Натяжение цепи бензопилы — обслуживание бензопилы. Часть 5

Как отрегулировать степень натяжения гарнитуры с бесключевой системой

Все чаще владельцы новых бензопил обращаются в сервисные центры с вопросом о том, как отрегулировать натяжение цепи на инструменте с бесключевым механизмом. Сегодня производители бензопил усовершенствовали механизм регулировки натяжения режущей гарнитуры, исключив тем самым необходимость применения ключей и отверток.

Если агрегат оснащен современным механизмом натяжения, то для настройки цепи понадобится осуществить ручное перемещение специального колеса. Перемещение колеса способствует смещению шины, что достигается за счет специального механизма, состоящего из звездочки и натяжной шайбы. Главное достоинство такой системы в том, что регулировка выполняется без использования дополнительных инструментов, а значит, сокращаются затраты времени на выполнение процедуры. Только недостатков у таких механизмов намного больше:

  • Сложность конструкции, что способствует возникновению поломок, а также трудностей с настройкой.
  • Трудности с установкой пильной гарнитуры.
  • Малых ход регулировки, поэтому слегка растянутую цепь не удастся натянуть, как в случае с обычными механизмами натяжения.

Способ настройки степени натяжения на бензопилах с бесключевой системой еще называют безынструментальным методом. На самом деле справиться с этой системой намного проще, но самая главная трудность в том, что при незначительном износе гарнитуры, ее понадобится заменить.

Интересно знать! Специалисты рекомендуют лучше не дотягивать цепь, чем перетягивать. При ее перетяжке возникает избыточная нагрузка на двигатель. Кроме того, увеличивается степень трения между шиной и цепью, и как следствие, они нагреваются сильнее, и быстрее изнашиваются.

Причины ослабевания цепи на бензопиле

Бензопила состоит из шины, ведущей рабочее полотно, и непосредственно цепи. Каждая из частей может выходить из строя, влиять на работу механизма.

Причин необходимости натяжения цепи на бензопиле несколько. Даже при натянутом ролике уже распилив несколько бревен можно столкнуться с провисанием элемента. Основными причинами появления неисправности являются:

  • ослабление шины;
  • растяжение полотна;
  • выход из строя ведущей звезды.

Растяжение звеньев происходит постоянно, что обусловлено особенностью конструкции. Чтобы выполнять свою задачу, осуществлять движение по заданной траектории и разрезать древесину, она состоит из множества остро заточенных под определенным углом звеньев. При помощи втулок они соединяются друг с другом. Между ними есть люфт, зазоры.

Под действием повышения температуры металла во время работы этот люфт увеличивается, сталь расширяется и удлиняется, деформируется рабочее полотно.

Потенциальные проблемы одних частей конструкции вызывают нарушение других, так как объединены в систему

Поэтому важно своевременно обратить внимание на нарушение работы пилы на начальном этапе, заменить поломанную деталь или отрегулировать ее

Возможными причинами растяжения основной части бензопилы может быть работа в неблагоприятных условиях (попадание грязи, пыли), неправильная работа масляного насоса (отсутствует смазка звеньев), использование материала низкого качества.

Ослабла шина

Шина – направляющая цепь на электрической пиле. Она изготовлена из нержавеющей стали, от технологических характеристик которой зависит долговечность изделия. При изнашивании деталь подлежит замене и не ремонтируется. Если шина ослабла, то часто это связано с перегревом полотна, что может происходить по нескольким причинам, помимо возраста эксплуатации:

  • несоответствие размера хвостовика цепи ширине канала;
  • если шаг звена не подходит параметрам установленной звездочки.

Кроме изменения параметров направляющего полотна, растянуться может и сама рабочая зона. Будучи основной частью инструмента, она отвечает непосредственно за качество среза.

Растянулась цепь

Вероятность, что рабочая зона может провиснуть, выше у новой конструкции или после длительной эксплуатации. Причинами растяжения могут быть:

  • выбор товара, изготовленного из некачественных материалов;
  • нарушение системы смазки полотна;
  • если не исправна звездочка или шина.

Долговечность металлической ленты зависит от стиля работы оператора. Если бытовой инструмент применять с большой нагрузкой, то срок эксплуатации сокращается.

Проблемы с ведущей звездой

Конструкция бензопилы такая, что двигатель должен передать энергию на ленту, где расположены зубья. Для этого предназначена деталь, имеющая форму звезды. Она принимает, сохраняет и передает тягу от двигателя непрерывно, нагревается во время работы.  На срок эксплуатации ведущей звезды влияет шаг строя зубьев, под каким углом они располагаются и насколько правильно заточены.

Если вовремя не произвести натяжение цепи на бензопиле и не заменить деталь, то это чревато дорогостоящим ремонтом:

  • полотно начинает резать по кривой траектории;
  • повышается нагрузка на двигатель, что повышает риск его выхода из строя;
  • обрывается пружина сцепления;
  • деформируется поршень двигателя инструмента.

В инструкции к пиле указаны нормы, при которых эксплуатируется часть механизма. При отклонении более, чем на 0,5 мм нужно менять звездочку.

Устройство натяжителя и принцип работы

Регулировка натяжения цепи производится простым перемещением шины:

  • от ведущей звёздочки (от бензопилы) для усиления натяжки;
  • к ведущей звёздочке (к бензопиле) для ослабления натяжки.

Шина перемещается с помощью простейшего шестерёнчатого механизма, который передаёт усилие от регулировочного винта к шине.

На регулировочном валу есть шип, который обязательно должен попасть в отверстие на шине при её установке. Это зацепление и заставляет шину перемещаться при регулировке.

Винт находится под отверстием в крышке, закрывающей звездочку привода, сбоку или спереди, в зависимости от модели бензопилы.

Механизм натяжителя прост, потому достаточно надёжен. Выходит из строя по единственной причине — если зубцы шестерней привода сделаны из мягкого или хрупкого металла. Некоторые недобросовестные производители используют детали, сделанные при помощи порошковой металлургии. Зубцы на таких шестернях быстро «слизываются».

В таких случаях приходится менять узел целиком. Можно натягивать цепь вручную или с помощью тисков. Шина аккуратно, без давления на пазы, фиксируется в тисках, бензопила оттягивается от тисков до достижения нужной натяжки цепи. Это временная мера. Цепь приходится подтягивать часто, а без регулировочного механизма делать это неудобно.

Регулировка проводится при полностью установленной на место шине с цепью, при ослабленной затяжке гаек крепления, которых в зависимости от модели может быть одна или две.

Механизмы натяжителей

В зависимости от конструктивных особенностей инструмента механизм натяжения гарнитуры может отличаться.

В бюджетных моделях бензопил для регулировки цепи используют классический болт с прямой резьбой, который находится сбоку на корпусе.

В таком варианте в комплектацию входит специальный ключ для подтяжки или имеется внешний паз для шлицевой отвертки.

Все профессиональные модели оснащены более удобными регулировочными механизмами. С помощью них натянуть цепь можно одним движением рычага или поворотом специального диска. Их конструкция состоит из встроенного натяжителя, фиксация при повороте достигается за счет контргайки. В некоторых моделях регулировка осуществляется за счет блокировки шины в определенном положении крышки инструмента. Вне зависимости от способа напряжение цепи нужно корректировать только в охлажденном состоянии. Натяжение горячей цепи приводит к появлению провисания в процессе остывания.

Бесключевая система натяжения

Её стали применять относительно недавно, она считается новой, если не передовой. Отличается от классической гаечной, следующим:

  • другим механизмом натяжителя;
  • отсутствием внешней гайки затяжки;
  • регулировкой без дополнительного инструмента.

Вместо гайки под ключ на 13 на крышке стоит барашковая (поворотный колпак) с ручкой для затяжки от руки. В нём также есть гайка, но она скрыта внутри. Вместо регулировочного винта под отвертку в этой системе натяжка производится с помощью натяжного колеса (регулировочной ручки).

Вместо шестеренчатого вала стоят звездочка и шайба натяжения.

Эта система имеет и недостатки:

  • сам механизм сложнее традиционного гаечного;
  • установка режущей гарнитуры вызывает дополнительные проблемы, т.к. затрудняет процесс сопряжение всех деталей в нужном порядке;
  • меньше ход регулировки, слегка растянутая цепь ещё послужит при традиционной системе натяжки, здесь она будет провисать, и станет негодной к эксплуатации.

Из плюсов отмечается только один: не нужна отвертка и ключ, регулировка и затяжка выполняются от руки. Положительных отзывов об этой системе отметить не удается. Отрицательных, напротив, большое количество. К тем, кто привык к традиционной регулировке, бесключевая система при сборке кажется технической головоломкой.

Когда нужно укоротить или растянуть цепь

Что делать, когда цепь требует укорочения или растягивания, когда необходимо добавить или удалить звенья?

Для начала давайте разберемся, в каких случаях нужно укорачивать цепь, то есть, удалять из нее звенья.

Укорачивание цепи производится:

  • если для её натяжки уже недостаточно поворотов регулировочного винта;
  • если была установлена шина меньшей длины, чем стандартная.

Соответственно, сделать цепь более длинной можно в том случае, если:

  • на пиле будет установлена более длинная шина;
  • некоторые звенья изношены настолько, что их нужно полностью снять, а значит цепь станет короче и ее нужно удлинять до прежнего размера.

Как правило, снимают одно или два звена. Чтобы уменьшить или увеличить размер цепи, вам потребуются такие инструменты:

  • станок для снятия заклепок — пробойник (механическое устройство, работает по принципу пресса, оснащается наконечниками для выдавливания клепки и сменными пазами под разный шаг цепи);
  • станок для заклепки и прокатки (предназначен для цепей с шагом от 1/4″ до 0,404″).

Видео о принципе работы расклепочного станка Орегон:

Видео о работе заклепочного станке Орегон

Основные неполадки цепи бензопилы

Те, кто сталкивался с подобным оборудованием знают, что у всех типов есть специальный тормоз. Выглядит он как большая ручка, которую отодвигают для блокировки вращения. Люди без опыта могут забыть про эту особенность, и во время пилки не будут снимать блокиратор. Эксплуатация инструмента таким подходом станет следствием поломки тормозов или сцепления. В этом случае не сложно диагностировать проблему, однако, бывают ситуации, когда ослабевает цепка. Некоторые не могут понять, почему слетает цепь на бензопиле во время распиливания.

Есть несколько причин данной неисправности:

  • использование свежей цепочки и старой звёздочки. Две этих запчасти участвуют в распиле одновременно, и их замена проводится равномерно. Так можно избежать неприятностей и добиться наилучшего эффекта;
  • не учитывается обкатка. После монтажа элемента следует запустить мотор и «погонять» пилу на малых и средних оборотах. Этим воздействием смажутся все звенья, но натяжка ослабнет. Далее, перед повторной подтяжкой, механизму даётся время чтобы остыть;
  • низкое качество изделий. На строительном рынке можно встретить множество производителей, среди которых часто попадаются подделки. Поэтому к таким покупкам советуется относиться внимательно;
  • долгое использование и недостаток масла. От этого железо начинает перегреваться, и оно теряет все свои свойства (в том числе и упругость).

Это не все признаки, из-за которых могут возникнуть неприятности. Ключевым является правильная затяжка. Сделать её не трудно, однако, если упустить малейшую деталь, цепочка будет постоянно спадать. Подобное может стать причиной повреждений специалиста. Снизить вероятность можно одним способом: чётко соблюдать действия диагностики и смены цепки. Немаловажный момент – эксплуатация агрегата в зимний период времени. В этом варианте нужно устанавливать дополнительный фильтр, защищающий основные детали от попадания снега. Для запуска и прогрева нужно помнить про подсос и воздушную заслонку, а инструмент хранить в тёплом помещении. Если пренебрегать этими правилами, то низкая температура заморозит остатки жидкости и грязи на поверхности, что приведёт к проблемам запуска двигателя. Ещё резкие перепады температуры и влажности будут оказывать разрушающий эффект на все железные составляющие.

Почему на бензопиле ослабевает цепь

Натяжка цепи на любых бензопилах слабеет постоянно. Тому есть несколько физико-механических причин.

  1. Цепь соединена из множества звеньев, которые скреплены втулками через отверстия. Даже при самой точной заводской подгонке между втулок и отверстий есть люфт, иначе цепь не будет складываться в эллипс. При работе все люфты стягиваются в одну сторону, что приводит к увеличению длины. Даже микронный люфт 52 и более звеньев в сумме приводит к ощутимым величинам.
  2. При нагрузках, особенно сильных, могут растягиваться пластинчатые элементы всей цепи.
  3. Постепенное провисание цепей бывает при износе деталей. Стираются зубья ведущей и ведомых звездочек, внешняя кромка паза шины. Звездочки уменьшаются в диаметре, шина становится короче.
  4. Металл при нагревании не только расширяется, но и удлиняется. Во время работы нагревшаяся цепь становится немного длиннее и провисает.

Ремонт пилы своими руками

С появлением лёгкой и удобной бензопилы Штиль МС 180 в домашнем хозяйстве она полностью заменит двуручную, лучковую и даже ножовку. Со временем тупятся цепи, поднашиваются звездочки, повреждается система подачи масла. Некоторые неполадки можно устранить самостоятельно. Другие требуют ремонт в специальных сервисных центрах.

Ремонтировать пилу самостоятельно можно только разобравшись в устройстве узлов и последовательности операций по снятию и реставрации или замены узла. Инструкция по эксплуатации бензопилы Штиль 180 станет надёжным помощником. Именно в ней можно найти приёмы монтажа и последовательность операций по ремонту:

  • системы подачи масла;
  • приведение карбюратора в рабочее состояние;
  • ремонт или замену маслонасоса.

Кроме того домашний мастер может укоротить растянутую цепь и наточить её.

Если цепь пилы во время работы остаётся сухой или масло протекает, значит, требуется устранение неисправности и ремонт системы смазки бензопилы Штиль 180. При этом производят осмотр маслопроводов и плотности соединения со штуцерами. Обязательно прочищается фильтр на подаче масла. Если на шлангах небольшие механические повреждения, герметичность можно восстановить с помощью герметика.

Карбюратор дает о себе знать трудностью при запуске пилы, запущенный инструмент не набирает обороты, глохнет при дросселировании. Причиной может быть износ манжеты на поршне, в результате подсасывает воздух при разряжении. Для ремонта карбюратор снимают и добираются до манжеты на ускорителе, разбирая узел в последовательности:

  • снять крышку с мембраной, выкрутив винт;
  • снять стопорное кольцо;
  • отсоединить воздушную заслонку, снять дроссельную;
  • вытянуть ускоритель с пружиной;
  • заменить крошечный поршень с манжетой и собрать карбюратор в обратной последовательности.

Неполадки могут быть связаны с системой зажигания. После проверки работоспособности свечей и очистки нагара, проводят регулировку карбюратора, систему подачи и чистят впрыски. Карбюратор является сложным узлом и от его настройки зависит работа ходовой части. Если нет уверенности и навыка, лучше воспользоваться услугами специалиста. Зачастую работа на некачественном бензине, с не рекомендованным маслом является первопричиной всех неполадок.

Читать также Фрезерные станки по дереву своими руками видео

В помощь мастеру на ресурсах найдётся информация, как выполнить ремонт бензопилы Штиль 180 своими руками, например, видео покажет последовательность разборки.

Про диагностику системы смазки можно посмотреть здесь:

Способы заточки цепи бензопилы

Как говорилось выше, существует несколько различных способов это сделать. Самыми популярными являются:

  • заточка напильником,
  • болгаркой,
  • электрическим станком
  • и так называемым «ручным» станком.

Напильником

Напильник хорошо справится с заточкой цепи

Такой вид заточки является самым простым. В этот набор входит круглый и плоский напильник, особые державки, шаблон-калибр, крючок для удаления стружки и другие. И если инструменты заточки напильником могут несколько различаться, то тем не менее они имеют примерно одинаковую логику и тот же функционал.

Диаметр круглого напильника напрямую зависит от размера цепи:

Как затачивать?

Процесс заточки делится на несколько этапов:

Нужно убедиться, что у пилы включен цепной тормоз

После следует крепко зажать инструмент в тисках. Зуб, с которого была начата заточка, следует чем-либо пометить, чтобы нечаянно не начать затачивать зубья ещё раз

Перед заточкой обратить внимание на специальную пометку, которой производитель указал максимальный угол возможной заточки. Выполнять саму заточку следует в сторону указательных стрелок

Помимо зубьев затачивается также ограничитель

Это может понадобиться со временем, поскольку ввиду заточек снижается высота зубьев. Как правило, ограничитель затачивается через две-три заточки зубьев. Если этого не сделать, то во время работы с инструментом могут возникнуть проблемы.

А вы пробовали самостоятельно точить цепь бензопилы?

Было дело!Не довелось

Советы от специалистов

  1. При отсутствии опыта лучше не начинать с дорогих цепей.
  2. Движения должны производиться только в одном направлении «от себя». Причём для каждого из зубьев должно производиться одинаковое количество движений с примерно равным прикладыванием усилий.
  3. Для заточки вертикальной плоскости напильник должен быть расположен строго под прямым углом, а для заточки горизонтальной – под углом 20-30 градусов.
  4. Если перед заточкой было обнаружено, что не все зубья имеют одинаковую высоту, то ориентиром становится самый низкий из них.

Плюсы:

Минусы:

Болгаркой

Один из способов заточить цепь пилы — это болгарка

Такой способ не очень одобряется профессионалами, поскольку высок риск повреждения как инструмента, так и того, кто непосредственно и будет натачивать пилу. При этом на первый взгляд этот метод нравится многим, но на практике всё гораздо сложнее, чем кажется.

Тем не менее, способ всё ещё актуален.

  1. Цепь должна оставаться на шине.
  2. На болгарку крепится диск (желательно не новый) толщиной в полтора-два миллиметра.
  3. Перед цепью и шиной должна стоять небольшая преграда.
  4. Угол при заточке такой же, как описано в первом способе.
  5. После процесса обязательно подтянуть цепь.

Профессионалы особенно не рекомендуют этот способ новичкам, поскольку высок риск нанести тяжёлые увечья и травмы.

Плюсы:

Минусы:

Электрическим станком

Электрические станки для заточки

Такие станки оснащены специальными функциями для заточки под под определённым углом. Благодаря станку появляется гарантия, что диск к цепи будет подведён с максимальной точностью и аккуратностью. Также существуют станки со специальными тисками для зажатия цепи. Этот способ максимально подходит для новичков, поскольку удобство и безопасность гарантированы. Стоимость такого станка напрямую зависит от его функциональности.

Станком с ручным приводом

На вид станок с ручным приводом напоминает лучковую пилу. Разве что на месте, где бы располагалось полотно такой пилы, находится напильник. Такой станок даёт возможность наточить и подогнать зубья бензопилы под нужный размер. В станок встроен механизм, благодаря которому можно выстроить нужный размер.

Во время процесса понадобиться всего два-три движения, после чего можно переходить к следующему зубу. Этим же станком можно наточить и ограничитель. Разница лишь в самом напильнике, а точнее – в его форме. Так как при наточке зубьев необходим круглый напильник, а при заточке ограничителя – плоский.

Плюсы:

Минусы:

Станки с ручным приводом

Советы от профессионалов

  1. Перед тем, как начать заточку каким-либо способом, нужно включить пилу примерно на минуту. Делается это для того, чтобы смазочное масло попало на каждую деталь.
  2. Обязательно время от времени затачивать цепь и никогда не откладывать это дело на потом.
  3. Наблюдать за натяжением цепи при работе. При обнаружении неполадок стоит тут же исправить их. Плохо натянутая цепь является травмоопасным предметом.

Выше описаны самые распространённые способы заточки бензопилы. Свой способ стоит выбирать исходя из умений, знаний правил безопасности и опыта работы с инструментом.

Устройство рабочего элемента бензопилы, его направляющей, тормоза и механизма натяжения

Цепь

дежурит режущие и приводные звенья.

Рабочий элемент пилы состоит из трех типов элементов:

  • Режущие звена
  • Ведущие звена
  • Соединительные элементы.

Все элементы собраны заклепками. Самыми сложными конструктивными элементами являются режущие звенья. Этот тип структурного элемента может быть двух типов: правый и левый. Эти элементы позволяют распиливать древесину.

Шина важнейший конструктивный элемент устройства, который служит для наведения пильной цепи. Шина изготавливается из износостойкой стали, имеет высокую эластичность. На периферии шина имеет специальный направляющий паз. Масло протекает через паз для обеспечения смазки. Особенностью инструмента является наличие открытого режущего корпуса, опасного для человека. Для обеспечения безопасной работы используется специальный прибор, который называется тормозом. Устройство включается нажатием защитного щита.

Когда тормоз введено, тормозная полоса затягивается на барабане сцепления и останавливается. В результате этих действий режущее тело останавливается.

Система натяжения резака включает винт, передвигается. Когда винт вращается, штифт перемещается по канавке в корпусе пилы, из-за чего штанга движется. Движение штанги накладывает напряжение на фрезу. Для удобства работы натяжной винт на некоторых моделях устройства располагается сбоку, вне крышкой защитного кожуха, закрывающего приводную звездочку устройства. Каждая новая установка цепи требует регулировки натяжения лезвия.

Sources:

https://yargeo.Com/benzopila-krutitsja-cep-na-holostyh-oborotah/ https://stroy-dvorik.Ru/pily/tsep-benzopily-vrashhaetsya-na-holostom-hodu.Html

Возможные риски при неравномерной натяжке

Любые изменения пильной гарнитуры (провисание, поломка зубьев, перенапряжение) могут приводить к проблемам во время работы. Риски эксплуатации инструмента с провисанием:

  • снижение продуктивности при пилении, валке леса;
  • цепь застревает в пазе, слетает с шины во время запуска;
  • поломка гарнитуры, повреждения направляющих звездочек;
  • высокая нагрузка на ротор, снижение срока эксплуатации инструмента;
  • получение серьезных травм во время работы.

Перед началом работы важно качественно проверять все движущиеся механизмы, затяжку регулировочного болта. Использовать специальное масло для смазывания зубьев, пильной гарнитуры. Настройку цепи и непосредственно пиление нужно проводить в защитной одежде, надевать перчатки и очки, чтобы избежать травм

Настройку цепи и непосредственно пиление нужно проводить в защитной одежде, надевать перчатки и очки, чтобы избежать травм.

Гарнитура бензопилы – важный конструктивный элемент, отвечающий за продуктивность и качество работы. Перед началом эксплуатации следует проверить натяжение, убедиться в ее правильной установке. Напряжение корректируются с помощью специального болта или рычага на корпусе. Провисание или избыточное натяжение могут приводить к серьезным последствиям – поломке пилы, травмам во время распила древесины.

Правильная натяжка цепи на бензопилах имеет большое значение. Она сказывается на сроке службы режущей гарнитуры и всей мотопилы. Более того, при критически неправильной натяжке работать цепной бензиновой пилой просто невозможно.

Почему на бензопиле ослабевает цепь

Натяжка цепи на любых бензопилах слабеет постоянно. Тому есть несколько физико-механических причин.

  1. Цепь соединена из множества звеньев, которые скреплены втулками через отверстия. Даже при самой точной заводской подгонке между втулок и отверстий есть люфт, иначе цепь не будет складываться в эллипс. При работе все люфты стягиваются в одну сторону, что приводит к увеличению длины. Даже микронный люфт 52 и более звеньев в сумме приводит к ощутимым величинам.
  2. При нагрузках, особенно сильных, могут растягиваться пластинчатые элементы всей цепи.
  3. Постепенное провисание цепей бывает при износе деталей. Стираются зубья ведущей и ведомых звездочек, внешняя кромка паза шины. Звездочки уменьшаются в диаметре, шина становится короче.
  4. Металл при нагревании не только расширяется, но и удлиняется. Во время работы нагревшаяся цепь становится немного длиннее и провисает.

Последствия эксплуатации не заточенной цепи

Если не затачивать своевременно цепь цепной пилы, работать пользователю становится все тяжелее, а спил становится неровным. Такая эксплуатация приведет к таким негативным последствиям, как:

  • снижение КПД – распил требует больших физических усилий, соответственно, скорость работы падает;
  • повышение расхода топлива – перерасход может достигать 30%;
  • снижение срока службы пилы – быстро изнашивается цепная гарнитура, а также перегревается двигатель, что повышает вероятность выхода из строя инструмента;
  • риск получения травмы пользователем – при нестабильной работе пилы может порваться цепь.

Почему зажимает цепь на бензопиле

Тому может быть несколько причин:

  • слишком сильно натянута цепь;
  • забиты смесью опилок и масла паз шины, пространство вокруг звездочки под крышкой крепления шины, механизм сцепления;
  • совершенно неправильно установлена шина (непопадание штыря натяжного механизма в отверстие, перекос);
  • одно или несколько звеньев цепи заклинило4
  • цепь деформирована, изогнуты направляющие сегменты;
  • поврежден паз шины.

Корректировка натяжки цепи занимает всего несколько минут без опыта, а с опытом — менее минуты. Следить за правильной натяжкой необременительно, а не следить — себе дороже.

Как натянуть цепь на бензопиле

1-ое чему приходится научиться свежеиспеченному владельцу бензопилы после исследования техники безопасности работы с массивным инвентарем – его настройка. Последующее, что делается после ознакомления с аннотацией – тестирование работы, и если пила работает некорректно, то возможная причина этого – неправильное натяжение цепи. Потому сходу появляется вопрос — как натянуть цепь на бензопиле?

Обычно производители указывают в аннотации к бензопиле как это сделать, но если по каким-то причинам она затерялась, либо устройство досталось без нее, к примеру, по наследию, то текст, ниже приведенный, поможет отыскать верный ответ.

Последовательность демонтажа и последующей сборки

В домашних условиях цепь проще рассоединить, спилив головки напильником, после чего укороченные клепки легко выбиваются тонким стальным стержнем. Задача упрощается наличием подходящей по шагу цепи выжимной струбцины. Извлеченные таким устройством заклепки можно использовать без ограничений.

Самостоятельно соединять концы укороченной цепи можно в слесарных тисках. Продетые в элементы цепи заклепки с обратной стороны по окружности развальцовываются легкими ударами среднего молотка. Готовое соединение не должно иметь люфтов, также не допускается тугая посадка.

При сборке разных типов пильных цепей необходимо соблюдать предписанные конструкцией размерные интервалы между режущими звеньями.

Конструктивные особенности натяжителей бензопильных цепей

Чтобы отрегулировать степень натяжения цепи на бензопиле, в конструкции инструмента имеются соответствующие регулировочные винты. Первые два винта, посредством которых крепится шина, позволяют осуществить грубую настройку степени натяжения.

Для выставления точной натяжки гарнитуры, в конструкции инструмента имеется специальный винт. Этот винт соединяется с механизмом натяжения шины, при вращении которого осуществляется более точная настройка. Для обеспечения грубой регулировки необходимо:

  • Чтобы усилить натяжку, необходимо переместить шину в сторону от звездочки.
  • Чтобы ослабить натяжение, требуется перемещать шину в сторону к ведущей звездочке.

Механизм натяжителя цепи имеет простейшую конструкцию, состоящую из винта с резьбой, на которой расположен шип и шестеренка. Этот шип входит в зацепление с отверстием на шине, и воздействует на нее при перемещении винта. Шестерни предназначены для передачи усилия при вращении регулировочного винта на винт-натяжитель. Простота конструкции регулировочного механизма сказывается на его надежности. На бензопиле этот механизм из строя выходит крайне редко, но даже если это случается, то стоит деталь недорого.

Механизм натяжения на бензопилах разных производителей может отличаться по конструкции, только принцип работы у всех устройств одинаковый. Отличие в конструкции механизма влияет на место расположения регулировочного винта, который может располагаться сбоку (наиболее частый вариант), с торцевой части или снизу. Причем шляпка винта может иметь прямую форму под шлицевую отвертку или шестигранник.

Замена пильного элемента бензопилы

Если требуется замена цепи на бензопиле, то выполните следующие действия.

Снимите крышку, закрывающую звездочку. Для этого чаще всего необходимо открутить крепежные гайки. Открутив крепеж, снимите крышку, закрывающую муфту со звездочкой. Взявшись рукой за шину, подайте ее в сторону звездочки, чтобы цепь ослабла. Снимите цепной элемент с ведущей звездочки. Теперь необходимо установить цепь на бензопилу. Возьмите новый пильный элемент и оденьте его сначала на ведущую звездочку. Затем нужно одеть цепь на шину, уложив элемент в ее паз по всему периметру

Важно, чтобы звенья правильно оделись на ведомую звездочку, находящуюся на вершине шины При установке обратите внимание на направление режущих звеньев. Они должны быть направлены в противоположную от агрегата сторону, на верхней части шины

Подайте шину в противоположном относительно двигателя направлении, чтобы немного подтянуть цепь

Подайте шину в противоположном относительно двигателя направлении, чтобы немного подтянуть цепь

После укладки пильного элемента, прежде чем ставить крышку на место, необходимо совместить винт, посредством которого проводится регулировка натяжения, с регулятором, находящимся за шиной. Только после этого можно надеть крышку и слегка прикрутить гайки. Далее, вставьте отвертку в регулировочный винт и произведите окончательное натяжение. Как производится правильная натяжка цепи, было рассказано выше. Немного приподнимите шину и затяните гайки, таким образом зафиксировав ее

Важно не переусердствовать и не сорвать резьбу

Как убрать заклепку

Чтобы поменять элементы цепи или укоротить ее, потребуется разъединить звенья следующим образом. Зафиксируйте цепной элемент в тисках и сточите заклепки, а именно, их выступающие части. Для этого можно использовать напильник или надфиль. Следите, чтобы не подвергались стачиванию боковые части звена.

Болгаркой пользоваться не рекомендуется, поскольку есть риск перегреть звенья, что приведет к изменению физических свойств металла.

Воспользовавшись бородком (как он выглядит, показано на фото ниже), выбейте заклепку.

Существует еще один вариант разъединения звеньев. Для этого не потребуется стачивать шляпки заклепок. Поместите звено, а именно его заклепку, над каким-либо отверстием в металле или над слегка разведенными губками тисков. Далее, следует поставить слесарный бородок на шляпку заклепки и ударить по нему несколько раз молотком.

Продолжайте выбивать обе заклепки поочередно, поскольку они жестко закреплены противоположной частью звена. Постепенно заклепки начнут выходить из верхней части звена, и оно рассоединится.

Преимущество данного способа в том, что заклепки можно использовать повторно, так как они не стачиваются.

Причины, почему бензопила пилит криво?

Существует несколько распространенных факторов, которые ухудшают балансировку режущей гарнитуры пилы и портят линию реза.

К ним относятся:

неравномерная самостоятельная заточка режущих зубов – довольно часто бензопила пилит в бок из-за нарушения последовательности при заточке пильного органа. Согласно указаниям в инструкции, зубцы должны быть заострены на одинаковом расстоянии. В случае нарушения этого правила зубья, которые были сточены больше остальных, изнашиваются быстрее их. В результате цепь заметно отдаляется от центра, оставляя за собой кривую неаккуратную линию реза;

  • эксплуатация цепи, параметры которой не соответствуют шине – у каждой шины есть свои характеристики, включающие ширину паза. Именно от нее зависит возможность установки режущего органа на направляющую. Если на шину с пазом 1,3 мм установить цепь с посадочной шириной 1,3 мм, то останется зазор в 0,2 мм. Он приведет к неравномерному движению режущей гарнитуры по пильному полотну, в результате чего бензопила будет пилить криво;
  • повышенный износ режущих зубьев цепи – если бензопилу уводит в сторону , то это может говорить о чрезмерном износе цепи. Чтобы проверить режущий орган, нужно снять его с шины и осмотреть плоскость ее соприкосновения с направляющей шиной. Если режущие зубья действительно изношены, значит цепь нужно заменить, не пытаясь заточить ее.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий