Оборудование рабочего места
Решившиеся на освоение нового дела обычно начинают с приготовлений всего, что понадобится для работы. Новичок должен знать, что без основательной подготовки процесс обучения обречён на неудачу. Научиться резьбе по дереву можно, приложив много стараний. Вот что понадобится для комфортной работы:
Верстак. Основное рабочее место. Это может быть крепкий стол, но специальный верстак намного лучше. На нём есть всё необходимое, что может значительно облегчить процесс обучения.
Освещение. Работа резчика очень кропотливая, поэтому необходимо хорошее освещение. Лучше всего — солнечный свет, в вечернее время — электрические лампочки достаточной мощности.
Вентиляция. Работа с деревом связана с наличием стружки, а при шлифовании — это мелкая пыль. Чтобы не дышать загрязнённым воздухом, нужна хорошая вентиляция.
Инструменты. По дереву режут специальными резцами из высококачественной стали
Выбору инструмента уделяется особое внимание. От него зависит не только качество работ, но и здоровье резчика
Пораниться некачественным инструментом намного проще, чем надёжным и проверенным.
Многие мастера делают резцы для работ самостоятельно или заказывают их у проверенных производителей. Сегодня в розничной торговле встречаются разные наборы для резьбы по дереву
Однако качество таких инструментов часто далеко от идеала, поэтому важно отнестись к выбору инструмента со всей серьёзностью
Древнейшее искусство резьбы по кости
При выборе учитывается также вид творчества, который решено освоить. Для выжигания будет нужен специальный прибор. Для рельефной и скульптурной вырезки понадобятся большие резцы. Многие из них должны иметь разную конфигурацию и длину лезвия. Для геометрических орнаментов обычно используют маленькие резцы разной толщины и формы цевья.
Какой бы вид ни было решено начать осваивать, стоит познакомиться с основными формами резцов:
- Прямые стамески. Для вырезания прямых линий и выборки фона.
- Косые резцы. Для прорезки угловых орнаментов.
- Полукруглые стамески. Для работ с овальными элементами.
- Трёхгранники. Для прорезания трёхгранных канавок.
- Клюкорезы. Для выборки овальных канавок разной глубины и конфигурации.
История зарождения и развития
Дерево можно по праву считать одним из древнейших материалов, использовавшихся человеком.
А теперь сделаем большой прыжок почти в десять столетий и перенесемся к XVI веку, когда стали появляться первые артели резчиков. Из области обрядов и язычества резьба по дереву постепенно перешла к быту. Причудливыми узорами стали украшать предметы скудной меблировки и деревянную посуду. Техника стала изящнее, благодаря расширенному набору специальных инструментов, которыми стали пользоваться мастера. Помимо обычной древесины, в ход шли даже корни деревьев и кап (разновидность нароста). Своими причудливыми, неправильными формами они навевали абстрактные ассоциации и подталкивали резчиков к созданию оригинальных асимметричных предметов обихода. Артели массово украшали храмы, соборы, дворцы и дома зажиточных граждан. Большинство бытовой утвари (от ларей и до ложек) покрывались декоративными узорами. Так как дома старались украшать даже представители среднего класса, появилось отдельное направление под названием домовая резьба. Многие образчики сохранились и до наших дней. Большинство из них стало официальными памятниками искусства. Параллельно с домовой резьбой появилась и более сложная техника — объемная. Рельефные украшения требовали большого мастерства от резчиков, но результат того стоил. Резьбой украшали сундуки, стулья, игрушки, подставки, пряничные доски (аналог подносов), ложки, табакерки, шкатулки, спинки кроватей, наличники и ставни на окнах. Хотя еще пару десятков лет назад этот вид искусства пребывал в упадке, постепенно традиции старинной русской резьбы по дереву возрождаются. Ведь не зря говорят, что все новое просто было хорошо забыто.
Основные виды инструмента
В продаже встречаются самые различные варианты исполнения инструментов для резьбы. Все они подразделяются на две основные группы:
- Ручные характеризуются низкой стоимостью, а также простатой в эксплуатации. Однако, нельзя забывать о низком показателе производительности ручного труда.
- Электрические в последнее время получили широкое распространение, так как при их применении можно существенно ускорить и упростить обработку дерева. Как правило, электрический инструмент приобретают при серийном выпуске изделий, они характеризуются большей стоимостью, но позволяют получать более точные размеры и высокое качество обрабатываемой поверхности.
Электрический ручной гравер
Несмотря на большое распространение электрических инструментов, без ручных все же не обойтись. Они зачастую применяются для обработки труднодоступных мест.
Скульптурная резьба
Отличительной чертой данной резьбы является, конечно же, факт наличия скульптуры – могут быть изображены как отдельные фигуры, так и несколько фигур рядом, это могут быть люди, животные, птицы или другие объекты. По сути, этот вид определяют, как самый сложный, потому как от мастера требуется объемное видение будущей фигуры и умение сохранять нужные пропорции.
Для создания элементов декора, а также для украшения изделий, изготовленных из дерева, активно используется каждый из описанных способов. Художественная или декоративная резьба, которая была выполнена вручную, с легкостью заполнит интерьер дома утонченной и уникальной атмосферой, придаст уют и гармонию.
Выбор материала для работы
При выборе древесины следует обращать внимание на три критерия:
- Вес. Чем тяжелее брусок или доска, тем прочнее получится готовое изделие. Это правило распространяется на все типы древесины.
- Влажность. Не стоит использовать для работы сырую древесину. Рано или поздно она подсохнет, а это чревато деформацией материала, что может сказаться и на резьбе.
- Общее состояние. Чем больше в бруске наростов, сучков и деформированных волокон, тем сложнее работать с таким материалом. Такие дефекты не позволяют мастеру передвигать инструменты в нужном направлении, так как они будут постоянно «спотыкаться» о препятствия.
Если древесиной резчик запасается самостоятельно в соседнем лесу, то материал необходимо просушить. Желательно проводить эту процедуру летом, так как 1-2 недели дерево должно пролежать на открытом воздухе. Если заготовка имеет внушительные габариты, то этот период увеличивают до 1-2 месяцев. Нельзя оставлять материал на улице в «сезон дождей». Толку от такой процедуры не будет, так как при высоком уровне влажности окружающей среды, вода из микропор не исчезнет. После уличной просушки древесину вносят в дом, но не кладут рядом с отопительными приборами. Остатки влаги удалятся в течение недели. Для малогабаритных заготовок подходит технология вываривания. Их складывают в емкость с водой, которую нагревают и кипятят на протяжении 2-3 часов. Такой экпресс-метод позволяет быстро «выжать» остатки влаги из микропор древесины. После процедуры заготовкам дают «отдохнуть» в доме примерно неделю.
Мастер-класс формочки для печатного печенья
Чтобы сделать формочку для печатного печенья, сначала необходимо обрезать заготовку. Ширина и длина болванки зависит от размеров будущих кондитерских изделий. Можно ориентироваться на общепринятые стандарты и померить обычное юбилейное или кофейное печенье, купленное в магазине. Что касается выбора древесины, то для этих целей подойдет лиственница, бук, дуб. Заготовку вырезают из доски с помощью электролобзика. Далее ее закрепляют на рабочей поверхности и переносят заранее подготовленный эскиз изображения. Все детали композиции на печенье должны быть выпуклыми, соответственно фон обрабатывать не нужно. Набор инструментов для работы варьируется в зависимости от ее сложности. Чтобы резать было проще, нужно выбрать картинку-исходник, нарисованную с полутонами. Тогда мастеру будет легче ориентироваться с глубиной прорезания элементов. Для печатного печенья часто выбирают надписи, простенькие пейзажи с деревьями и птичками, животных, цветочные композиции, «букеты» колосьев.
Специальные инструменты
Встречается в продаже довольно большое количество специализированных инструментов, которые применяются только серийном производстве различных изделий из дерева. Примером можно назвать:
- Гибкий вал. Этот вариант исполнения подходит для получения резьбы практически любой сложности. Его может себе позволить даже начинающий мастер.
- Лазерный гравер. Бытовая модель подобного приспособления обходится в 7 тысяч рублей. Варианты исполнения, которые способны работать по 3D-проектам, стоят не менее 30 тысяч рублей.
Лазерный гравер относится к многофункциональному оборудованию, которые могут применяться для проведения различных работ. Для этого предоставляется возможность сменять рабочие насадки и изменять параметры обработки. Подобные инструменты для вырезания резьбы можно приобрести в специализированном магазине.
Лучше меньше, да лучше.
Тут дедушка Ленин прав. Лучше за одни и те же деньги купить пару фирменных, качественных стамесок, чем десяток дешевых. Разницу можно понять, опять же, не сразу, а только после того, как вы познаете науку заточки инструмента и познаете азы резьбы. Только тогда можно сравнивать.
И вот мы подошли к вопросу Вашего кошелька! Как не крути, без этого никуда!! Мой совет прост: есть деньги – покупай лучшее! Бюджет – выбирай средний ценовой вариант! Нет денег – не бери самый дешёвый инструмент, добывай деньги и купи хотя бы одну стамеску средней ценовой категории! Самые дешёвые стамески, как правило китайские, из дерьмового металла, плохо закаленные, т.е такой инструмент очень плохо держит жало. Приступая к резьбе с таким инструментом вы скорее всего разочаруетесь в ней на всю жизнь или вместо резьбы у вас на выходе будет художественное ковыряние.
Для начала, не спешите покупать сразу много инструментов, достаточно двух – трех. Сразу очень трудно определиться с выбором крутизны радиуса полукруглой стамески (в идеале нужно иметь все, но начать можно со среднего радиуса). Н-р, при ширине 30мм, есть 5-8 вариантов с радиусами от пологих до крутых. И к тому же Вы пока не уверены, увлечет ли вас это дело настолько, чтобы посвятить ему дальнейшую жизнь. Если не полюбите резьбу и забросите ее, будет потом весь арсенал лежать мертвым грузом и вечным укором…
Недорогие инструменты советую приобретать на выставках и вернисажах. Там можно купить кованные стамески без ручек по 300р ( это в Москве, в регионах дешевле). Ну а ручки, ну неужели будущие мастера резьбы не изготовят для себя сами?! Рукоять режущего инструмента, подогнанная под размер вашей ладони, намного удобней в работе. Хороший инструмент должен быть продолжением руки.
Все, что я сейчас рассказал – это вектор направления движения в начале творческого пути любого начинающего резчика. В следующих выпусках я поделюсь информацией о «рыбных» местах, где водятся хорошие инструменты. Расскажу, как самому изготовить нож, который будет служить верой и правдой не хуже покупного. И много чего другого – обстоятельно, дотошно и доходчиво. Не пропустите!
На этом сегодня всё. До встречи в следующих обзорах!
Как выбрать стамеску?
Стамеска для резьбы по дереву может характеризоваться различной формой режущей кромки
При его выборе уделяется внимание следующим моментам:
Силовые инструменты выбираются по толщине лезвия. Безударные модификации имеют толщину около 1,5 мм. Она не может выдержать высокую ударную нагрузку.
Выбор проводится в зависимости от того, какой именно тип работы будет проводится
Встречается несколько десятков разновидностей стамесок, каждая подходит для получения определенной резьбы.
В продаже встречаются электрические стамески с аккумулятором или проводом для питания от сети.
Уделяется внимание и популярности бренда. Более известные производители выпускают качественную продукцию, которая может эксплуатироваться на протяжении длительного периода.
В специализированных магазинах можно встретить наборы стамесок. В их может включаться несколько инструментов различного типа.
Стамески
Довольно распространенным инструментом назовем стамеску. Лучшим предложением считается продукция компании Kirschen Studia, но любая модификация обходится не дешевле 1000 рублей. Существуют самые различные виды стамесок для резьбы по дереву. Классификация проводится следующим образом:
- Прямые.
- Уголковые с V-образным профилем.
- Обратные с выпуклой рабочей частью.
- Изогнутые.
Стамески для резьбы по дереву
Стамеска для резьбы по дереву небольшой плотности может изготавливаться из недорогих материалов. При желании можно приобрести бюджетные варианты японских производителей. Стоит учитывать, что модель с короткой рабочей частью предназначены для ручной работы, ни более просты в эксплуатации. Варианты исполнения с более длинной рабочей частью предназначены для ударной работы.
Рельефная резьба
Элементы данного вида резьбы с фоном изделия находятся на одном уровне или выше него. В основном, данной техникой изготавливаются все резные панно. Определяют несколько подвидов рельефной резьбы:
плоскорельефная резьба с подушечным фоном. Данный подвид, по сути, можно соотнести к контурной резьбе, но здесь все края бороздок заоваливаются и имеют разную степень крутизны. К примеру, со стороны рисунка более резко, а от стороны фона постепенно. Название резьбы пошло от того, что за счет заоваленных контуров фон выглядит как из множества подушек. Рисунок располагается с фоном на одном уровне.
Рельефную резьбу, вполне обоснованно, определяют, как один из самых трудозатратных видов декоративной обработки дерева. На готовых изделиях можно увидеть множество разнообразных орнаментов и изображений, от различных эмблем и гербов до растений и животных.
Плосковыемчатая резьба
У основы плосковыемчатой резьбы лежит плоский фон, а нижний уровень элементов резьбы располагается под уровнем фона, то есть резные элементы углубляются в него. В плосковыемчатой резьбе определяют несколько подвидов:
- контурная резьба – считается самой простой, используется единственный элемент – канавка. С помощью таких желобков-канавок и получается изображение на плоском фоне. Канавка может иметь полукруглый или треугольный вид, в зависимости от используемой стамески. Для треугольной канавки используется резец-уголок, угловая стамеска или обычный нож, а для полукруглой, соответственно, полукруглая стамеска.
- скобчатая (ногтевидная) резьба – используется основной элемент – скобка. Полукруглая насечка на плоском фоне. Внешне напоминает след, который остается после надавливания ногтем на мягкий материал, от чего и происходит название – ногтевидная резьба. Такую насечку делают полукруглой стамеской в два приема: в начале перпендикулярно поверхности стамеску слегка углубляют в дерево, а после, отступив от первого надреза небольшое расстояние и под углом, наносится второй раз. В итоге получается насечка, напоминающая скобку. За счет большого количества нанесенных таких скобок, разных размеров и направлений и создается рисунок или отдельные его элементы.
- геометрическая (трехгранная) резьба – состоит из двух основных элементов: пирамиды и колышка. Пирамида представляет собой трехгранную пирамидку, заглубленную внутрь. Резьба выполняется в два шага: наколка и потом подрезка. В начале, с помощью резца, накалываются сектора, как бы намечая те, которые нужно будет срезать, а после подрезают их. Все элементы осуществляются с помощью ножа-косяка. Под различным расстоянием и углами, использование пирамид и колышек дает возможность включить в арсенал огромное количество геометрических фигур, в числе которых есть ромбы, сияние, соты, витейки, цепочки и многие другие.
- чернолаковая резьба – в основе данной резьбы лежит фон плоской поверхности, который покрыт черной краской или черным лаком. Здесь, как и в контурной резьбе, рисунок строится из прорезанных канавок на фоне. Разный профиль и глубина канавок создают утонченную игру светотеней, а также контраст прорезных светлых канавок с черным фоном.
Классификация видов резьбы
Наравне с керамикой дерево всегда было одним из основных источников надёжного материала для бытовых нужд человека. Деревянная посуда и орудия труда до сих пор востребованы в повседневной жизни. Опытные домохозяйки стараются окружить себя не только удобной, но и красивой посудой. Замысловатые узоры и украшения до сих пор не теряют популярности.
Основные направления
Начинать лучше всего с азов. Вот основные виды деревянного резного творчества:
- Скульптура. Фигурки из древесины есть в большинстве музеев художественного прикладного искусства. Это разные зверушки, игрушки, бытовые сценки и многое другое. Очень популярны резные маски из твёрдых пород в Африке и на других континентах.
- Токарная резьба. Точённые из древесины предметы давно стали неотъемлемой частью культуры многих народов. Матрёшка часто ассоциируется с Россией, как чёрные шаманские маски с Африкой. Посуда, кубки, подсвечники, детали мебели — это далеко не полный перечень применения токарных изделий.
- Рельефная. Один из самых распространённых видов этого искусства. Резчики любят этот приём из-за больших возможностей и многочисленной вариативности применения.
- Геометрическая. Самый простой вид деревянного искусства. Именно с него чаще всего начинают обучение вырезанию по дереву. Начинающих мастеров привлекают простота этого вида и многократное повторение элементов, что позволяет натренировать специфические навыки и терпение.
- Ажурная. Простой лобзик в руках мастера становится волшебной палочкой. С его помощью такие умельцы делают удивительные произведения. Очень востребован этот вид искусства был в архитектуре позапрошлого и прошлого века. До сих пор в старых селениях можно встретить резные карнизы и ставни окон.
Разновидности резьбы по камню
Как сделать самостоятельно
Изготовление качественного инструмента начинается с правильного выбора материалов. Для лезвия можно взять:
- Фрезу по металлу. Среди прочих заготовок, эта обладает достаточной жесткостью, хорошо держит заточку.
- Сверла по металлу станут основой для узких мини-стамесок.
- Полукруг легко получить из использованного пробойника.
- Стамеска для углов получится из любого профилированного инструмента.
- Напильник так же станет отличным исходником для столярной стамески.
- Надфили становятся основой для создания тонкого инструмента.
Чтобы сделать мини-стамеску, можно взять небольшой кусок металла в качестве заготовки. В домашних условиях удобнее создавать именно небольшие инструменты.
Для ручки возьмем деревянный брус. Он гораздо надежнее пластика, да и в руке сидит увереннее.
На рынке можно встретить кованые стамески для резьбы по дереву. Их производят из углеродистой прочной стали, такие отличаются стойкостью к износу и дольше держат форму и остроту.
Мы рассмотрим способы создания профессиональных стамесок из подручных материалов.
Подготовим инструмент:
- Резак по металлу;
- Пассатижи и щипцы;
- Емкость с водой для остужения раскаленного металла.
Стамеска из фрезы
Стамеска своими руками делается очень быстро по такому алгоритму:
- На пиле вырезаем заготовку нужной длины по нарисованному заранее контуру. Следует предусмотреть запас для ручки такой же длины, как лезвие. В такой пропорции инструмент надежно зафиксируется в деревянном кожухе.
- Шлифуем поверхность лезвия, постоянно окуная металл в воду для охлаждения.
- Теперь вырезаем из дерева ручку. Для этого используют пилу, рубанок. Рукоятка будет состоять из 2-х половинок, между которыми зафиксируется металлическая заготовка.
- В одной из половинок ручки создаем гнездо для лезвия. Для этого по размеру создаем неглубокий контур.
- Готовые детали соединяем с помощью столярного клея, зажимаем в тиски и оставляем на сутки. Для надежности половинки можно притянуть небольшими саморезами.
Таким способом можно сделать прямые или скошенные мини стамески. Вместо диска подойдёт любая деталь из прочной стали.
Инструмент из сверла по металлу
Как сделать стамеску из сверла не составит особого труда:
- Оконечник сплющиваем ударной нагрузкой или спиливаем;
- Придаем ножу нужную форму. Из сверла получаются отличные ноготки или клёпики;
- По приведенному алгоритму делаем ручку.
Стамески из сверла широко используются в столярной практике: их можно сделать легко и быстро, а главное – по нужным, самым тонким размерам и форме.
Полукруглые стамески
Самая распространенная полукруглая стамеска для резьбы по дереву получается из пробойника – заготовка уже имеет нужную форму. Остается только срезать лишний металл и заточить лезвие.
Как сделать полукруглую стамеску:
- Берем пробойник нужного диаметра.
- Пилой срезаем лишнюю часть радиуса.
- Пока металл теплый, ему можно придать желаемую округлость, например, немного сплющить полукруг для получения полуовала.
- Затачиваем лезвие.
- Делаем ручку.
Используем напильник
Стамеска из напильника делается на точильном круге. Так изготавливают толстые прямые резаки и долото. Необходимо заточить напильник под нужным углом и вставить заготовку в деревянную ручку.
Из напильника квадратного сечения при желании можно выточить угловую стамеску. Для этого необходимо запастись хорошим абразивом для круга по металлу.
Надфили
Из тонкого надфиля получится отличный инструмент для резки любой формы. Причем сделать его можно прямо на кухне над газовой плитой.
- Берем надфиль пассатижами за середину и нагреваем над газом до красна.
- Аккуратно, но быстро загибаем раскаленную заготовку до нужной формы и опускаем ее в холодную воду для остывания.
- Протираем инструмент и затачиваем его.
Подготовка к работе
Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.
Узоры для резьбы по дереву
Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.
Подготовка заготовки из дерева
Нужно отпилить от куска древесины досточку нужных размеров. Для первого раза достаточно взять небольшое полотно с толщиной в 2 см.
Поверхность нужно отшлифовать наждачной бумагой. Сильно затирать не стоит – достаточно убрать мелкие сколы и занозы. Удаление таких дефектов позволит легко скользить инструменту по поверхности. Дополнительно на руках не останутся занозы.
Подготовка поля
Ровную гладкую поверхность нужно расчертить. С помощью линейки и карандаша поделить всю площадь на клеточки со стороной в 5 см. Параметры клеток зависят от величины узора и его «подробности».
READ Как определяется плотность пород дерева?
Расчертить заготовку по всему периметру. Каждая ячейка станет основой для формирования элемента будущего орнамента.
Создание эскиза узора
Проходя между ячейками, формируется узор, который в дальнейшем будет вырезаться ножом. Можно использовать такой, как представлен выше, или более сложный – все зависит от уровня мастерства мастера.
В более сложных версиях орнамента используются плавные изогнутые линии.
Художественная резьба и ее виды
Данный вид обработки дерева обширно используется для украшения различных деталей интерьера, создания арок, пилястр, панно, фриз, фактур. Резьбу применяют для украшения шкатулок, шахмат, рамок картин, зеркал, дверей, окон, шкафов, а также других элементов интерьера и бытовых предметов.
Уже в течение многих веков существуют особые техники обработки дерева, а на сегодняшний день известно множество различных видов:
- плоскорельефная;
- рельефная;
- прорезная.
В наше время в резьбе по дереву отсутствует строгая классификация, а все потому, что в одинаковых изделиях могут быть использованы совершенно разные виды резьбы. Декор с резьбой во все столетия имел особое значение и всегда высоко ценился, а с помощью современных технологий создаются привлекательные и долговечные предметы декора и интерьера.
В современной обработке дерева, все же, можно, в условной степени, выделить основные типы:
- сквозная резьба (к этому типу относится пропильная и прорезная резьба);
- резьба глухая (сюда относятся все виды рельефной и плосковыемчатой резьбы);
- скульптурная резьба.
Виды резьбы по дереву
Резьба по дереву — древнее искусство, которое в старину называли «Резное дело». В каждом уголке страны вид резьбы отличался отдельными элементами или узорами. Резное изделие можно изготовить практически из любой породы дерева. Как правило, для резьбы используют мягкие породы — липу, ольху или осину. Также используются и твердые породы, которые считаются более долговечными. К ним можно отнести дуб, вишню, бук, орех, яблоню.
Существуют следующие виды резьбы по дереву:
- Ажурная резьба
- Накладная
- Объемная
- Геометрическая
- Контурная
- Рельефная
Прорезная (или ажурная) резьба
Такой вид резьбы на Руси считался изыском. Ажурной резьбой с красивыми узорами зачастую были украшены фасады умельцев или состоятельных людей. Изделие с эффектом воздушного узора изготовить довольно просто, что объясняет большую популярность прорезного вида резьбы. Ажурную резьбу выполняют на заготовках 5−20 мм. Этот способ также называют сквозным или пропильным. Используется ажурная резьба для декоративного украшения домов, карнизов и других элементов жилища. Изюминка ажурного рисунка в том, что, солнечный свет, попадая на него, создает красивую кружевную тень.
Накладная резьба
Это одна из разновидностей ажурной резьбы. Орнаменты, выполненные прорезным способом, прибиваются или приклеиваются на уже готовое изделие. Такой способ также называют мебельной резьбой.
Объемная резьба (или скульптурная)
Это изделие, выполненное в трехмерном изображении. Можно выполнить или цельную скульптуру, или какую-либо часть, выделяющуюся от общего фона заготовки. Для работы этим способом требуется мягкая древесина — липа, ольха и т. д. В начале работы выполняется черновая обрубка, а после уже прорабатывают контуры рисунка стамеской. Самые маленькие, декоративные детали изготавливают при помощи стамески, ширина которой всего 25 мм. Готовую вырезанную фигуру отшлифовать и покрыть лаком или краской.
Геометрическая резьба
Геометрическая (или клинообразная) резьба представляет собой орнамент, сделанный по эскизам путем сочетания различных геометрических фигур. Для создания необходимой комбинации из фигур используют специальные рисунки для резьбы по дереву. Для начинающих рекомендуется применять такую разновидность геометрической резьбы, как скобчатая плоско-выемчатая резьба, поскольку этот способ значительно проще.
Контурная резьба
Такой способ резьбы выполняется путем вырезания на заготовке углубленных линий, формирующих контур нужного рисунка. Контурную резьбу можно сравнить с рисунком по дереву режущим инструментом вместо карандаша. Этот способ хорошо сочетается с другими видами резьбы или с росписью.
Рельефная резьба
Различают два вида рельефной резьбы: плоскорельефная и глухая. Рельефная резьба отличается привлекательным декоративным видом богатых композиций. Также прекрасно сочетается с другими способами резьбы по дереву.
Какой нужен ручной инструмент для резьбы по дереву
В процессе резьбы по дереву основной ручной инструмент – режущий
Чтобы он служил долго и обеспечивал желаемое качество работ, важно изначально обратить внимание на маркировку стали, для быстрорежущего инструмента это P18, P9, 9XC, подшипниковых элементов ШХ15
Стамески и ножи – основной ручной инструмент резчика по дереву. Профессионалы различают наборы по сериям для мягких и твердых пород дерева. Для мягких пород можно взять сталь с маркировкой 65Г.
Разновидностей стамесок очень много, включая долото, клюкарзы, ложкорезы. Новичку лучше начинать с приобретения универсального набора в 10-12 наименований стамесок. Наиболее рекомендуемые столярами – это стамески швейцарского бренда Stayer. Но есть и достойные российские производителей ручного режущего инструмента по дереву.
Также в работе понадобится подручный инструмент в виде струбцин, тисков для фиксации заготовок, а также ножовки по дереву, киянки, молотки, пилы, топор и стусло для распила и обработки.
Не менее важен и измерительный инструмент, а также инструмент для изготовления и сборки мебели. Большая часть из которого либо уже имеется у мастера, либо может пригодиться в быту.
Ножи
При производстве подобных инструментов применяется определенная нумерация, разобраться в которой достаточно сложно. Многие специалисты рекомендуют приобретать ножи для резьбы по дереву, входящие в стандартные наборы. Они производятся специалистами в рассматриваемой сфере, могут применяться для выполнения работы различной сложности. Только понабравшись опыта мастер сможет расширить свой ассортимент ножей в зависимости от жанровых предпочтений и потребностей. Наибольшее распространение получили следующие разновидности рассматриваемого инструмента:
- Богородский – вариант исполнения, который можно использовать для получения черного контура. При лезвии 6-3 см нож подходит для получения тонких работа или полукруглых форм. Рукоятка может изготавливаться при применении самых различных материалов.
- Татьянка – нож с длинной рукояткой, скос лезвия расположен на расстоянии 2 см от руки. За счет этого упрощается процесс обработки дерева.
- Косяк – вариант исполнения, схожий с сапожным ножом, лезвие скошен по углом 45 градусов. Заточка односторонняя, применяется при получении самой различной формы.
Также часто приобретается штихель для резьбы по дереву. Для обработки больших поверхностей может использоваться резак для дерева, который также характеризуется определенной формой режущей кромки. В набор часто включается нож топорик для резьбы по дереву. Его режущая часть может иметь различные размеры и форму, все зависит от конкретной поставленной задачи при обработке поверхности.
Мастер-класс геометрической резьбы
Как уже говорилось выше, геометрическая резьба считается одной из самых простых, поэтому идеально подходит для обучения начинающих мастеров. Для работы требуется минимальный набор инструментов. Во время процесса вырезания значение имеет только точность. Элементы рисунка должны обладать четкой симметрией. Сами изображения состоят из повторяющихся зон, которые образуют единую изящную композицию.
Технология и последовательность геометрической резьбы
В основе рисунка в технике геометрической резьбы лежат различные простые фигуры: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники, трапеции и ромбы, которые дополняют прямыми и изломанными линиями. Вопреки заблуждениям обывателей, готовые композиции лишены угловатости и грубости. Игра света и тени подчеркивает рельеф изображения. Сюжетов, как таковых, геометрическая резьба не имеет. Она передает настроение и ярко демонстрирует мастерство автора. Готовое изделие может поражать сложностью и тонкостью работы, а иногда придерживается принципов лаконизма, что никак не сказывается на его восприятии. Очень часто в основе композиции лежат традиционные русские орнаменты, которые ранее считались «оберегами» от злых сил. Процесс работы в технике геометрической резьбы условно делят на этапы:
- Подготовительный. Включает в себя изготовление болванки (заготовки) и черновое выравнивание ее поверхности, то есть удаление дефектов, сколов, рельефных элементов.
- Работа над композицией с использованием ножей.
- Заключительный этап. Финальная обработка заготовки: шлифование, пропитка специальными составами, покрытие лаком или краской.
После просушки резную поделку можно использовать по назначению.
Необходимые инструменты
Для работы в технике геометрической резьбы потребуется минимальный набор инструментов:
- Карандаш, циркуль и линейка (лекало) для составления точного рисунка.
- Два типа ножей: «косячок» и «перо» (разновидность богородских ножей).
Первый вид ножа используется для вырезания прямых линий, которые формируют угловатые геометрические фигуры, а второй — для «канавок» с мягкими изгибами.
Создание эскиза узора
Мастера, у которых «рука набита», наносят узоры прямо на заготовку с помощью карандаша и циркуля, линейки. Для новичков лучше сначала нарисовать эскиз на бумаге или использовать уже готовые рисунки, которые можно легко найти во всемирной паутине. Узоры распечатывают, после чего прикладывают к болванке и обводят по контуру с использованием копирки. Когда рисунок будет полностью перенесен на заготовку, можно приступать к вырезанию композиции.
Вырезаем узоры
Начинать нужно с мягких деталей (круги, лепестки, плавные линии). Для работы используют нож-перо. Его зажимают в руке между ладонью и указательным пальцем. Большой палец отставляют в сторону и прислоняют к заготовке. Он послужит опорой. Согнутый указательный палец станет регулятором силы нажима на инструмент и угла его наклона. От этого будет зависеть глубина «канавки». Помните, что резать нужно «от себя». Сначала обрабатывают одну часть композиции (слева или справа зависит от ведущей руки), а затем болванку переворачивают и продолжают вырезать вторую часть узора.
Теперь в дело вступает нож-косячок для работы над треугольными элементами. Этот инструмент держат иначе. Его зажимают между указательным и большим пальцами, словно карандаш, но у самого конца ручки, ближе к лезвию. «Пятку» ножа с силой вгоняют в заготовку под углом в 45 градусов, но не у самого края фигуры, а с небольшим отступом. Его необходимо сделать, чтобы у выемки были «пологие» края. «Канавки» с таким рельефом выглядят красивее. Грани треугольников должны сходиться. По такому же алгоритму вырезают оставшиеся элементы рисунка. Отработанные кусочки древесины должны иметь форму пирамидок, тогда работа выполняется правильно.
Шлифовка и пропитка готового изделия
Чтобы сгладить шероховатость краев «канавок», поверхность поделки нужно слегка зашкурить наждачной бумагой. Затем изделие пропитывают специальным составом. Некоторые покрывают поделки лаком, но большинство мастеров отдают предпочтение процессу вощения (восковая мастика) или покрытию поверхности маслом. В этом случае поделка приобретет легкий, натуральный блеск. Обычно используют льняное, одуванчиковое, мятное, семитравное масло. Эти же составы отлично подходят для пропитки посуды. Поделку густо смазывают средством, после чего «втирают» масло в древесину. Теперь изделие должно высохнуть. Лучше всего положить его на улице просушиться под солнышком. Некоторые кладут изделия возле батареи или пользуются феном, дабы ускорить процесс.