которое не попадает в соединения между звеньями, и тем самым не осуществляет качественную смазку

Особенно категорически противопоказано использовать отработку в качестве смазки;
важно учитывать тип распиливаемой древесины, иначе цепь может очень быстро затупиться. Специально для работы с древесиной высокой твердости следует использовать цепи с победитовыми напайками на зубьях;
попадание под режущие части посторонних материалов, например, металл, камень, пластик, песок, стекло, земля

Незначительное попадание земли или песка на цепь инструмента ускоряет притупление кромок в 10 раз;
длительная эксплуатация инструмента без перерыва. В ходе пиления режущие части подвергаются такому негативному влиянию, как нагрев. Чем выше температура металла, тем быстрее происходит притупление зубьев, поэтому специалисты рекомендуют делать перерывы в работе инструментом (примерно через каждые 2 часа перерыв на 10-20 минут);
неправильный выбор цепи под технические параметры инструмента
Этому моменту также следует уделить особое внимание, иначе это приведет не только к быстрому притуплению звеньев инструмента, но и снижению ресурса двигателя.

Еще один немаловажный момент, которому неопытные пильщики не уделяют должного внимания: заточку цепи бензопилы следует выполнять только и исключительно после ее остывания.

Это интересно! Совет для начинающих пильщиков: перед тем, как работать бензопилой, рекомендуется дополнительно смазать цепь моторным маслом. Вы наверняка замечали, что новые изделия имеют некую смазку. В процессе смазка цепи осуществляется через специальный канал маслонасоса, но не будет лишним, если перед работой, вы дополнительно нанесете смазывающее вещество прямо из бутылки или со шприца.

Вначале о страшилках

Будете пилить тупой бензопилой, получите три отрицательных фактора:

  1. Снизите КПД Вашего процесса. Например, вместо двух кубов, напилите один (за то же время);
  2. Подвергнете интенсивному износу механизм, с риском разрушения ведущей звёздочки и шины;
  3. Получите повышенный расход топлива;

Есть ещё четвёртый, возможно не столь значимый фактор – «рваный» срез спила.

И конечно, больше устанете, будете (возможно) злиться на самого себя, типа «чего мне дураку, не наточить заранее, теперь мучайся…»

Вот вам тест-вопрос (фото справа). Догадайтесь, какая стружка «вышла» из-под острой и тупой цепи? (ответ будет ниже).

Как понять, что цепь затупилась

Симптомы:

  • Повышенные физические усилия;
  • Провисание (растягивание) цепи;
  • Вибрация и «подтормаживающее» прохождение распила;
  • Неточность распила и изменение вида опилок (они становятся неровными с острыми «игольчатыми» краями, мелкими и пыльными). Это уже ответ на тест.

«По мнению экспертов и по моему тоже: хорошо заточенные зубья, важнее мощности движка.»

Почему тупится? Причины, в общем, известны, но назову основные:

  • Интенсивная или объёмная работа;
  • Случайное соприкосновение с камнем, землёй, твёрдыми сучками и т.п.;
  • Неумелое обращение (широкое понятие).

Характеристики зубьев – что вам нужно знать?

Режущее звено рассматриваемого нами бензомоторного приспособления конструктивно включает в себя: основание, лопатку, специальный ограничитель.

На лопатке зуба присутствует первое лезвие (торцевое). Оно располагается вертикально. Над ним (по горизонтали) находится еще одно лезвие. Чтобы пила функционировала по-настоящему эффективно, нам требуется придать обоим режущим элементам углы определенной величины. Коротко опишем их:

  1. Угол (задний) верхнего лезвия. Его формирует спинка зуба. Он позволяет бензопиле врезаться в обрабатываемый материал.
  2. Угол торцевого лезвия. Образуется суженной назад лопаткой. Он дает возможность производить обрезку стружки по бокам.
  3. Передний угол. Он формируется поверхностью скольжения лезвия и его кромкой.

Угол заточки разрешается выбирать индивидуально, ориентируясь на то, какие именно работы планируется выполнять с помощью пилы. Здесь следует учесть два нюанса. Первый – уменьшение угла заточки при обработке твердой древесины снижает вибрацию инструмента. При этом обеспечивается плавный ход последнего. Второй – при раскрое мягких деревьев увеличение угла заточки повышает производительность пилы.

Ограничитель глубины имеется на каждом отдельном звене. Он располагается перед лопаткой зуба. Величина ограничителя – это дистанция между его кромкой и режущей спинкой зубца. Она определяет производительность процесса резания, так как устанавливает глубину погружения пилы в древесину. В большинстве случаев дистанция ограничителя берется в пределах 0,5–0,8 мм.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий