Конструктивные особенности и области предназначения самодельного мульчирователя
В отличие от стационарных мульчеров, самодельное приспособление для мотоблока можно перевозить по всему участку, что позволяет сэкономить время на уборку территории. Мульчирователь, устанавливаемы на мотоблок, имеет ряд конструктивных особенностей.
В их числе выделяется:
- самодельное приспособление изготавливается для мотоблоков, мощность двигателей которых составляет от 5 до 12 л. с.;
- вал вместе с расположенными на нем ножками при вращении достигает скорости в 1500 об./мин.;
- самодельный мульчер может крепиться к передней или к задней части мотоблока;
- измельченные части веток и листьев не превышают длины в 2 см;
- для сборки мульчирователя применяются ножи, изготовленные из конструкционной легированной стали, предварительно прошедшей обработку высокими температурами.
Области применения самодельного мульчера достаточно обширные.
Он может активно использоваться в следующих целях:
- для обработки пожнивных остатков;
- обработки междурядий в садах, грядках с ягодами и виноградниках;
- скашивания поросли сорняков непосредственно перед вспашкой целины.
В некоторых случаях самодельный мульчер оказывается более эффективным, чем косилка. Это приспособление способно не только срезать выросшие сорняки, но и мгновенно измельчить их, оставив, после этого, перегнивать на участке
Еще одно важное преимущество оборудования заключается в его высокой производительности и эффективности, независимо от толщины и высоты сорняков
Процесс создания мульчирователя для мотоблока
- Первый шаг состоит в том, чтобы, используя железные уголки, получить раму размером 85х65 см;
- Затем нужно из трубы (только с толстыми стенами) получить вал мульчера для мотоблока;
- На обоих концах полученного вала необходимо закрепить плавающие подшипники, эксплуатирующиеся для крепления к раме;
- Используя сварочный аппарат, нужно прикрепить к валу ножи в форме «V», которые должны быть распределены в 4 ряда;
- Разместить ножи следует в следующем порядке: самые крупные и длинные изделия – на 1 и 3 рядах (с краю), немного меньшие – на 2 и 4, еще меньшие – на 1 и 3 и так по спирали. С другой стороны нужно по тому же принципу приварить ножи, вот только самые длинные необходимо разместить на 2 и 4 рядах;
- Мульчирователь для мотоблока стоит поставить на 2 направляющих колеса;
- Сверху агрегата расположите протекционный кожух, созданный из бочки (железной);
- Транспортная лента должна быть использована в качестве протекции ног оператора и размещена сзади на раме.
Стоит отметить, что из-за своих конструкционных особенностей такой агрегат не будет дробить толстые стебли кукурузы, но справляться со всей ботвой на огороде он будет на все 5 баллов!
Многие фермеры зачастую задаются вопросом о том, что делать с травой и кустарниками, мгновенно вырастающими перед посадкой и после сбора урожая. Ответ достаточно прост – от них поможет избавится мульчер на мотоблок. Это простое приспособление измельчает сорняки и дикие кустарники, превращая их в качественное органическое удобрение, которое в дальнейшем можно использовать для выращивания культурных растений.
Принцип работы
Процесс выполнения работы достаточно простой и состоит из двух основных этапов:
- При движении последовательного движения вперед, под воздействием мульчерной фрезы происходит нагибание кустарников или деревьев по направлению к ротору. Здесь происходит измельчение древесины в щепу. Ветки, лежащие на земле, а также пни, камни и т.п., захватываются прямо с грунта и также поступают в измельчитель.
- Выполняя движение задним ходом, с помощью ротора происходит захват оставшихся веток, окончательное перемешивание перемолотой массы с грунтом. Одновременно, специальные мощные резцы завершают процесс перемалывания, превращая биомассу в еще более мелкие фракции.
Что может делать мульчер:
- Очищать нефте- и газопроводы, зоны отчуждения ЛЭП от «лишних» деревьев, пней и кустарников.
- Подготавливать строительные площадки.
- Создавать в лесных массивах противопожарные полосы.
- Уничтожать старые сады.
- Ухаживать за лесом.
- Убирать пни на лесосеках.
Разновидности садовых измельчителей
Как только не называют рубильные машины, используемые для дробления древесных отходов. Щепорезка, веткоизмельчитель, шредер, щеподробилка, — далеко не полный список названий. Несмотря на такое разнообразие терминов, устройство различных агрегатов практически одинаково. Любая дробилка состоит из таких элементов:
- стальная рама, куда крепятся все детали и механизмы;
- основной привод – электродвигатель либо бензиновый (дизельный) мотор с валом отбора мощности;
- режущий механизм;
- главная передача (как правило, ременная);
- защитный кожух;
- 2 бункера — для подачи деревянных палок и выгрузки щепы.
Измельчители: из дисковых пил (слева) и с ножевым валом (справа)
По факту самодельные измельчители веток делятся на разновидности только устройством режущего механизма, остальные элементы отличаются лишь размерами. Если внимательно просмотреть опубликованные в интернете чертежи дробильной части, то можно выделить следующие популярные решения:
- Посередине вала крепится 2—3 десятка дисковых пил, оснащенных зубьями из твердого сплава.
- Конструкция, повторяющая устройство фуганка на циркулярном станке. На валу сделаны продольные пазы (от 2 до 6 шт. в зависимости от мощности двигателя), где закреплены рубящие ножи, изготовленные из углеродистой стали. Ветки подаются на измельчение под углом 90° к ножам.
- Дисковая дробилка для дерева, где ножи крепятся к плоскости стального круга, насаженного на вал. Здесь ветви нужно подавать под углом 30—45° к поверхности диска, что обеспечивается конструкцией загрузочного бункера.
- Рубильная машина с двумя валами, которые вращаются синхронно. Режущие кромки ножей, установленных на валах, при вращении сходятся в одной точке. За счет этого происходит не только дробление, но и самозатягивание веток после захвата. Подача древесины – перпендикулярно вращающимся ножам.
Дробилки: дисковая (слева) и двухвальная (справа)
Дальше мы рассмотрим, как самостоятельно сделать садовые шредеры первых трех типов. Двухвальная щепорезка – довольно сложный в изготовлении агрегат, требующий вложений и трудозатрат, что не всегда оправдано. Молотковые и прочие оригинальные измельчители древесины, сделанные своими руками, показаны на видео:
Для переработки толстых сучьев и веток на дрова можно смастерить механизированный колун. Варианты и чертежи станка представлены в другой нашей инструкции.
Самодельное устройство
Мульчер можно изготовить в домашних условиях. Потребуются навыки слесарных работ и услуги сварщика.
Изделие используется в качестве навесного оборудования на трактор.
Расходники и инструменты
Потребуются изделия и материалы:
- Толстостенная труба от садового бура диаметром 58 мм и длиной 700 мм.
- Ножи V-образной формы различной длины.
- Швеллеры и уголок.
- Стальной лист толщиной 2 мм.
- Обрезок ленты транспортера.
- Редуктор с обгонной муфтой.
- Шкивы (2 шт.).
- Плавающие подшипники (2 шт.).
- Прицепное устройство для подвешивания на трактор.
Применяются инструменты:
- болгарка с отрезными дисками;
- дрель со сверлами по металлу;
- сварочный аппарат;
- рулетка;
- керн;
- отвертки, гаечные ключи.
Для разметки нужен карандаш или тонкий маркер.
Мульчер для ботвы своими руками
Мотоблок является поистине универсальным приспособлением, поэтому владельцы этого «зверя» не перестают эксплуатировать его в новых амплуа.
Мастера-собственники научились создавать самодельные мульчеры для мотоблока, позволяющие измельчать остатки растений, солому, ботву и прочее.
Дело в том, что крупные стебли и листки нередко очень долго засыхают и перегнивают, причем не особо положительно влияют на почву.
В измельченном виде они способны стать выгодным удобрением и избавить землевладельца от лишних хлопот по уборке участка. Вы можете спросить: «Почему бы не купить профессиональный мульчирователь для мотоблока?». Дело в том, что допоборудование такого плана рассчитано на устройства, мощность которых не ниже 25 л. с. Естественно, речь идет о мини-тракторах, но никак не о мотоблоках.
Как создать мульчер для мотоблока своими руками?
Для этого необходимо отыскать следующие детали:
- толстую железную раму;
- специальный протекционный кожух;
- отрезок ленты транспортного плана;
- редуктор и 2 ременных шкивы;
- вал из зафиксированными ножами;
- подшипники плавающего плана и направляющие колеса (по 2 единицы);
- крепежи к основному агрегату.
Как видите, чтобы получить необходимое устройство в домашних условиях, необходимо подготовить множество элементов, а наличие опыта в конструкционной сфере станет только положительным плюсом.
Процесс создания мульчирователя для мотоблока
- Первый шаг состоит в том, чтобы, используя железные уголки, получить раму размером 85х65 см;
- Затем нужно из трубы (только с толстыми стенами) получить вал мульчера для мотоблока;
- На обоих концах полученного вала необходимо закрепить плавающие подшипники, эксплуатирующиеся для крепления к раме;
- Используя сварочный аппарат, нужно прикрепить к валу ножи в форме «V», которые должны быть распределены в 4 ряда;
- Разместить ножи следует в следующем порядке: самые крупные и длинные изделия – на 1 и 3 рядах (с краю), немного меньшие – на 2 и 4, еще меньшие – на 1 и 3 и так по спирали. С другой стороны нужно по тому же принципу приварить ножи, вот только самые длинные необходимо разместить на 2 и 4 рядах;
- Мульчирователь для мотоблока стоит поставить на 2 направляющих колеса;
- Сверху агрегата расположите протекционный кожух, созданный из бочки (железной);
- Транспортная лента должна быть использована в качестве протекции ног оператора и размещена сзади на раме.
Стоит отметить, что из-за своих конструкционных особенностей такой агрегат не будет дробить толстые стебли кукурузы, но справляться со всей ботвой на огороде он будет на все 5 баллов!
Многие фермеры зачастую задаются вопросом о том, что делать с травой и кустарниками, мгновенно вырастающими перед посадкой и после сбора урожая.
Ответ достаточно прост – от них поможет избавится мульчер на мотоблок.
Это простое приспособление измельчает сорняки и дикие кустарники, превращая их в качественное органическое удобрение, которое в дальнейшем можно использовать для выращивания культурных растений.
Самодельный мульчирователь — особенности, область применения
Многие фермеры зачастую задаются вопросом о том, что делать с травой и кустарниками, мгновенно вырастающими перед посадкой и после сбора урожая. Ответ достаточно прост – от них поможет избавится мульчер на мотоблок. Это простое приспособление измельчает сорняки и дикие кустарники, превращая их в качественное органическое удобрение, которое в дальнейшем можно использовать для выращивания культурных растений.
Конструктивные особенности и области предназначения самодельного мульчирователя
В отличие от стационарных мульчеров, самодельное приспособление для мотоблока можно перевозить по всему участку, что позволяет сэкономить время на уборку территории. Мульчирователь, устанавливаемы на мотоблок, имеет ряд конструктивных особенностей.
В их числе выделяется:
- самодельное приспособление изготавливается для мотоблоков, мощность двигателей которых составляет от 5 до 12 л. с.;
- вал вместе с расположенными на нем ножками при вращении достигает скорости в 1500 об./мин.;
- самодельный мульчер может крепиться к передней или к задней части мотоблока;
- измельченные части веток и листьев не превышают длины в 2 см;
- для сборки мульчирователя применяются ножи, изготовленные из конструкционной легированной стали, предварительно прошедшей обработку высокими температурами.
Области применения самодельного мульчера достаточно обширные.
Он может активно использоваться в следующих целях:
- для обработки пожнивных остатков;
- обработки междурядий в садах, грядках с ягодами и виноградниках;
- скашивания поросли сорняков непосредственно перед вспашкой целины.
В некоторых случаях самодельный мульчер оказывается более эффективным, чем косилка. Это приспособление способно не только срезать выросшие сорняки, но и мгновенно измельчить их, оставив, после этого, перегнивать на участке
Еще одно важное преимущество оборудования заключается в его высокой производительности и эффективности, независимо от толщины и высоты сорняков
Как сделать мульчер для мотоблока своими руками – пошаговая инструкция
Для того чтобы самодельный мульчер был как можно более надежным, выносливым и устойчивым к ударам, в его конструкции обязательно должны быть предусмотрены:
- крепкая железная рама, усиленная уголками;
- прочный защитный кожух;
- кусок транспортерной ленты;
- редуктор и 2 шкива ременного типа;
- надежный вал с закрепленными на нем ножами;
- 2 плавающих подшипника;
- сцепной механизм для установки на мотоблок;
- 2 направляющих колеса.
Последовательность действий при сборке должна выглядеть следующим образом:
- Для начала их железных труб и уголков сваривается рама, размерами 85 x 65 см;
- Далее необходимо изготовить вал для самодельного мульчера. С этой целью потребуется воспользоваться толстостенной трубой, взятой от старого бура. Готовый вал должен обладать длиной 70 и толщиной 5,8 см;
- На оба конца сделанного вала нужно установить по одному плавающему подшипнику, которые необходимо для неподвижного монтажа вала на раму;
- При использовании мульчера на мотоблоке создаваемый двигателем крутящий момент будет передаваться на вал приспособления через предусмотренный в его конструкции редуктор, имеющий 2 передачи ременного типа. Первая передача должна соединять мульчирователь с мотоблоком, а вторая – соединяться непосредственно с валом мульчера;
- К поверхности вала нужно приварить поводки, на которых должны быть установлены ножи, имеющие V-образную форму. Все ножи должны располагаться в 4 ряда. Режущие детали с самой большой длиной нужно закрепить по краям первого и третьего ряда. Через 5 см от них на втором и четвертом ряду потребуется закрепить ножи с меньшей длиной. Далее в первом и третьем ряду в 5 см от них необходимо закрепить ножи с еще более меньшей длиной. Таким образом, все режущие элементы мульчирователя должны располагаться по спирали по направлению до середины используемого вала. К обратной стороне мульчирователя ножи крепятся по такому же принципу с той лишь разницей, что наиболее длинные детали нужно установить на втором и четвертом рядах;
- К нижней части мульчера для мотоблока потребуется прикрепить 2 направляющих колеса. С их помощью можно настроить оптимальную высоту конструкции по отношению к поверхности земли;
- Поверх рамы устанавливается кожух, который можно сделать из половины стальной бочки. Для защиты ног оператор в задней части мульчера потребуется установить небольшой кусок транспортерной ленты.
Как сделать мульчер для мотоблока своими руками?
Для начала следует изучить конструкцию этого оборудования. Как правило, среди ее составляющих:
- вал с креплениями для ножей;
- крепежи под мотоблок;
- редуктор, оснащенный парой ременных шкивов;
- железная рама для сборки;
- защитный кожух;
- 2 подшипника плавающего типа;
- отрезок транспортерной ленты;
- два колеса.
Далее нужно подготовить все необходимые детали и материалы. А именно: железные уголки, толстую трубу (похожую на ту, которую традиционно применяют в мобильных буровых установках), 2 подшипника, готовый редуктор на ременной передаче (можно взять от старой техники), V-образные ножи разной длины, пару колес с регулируемой высотой посадки, железную бочку, разрезанную пополам (или что-то другое, подходящее в качестве защитного кожуха), транспортерную ленту или другой очень плотный и износоустойчивый материал, но гибкий. Последняя будет служить оператору для защиты ног.
Сборка мульчирователя осуществляется в следующем порядке:
- Сваривается рама из уголка, примерно 85х65 – это оптимально.
- Перед рамы оснащается зацепом для подсоединения к мотоблоку (подойдет любой, снятый со старого агрегата).
- Отрезок толстой трубы нужной длины пойдет в виде вала (0,7м, Ø 0,58 см).
- На ней устанавливается пара подшипников по плавающему типу – они объединяют вал и раму в одно целое.
- Редуктор монтируется на раму, одна его ременная передача соединяется с мотоблоком, а другая – с трубой.
- На вал привариваются ножи четырьмя рядами. Длинные идут по краям и в третьем ряду, между ними – чуть поменьше, далее еще меньше через каждые пять см. Все должно выглядеть как спираль, но на обратной стороне трубы режущие инструменты располагаются в обратном порядке.
7. Затем к раме присоединяется пара колес для мобильности – они должны устанавливаться на втулку с регулируемой высотой подвеса.
8. Старая металлическая бочка разрезается пополам вдоль и устанавливается на раму, накрывая все хозяйство.
9 .Последний штрих – монтаж защитной ленты, которую можно просто прибить или прикрутить болтами к краю бочки.
Перед эксплуатацией сделанное навесное оборудование обязательно нужно протестировать на достаточность мощности и крепость соединений.
Сделать такой полезный в хозяйстве мульчер на мотоблок совсем несложно, если придерживаться вышеизложенных рекомендаций. Тем более что он с успехом подходит к мотоблокам производства Нева, МТЗ, Каскад, Агро, Крот.
Классификация измельчителей веток
Планируя создание садового читтера, надо обязательно иметь представление о том, с древесными отходами какой толщины придётся иметь дело. Поскольку все измельчители органического мусора можно разделить по мощности электродвигателя и принципу работы ножевого блока, максимальный диаметр древесных обрезков влияет на выбор конструкции, эксплуатационные параметры и технические характеристики агрегата.
По типу используемой силовой установки
В садовых шредерах могут использоваться как электромоторы, так и двигатели внутреннего сгорания. Достоинства первых — простота, компактность, удобство эксплуатации. Тем не менее, с помощью бензинового или дизельного силового агрегата можно создать по-настоящему мобильную установку, а их мощность позволяет перерабатывать ветки толщиной более 10 см.
Измельчители с двигателем внутреннего сгорания имеют высокую мощность и более мобильны, чем электрические агрегаты
При выборе электрического силового агрегата обязательно надо учитывать следующие факторы:
- двигатели до 1500 Вт можно использовать при небольших объёмах работ и толщине прутьев не более 2 см;
- силовые установки мощностью 3 – 4 кВт являются оптимальным вариантом для загородных участков с небольшим садом. С их помощью можно дробить ветки диаметром до 5 см, чего вполне достаточно для небольшого частного подворья;
- электрические асинхронные машины от 6 кВт могут в течение длительного времени перерабатывать на щепу толстые ветки (от 10 до 15 см) и рекомендованы к использованию в больших хозяйствах.
Читать также: Как построить равносторонний шестиугольник
Электродвигатель обеспечивает самодельному измельчителю простоту и низкую стоимость
Следует заметить, что мощные электродвигатели требуют подключения к трём фазам. Если же используется обычная двухфазная сеть напряжением 220 В, то лучшим выходом из ситуации является бензиновая или дизельная силовая установка. Её мощности в 5 – 6 л. с. будет достаточно в большинстве случаев.
По конструкции ножевого блока
От конструкции ножевого блока садового шредера зависит диаметр веток, которые можно будет измельчать, и какой размер переработанной щепы будет получен на выходе из агрегата. Например, простейшие устройства могут перерабатывать только тонкие ветки, разрезая их на отрезки от 2 до 10 см, в то время как более сложные устройства способны дробить толстые ветки, перемалывая их в труху или производя отрезки длиной 10 — 15 см.
Конструкция заводских ножей чаще всего представлена в трёх вариантах:
дисково-ножевой блок, который используется для травы и прутьев толщиной не более 2 см;
Садовый измельчитель с дисково-ножевым блоком имеет простую конструкцию, но неспособен перерабатывать толстые ветки
Применение фрез позволяет работать с любым органическим мусором
Применение комбинированных турбинно-фрезерных или шнековых режущих блоков обеспечивает устройству высокую производительность
В самодельных конструкциях повторить шнековую или турбинно-фрезерную конструкцию сложно, поэтому умельцы берут за основу одну из следующих схем режущего блока:
- двухваловую систему с несколькими ножами;
- дисково-ножевой узел;
- наборной пакет из дисковых пил или фрез.
Все три варианта доступны к повторению в домашних условиях и требуют минимум затрат, поскольку при их изготовлении используются детали и узлы от старой автомобильной и сельскохозяйственной техники, отрезки уголков, труб и т. д. Что же касается покупных элементов, то без них обойтись не получится. Если в запасе нет электродвигателя, дисковых пил или фрез, а также других деталей, то их придётся купить.
Об устройстве мотоблока
Далее вы узнаете какой мотоблок лучше выбрать.Чтобы было понятнее, в чем же состоит принцип самодельного изготовления мотоблока и его дополнительных комплектующих, надо детальным образом рассмотреть само устройство мотоблока как средство малой механизации. Итак, данный агрегат включает в себя несколько основных рабочих узлов:
- Основная движущая сила, т.е. двигатель.
- Трансмиссия.
- Ходовая часть.
- Основные элементы управления.
Двигатель
В качестве основной движущей силы в конструкции мотоблоков используется стандартный двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от типа и марки мотоблока, например Кайман Варио, Патриот Урал, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза применяемый двигатель может быть различным:
- Бензиновый 4-тактный двигатель. Этот движок используется для агрегатов, относящихся к легкому и среднему классу устройств.
- Дизельный 4-тактный двигатель. Подобного рода моторы используются на тяжелых и мощных мотоблоках, предназначенных для работы на самых сложных участках поверхности.
Видео: Лучший дизельный мотоблок
Более подробно о работе дизельного мотоблока смотрите на видео:
- Система, отвечающая за подачу горючего. Состоит из бака с горючим, карбюратора, воздушного фильтра и шланга для топлива.
- Смазочная система, осуществляющая процесс смазывания тех деталей, которые трутся между собой.
- Стартер, обеспечивающий раскрутку коленвала.
- Охлаждающая система, которая уводит тепло от блока цилиндра мотора при помощи воздушного потока.
- Система зажигания, которая производит искру на свече зажигания.
- Газораспределительная система, которая обеспечивает поступление топливовоздушной смеси в цилиндр мотора, а также отвечает за выход отработанных газов.
Трансмиссия
Основной функцией трансмиссии является передача крутящего момента от мотора к колесной базе, а также регулирование скоростей и смену движения агрегата. В её конструкцию входит несколько рабочих узлов: редуктора, сцепления, коробки передач и дифференциала (есть не во всех моделях).
Трансмиссия может быть нескольких типов:
В основном, классический тип шестеренчатой трансмиссии используется на тяжелых мотоблоках, а состоит он из конических и цилиндрических шестерен.
Остальные типы трансмиссии используются в легких и средних типах мотоблоков. При этом, вне зависимости от типа трансмиссии, в конструкции находится ВОМ – вал отбора мощности, который передает крутящий момент к рабочим узлам агрегата.
Что касается сцепления, то оно может быть различным:
- В виде клиноременной передачи. Суть процесса состоит в рычаге сцепления, которая натягивает или ослабляет ремень, чем передает, либо прекращает передачу крутящего момента от мотора к редуктору.
- Однодисковое или многодисковое сцепления сухого или мокрого типа.
- Коническая муфта.
В большинстве качественных мотоблоков Садко, Дон, Хутер, Профи, Пахарь, Чемпион, Карвер используется второй тип сцепления, который отличается наибольшей надежностью.
Ходовая часть
Ходовая часть включает в себя не только непосредственно саму колесную базу, но и рамную конструкцию, к которой эти колеса крепятся, и где располагаются основные рабочие узлы мотоблока.
В более современных моделях мотоблока предусмотрено изменение расстояния между парой колес, что позволяет регулировать размер колеи мотоблока.
На сегодняшний день, различают два вида колес – пневматические и металлические с грунтозацепами.
Основные элементы управления
Управление мотоблоком находится на рукоятке агрегата, отвечая за изменение скорости и направления движения устройства. Среди элементов управления находятся:
- Рычаги, руль и переключатели скоростей.
- Управление сцеплением.
- Рычаг или кнопка остановки двигателя.
- Подачи газа и т.д.
В конструкции мотоблока отсутствует сиденье для человека (как и в мотоблоке Салют), поэтому само управление производится человеком собственноручно.