Особенность самостоятельного поиска и устранения неисправностей
Полноценный самостоятельный ремонт смазки цепи бензопилы при всех равных условиях требует знания взаимодействия всех элементов системы, наличия инструмента и слесарных навыков.
Восстановление рабочих параметров многих бензопил предусматривает частичный или полный демонтаж комплектующего оборудования. Для выполнения сложных ремонтных работ лучше использовать возможности и технический потенциал сервисных мастерских.
Детали с сорванной резьбой и поврежденными шлицевыми соединениями, а также неразборные конструкции, которыми комплектуется система смазки популярных бензопил Штиль 180 и других однотипных моделей подлежат замене.
Если при заправленном баке масло в конструкцию гарнитуры не поступает, причину следует искать в самом насосе. Демонтаж и разборка механизма помогут выявить неисправные детали и устранить неисправность их заменой.
Какие масла можно использовать
Ведущие производители бензопил рекомендуют применять в своей технике смазочные материалы собственного изготовления. Однако зачастую эти масла стоят в несколько раз дороже, чем более простые от сторонних производителей.
Обратите внимание Если вы сомневаетесь в выборе смазки, то в этом случае, самым лучшим решением будет приобрести смазочные материал от производителя техники. Но что делать, если по каким-либо причинам покупка дорогого оригинального масла невозможна? Здесь владельцы бензопил прибегают к разным вариантам
Рассмотрим в общих чертах каждый из возможных смазочных материалов для пильных цепей
Но что делать, если по каким-либо причинам покупка дорогого оригинального масла невозможна? Здесь владельцы бензопил прибегают к разным вариантам. Рассмотрим в общих чертах каждый из возможных смазочных материалов для пильных цепей.
Оригинальные масла
Зачастую – это самый лучший выбор в плане эксплуатационных качеств, но не цены. Помимо оптимальных смазочных свойств, сегодня производители стремятся делать эти смазки биоразлагаемыми (на основе рапсовых баз), что почти не вредит окружающей среде и здоровью человека.
Масло для цепи бензопилы Stihl как раз относится к биоразлагаемым продуктам. Единственный весомый минус – цена.
Узкопрофильные
Специальные масла для цепи бензопилы от сторонних производителей. Так же хороший выбор. Стоят значительно дешевле брендированных смазок, но зачастую почти не уступают по рабочим качествам.
Дешевое индустриальное масло
Самым распространенным вариантом здесь выступает отечественный продукт, маркируемый И-20 или И-20А. Один из самых дешевых вариантов. Это индустриальное масло можно заливать в бензопилу для смазки цепи и не опасаться негативных последствий.
Смазка обладает хорошими свойствами касательно условий работы пильной гарнитуры и способно надежно защищать от износа цепь и другие элементы гарнитуры.
В плане рабочих качеств немного проигрывает оригиналу. Но цена может быть в несколько раз ниже относительно специализированных продуктов. Поэтому этим вариантом пользуются многие владельцы бензопил любых марок и моделей.
В условиях жары рекомендуется в процессе пиления контролировать уровень смазки после выработки половины бензобака.
Ввиду очень низкой вязкости индустриальное масло довольно быстро расходуется. Известны случаи, когда индустриальные смазки вырабатывались быстрее, чем выпаливался бачок топлива.
Новые моторные или трансмиссионные смазочные материалы
Не совсем обоснованный выбор в экономическом плане. Подойдут в тех случаях, когда пила используется редко, и отдельно покупать канистру специальной смазки нет смысла.
Эти масла содержат в своем составе огромное количество ненужных и бесполезных для работы пилы присадок, которые будут лишь загрязнять обрабатываемый пиломатериал и окружающую среду.
Какое масло лучше использовать для цепи- видео
Здесь так же нужно учитывать вязкостные показатели. Интенсивность подачи масла на цепь бензопилы может сильно снизиться при температурном повышении вязкости.
Густые смазки в зимних условиях могут потерять свою текучесть и неэффективно защищать цепь и рабочие поверхности шины от износа.
В случае с моторными маслами при работе зимой рекомендуется использовать маловязкие варианты. В целом смазочные материалы для ДВС можно использовать в пилах.
Отработавшие масла
Использовать для смазки цепи бензопилы отработавшие масла – самая неудачная идея из всех возможных.
Во-первых, специфика работы бензопилы подразумевает создание в зоне производства работ масляного тумана, который разносится на окружающую природу и частично вдыхается человеком.
А отработка является признанным канцерогеном и в целом крайне токсична. Поэтому во многих странах созданы целые индустрии по переработке отслуживших свой срок моторных и трансмиссионных масел, а самовольный слив в окружающую среду карается серьезными штрафами.
Во-вторых, смазочные качества отработки крайне низки. Их хватает с натягом для средних режимов нагрузки. Если пилить толстое бревно или древесину твердых пород дерева – цепь и вся остальная пильная гарнитура пострадает вплоть до необратимых разрушений.
Отвечая на вопрос, чем заменить цепное масло для бензопилы, если слишком накладно покупать оригинал, можно ответить так: практически любым масло с подходящей вязкостью. Но только не отработкой. Лучше заливать в бензопилу для смазки цепи, специально созданные для этого продукты.
Как и когда лить смазку в бачок? Здесь ответ прост: лить каждый раз при заправке бензином до отметки на горловине.
Подготовка к работе с цепной электропилой
Особенностями электропил является расположение двигателя – продольное и поперечное. На работу никак не влияет, а вот на внешний вид и удобство использования немного. Также для продольного расположения желательно наличие редуктора.
Пилы бывают дисковыми и цепными. Наиболее популярные модели с цепью, так как они значительно меньше по размерам и могут применять в малых хозяйствах.
Еще одной особенностью цепных электропил считается независимость цены от мощности инструмента. Однако, несмотря на то, что пила маленькая и маломощная, стоить она может так же, как и мощный агрегат. Это зависит от того, что проводка не выдерживает большие нагрузки и может перегореть. Именно для дач и небольших садовых участков, где слабая проводка и созданы маленькие пилы.
Электропила цепная Makita UC 3541 A: комплектация
Сборка пилы
В комплектации идет основа с двигателем, шина и цепь. Процесс подготовки заключается в том, чтобы собрать пилу, т.е. надеть цепь на шину
Здесь очень важно правильно натянуть цепь, так как при слабом натяжении будет провисание что, соответственно, скажется на работе. Те же проблемы в работе возникнут при слишком сильном натяжении
Обкатка
В обкатке нуждается не электродвигатель, а пильная гарнитура. Обязательными являются подготовительные действия, которые нужно провести перед работой.
- Запуск производится только после регулировки пильной гарнитуры: шины, цепи и звездочки.
- Регулярная заточка пильной цепи.
- Периодически проверять уровень смазки в бачке.
- Не использовать электропилу при перепадах напряжения, либо установить стабилизатор.
- Соблюдение все правил безопасности при работе с режущим садовым инструментом.
Электропила Champion 324N -18
Основные неисправности электропил
- При нажиме на кнопку пуска агрегата пила не заводится. Может быть, вышел из строя сетевой кабель или электрическая вилка аппарата. Если с кабелем нашему клиенту остается в порядке, то предпосылкой отказа агрегата а может быть неисправная кнопка пуска, перегорание обмоток мотора или полный износ щеток.
- В свое время работы пылают щетки на электропиле, и возникает круговой огонь на коллекторе мотора. Неисправность может вызываться износившимися щетками либо замыканием обмотки якоря.
- Нацепьне поступает смазка. Это происходит, если закончилось масло в бачке, засорилась трубка как еще его именуют отверстие, отвечающие за подачу смазки, либо вышел из строя масляный насос.
- Агрегат не имеет права развить полную мощность. Возможные предпосылки следующие: износились щетки; межвитковое замыкание по другому говоря обрыв обмотки якоря; низкое напряжение в сети; вышла из строя кнопка пуска; вышло заклинивание в редукторе; неисправность тормозной комплекса бухгалтерских программ.
- Движок электропилы останавливается в свое время работы. Такое поведение агрегата для вас больше понравятся вызвано заклиниванием редуктора или износом щеток.
- Электромотор аппарата быстро перегревается. Событий того, что пила нагревается, а может быть несколько: высокая температура среды; плохая вентиляция мотора во время работы на малых оборотах; перекрыты или засорены отверстия, предназначенные для вентиляции; долгая работа агрегата под большой нагрузкой; завышенный темп работы аппаратом без перерывов отдыхать; неисправность редуктора; дефицитность смазки; повреждение обмоток мотора.
- Агрегат делает неровный пропил. Предпосылкой этого служат затупившиеся резцы цепи как еще его именуют неравномерный износ шины.
- Во время работы мотора цепь остается неподвижной. Почти всегда поломка возникает из-за выхода из строя сцепления. Также данная неисправность появляется при поломке шестерен редуктора и приводной звездочки.
Устройство и принцип работы цепной электропилы
Прежде всего, стоит отметить, что электрическая цепная пила намного проще и удобнее в ремонте и обслуживании чем ее бензиновая родственница. Причин несколько:
- Цепная пила имеет простую конструкцию.
- Регулировка оборотов вращения ротора двигателя в электрической пиле осуществляется электроникой, поэтому в случае поломки достаточно просто заменить регулятор, а не разбирать и регулировать всю пилу.
- Для диагностики поломок электрической части можно использовать обычный тестер.
- Большинство деталей цепных электрических пил взаимозаменяемы.
Также схема компоновки цепной электрической пилы проще:
- электромотор;
- электронные блоки управления и безопасности;
- редуктор;
- механизм смазки пильной цепи и направляющей шины;
- механизм блокировки;
- рабочий орган – направляющая шина и пильная цепь.
Электрическая схема включает несколько взаимосвязанных устройств. Электрический шнур обеспечивает подключение пилы к электросети. Дальше идут микровыключатели – они обеспечивают подачу напряжения на обмотки двигателя и щетки ротора. Конструкция предусматривает два выключателя – на выносной ручке и на корпусе. Это необходимо для того, чтобы включение происходило только при нажатии обеих выключателей, когда инструмент берется двумя руками. Двигатель запускается от рабочего конденсатора и контролируется термореле. Термореле выполняет роль механизма безопасности – при повышении температуры обмоток оно отключает двигатель от сети, спасая, таким образом инструмент от перегрева.
Вращение от ротора через шестерни редуктора передаются на рабочую звездочку, которая и включает пильную цепь. Чтобы во время работы цепная передача не перегревалась, и не возникало дополнительного трения цепи о направляющую шину, в конструкции пилы имеется механизм смазывания. Во время работы машинное масло при помощи небольшого насоса подается на шину, где и происходит процесс смазки звеньев цепи.
Почему электропила не включается
Что делать, если устройство вообще не придает признаков жизни? Если пила не включается, возможно: – низкое напряжение в сети. Измерьте вольтметром. Если ниже 180, подключите технику через стабилизатор напряжения. Иногда при посаженных сетях рекомендуют купить хороший генератор с AVR, и все электроинструменты питать от него. – поврежден кабель питания. Нужно проверить шнур и все соединения. Заменить или спаять разрыв и заизолировать. – не работает кнопка пуска. Разобрать. Починить или заменить. Иногда при неисправной кнопке задействуют питание напрямую, но для электропилы такой вариант не подходит – критически понижается безопасность. сработал цепной тормоз. Проверьте его. Он включается при определенном положении щита тормозного элемента. Щит следует немного отодвинуть. – сработало реле тепловой защиты. Возможно, если включаете перегретый прибор. Надобно, чтобы он остыл, а возможно само реле нуждается в ремонте. – износились угольные щетки. Частая неисправность. Случается даже в почти новом инструменте. Как правило, сначала наблюдается потеря мощности.Замените графитовые контакты новыми. – повреждение обмоток двигателя. Обмотки от перегрева разрушаются. Нужно перемотать. Это довольно сложный процесс. Нужно разобрать мотор, удалить сгоревшую обмотку и почистить пазы от изоляции. А затем все изготовить самому в обратном порядке. А чтобы намотать катушку, используют намоточный станок. В общем, если вы мастер по электрике, то дерзайте. Если нет – несите в сервис.
Ремонт масляного насоса электропилы Makita
Цепная электропила является незаменимым инвентарем обладателям личных домов и дач. Ею естественно обрезать ветки в саду, спиливать деревья, резать доски и другие материалы на древесной базе. Как досадно бы это не звучало какой бы дорогостоящий и надежный не был данный агрегат, придет момент, когда там появятся мелкие или огромные неисправности. Естественно, грозные поломки делаются устраняться только в автосервисе. Но небольшой ремонт цепной электропилы почти всегда производятся своими руками.
Горят щетки и коллектор
Появление сильного искрения под щетками может вызываться плохим контактом меж ламелями якоря и электродами в силу износа последних. Чтобы проверить это, необходимо извлечь детали из щеткодержателей.
Если щетки изношены, необходимо их поменять. Также щетки естественно искрить в силу забивания зазора меж ламелями якоря графитовой пылью. Потому что графит является проводником, то он вызывает замыкание и появление искр.
Для устранения загрязнений необходимо отлично очистить ламели с применением спирта, ваты и зубной щетки. Также рекомендуется отполировать их самой малеханькой наждачной бумагой (нулевкой).
Мощность электропилы
Необходимо учесть, что чем выше показатель мощности электропилы, тем больше будут габариты, масса и цена электропилы. Поэтому, если инструмент нужен для того, чтобы только иногда отпилить кусок доски на даче, гнаться за этим показателем, не стоит. Однако мощность обязательно должна быть не только достаточной, но и иметь небольшой запас, для того чтобы избежать перегрузок двигателя. Чем выше такой запас, тем большие колебания в сети инструмент способен выдержать без повреждений. Это полезно иметь в виду при выборе пилы для дачного участка.
Максимальный ток электропилы
Максимальный ток приходится на момент включения, поэтому лучше выбирать модели с функцией плавного пуска. Эти электропилы имеют больший запас прочности и срок эксплуатации.
Техническое обслуживание
Электропилы, так же, как и бензопилы требуют выполнения определенных задач технического обслуживания. Как правило, эти действия связаны с определенным этапом работы устройства. Основная часть задач ТО выполняется перед и после завершения работ с инструментом. Для каждой модели производитель составил рекомендации относительно проведения тех или иных действий. Так, например, перед началом работы оператор должен выполнить:
- Визуальный контроль (осмотреть электропилу Чемпион на наличие дефектов).
- Осуществить подтягивание винтов и гаек (при необходимости).
- Осмотреть кабель включения и при необходимости осуществить его замену.
- Проверить работу системы экстренного торможения цепи.
- Проконтролировать работу системы автоматической смазки.
- Осмотреть цепь, качество её заточки и уровень натяжения.
- Осмотреть шину на наличие сколов, царапин. Оценить ситуацию и при необходимости осуществить замену.
Источник
Как пользоваться цепной электропилой
Многие садоводы-любители, а также профессионалы, которые занимаются работой с деревом и заготовкой древесины пользуются пилами, а особую популярность приобрела цепная электропила. Как понятно из названия рабочая часть у нее цепь, которая во время работы перемещается по шине.
Электропила Karcher CS-330BP
По функциональности электропила ничем не отличается от бензопилы. Разница лишь в типе двигателя и привязанности к месту, где есть розетки с переменным током. Мощности у электрических пил также бывают разными и потребитель может выбирать, основываясь на те задачи, которые он планирует решать с помощью этого инструмента.
Устройство и принцип работы цепной электропилы
Устройство цепной электропилы отличается от устройства бензопилы только типом привода, а именно наличием электромотор вместо бензинового двигателя. Состоит агрегат из электродвигателя, размещенного в пластиковом корпусе, бачка для смазки, масляного насоса, а также из шины и цепи, имеющей режущие элементы (зубья). Как устроена цепная электропила, можно рассмотреть на рисунке ниже.
Электропилы могут быть как с поперечным расположение двигателя (показано на рисунке выше), так и с продольным (см. Фото ниже).
В электропила с поперечным расположение двигателя вращательное движение от него на ведущую звездочку передается напрямую. В аппарате с продольно расположенным электромотором этот процесс осуществляется через редуктор.
Звездочка, установленная в одной плоскости с шиной агрегата, вращаясь, тянет цепь. Последняя, установленная на шине агрегата, скользит по ней с высокой скоростью. Благодаря наличию режущих элементов на цепи происходит распиливание древесины. Поскольку полотно от электропилы имеет большую ширину, чем шина, инструмент НЕ заклинивает в материале, а процесс пиления происходит быстро.
Для уменьшения износа пильной цепи и шины на электропила установлена система смазки, подающая масло на слежу гарнитуру.
В систему смазки входят масляный бачок объемом около 500 мл и масляный насос. Последний во время работы электропилы непрерывно подает смазку на шину. Далее, смазка разносится с помощью цепи по всей поверхности шины и попадает как на ведущую, так и на направляющую звездочки.
электропила не включается
Если при нажатии кнопки пуска, агрегат не включается, то диагностика проводится в следующем порядке.
- Проверьте напряжение в розетке. Его может не быть по причине общего отключения или неисправности розетки. Попробуйте включить агрегат в другое место.
- Если напряжение в розетке есть, тогда стоит проверить сетевой кабель. Снимите крышку корпуса двигателя и прозвонить каждый провод тестером, прикасаясь одним щупом к контакту внутри агрегата, а вторым к одному из стержней электрической вилки.
- Если с руководством все в порядке, тогда продолжайте проверять дальше. Прозвонить тестером провода, идущие к пусковой кнопке, на предмет обрыва.
- Далее, следует прозвонить контакты кнопки на входе и на ее выходе при нажатой клавише.
- После этого проверьте проводники, идущие к двигателю агрегата. Если на их пути стоит модуль плавного пуска, то проверьте цепь на входе и выходе из него.
Если предыдущие действия НЕ позволили выявить причину отказа двигателя, то следует извлечь щетки и проверить их. Бывают случаи, что двигатель НЕ запускается по причине полного износа одной или обеих щеток, а также из-за обрыва проводников в них. Если щетки исправный, то вероятнее всего, вышел из строя двигатель, а именно перегорел обмотки статора либо ротора. В данном случае, чтоб прозвонить катушки, необходимо иметь некоторые навыки и знания в этой области. Лучше отнести двигатель электропилы специалисту, який найдет неисправность и произведет перемотку катушек.
Двигатель НЕ развивает полную мощность
Прежде всего, необходимо проверить напряжение в сети. Оно может иногда понижаться и приводит к падению мощности агрегата. Также падение мощности вызывается заклиниванием редуктора или износом щеток. Как устранить данные проблемы, рассматривалось выше.
Вызывает похожие симптомы и неисправная кнопка пуска. Если при проверке данной детали тестером обнаружится неисправность, то ее отремонтировать НЕ получится. Кнопку необходимо заменить на новую. Но если проверка вышеперечисленных причин не дала результатов, то тогда остается подозревать, что перегорела обмотки якоря или в них произошло межвитковое замыкание.
Горят щетки и коллектор
Появление сильного искрения под щетками может вызываться плохим контактом между ламелями якоря и электродами по причине износа последних. Чтобы проверить это, необходимо извлечь детали из щеткодержателя.
Считается, что нормальный износ щеток должен быть не болей, чем на 2/3 от их первоначальной длины.
Если щетки изношены, необходимо их заменить. Также щетки могут искра по причине забивания зазора между ламелями якоря графитовой пылью. Поскольку графит является проводником, то он вызывает замыкание и появление Искра.
Для устранения загрязнений необходимо хорошо очистить ламели с помощью спирта, ваты и зубной щетки. Также рекомендуется отполировать их самой мелкой наждачной бумагой (нулевкой).
Управление работой двигателя
На практике используются двигатели с различными способами регулирования работы. Управление коллекторным мотором может осуществляться с помощью электронной схемы, в которой роль регулирующего элемента выполняет симистор, «пропускающий» заданное напряжение на мотор. Симистор работает, как быстросрабатывающий ключ, на затвор которого приходят управляющие импульсы и открывают его в заданный момент.
В схемах с использованием симистора реализован принцип действия, основанный на двухполупериодном фазовом регулировании, при котором величина подаваемого на мотор напряжения привязана к импульсам, поступающим на управляющий электрод. Частота вращения якоря при этом прямо пропорциональна приложенному к обмоткам напряжению. Принцип работы схемы управления коллекторным двигателем упрощенно описывается следующими пунктами:
Помимо симисторной существует фазоимпульсная тиристорная схема управления.
Правильная заточка цепи
Пильная цепь должна быть постоянно заточенной. Как только она затупляется, нагрузка на двигатель возрастает, в результате чего оператору приходится прикладывать больше усилий при резке. Это приводит к быстрому изнашиванию шины и звездочек. Заточка цепи должна производиться после расхода каждых 2-4 бачков бензина. Для затачивания могут использоваться заточные станки или специальные напильники.
Наиболее эффективным и быстрым является первый способ, так как при этом нужно приложить минимум усилий, неровности на зубьях снимаются в одинаковом количестве и в результате пропил будет ровнее, а вибрация меньше. Однако многие предпочитают напильник, поскольку он является более доступным и отлично подходит, если цепь притупилась несильно.
Способы и особенности хранения
Обычно моторное масло покупают в небольших пластмассовых канистрах, которые лучше и использовать для хранения. Тара всегда должна быть плотно закрытой, чтобы исключить контакт с воздухом. Если крышка начала пропускать воздух, под неё можно подложить отрезок полиэтиленовой плёнки или тонкой резины.
На канистре всегда указывается срок годности и условия хранения. Эти требования нужно соблюдать. Просроченную смазочную жидкость нельзя заливать в двигатель. Если в процессе хранения на этикете стёрлась надпись с датой конечного использования, можно ориентироваться на срок годности в 4 года, актуальный для большинства марок.
Канистру или бутыль с маслом нужно содержать в проветриваемом помещении с температурой от +18°С до +40°С. В идеале температура должна находиться на уровне +22°С. На морозе состав оставлять нельзя, при замерзании он приходит в негодность
На жидкость не должны попадать прямые солнечные лучи, что особенно важно при использовании прозрачной тары
Если в качестве тары используются металлические бочки, их нельзя размещать на земле. Это может привести к образованию коррозии. Частицы ржавчины попадут в смазку, а с ней – в двигатель, что может привести к серьёзным неполадкам. Поэтому бочки нужно устанавливать на стеллажи или деревянные поддоны.
В гараже
Гараж, особенно отапливаемый – оптимальное место для хранения моторного масла. Обычно в этом помещении поддерживается относительно стабильная, не минусовая температура, и есть хорошая вентиляция. В закрытой канистре масло, как правило, не портится 4 года. Срок может варьироваться в зависимости от производителя и серии продукта.
После вскрытия заводской упаковки смазочный состав желательно использовать в течение 6-12 месяцев. Срок годности некоторых марок даже в открытом виде может быть значительно выше, что обусловлено использованием специальных присадок. Эти характеристики всегда указываются на упаковке. Но, в большинстве случаев через год жидкость начинает окисляться, что может причинить вред двигателю.
Полусинтетические масла плохо переносят скачки температур. Если гараж неотапливаемый, их лучше хранить в другом помещении, к примеру, в кладовке квартиры.
В канистре
Согласно ГОСТ и указаниям большинства производителей, в закрытой канистре моторное масло остаётся пригодным в течение 4-5 лет. Температура окружающей среды должна составлять порядка +20°С. Если объём тары очень большой, масло нужно разлить по малым бутылям или канистрам. Это нужно сделать так, чтобы в ёмкости практически не осталось воздуха.
Некоторые серии синтетических масел даже после вскрытия заводской тары сохраняют свои свойства до 5 лет. Поэтому после покупки сразу следует изучить рекомендации и характеристики, указанные на упаковке. Но, даже в этом случае нужно использовать небольшие герметичные ёмкости для предотвращения контакта с воздухом.
В автомобиле
Некоторые автовладельцы хранят небольшую канистру масла в багажнике авто, чтобы при срочной необходимости долить до необходимого уровня. Производители крайне не рекомендуют так поступать. В автомобиле достаточно сложно поддерживать оптимальную температуру и влажность.
Летом в багажнике температура может подниматься даже выше +40°С, что критически для любой марки смазочного материала. Зимой, особенно если машина находится на улице, жидкость может перемёрзнуть, из-за чего станет непригодной к использованию. В дождливую погоду повышается влажность, что также негативно сказывается на эксплуатационных характеристиках, даже при хранении в закрытой таре.
Зимой
Минусовая температура – один из самых негативно влияющих на моторное масло факторов. Поэтому в холодное время года нужно соблюсти ряд правил:
- Предотвращение резких температурных скачков.
- Использование герметичной тары, исключающей контакт с кислородом.
- Периодическое взбалтывание состава. Нельзя допускать образования осадка.
Лучше всего зимой хранить масло в гараже, если он отапливается, или дома в любом подсобном помещении. Можно использовать балкон, если он застеклён и хорошо утеплён. Но, не стоит оставлять его рядом с отопительными приборами, высокая температура тоже негативно влияет на характеристики.
Теория: роль смазки в пильной цепи
Масло для смазки цепи выполняет свое главное предназначение – смазывает направляющие звенья цепи, направляющие в шине и ведомую звездочку. Смазывающий материал должен медленно, в идеальном случае – регулируемо, подаваться сквозь предназначенный для этого канал в шинный паз. Далее масло для цепи захватывается направляющими звеньями и распределяется по всей поверхности пазов, доставляется до зубьев ведомой звездочки, снижая влияние сил трения между движущимися элементами и направляющими поверхностями.
Масла для смазки цепи электропилы ничем не отличаются от тех, которые применяются в механизмах с бензиновой силовой установкой. Разница заключается лишь в том, что не все модели с электрическим приводом оснащаются встроенной системой смазывания пильного инструмента. Смазочный материал в таких модификациях доставляется на шину шприцем, кисточкой либо окунанием пильного элемента в масляную ванну.
Некоторые из моделей брендовых пильных агрегатов Штиль или Макита, имеющих электрический привод, комплектуются масляными насосами с возможностью регулировки подачи смазочного материала. Увеличение либо уменьшение количества смазки может осуществляться двумя способами: изменением диаметра канала для ее прохождения или изменением хода плунжера масляного насоса, к примеру, в профессиональных пилах Stihl. Винт для изменения подачи расположен обычно в нижней или боковой части корпуса, вблизи от места крепления шины. Регулировку хода плунжера надежнее проводить в специализированной мастерской.
У большинства электрических цепных пил такая регулировка конструкцией не предусмотрена и масло подается в предусмотренном изготовителем количестве. Масляный насос, при его наличии, имеет прямую связь с двигателем: мотор работает – масло на цепь поступает. Остановка вращения мотора автоматически прекращает подачу смазочного материала. Подачу масла в таких пилах можно изменить одним способом – применением смазок с инвариантной вязкостью.
Недостаточно масла
Недостаток смазки естественным образом приводит к локальным перегревам трущихся поверхностей. Последствия перегрева и сухого трения могут привести к весьма печальным последствиям:
- деформации шины;
- преждевременному износу направляющего шинного паза;
- заклинивание и износ ведомой звездочки;
- заклинивание или обрыв цепи.
Все это не только может вывести электропилу из строя, но и чревато травмами.
Избыток масла
Избыточная подача смазки не приводит к возникновению критических нарушений в паре цепь-шина. Если не обращать внимания на повышенный расход смазочного материала и загрязнение корпуса пилы пропитанными маслом опилками, то можно следовать правилу «кашу маслом…». Метровые выбросы масляных брызг с цепи на больших и средних оборотах двигателя – еще одно неизбежное следствие чрезмерной подачи смазки на цепную пилу.
Читать также: Для чего нужен сетевой фильтр для компьютера
Проверка системы на выход масла и производительность
Загрязнение масляного фильтра проявляется существенным снижением производительности насоса. Проверить этот параметр несложно. Для этого необходимо гарнитуру работающей на рабочих оборотах пилы подержать над чистым листом бумаги.
По плотности и размерам масляной полосы можно уверенно судить о состоянии системы и сложности предстоящего ремонта.
На вопрос, почему отремонтированная система смазки работает, но не идет масло на цепь в нужном количестве — однозначного ответа нет. Причиной неудачи могут быть допущенные при сборке ошибки, сбой штатных регулировок, несоответствие плотности и вязкости выбранного состава заявленным характеристикам.
Масляное голодание гарнитуры возможно при установке на бытовую пилу с нерегулируемым насосом более длинной производительной шины, которой комплектуется бензопильная техника профессионального класса.
Устройство системы смазки
В зависимости от бренда бензопилы, детали смазочной системы могут немного различаться конструктивно, но их общее количество и схема подключения остается неизменной.
Основные составляющие детали системы смазки, это:
- масляный бак расположенный, как правило, в картере двигателя.
- Фильтрующий элемент, устанавливается в баке.
- Маслопровод, это шланг небольшого диаметра из маслостойкой резины.
- Сердце системы – масляный насос.
- Шестерня червячной передачи передающее усилие от двигателя на насос.
- Шина бензопилы, она тоже может считаться элементом системы смазки, так как имеет специальные отверстия для подачи масла, кстати и сама цепь участвует в транспортировке масла и соответственно тоже имеет некоторые элементы, предназначенные именно для обеспечения смазки.
Устройство и принцип работы цепной электропилы
Устройство цепной электропилы отличается от устройства бензопилы только типом привода, а именно наличием электромотора вместо бензинового двигателя. Состоит агрегат из электродвигателя, размещенного в пластиковом корпусе, бачка для смазки, масляного насоса, а также из шины и цепи, имеющей режущие элементы (зубья). Как устроена цепная электропила, можно рассмотреть на рисунке ниже.
Электропилы могут быть как с поперечным расположением двигателя (показано на рисунке выше), так и с продольным (см. фото ниже).
Звездочка, установленная в одной плоскости с шиной агрегата, вращаясь, тянет цепь. Последняя, установленная на шине агрегата, скользит по ней с высокой скоростью. Благодаря наличию режущих элементов на цепи происходит распиливание древесины. Поскольку полотно от электропилы имеет большую ширину, чем шина, инструмент не заклинивает в материале, а процесс пиления происходит быстро.
Для уменьшения износа пильной цепи и шины на электропилах установлена система смазки, подающая масло на пильную гарнитуру.
В систему смазки входят масляный бачок объемом около 500 мл и масляный насос. Последний во время работы электропилы непрерывно подает смазку на шину. Далее, смазка разносится с помощью цепи по всей поверхности шины и попадает как на ведущую, так и на направляющую звездочки.