Что можно выяснить в ходе экспертизы
Недобросовестные подрядчики могут использовать во время строительства дешевые составы бетона вместо указанных в смете. Отбор керна бетона позволит выяснить его точную марку. По доставленному в лабораторию образцу также можно определить его морозостойкость и таким образом спрогнозировать долговечность конструкции, измерить влажность и пористость бетона (косвенно влияют на прочность состава и его устойчивость к соляной коррозии).
Пробы асфальтового покрытия с помощью алмазного бурения позволяют определить толщину и зерновой состав слоев асфальта, степень их сцепления, степень водонасыщения, коэффициент уплотнения и другие параметры.
Подготовительные и основные работы в ходе испытаний кернов асфальтобетона
Выборка цилиндрических образцов осуществляется после проведения работ по уплотнению асфальтобетона (через 1–3 суток для горячих составов, или 15–30 для холодных). Для составления объективной картины необходимо провести не менее трех проб на каждом участке площадью 7000 квадратных метров (или протяженностью 1000 метров). Для отбора образцов подбирается участок, отстоящий от кромки полотна не менее чем на 50 см.
Выемка асфальтобетонных кернов для испытания производится на всю глубину покрытия с помощью специального керноотборника. Размеры образцов могут быть скорректированы исходя из фракции используемого в строительстве щебня. Вес пробы крупнозернистого асфальта может достигать 6 кг при диаметре 100 мм. Образец должен быть цельным, без видимых трещин.
По завершении отбора асфальтобетонные керны, подготовленные для испытания, маркируются и доставляются в лабораторию. Созданные выемки заполняются холодным составом.
Методы испытаний
Методы испытаний асфальтобетона позволяют исследовать отдельные компоненты, сформированную смесь и готовое покрытие.
Определение средней плотности
- отобранный образец взвешивают в первоначальном виде;
- погружают на 30 минут в воду;
- взвешивают в жидкости;
- достают, вытирают и вновь взвешивают.
Результат определяется как среднее арифметическое значений плотности, полученных при исследовании трех и более проб.
Истинная плотность
- средний образец смеси или сформированный керн измельчают на фрагменты, размер которых соответствует величине максимального зерна асфальтобетона;
- взвешивают полученную массу, помещают в колбу и заливают на 1/3 смесью дистиллированной воды и ПАВ;
- емкость помещают в вакуумный шкаф с давлением до 2000Па на 30мин;
- доводят уровень до первоначального, снижают давление до 1 атмосферы и оставляют еще на ½ часа;
- взвешивают массу в воде.
Итоговый результат получают как среднее арифметическое 2 проб.
Водонасыщение
При определении водонасыщения проводят испытание кернов асфальтобетона, использовавшихся для определения средней плотности.
- пробы заливают водой на 3см и более;
- помещают емкость в шкаф с давлением 2000Па. Холодные смеси выдерживают 30 минут, теплые и горячие – 90 минут;
- затем снижают давление до атмосферного и держат смесь еще ½ часа холодную и час – теплую;
- материал достают из воды, вытирают и взвешивают.
Предел прочности
Используются образцы, проверявшиеся на водонасыщение.
- горячая и теплая смесь выдерживается на водяной бане со льдом один час, холодные пробы – 2 часа на воздухе;
- испытание проводят на прессе для асфальтобетона, принимая за разрушающую нагрузку максимальное показание измерителя силы.
Коэффициент водостойкости
Параметр показывает отношение сухого материала к подвергшемуся водонасыщению в течение 15 суток.
- пробу взвешивают на воздухе и в воде;
- насыщают образец водой в вакуум-приборе, переносят в емкость и выдерживают в воде при температуре 15оС в течение 15 суток;
- пробу вытирают и испытывают на предел прочности.
Оценка сцепления битума
- готовят два образца – контрольный и для испытаний;
- помещают пробу в кипящий 15% раствор поваренной соли так, чтобы жидкость накрывала материал слоем 30-40мм;
- вязкий битум выдерживают 30мин, жидкий – 3 минуты;
- образец достают, очищают от соли и сушат на фильтровальной бумаге;
- параметр измеряют после полного высыхания материала.
Также ГОСТом регламентируются испытания доли битума в смеси, гранулометрического состава каменного наполнителя и других параметров.
Отбор проб
Пробы асфальтобетона отбирают согласно с уставом ГОСТа (п. 2.3):
- Вырубают или высверливают небольшую прямоугольную форму (диаметр писаного образца 50 мм, с крупными вкраплениями 100 мм, с мелкими вкраплениями 70 мм).
- Для отбора проб не используют остатки образцов из керна, подвергшийся тестированию. Исключение распространяется на переформированные высушенные части асфальтобетона.
Также образцы изготавливают тремя способами:
- Уплотняют с помощью пресса под высоким давлением с подогревом форм (по методу Маршала);
- Уплотняют с помощью вибровальной машины, в отдельных формах.
Вид состава | Температурный режим |
Теплый | От 120 до130 C |
Холодный | От 100 до 120 C |
Горячий | От 100 до 110 C |
6 Методы измерений
6.1 Геодезический метод
6.1.1 Сущность метода заключается в измерениях высотных отметок в одной и той же точке в плане на поверхности кровли и подошвы каждого слоя дорожной одежды с последующим расчетом толщины слоя по разнице отметок.
6.1.2 Геодезический метод измерений толщины слоев дорожной одежды целесообразно выполнять параллельно с измерениями ровности оснований и покрытий методом амплитуд по ГОСТ Р 56925-2016 (раздел 5).
6.1.3 Высотные отметки подошвы и кровли слоя из монолитных материалов для расчета толщины следует определять путем геометрического нивелирования с погрешностью, не превышающей значений, допустимых по ГОСТ 10528-90 (раздел 1) для нивелиров точной группы (класса).
6.1.4 Для съемки высотных отметок подошвы и кровли слоев дорожной одежды из несвязных материалов, а также выполнения плановой разбивки необходимо применять тахеометры.
Погрешность выноса точек и определения высотных отметок не должна превышать значений, допустимых по ГОСТ 32869-2014 (приложение А) для тахеометров точного типа (класса). Для плановой разбивки допускается использование оборудования глобальной навигационной спутниковой сети по ГОСТ 32869-2014 (раздел 6, приложение А).
6.2 Георадиолокационный метод
6.2.1 Сущность метода заключается в непрерывном сканировании дорожной одежды по траектории движения георадара с заданным шагом излучения и приема сигнала, отраженного от границ слоев с построением волнового разреза (радарограммы) в координатах длины профиля и времени прохождения электромагнитного сигнала по глубине.
Определение толщины слоев с помощью георадара следует выполнять путем косвенных измерений. Для определения толщины слоя необходимо использовать результаты прямых измерений времени прохождения электромагнитного сигнала от верхней границы слоя к нижней и обратно.
Математическую зависимость толщины слоя h, см, от времени прохождения электромагнитного сигнала при определенном значении электрофизических свойств материала вычисляют по формуле
, (1)
где с – скорость света в вакууме (30 см/нс);
– время пробега электромагнитного сигнала от верхней границы слоя к нижней и в обратном направлении, определяемое с помощью георадиолокационного оборудования, нс;
– диэлектрическая проницаемость, определяемая по таблице А.1 (приложение А) или опытным путем (калибровка по данным бурения или применение приборов для измерения диэлектрической проницаемости).
На объекте должна быть выполнена полевая калибровка георадара по данным контрольного бурения (отбора пробы). Допускается калибровка записанных георадаром данных в ходе постобработки в камеральных условиях. Измеренное с помощью георадара значение параметра , а также измеренное в точке контрольного бурения (отбора пробы) посредством металлической линейки значение параметра h следует подставлять в формулу (2) для вычисления значения параметра :
. (2)
Косвенное измерение толщины слоев на удалении от точки контрольного бурения (отбора пробы) следует осуществлять при фиксированном значении параметра , полученном на основании калибровки георадара в ближайшей точке контрольного бурения с учетом 10.2.5.
6.2.2 Расчет толщины каждого слоя дорожной одежды по времени прохождения электромагнитного сигнала следует осуществлять по формуле (1) в автоматизированном режиме программными алгоритмами.
6.3 Разрушающие методы
6.3.1 Сущность метода заключается в измерении толщины слоя с помощью металлической линейки по отобранному (высверленному) керну (пробе) из дорожной одежды или прорытому шурфу как расстояния между верхней и нижней границами слоя.
6.3.2 Измерения толщины слоев из монолитных материалов следует выполнять по отобранным керноотборником цилиндрическим кернам. Допускаются отбор прямоугольных проб с помощью швонарезчика и выполнение измерений по ним.
Измерение толщины слоя из связных материалов и грунтов следует проводить по пробам, отобранным при колонковом бурении скважин; из несвязных материалов и грунтов – по измерениям на стенках шурфов.
Какое количество проб необходимо для испытаний?
Оптимальное время извлечения образцов из готового дорожного покрытия.
Для бурения кернов из дорожного полотна выбирают участок автострады, расположенный в полуметре от края покрытия или центральной оси дороги. Максимальный размер вырубки составляет 50х50 см. Обычно образцы имеют квадратную или цилиндрическую форму.
Тестовые образцы из горячих асфальтобетонов берутся через 1-3 суток с момента укладки, пробы из холодных смесей бурят на 15-30 сутки после монтажа полотна.
Количество кернов, необходимых на одну точку исследования, определяется размером сегментов асфальтобетона и необходимым количеством образцов для определения технических показателей материала.
Лаборатория асфальтобетона осуществляет вырубку проб согласно следующим стандартам: 3 керна на каждые 7 тыс. м2, либо на 10 тыс. м2, если общая площадь полотна для проверки составляет 30 тыс. м2.
Как мы отбираем керны
Экспертиза бетона позволяет определить соответствие его реальных характеристик проектным. Для этого используются заранее подготовленные заливки образцов, которые передаются в лабораторию для последующего анализа.
Если на первоначальном этапе строительства заливка не была выполнена, технологические свойства бетона определяются через отбор кернов.
Этапы отбора керна:
- Подготовка оборудования, выбор коронки нужного диаметра.
- Определение места выработки материала. Если проба берется в панельном блоке или монолите, область проверяется цифровым детектором на наличие арматуры и других металлических предметов.
- Бурение керна с подачей холодной воды для охлаждения коронки.
- Извлечение керна, его упаковка.
После завершения работы составляется акт с указанием даты процедуры, описанием материала, схемы отбора образцов. В дальнейшем вырубленный образец распиливается на несколько цилиндров, которые торцуются на специальном станке для придания им правильных геометрических размеров. В некоторых случаях торцы выравниваются эпоксидной композицией или цементным тестом. Готовые образцы выдерживаются в лабораторных условиях в течение 6 дней.
Судебная экспертиза асфальтобетонного покрытия
При отказе подрядчиком устранять строительный брак, на основании отрицательных результатов экспертизы подается исковое заявление в арбитражный суд. Судебная экспертиза дорожного строительства является безотказным инструментом для возврата выплаченной суммы контракта за некачественно выполненные работы.
Проведение дорожной экспертизы
Экспертиза дорожных работ выполняется по заданию Заказчика и куда могут входить следующие исследования:
- Визуальный осмотр покрытия, инструментальное обследование дорожного покрытия на наличие дефектов в виде трещин, неровностей, выбоин.
- Измеряется ровность асфальтовых покрытий 3-метровой дорожной рейкой;
- Проверяется геометрия полотна – проектные поперечные и продольные уклоны;
- Берутся вырубки-керны асфальта для лабораторных исследований;
- Расшифровываются результаты лаборатории, устанавливаются отклонения от нормативов и проекта;
- По итогам проверки составляется экспертный отчет о проделанной работе.
Способы проведения экспертизы дороги
Перед обследованием дорожного полотна эксперты тщательно изучают существующую проектно-техническую документацию. Опытные специалисты могут обнаружить дефекты, в том числе при визуальном осмотре, но только лабораторный анализ изъятых образцов-кернов дает точные и результаты.
Изучение проб дорожного полотна (кернов асфальтобетона) дает объективную оценку технического состояния дороги, хотя методы неразрушающего контроля используются в этой сфере достаточно широко. Обращайтесь к профессионалам. Наши специалисты имеют многолетний опыт по контролю качества асфальтобетонных покрытий и оснований. Имеем собственную аттестованную строительную лабораторию, лабораторное оборудование проходит ежегодную проверку, что исключает возможность ошибки. 20 декабря, 2021 / Экспертиза асфальтового покрытия
Порядок проведения экспертизы асфальтового покрытия
- Определяются цели и задачи экспертизы. Специалисты лаборатории изучают проектно-строительную документацию объекта, сметы.
- Выполняется визуальное обследование дороги. Дефекты фиксируют на фотокамеру. При необходимости измеряют неровности основания или покрытия.
- Осуществляется вырубка кернов, которые используют в качестве образцов для исследования в лаборатории.
- В ходе проверки устанавливают толщину слоёв дорожного покрытия, определяют прочность, водонасыщение асфальта и другие показатели.
- Во время испытаний ведётся протокол, а после завершения исследований составляется заключение, которое передаётся заказчику услуг.
Для оперативного проведения экспертизы используется мобильная лаборатория, установка для алмазного бурения асфальтобетона, вакуумное устройство для измерения показателя водонасыщения и другое оборудование.
Верхние слои асфальтобетона
Дорожная одежда включает в себя несколько слоев асфальтобетона различной плотности. В первую очередь укладывается более пористая асфальтовая смесь, а затем менее пористая и более прочная, рассчитанная на сопротивляемость износу, а также повышению шероховатости покрытия для обеспечения сцепления автомобильных колес с дорогой.
Также плотный верхний слой асфальта препятствует попаданию влаги во внутренние слои дорожного полотна, что повышает срок службы сооружения. Если вода попадет во внутренние слои покрытия, при ее замерзании будет происходить расширение, которое способно разрушить покрытие изнутри. Это особенно актуально для нашей страны, так как в течение года неоднократно происходят перепады температур от плюсовых к минусовым, и обратно.
Основные разновидности асфальтобетона по составу:
- Песчаный;
- Гравийный;
- Щебеночно-мастичный.
Песчаный асфальт
обладает наиболее низкими из данного списка эксплуатационными характеристиками, поэтому подходит для устройства только тех типов покрытия, на которые не будет оказываться серьезного внешнего воздействия. Это могут быть пешеходные зоны или какие-то частные территории.
Гравийный асфальт
имеет более высокие физико-механические характеристики, и может использоваться для устройства покрытия автомобильных дорог высоких категорий. Однако в настоящее время данная разновидность асфальтобетона практически полностью вытеснена щебеночно-мастичными смесями.
Щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА)
является лидером данного списка по своим эксплуатационным характеристикам. Может использоваться, в том числе, для дорог I категории с повышенной транспортной нагрузкой. Твердые горные породы в составе ЩМА формируют прочный каркас покрытия, а добавление специальных целлюлозных волокон предотвращает растекание битумного вяжущего.
Обратите внимание
. Цена укладки асфальта будет отличаться в зависимости от материала, так как более прочный асфальтобетон стоит дороже. Однако за счет высоких физико-механических характеристик и длительного срока службы использование высококачественного асфальта более чем оправданно.
Основные разновидности асфальтобетона по технологии укладки:
- Горячий;
- Холодный;
- Литой.
Материал | Описание |
Горячий асфальт | Горячий асфальт обладает высокими эксплуатационными характеристиками, поэтому дорожная одежда с использованием данного асфальтобетона может использоваться для строительства дорог любых категорий. При укладке смесь необходимо разогреть до 110-130°C, а температура воздуха должна быть не менее +5°C. |
Холодный асфальт | Холодный асфальт имеет более низкие физико-механические характеристики, поэтому не подходит для устройства покрытия на загруженных автомобильных дорогах. Однако преимущество холодного асфальта в другом – набор прочности происходит за счет испарения углеводородных соединений. Благодаря этому данный материал не нужно разогревать перед укладкой, а работы могут проводиться даже в холодные сезоны. Чаще всего холодные смеси используются для ямочного ремонта, что особенно актуально, когда привести покрытие в норму нужно в кратчайшие сроки. |
Литой асфальт | Литой асфальт можно отнести к горячим смесям, так как перед укладкой его разогревают до 190-250°C. Как и горячий, литой асфальтобетон обладает высокими эксплуатационными характеристиками, и может укладывать при температуре воздуха от +5°C. Основной особенностью литых смесей является отсутствие необходимости в уплотнении после укладки. Данный материал имеет жидкую консистенцию, а набор прочности в процессе остывания обеспечивает остаточную пористость в пределах 2%. Может использоваться для дорог любой категории. |
Плотность асфальтобетонной смеси
Общая плотность асфальтобетонного состава устанавливается двумя способами:
Расчетным методом.
На основании средних показателей от общей массы минеральной части состава и других содержащихся веществ в асфальтобетоне рассчитывают общую плотность по формуле:
Средний показатель двух образцов, с расхождением не более 0,01 г. на куб. сантиметр вносят в результат теста.
Пикнометрическим методом.
В первом случае обработанные пробы погружают в сосуд с водой и смачивателем, заполненным на 1/3. Полученную смесь размешивают и помещают в вакуумный прибор. Выдерживают при температуре 20 градусов Цельсия, доливают дистиллированную воду и вынимают через 30 минут. Плотность находят по формуле:
Отбор кернов асфальтобетона
для проведения лабораторных испытаний регламентируется и осуществляется на основании следующих нормативов —
СНиП 306.03.85 и ГОСТ 12801–9.8.
В процессе строительства/ремонта дорожного полотна появляется постоянная необходимость проведения контроля состояния покрытия — качества асфальтобетона по показателям проб, полученных в 3-ёх точках на площади укладки равной 7000 м2.
Керны/вырубки следует отбирать в слоях из горячих/теплых смесей через 1-3 суток после окончания проведения работ по уплотнению покрытия, а из холодного — через 15-30 суток.
Подготовительные работы
перед отбором проб участок асфальтобетонного покрытия, на котором предполагается выполнять работы, должен быть очищен от пыли. Отобранный образец керна/вырубки должен иметь цельный вид и форму, сетка трещин должна отсутствовать.
Если покрытие имеет более одного слоя, то отбор пробы осуществляется на всю толщину, вплоть до верхних слоев основания.
Для отбора кернов выбирают участок на расстоянии не менее полуметра от кромки покрытия или оси дорожного полотна размером не более 0,5*0,5м.
Основные работы
Отбор производят в виде квадратной вырубки с помощью швонарезчика, или цилиндрических кернов керноотборником.
Размеры вырубки и количество кернов с одной точки устанавливают по max. размеру зерен щебня и необходимому для испытаний количеству образцов.
Масса вырубки/кернов должна быть не менее 1 кг-для песчаных смесей, 2 кг-мелкозернистых, 6 кг — для крупнозернистых.
Диаметр кернов должен быть не менее 50 мм — для проб из песчаного асфальтобетона; 70 мм — для мелкозернистого;
100 мм — для крупнозернистого.
Полученные образцы маркируют, присваивая номера, заполняют акт отбора кернов в котором указывают объект строительства/ремонта, наименование подрядчика, выполнявшего работы, указывают номер пикета, на котором проводился отбор.
По окончании отбора, образовавшиеся лунки в асфальтобетонном покрытии заполняются на всю глубину холодным асфальтом (специально приготовленным составом смеси из битума, каменного мтериала и растворителя). Заполнение происходит с некоторым запасом, с тем расчетом, чтобы поверх лунки образовался небольшой выступ высотой до 10 мм (запас). После этого достаточно уплотнить ногой, выступающий над лункой валик, а остальное доуплотнение произойдет с течением времени естественным образом под колесами автомобилей.
Многослойные керны разделяют в лаборатории и регистрируют в специальном журнале испытаний, в акте отбора фиксируется время их сдачи. Полный цикл испытаний проб проводится в течение трёх календарных дней.
выбоины, керны, лабораторные испытния, отбор кернов, ремонт, трещины, уплотнение, ямы
- Главная
- Блог
- Заметки
- Отбор кернов асфальтобетона
Каким должен быть качественный асфальт?
Первый этап создания асфальтобетона – приготовление смеси. От верных пропорций, особенной рецептуры, технологий приготовления и укладки зависит качество материла. Производством смесей занимаются сертифицированные предприятия, на которых каждый этап приготовления отслеживается и фиксируется. Следующий этап – укладка асфальта. Если компания, которая ведет дорожные работы, неправильно транспортировала материал (в несоответствующей температуре), качество ухудшается.
Качественный асфальт:
- минимально пружинит;
- разметка не стирается и легко наносится;
- прочный и надежный;
- обладает водоотталкивающими свойствами;
- ровность асфальтобетонного покрытия;
- имеет акт качества и гарантии от производителя.
Методы оценки качества бетона
Асфальтоанализатор предназначен для определения содержания битума в асфальтобетоне. Современная оценка качества бетона может проводиться вне лабораторных условий (ранее такой возможности не было). Контроль над качеством осуществляют специальное переносные приборы – плотнометры. Техника прямо на месте определяет уровень плотности покрытия, уровень устойчивости к нагрузкам и водонасыщение.
Лаборатория все еще остается востребованным методом проверки качества. Здесь могут дать более развернутую информацию обо всех возможных факторах и свойствах. Испытание асфальтобетона занимает несколько дней. Для проведения анализов берется несколько проб асфальта. Затем образцы подвергаются воздействиям разного характера, чтобы проверить качество и устойчивость материала.
Определение состава
Перед укладкой дорожного полотна состав проектируют в соответствии с нормами эксплуатации. Проектировка помогает заранее определить будущие свойства бетона, менять их, в соответствии с нужными функциями. В первую очередь, при проверке состава, смотрят на соотношения битума и минеральных веществ. Их соотношение влияет на однородность материала и, соответственно, на качество. Образцы тестируются и проверяются лабораторно.
Состав определяют в асфальтоанализаторах (они разработаны в Европе). Процесс длится не больше часа. Бетон разделяют на составные части:
- каменная;
- минеральная;
- битум.
Битум и твердые материалы не разрушаются и подвергаются дальнейшим исследованиям. Проводят испытания песка и каменных масс. Температура распада составляет 80 °C.
Оценка устойчивости в колееобразованию
Установка для проведения испытаний на колееобразование . В каждой стране действуют ГОСТы для регламентации устойчивости бетонных растворов к сдвигам и разрушениям. Существует метод прогнозирования (достаточно давно используется в странах Европы и Америки). Таким образом можно оценить колею, которая продавлена колесом.
Устройство, используемое для прогнозирования – секторный уплотнитель. С его помощью можно приготовить бетонную смесь, которая будет максимально похожа на ту, которую используют для дорожного покрытия. Полученные образцы погружают в установку уплотнителя. В нем происходит имитация механических повреждений материала. После эксперимента моделируются специальные графики колееобразования, которые учитывают:
- глубину впадин;
- приблизительные условия эксплуатации;
- граничные сроки использования дорожного полотна;
- качества и устойчивость к деформации асфальтобетона.
Испытания в условиях отрицательных температур
Низкие температуры меняют вязкостные характеристики асфальтобетона. По сути, меняются свойства асфальтовой смеси. Состав становится более хрупким, не выдерживает динамическое напряжение, становится менее устойчивым. Из готовый смеси делают балку, которую помещают в специальные климатические камеры (перепады температур до -40°C).
Тесты, которые проводятся в климатических камерах:
- Температуру понижают примерно до -40°C. Образцы, которые помещены в камеру, тянут до состояния разрушения.
- Температуру постепенно понижают, но никаких действий над балкой не производится. Появляется напряжение в балке, его контролируют и изучают. После серий понижения температуры, балка разрушается окончательно.
- Балку начинают нагружать специальными материалами, затем резко снимают груз. Рассчитывают время напряжения и расслабления материала.
- Выставляют постоянную температуру, при которой материал растягивают с поступательной интенсивностью. Измеряют деформацию бетона, фиксируют возможные параметры нагрузки. В результате получаем значения эластичности и вязкости асфальта.
Подобные испытательные системы стремительно набирают популярность. Производители разрабатывают более новое и качественное оборудование , чтобы завоевать рынок.
Динамические испытания асфальтобетона
Испытания асфальтобетона нужны для того, чтобы оценить некоторый перечень свойств бетона. Из материала формируют балку либо цилиндр. Образцы кладут в специальное оборудование. Во время тестов меняется режим нагрузок, усиливается или понижается давление и т.д. После испытаний, устанавливают ряд характеристик:
- жесткость;
- устойчивость к механическим повреждениям;
- сроки использования;
- водонасыщение.
Оборудование, которое проводит испытания, формирует индивидуальные программы для каждого клиента. Вы задаете параметры, которые хотите узнать и специально для вас составляют программу исследований
Основание для асфальтобетонного покрытия
Перед укладкой асфальтобетонного покрытия важно уделить особое внимание подготовке основания. Работы по подготовке основания по большей мере схожи с аналогичными работами при строительстве обычной бетонной площадки. Главное – основание должно быть твердым и надежным
Главное – основание должно быть твердым и надежным
Главное – основание должно быть твердым и надежным
Главное – основание должно быть твердым и надежным.
На рисунке ниже показана схема устройства дорожной одежды проезжей части и тротуара.
Конструкция асфальтобетонного покрытия
Во-первых, следует удалить мягкий и плывучий грунт, чтобы во время эксплуатирования асфальт не просел. Специалисты называют этот процесс подготовкой ванны.
Во-вторых, подготовить подушку. Особенно, это касается территорий с интенсивным движением. Однако для частных домовладений, тротуаров, дворов и автостоянок все гораздо проще
Тут важно правильно рассчитать количество и толщину подсыпки, чтобы верхнее покрытие вышло на заданный уровень
В-третьих, разметка. Надо четко определить границы, уклоны, при необходимости подготовить и расставить бордюры. Следует учесть водостоки, ливневки, водоприемники, чтобы во время эксплуатации дождевая и талая вода легко уходила, не повреждая покрытие из асфальтобетона.
Технология предусматривает подсыпку основания в три слоя:
- Песок.
- Крупный щебень (фракция 40-70).
- Мелкий щебень (фракция 20-40, 10-20).
Толщина слоев от 5 до 30 см., в зависимости от проектируемой нагрузки на асфальт. Каждый слой требует хорошего уплотнения. В условиях маленьких площадей, где проезд виброкатков невозможен, используют вибротрамбовку или ручной каток. В очень узких местах и местах примыкания асфальта к стенам зданий и к бордюрам трамбуют, так называемой «пяткой» – небольшой пластиной метала с ручкой. В домашних условиях, для дворовых покрытий будет вполне достаточно одного слоя щебня фракции 20-40, толщиной 5-10 см.
Слой щебня в асфальтобетонном покрытии
Для более крепкого срастания асфальтобетона с основанием, желательно пролить последний слой подсыпки жидким, растопленным битумом. Он легко расплавляется при температуре 100-150 градусов. Расход битума рассчитывается исходя из соотношения 0,5-0,8 литра на кв. метр.
Основание, подготовленное таким образом, станет надежной подушкой вашему асфальтобетону и гарантирует его долговременную работу.
Нарочно пропустив пункт приготовления асфальтобетона, потому что в бытовых условиях это очень трудоемкий и дорогостоящий процесс, который лучше доверить профессиональному АБЗ и привести уже готовый материал для укладки. Следует лишь знать состав асфальтобетонного покрытия. Изготавливается асфальтобетон из щебня (или гравия) различной крупности, песка, минерального порошка и нефтяного дорожного битума в соответствии с ГОСТ 9128. Причем время транспортировки горячих смесей с завода к месту укладки не должно превышать 1,5 часа при температуре +10 градусов.
Асфальтобетонный завод
Вернуться к содержанию
Геосетка или георешетка
Геосетка или георешетка – специальный материал из прочных синтетических нитей и волокон, в процессе скрепления которых формируется сетчатая структура. Имеет высокую прочность и длительный срок службы, а также может иметь различную гибкость. Геосетка под щебеночным слоем выполняет армирующую функцию, за счет чего вся дорожная одежда становится более устойчивой и долговечной. Геосетка является разновидностью георешеток, однако имеет более плоскую форму, тогда как георешетки делаются объемными.
Помимо повышения прочности, геосетка также воспринимает вертикальную нагрузку от проезжающих транспортных средств, превращая ее в горизонтальную и распределяя на большую площадь. За счет этого воздействие на более глубокие слои значительно снижается.Таким образом, геосетка имеет три основных свойства:
- Армирование с повышением прочности;
- Перераспределение нагрузки;
- Разделение конструктивных слоев.
Если бы не геосетка, щебень бы попросту вдавливался в песок, из-за чего дорожная одежда быстро бы приходила в негодность за счет нарушения конструкции.Однако дорожная одежда с геосеткой имеет и другие преимущества:
- Сокращение расхода щебня на 40%;
- Сокращение экономических и трудовых затрат;
- Увеличение продолжительности срока службы.