Как узнать какая гарнитура на бензопиле
Определить тип цепи, которая установлена на бензопиле, можно несколькими способами. Если пила новая, только купленная, то тип и размер цепи указываются в документах (руководстве пользователя, в разделе характеристики). Если пила уже успела поработать и не известно, менялась ли гарнитура за время эксплуатации, то определить тип цепи можно проведя следующие действия:
- Снять гарнитуру и посчитать количество звеньев.
- При помощи штангенциркуля померить ширину хвостовика.
- Визуально определить тип режущего зуба. Острые боковые грани — чизельный, плавные грани — чипперный.
- Линейкой или штангенциркулем померить шаг цепи.
Важно! Неправильно снятые размеры могут привести к тому, что новая цепь не установится в шину бензопилы или будет иметь шаг отличный от шага звездочек, поэтому при проведении замеров нужно быть более внимательным. Еще один вариант определить размеры, который не требует использования измерительного инструмента — это посмотреть маркировку. Ширина хвостовика указывается с наружной стороны зубца ограничителя
Значения ширины на зубце показано без единицы, т.е. если на зубце стоит цифра 3, то ширина хвостовика 1,3 мм, остальные размеры аналогично
Ширина хвостовика указывается с наружной стороны зубца ограничителя. Значения ширины на зубце показано без единицы, т.е. если на зубце стоит цифра 3, то ширина хвостовика 1,3 мм, остальные размеры аналогично
Еще один вариант определить размеры, который не требует использования измерительного инструмента — это посмотреть маркировку. Ширина хвостовика указывается с наружной стороны зубца ограничителя. Значения ширины на зубце показано без единицы, т.е. если на зубце стоит цифра 3, то ширина хвостовика 1,3 мм, остальные размеры аналогично.
Некоторые производители, например, Орегон, на хвостовик своей продукции наносят номер модели. Зная номер, можно без труда определить характеристики цепи, найдя информацию о модели в каталоге.
Как проявляется необходимость заточки цепи
Если рабочие зубцы потеряли остроту либо неравномерно износились по высоте — работа такой бензопилой из удовольствия превращается в мучение.
Характерными признаками необходимости заточки цепи являются:
- снижение производительности;
- возрастание шума и вибрации при распиле;
- частые обратные толчки при заведении пилы в существующий пропил;
- образование мелкой по сравнению с обычной стружки;
- запах тлеющего дерева.
При проявлении этих признаков следует остановить работу и наточить цепь. Это можно сделать двумя методами.
Ручной способ заточки не требует полного снятия цепи с шины- достаточно ее ослабить. На затачиваемое звено устанавливают специальную оправку, задающую углы заточки рабочих поверхностей зубцов. С помощью круглого и плоского напильника, движущегося по направляющим, проводят заточку зубца. Далее оправку ослабляют и переставляют на следующее звено, повторяя операцию.
Точность заточки таким способом сильно зависит от квалификации и накопленного опыта работника. Преимущество его состоит в невысокой стоимости заточного комплекта и возможности правки зубьев прямо на рабочем месте.
Второй способ требует наличия дорогого оборудования, сравнимого по стоимости с самой бензопилой. Такой станок окупится, если требуется затачивать большое количество цепей каждый день. Несомненными достоинствами способа служат
- высокая производительность механизированных или автоматизированных установок;
- стабильность углов заточки от звена к звену;
- возможность установить высоту заточки по наиболее сточенному зубу.
Последняя возможность позволяет автоматически выравнивать высоту зубцов. Это существенно повышает срок службы цепи, поскольку нагрузка равномерно распределяется между всеми звеньями.
Еще один способ, позволяющий сэкономить и время, и средства- отдать цепь на заточку в сервисный центр. Он удобен, если есть запасная цепь.
Что это такое
Для улучшения качества реза, а также продления периода от одной заточки до другой, были придуманы твердосплавные цепи. В распиловке древесины использование твёрдых сплавов — не новость. Технология композитного соединения уже давно и успешно применяется в производстве дисков для циркулярных пил.
Твердосплавная цепь не является однородной по своей структуре. Она представляет собой соединение двух металлов: обычной инструментальной стали и особого сплава повышенной твёрдости. Из первой делаются ведущие, режущие и соединительные звенья, а также заклёпки. Сплав наносится на режущую кромку и верхнюю плоскость рабочего звена в виде тонкой пластины. Метод крепления — пайка. Это значит. что для присоединения твёрдой части и стального основания применяются медно-никелевые и медно-латунные припои. Выбор именно этих материалов неслучаен: они обладают хорошей текучестью, адгезией, а также имеют температуру плавление, примерно на 300 градусов отличающуюся от рабочего разогрева цепи. Именно поэтому перегревать пильную гарнитуру не стоит.
Победит — это народное название сплавов на основе карбида вольфрама, который составляет до 90% от общей массы вещества. Остальные 10% — это кобальт, который необходим как связующее, и совсем немножко углерода. Фактически карбид вольфрама — это металлокерамический материал, обладающий чрезвычайной твёрдостью и превосходной температурной стойкостью.
Толщина хвостика
От данной характеристики зависит толщина элементов, а также ширина ведущего звена. Между ней и размерами паза инструмента, предназначенного, чтобы протягивать цепь, есть прямая связь. Выбирая пильную цепь, следует учитывать, чтобы она могла поместиться в паз.
Читайте здесь: Бензиновая виброплита — строительные инструменты и механизмы и советы по их применению
Толщина хвостика влияет на прочностные и качественные свойства цепи, ее надёжность и выносливость. Стандартными считаются значения в 1,1, 1,3, 1,5, 1,6, 2 мм. Наиболее узкая цепь используется в компактных пилах бытового класса.
Толщина ведущего звена (хвостика)
Данный параметр является вторым по важности при выборе пильного элемента. Следует знать, что на разных марках бензопил шина будет отличаться по ширине
Ведущие звенья также предназначаются только под определенный тип шин.
Ведущие звенья бывают следующих размеров.
- 0,043” или 1,1 мм. Это самое маленькое ведущее звено. Устанавливается обычно в миниатюрных цепях, которые предназначены для “слабеньких”, бытовых агрегатов, не предназначенных для больших нагрузок.
- 0,05” или 1,3 мм. Хотя разница с предыдущим примером незначительная, режущий элемент рассчитан на более ощутимые нагрузки. Цепи со звеном 1,3 мм наиболее распространены среди владельцев бытовых и полупрофессиональных бензопил, имеют небольшой вес и достаточно надежны.
- 0,058” или 1,5 мм. Данный тип пил имеет не меньшую популярность, чем предыдущий, но используется уже не только в полупрофессиональном инструменте, но и в аппаратах класса профи.
- 0,063” или 1,6 мм. Цепи с такой толщиной хвостика являются более прочными и ставятся только на инструмент для профессионалов.
- 0,08” или 2 мм. Этот размер является завершающим среди типов ведущих звеньев. Цепь рассчитана на длительную работу и серьезные нагрузки. Не сложно догадаться, что элемент используется только на высокопрофессиональных бензопилах, обладающих высокой мощностью.
В итоге, чем больше толщина ведущего звена, тем прочнее и качественнее цепь, и тем большие нагрузки она сможет выдерживать. Но, выбирая режущий элемент, необходимо сверяться с инструкцией к аппарату, где указывается, какого размера шину допускается на нем устанавливать.
Шаговые характеристики пильной цепи
Чтобы правильно подобрать цепь, она должна совпадать с шиной по ее длине, ширине и другим конструктивным элементам.
Бытовая техника чаще всего комплектуется цепями с шагом 3/8 “. Они отличаются плавным ходом и достаточной степенью надежности и безопасности.
Модели профессионального класса с большой скоростью реза и повышенной мощностью используют звено большего шага — 0, 404“.
Попытка подобрать такую шину к бытовой бензопиле скорее всего приведет к ее перегрузке, повышенному износу и быстрому выходу из строя деталей двигателя и трансмиссии.
Как узнать
Чтобы определить шаг цепи, используемой на вашей бензопиле, обычно используют один из следующих способов:
- Снять шину и прочесть маркировку на хвостовике. Кроме искомого параметра, там в обязательном порядке обозначают длину гарнитуры, ширину паза между щеками, а также модуль звездочки.
- Если осталась упаковка, то можно посмотреть на ней. Ведущие производители печатают на ней не только шаг, но и тип зуба, ширину, номер напильника для затачивания.
- Измерить штангенциркулем расстояние между двумя соседними деталями звеньев. Это могут быть основания зубьев, их хвостовые части, центры роликов. Для роликов нужно взять ТРИ соседних.
От шага напрямую зависит производительность инструмента, поэтому у профессиональных моделей он больше. Категорически не рекомендуется приспосабливать к мощным бензопилам шины с небольшим шагом. Недогруз двигателя также приведет к ускоренному износу его деталей и сокращению ресурса высококачественной производительной бензопилы.
Для каждого класса операций лучше подобрать отдельную бензопилу, максимально соответствующую ему по характеристикам.
Во время выбора пазов и выпиливания внутренних разрезов приходится работать самым концом шины. При этом высока вероятность отбоя (или отскока) пилы. Это еще один довод за приобретение двух пил: мощной высокопроизводительной для массовых операций и распила толстых бревен или брусьев, и небольшой модели с короткой гарнитурой и маленьким шагом для доработки фигурных пропилов, пазов и других тонких деталей.
Глубина реза и высота профиля
От того, насколько высок профиль цепи, зависит глубина реза. Чем профиль выше, тем сильнее «вгрызается» цепь в материал, и как результат, повышается производительность инструмента. При невысоком профиле снимается более тонкая стружка, и цепь не так глубоко погружается в материал. Обычно глубина регулируется стачиванием ограничителей, которые находятся на каждом резце.
Есть следующие размеры профиля:
- высокопрофильные — 0,03” (0,762 мм);
- низкопрофильные — 0,025” (0,635 мм).
Эту информацию можно найти в документации к бензопиле. Данные типы профилей устанавливаются на любительские и профессиональные агрегаты. Но следует знать, что инструмент класса профи не всегда может быть оснащен высокопрофильными цепями, а бытовой инструмент всегда оснащается низкопрофильными режущими элементами.
Высокопрофильные цепи — это наиболее продуктивные элементы, а значит, имеют повышенную “агрессивность” и в добавок ощутимую вибрацию. Последняя значительно снижает производительность труда, так как не дает работать с агрегатом на протяжении длительного времени. Поэтому производители нашли золотую середину: при большом шаге изготавливается цепь с низким профилем, и наоборот, если шаг меньше, то и профиль делается высоким. Эти изменения максимально убирают все побочные эффекты, агрегат начинает работать с меньшей “агрессивностью” и нормальной производительностью.
Как исключить риски покупки цепного фальсификата
Отдельные недобросовестные производители и продавцы пытаются выдавать свои поделки за высококачественную продукцию известных брендов.
Они подделывают и саму цепь, и фирменную упаковку. Внешне инструмент выглядит точно так же, но, поскольку фальсификаторы экономят на материалах, долго он не прослужит.
Упаковка, как правило, сделана из неплотного картона, печать часто смазанная и нечеткая. Если взять несколько таких упаковок- на всех будет один и тот же серийный номер.
Опытные мастера советуют не играть в рулетку, самостоятельно пытаясь распознать подделку. Лучше покупать цепи в фирменных сервисных центрах или в проверенных строительных магазинах, дорожащих своей репутацией и не связывающихся с фальсификаторами.
Сфера применения
Твердосплавная цепь хорошо подходит, а иногда и просто незаменима для распиловки твердой и сверхтвёрдой древесины. Например:
- мореного дуба;
- запаренной древесины, по плотности схожей с костью;
- древесины твердых пород первого реза (от пня), комля, особенно сухого и свилеватого (с перекрученными волокнами);
- сухой древесины с мощными суками;
- древесины со льдом на поверхности или с загрязнениями песком или почвой.
Бензопилы с твердосплавными цепями используют при резки льда для любых нужд, в том числе и для создания ледяных скульптур.
Бригады спасателей МЧС штатно используют только такую режущую гарнитуру, даже когда приходится разбирать завалы из обычной древесины. В экстремальных ситуациях некогда следить за сохранностью цепи. Часто случаются касания режущей кромкой камня, земли, попадание в дереве металла. Обычная цепь мгновенно выйдет из строя и потребуется замена, а при ЧП на это нет времени.
Составные элементы и правила эксплуатации
Звенья трёх форм создают цепь для агрегата. Надёжность их соединения гарантируют заклёпки. Все звенья делятся на:
- режущие;
- ведущие;
- соединительные.
Первые звенья состоят из ограничителя глубины разрезания и режущей части Г-образного вида. Выпускают левосторонние и правосторонние зубья для разрезания. В зависимости от профиля резцы делятся на два вида — чизель и чиппер.
Ведущие звенья и режущие в одно целое связывают соединительные звенья.
Прежде чем приступить к работе, следует осуществить «обкатку» новой цепочки, что увеличит срок эксплуатации. Во-первых, надо на несколько часов замочить приспособление в масле, что позволит заполнить им все мелкие трещины и впитаться в трущиеся соединения. Во-вторых, кратковременно включить инструмент на холостых оборотах. Затем, проведя несколько пропилов, приступить к работе.
https://youtube.com/watch?v=xDd0cncRylE
Недостаточно натянутая змейка может сорваться с шины, а её перетяжка грозит повышенной нагрузкой и быстрым износом мотора, поэтому следует проверить натяжку цепи. Приспособление должно свободно перемещаться рукой. Чтобы проверить правильную натяжку, необходимо в верхней части шины потянуть зубец вверх, при этом треть хвостика сохраняется в паху шины. Если меньше — приспособление недотянуто, больше — перетянуто.
Важным фактором является смазка цепочки. Масляный насос, предусмотренный конструкцией агрегата, доставляет масло к режущему элементу из бака через особенное отверстие, а уже дальше цепь распространяет его сама. Смазка увеличивает время работы всех элементов инструмента, снижает растягивание цепи, нагрев и трение. Прежде чем включить новую гарнитуру, следует попробовать, справится ли масляный насос с регулярной обильной смазкой приспособления.
Выбор по типу звеньев
При изготовлении цепи могут применяться различные звенья, которые и определяют основные эксплуатационные свойства изделия. Среди особенностей выбора по этому признаку отметим следующее:
- Цепи среднего и высокого типа снабжаются двумя хвостовиками, за счет чего повышаются эксплуатационные характеристики, а также стоимость изделия.
- Владельцы бытовых моделей приобретают варианты исполнения пропускного и полупропускного типа. Первый вариант исполнения характеризуется тем, что после режущего звена располагается дополнительный элемент. Во втором случае соединительные элементы устанавливаются после каждой второй пары, что можно назвать ключевой особенностью.
Пильные элементы в зависимости от особенностей цепи могут составлять 50-37,5% рассматриваемого изделия. Не стоит забывать о том, что существенное упрощение конструкции становится причиной повышения нагрузки на основные звенья, вследствие чего изделие служит меньше и приходится чаще выполнять заточку. Однако, подобные варианты исполнения обходятся намного дешевле, что и определяет их популярность.
Также уделяется внимание и типу заточки. Классический вариант исполнения в большинстве случаев применяется для поперечного распила и редко для продольного. Это связано с тем, что звенья могут размещаться под различным углом относительно друг друга
Это связано с тем, что звенья могут размещаться под различным углом относительно друг друга.
Подбор цепи и шины для бензопилы. А так же советы по использованию.
Подбор цепи и шины для бензопилы трудная задача для многих, поэтому я решил рассказать в этой статье про это подробно. В конце несколько советов по использованию.
Подбор цепи
Самый простой вариант это, если у Вас на шине не стерлась информация о подходящей вам цепи. Тогда все просто по этим параметрам и покупайте цепь. Второй вариант, если осталась упаковка (пакет или коробка) от цепи. Из маркировки на упаковке можно выяснить количество звеньев цепи. Третий вариант тоже не сложный, но необходимо знать по каким параметрам нужно подбирать цепь.
Необходимые параметры цепи:
- количество звеньев
- шаг цепи
- толщина зуба ведущего звена
Как посчитать звенья
Длина цепи измеряется не в сантиметрах, а по количеству звеньев. Что бы быстрее и удобнее можно было посчитать звенья, цепь нужно сложить и выровнять звенья друг напротив друга. Далее считаем парами, потом умножаем на 2. Если в конце осталось одно звено без пары, то после умножения, это звено прибавляем к общему количеству. Например, 28•2+1=57.
Шаг цепи
Шаг цепи — это расстояние между заклепками, измеряется в дюймах. Основные размеры, которые можно сейчас встретить на пилах ¼″, 3/8″, 0.325″, 0.375″, 0.404″. Они применяются в зависимости от класса бензопилы. Самые распространенные шаги 3/8″ и 0.325″. Применяются на бытовых и полупрофессиональных пилах.
Толщина зуба ведущего звена
Толщину зуба ведущего звена все производители указывают последнее время в мм. Используются следующие: 1,1 мм, 1,3 мм, 1,5 мм, 1,6 мм. Применяются в зависимости от класса бензопилы и длинны шины. Самый распространенный 1,3 мм. Если толщина паза шины будет шире, чем толщина звена, то во время пиления бензопилу будет уводить.
Подбирать толщину звена, используя шину, нельзя. Особенно, если шина уже использовалась. В использованной шине паз изношен и никак не может быть эталонным. Лучше измерить звено микрометром или штангенциркулем.
Узнав все три эти параметра, вы можете купить правильную цепь для своей бензопилы.
Подбор шины
Шина подбирается по нескольким параметрам:
- длинна
- тип хвостовика
- толщина паза (если, цепь уже есть)
- шаг цепи
- расположение смазочного отверстия
Длину шины нужно выбирать исходя из рекомендаций производителя, если такой информации у вас нет, подбирать такую же, которая использовалась.
виды хвостовиков шин
Тип хвостовика очень важен, так как шина с другим либо не подойдет, либо принесет только вред. Основное деление типов хвостовиков шины: закрытый и открытый. Далее подбираем в точности по форме.
Толщина паза подбирается по толщине ведущего звена. Например, если толщина звена 1,3 мм, то паз по ширине должен быть 1,3 мм.
Шаг цепи важен для того, что бы шаг звездочки совпал с шагом цепи.
Если на вашей шине есть отверстие для смазки цепи, оно должно быть точно на том же месте. Если оно не совпадает или вообще отсутствует, то смазка не будет поступать на шину и цепь. Это приводит к перегреву и быстрому износу цепи и шины или полностью придут в негодность.
Несколько советов
Когда вы определились со всеми параметрами и собрались в магазин, обязательно возьмите с собой цепь и шину. Это поможет продавцу для правильного подбора или вам для сравнения и уверенности в выборе.
Цепь всегда выбирайте с закаленным зубом. Так же будет хорошо, если на режущем зубе цепи есть метка, до которой можно затачивать зуб. Еще по этой метке можно определить угол заточки цепи.
После завершения работы, ослабляйте немного цепь, до небольшого провисания. Не секрет, что при пилении цепь нагревается и растягивается, после этого мы ее натягиваем на шину. Что бы цепь не остывала в натянутом состоянии, ослабьте натяжение. Это продлит срок службы цепи.
Переворачивайте шину на другую сторону перед каждым пилением. Равномерный износ шины также продлит срок службы пилы.
В запасе лучше иметь одну или две цепи. Нужно это для того, что бы после каждого пиления менять их поочередно, опять же для увеличения ресурса.
Если у Вас не осталось ни шины ни пилы, обратитесь на специальные сервисы производителей цепей в интернете. Эти сервисы помогают правильно подобрать цепь и шину по моделям для бензопил всех известных брендов.
Теперь Вы знаете все параметры, что бы правильно выбрать цепь и шину для бензопилы. Удачной работы!
Если остались какие-то вопросы, пишите их в коментарии
Сколько звеньев должно быть в велосипедной цепи?
Хочется остановиться на одном моменте. Часто можно услышать вопрос: «Сколько звеньев должно быть в велосипедной цепи?«
Ответить на него однозначно нельзя. Их должно быть столько — сколько нужно для нормальной езды.
Прежде всего нужно четко определиться, что подразумевается под термином звено цепи.
Напоминаем, что у всех велосипедных цепей одинаковый размер полного звена – один дюйм (25,4 мм) и, следовательно, одного полузвена в 1/2″ или 12,7 мм. А есть еще и Халфлинк цепи (по английски Half-link, где half — половина, link — звено), у которых длина звена составляет 1/2″ (12,7 мм.). Это рассмотрено в статье об устройстве велосипедной цепи.
Поэтом длина цепи зависит от типа рамы велосипеда, размера перьев и т.д. Обычно на шоссейных или гибридных велосипедах от 114 до 116 полузвеньев или чуть меньше. У горных велосипедов рама меньше и цепи обычно от 106 до 108 полузвеньев или немного больше. Ну а как правильно определять длину цепи для Вашего конкретного велосипеда было описано выше.
Если точно нужно знать сколько звеньев именно в цепи Вашего велосипеда есть два способа: просто их пересчитать или измерить длину цепи рулеткой (сантиметром) и разделить это число выраженное в мм на 25.4 — длину одного звена (или 12,7 для Халфлинк цепи).
Конструктивные особенности
В широких и тяжелых цепях высококлассного профессионального оборудования каждое звено имеет пару хвостовиков. Это обеспечивает надежный контакт с шиной и звездочками и дает возможность инструменту противостоять сильным боковым нагрузкам. В обычной цепи доля режущих звеньев составляет половину.
Чтобы облегчить инструменты бытового класса, выпускают так облегченные недорогие модели:
- пропускные. опорное звено с хвостовиком устанавливаются сразу за режущим, их доля снижена до 40 %;
- полупропускные: опорное вставляется после каждого второго режущего, их доля – 35 %.
Снижение числа активных звенев ведет к пропорциональному возрастанию нагрузки на остальные. Это неминуемо приводит к сокращению срока их службы и повышению частоты заточек.
Подобрать такие цепи можно, если не хочется тратить лишних денег, при небольших объемах работ и эпизодическом их характере.
Техобслуживание цепи для бензопилы
Периодически следует проверять состояние режущей гарнитуры, оценивая и геометрию зубьев, и чистоту поверхностей в целом. Своими руками не составит труда также выполнить затяжку креплений и гаек. К примеру, натяжение выполняется через специальный винт по часовой стрелке. Современные модели бензопил обеспечиваются удобными механизмами регуляции оснастки, которые требуют минимальных усилий со стороны владельца. Тем, кто работает в интенсивном и регулярном режиме, рекомендуется приобретать для цепи бензопилы заточной станок, что сократит время на обслуживание гарнитуры. Это малогабаритные устройства, которые размещаются в гаражах и небольших мастерских. Станок имеет специальные приспособления для зажима цепи и органы заточки. Оператору остается только закрепить изделие, установить угол заточки и начать процесс заточки.
Выбор по типу звеньев
В бензопилах для профессионалов используется множество специфических форм рабочих элементов цепи. Основными, нашедшими широкое применение, являются чизельный и чиппельный типы. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но могут с успехом использовать в бензопилах и чаще всего в бытовых.
Поперечный разрез звена чизельного типа по форме напоминает цифру 7. Опыт эксплуатации таких цепей показывает, что они обеспечивают высокую производительность и качественный распил древесины. При таком профиле, рабочий участок звена имеет прямую поверхность, что позволяет равномерно внедряться в распиливаемый материал. К недостаткам чизельных вариантов следует отнести сложность заточки. Даже небольшие отклонения от заданных углов профиля существенно снижают режущую способность. Кроме того, при эксплуатации возникают закрытые зоны, которые становятся накопителем пыли и грязи.
Сравнительная таблица характеристик цепных электропил.
Поперечный разрез звена чиппельного типа по форме напоминает серп. Рабочая зона звена не имеет выраженных углов – они округлены. За счет этого увеличивается общая площадь рабочей зоны, что приводит к повышению нагрузок при пилении и несколько снижает функциональные способности режущего элемента
В то же время чиппельный тип получает преимущества при проведении заточки зубьев, так как не требует строгого соблюдения размеров и углов, а также не имеет недостатка, связанного с накоплением грязи и пыли, что важно при работе с древесиной